KNOWLEDGE HYPERMARKET


Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Особенности буддийской пластики и живописи

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы с Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты




УРОК 8


БУДДИЙСКИЕ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ - СИМВОЛ КОСМОСА И БОЖЕСТВЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ

Большая ступа в Санчи


ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКОЙ ПЛАСТИКИ И ЖИВОПИСИ

Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты


Присущее индийцам созерцательное восприятие красочного, напоенного звуками и ароматами мира рассматривалось как идеальное состояние души, поддержать которое можно было разумным отношением к своим потребностям. Неслучайно одна из самых распространенных в Индии религий – буддизм – учила достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание.

Возникновение буддизма с eгo традицией ритуального обхода по часовой стрелке вoкpyг «дерева мудрости» продиктовало появление новых архитектурных форм. Классическая форма буддийского культового сооружения – ступа – представляет собой монолитную кирпичную полусферу. Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие. Божественное присутствие отмечает центральная точка – источник возникновения и гибели вселенной. Кyпол ступы повторяет форму могильного кypгaнa и является по сути гигантским реликварием, поскольку скрывает xpyстальный ковчег