KNOWLEDGE HYPERMARKET



2168
з математики

132
учня

168
для 11 класу

443
відкореговано


Вашій увазі

24638
уроків


А. А. Фет. Очерк жизни и творчества

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. А. Фет. Очерк жизни и творчества


Афанасий Афанасьевич Фет

1820, 23 ноября - родился в родовом имении Шеншиных в Орловской губернии.
1838-1844 - годы учения в Московском университете.
1840 - выпуск первого сборника стихотворений.
1845- 1858 - годы военной службы.
1850 - публикация Bтopoгo сборника стихотворений.
1856 - выход в свет очередного сборника стихотворений.
1860-1877 - жизнь в имении Степановка.
1883 - начинает выпуск сборников «Вечерние огни».
1892,21 ноября (3 декабря) - умер в Москве.

Очерк жизни и творчества

Годы учения.

А. А. Фет родился 23 ноября 1820 года в имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в доме помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Матерью будущего поэта была немка Шарлотта Фет, жена дармштадтского чиновника Иоганна-Петера Фета, сбежавшая с Шеншиным в Россию за один или два месяца до рождения ребенка. Афанасий родился после венчания Шарлотты Фет и Шеншина по протестантскому обряду, но раньше совершения обряда православного. Никто в семье этому не придал значения. Но в разное время и при разных обстоятельствах Фету приходилось называть своим отцом то Шеншина, то Фета.

Домашнее воспитание Фета носило случайный характер. Лишь в 1835 году под фамилией Шеншин он был зачислен в немецкий пансион Крюммера в прибалтийском городе Верро, который считался образцовым воспитательным учреждением. В годы учебы просыпается у нeгo беспокойный дар стихотворства: «Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными». В пансионе из письма отца ему довел ось узнать горькую новость: отныне он должен носить немецкую фамилию матери. Это означало, что «иностранец Афанасий Фет» терял дворянское звание, положение в обществе, лишался имущественных прав. Фет чрезвычайно тяжело переживал это формальное недоразумение и тогда же поставил перед собой цель вернуть утраченное. Это стало навязчивой идеей, надолго определившей судьбу поэта.

В 1838 году Фет покидает пансион :Крюммера и приезжает в Москву с намерением поступить в Московский университет. Пройдя подготовку в пансионе историка и писателя М. П. Погодина, близкого к А.С. Пушкину и  Н. В. Гоголю, Фет поступает на словесное отделение философского факультета. Поэзия увлекает eгo. «Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции... - отмечал -поэт в воспоминаниях, - почти ежедневно писал новые стихи». В университете Фет познакомился и подружился с будущим поэтом Аполлоном Григорьевым. Оба «Упивались поэзией». В доме Григорьевых, который Фет называл «истинной колыбелью» cвoeгo «Умственного я», он прожил почти все годы учебы в университете.

В 1840 году, ободренный высокой оценкой своих стихов Гоголем («Это несомненное дарование»), Фет издает первый поэтический сборник «Лирический Пантеон», который подписывает «А. Ф.». Стихи, помещенные в сборник, получили лестную для молодого поэта оценку В. Г. Белинского: «А г. Ф. мнoгo обещает». В начале 40-x годов Фет публикует в журналах целый ряд своих стихотворений, которые стали подлинными жемчужинами eгo лирики: «На заре ты ее не буди...» (1842), «Я пришел к тебе с приветом...» (1843). Белинский нaходит среди них «истинно поэтические». Оценка великогo критика стала для начинающего поэта путевкой в большую литературу.


На военной службе.

В июне 1844 года Фет заканчивает университет. Перед ним открыты литературные журналы, которые охотно печатают eгo стихи. Белинский отмeчает, что «из живущих В Москве поэтов всех даровитее г-н Фет». Но «бунтующая» мечта поэта возвратить дворянское звание заставляет eгo покинуть Москву и нижним чином поступить в кирасирский полк, расквартированный по селам и маленьким городкам Херсонской губернии на южной окраине России. По законам тoгo времени именно получение офицерского звания давало возможность вернуть родовую фамилию и восстановить принадлежность к дворянству. Скучная и монотонная жизнь в полковом гарнизоне тяжело переносится поэтом. Он «никогда еще не был... убит морально до такой степени».

Литературная деятельность Фета постепенно ослабевает. Но он упрямо ведет свою «ложную, труженическую, безотрадную жизнь». За несколько месяцев до получения Фетом первого офицерского звания выходит указ, согласно которому для возвращения наследственных дворянских прав надо иметь чин майора. Но и это не заставило Фета отступиться от своей цели: «Ехать дoмой, бросивши службу, я и думать забыл, это будет конечным для меня истреблением».

Осенью 1848 года поэт познакомился и полюбил Maрию Лазич, но, одержимый достижением своей цели и стесненный в средствах, не решился связать с ней свою жизнь. После загадочной гибели девушки Фет тяжело переживает потерю. Воспоминания о ней нашли воплощение в исповедальном цикле eгo стихов разных лет, куда традиционно включаются следующие стихотворения: «Неотразимый образ» (1856), «В душе, измученной гoдами...» (1867), «Ты отстрадала, я еще страдаю...» (1878), «Не вижу ни красы души твоей нетленной...» (1884), «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...» (1885), «Долго снились мне вопли рыданий твоих...» (1886), «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» (1887). Он вспоминает возлюбленную и в одной из своих поэм:

Ты, дней моих минувших благодать,
Тень, пред которой я благоговею.


В 1850 году полк, в котором служил поэт, переводится на лагерные учения под Петербург. Фет получает возможность бывать в столице. В этом же году он публикует свой второй сборник стихотворений, который стал заметным литературным событием, и получает возможность печатать свои стихи в петербургских журналах.


Петербург.

В 1853 году Фет добивается перевода в лейб-уланский полк, расквартированный под Петербургом. Это дает ему возможность вновь вернуться в литературный мир. Он часто бывает в журнале «Современник», которым руководил Н. А. Некрасов. С журналом в этот период сотрудничали И. С. Typгeнев, Л. Н. Толстой, И. А. Герцен, И. А. Гончаров. горячее участие в судьбе поэта принимает Typгeнев, который вместе с критиками В. П. Боткиным и А. В. Дружининым готoвит к изданию новый сборник стихотворений Фета. Перед выходом в свет в 1856 году обновленного сборника в журнале «Современник» было опубликовано сообщение Некрасова: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».


За границей.

В 1856 году вышел новый указ, подчеркнувший, что возвращение в дворянство возможно лишь при получении звания полковника. Изнурительная военная служба теряет свой смысл. Фет взял годичный офицерский отпуск и отправился за границу. В Париже состоялось  бракосочетание Фета с сестрой критика В. П. Боткина, Марией Петровной, что помогло поэту обрести, наконец, материальное благополучие. Однако пребывание за границей тяготит Фета. Красоты Рима и Парижа не в состоянии заслонить картин скромной русской природы:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом cHeгoB как смерть однообразной,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.


«Скучает до исступления, - вспоминает Typгeнев о пребывании Фета за границей, - ничего не понимает изо вceгo, что вокpyг нeгo происходит, вне своей лирики он плох...»


В отставке.

В январе 1858 года, так и не осуществив свою мечту вернуть принадлежность к дворянству, Фет вышел в отставку и поселился в Москве. Продолжая coтрудничество с некрасовским «Современником», он отдается литературной работе: переводит «Оды» Горация и сочинения Шекспира. В журнале « Русское слово» публикуется eгo статья «Стихотворения Ф. Тютчева», твоpчествокотopoгo Фет особенно ценил и считал eгo наипервейшим поэтом. «Тютчев сладостен мне не столько как человек, более чем дружелюбно ко мне относящийся, писал Фет, -но как самое воздушное воплощение поэта, каким eгo рисует себе романтизм».

В 1859 году дружба с журналом «Современник» смeнилась враждой. Фет решительно порывает с журналом, как незадолго до нeгo это сделали Л. Н. Толстой и И. С. Typгeнев. «Современник» открыто выступил против литературы, безразличной к общественным интересам и не отвечающей потребностям современной действительности, в то время как Фет постоянно искал в поэзии «единственного убежища от всяких скорбей, в том
числе и гражданских ». В программном стихотворении «Музе» (1857) поэт выражает свое авторское кредо:

...3ажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.
Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать...


Муза Фета не изменяет своему высокому назначению - служению красоте.


Мценский помещик.

В 1860 гоДУ Фет приобретает имение Степановку размером в 200 десятин на юге Мценского уезда Орловской губернии, как раз в тех мecтах, где находилось родовое имение Шеншиных. Он пока еще не мценский дворянин, но уже мценский помещик. В имении, находящемся в степной полосе, он строит дом, заводит службы. Bокpyг дома возникают цветники, аллеи, колодцы, пруды. Фет истово занимается хлебопашеством и коневодством. Л. Н. Толстой, поселившийся в Ясной Поляне, поддерживает намерение Фета заниматься хозяйством: «Нашему полку прибудет, и прибудет отличный солдат...» Но если Толстой дeревенское уединение и занятия хозяйством рассматривал как необходимое условие для творческой работы, то Фет одержим другим: создать необходимые условия для тoгo, чтобы вернуть, наконец, несправедливо отнятое судьбой.

В 1863 году Фет издал новое собрание своих стихотворений в двух частях. В Heгo вошли лирические произведения, написанные до приобретения Степановки, поскольку, занявшись хозяйством, он почти полностью прекратил писание стихов. В одном из писем поэт признавался, что с 1860 по 1877 год он не написал и трех стихотворений. Но зато Фет публикует серию дepeвенских очерков о взаимоотношениях помещика и кpeстьян, которые, с одной стороны, вызвали негодование революционных демократов и, с другой - получили одобрительную оценку Л. Н. Толстого и И. С. Typгeневa. Длительное время Фет исполняет почетные обязанности мирового судьи, искусно добиваясь компромисса между спорящими сторонами.

В 1873 году поэт обращается с просьбой на высочайшее имя восстановить eгo в сыновних правах, давнее лишение которых заставляло eгo терпеть «жесточайшие нравственные пытки» и постоянно приносило ему «дyшевные раны». В конце года последовал царский указ «о присоединении oтставнoгo гвардии штабс-ротмистра А.ф. Аф. Фета к роду отца eгo Шенши:на со всеми правами , званию и роду eгo принадлежащими». Давняя идея - страсть, которая, по признанию Фета, вынуждала eгo «принести на трезвый алтарь жизни самые задушевные стремления и чувства», была, наконец, разрешена. Письма к друзьям он начинает подписывать новой фамилией - Шеншин. Typгeнев стремится убедить eгo в том, что, как Фет, он «имел имя, а, как Шеншин, имеет только фамилию». И в будущих публикациях «имя» Фет coхраняется, но выступает уже в качестве псевдонима.

Занятия будничными хозяйственными делами надолгo отлучили Фета от поэзии. Стихи он пишет редко и ничего не печатает. Но в нем «продолжал дышать дух поэта», он не потерял тoгo дара лиризма, который считал «цветом и вершиной жизни». Фет возвращается к лирическому творчеству: «Муза пробудилась от долголетнего сна и стала посещать меня тaк же часто, как на заре моей жизни».\


«Вечерние огни».

Последний период поэтического труда Фета ознаменовался выходом четырех сборников стихотворений «Вечерние огни» (они выходили из печати последовательно в 1883, 1885, 1889 и 1891 годах).

А я по-прежнему, смиренный,
Забытый, кинутый в тени.
Стою, коленопреклоненный,
И красотою умиленный
Зажег вечерние огни.


Годы жизни, ознаменованные выпусками «Вечерних огней», были отмечены высоким творческим взлетом вeликого поэта. Он готовил к изданию и пятый том «Вечерних огней », но осуществлению этого замысла помешала смерть. Афанасий Афанасьевич Фет скончался 21 ноября 1892 года, за два дня до свoeгo 72-летия. Фет был похоронен в селе Клейменове Мценского уезда Орловской губернии, родовом имении Шеншиных. Творческий путь Фета длился более полувека.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.


Видео по литературескачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.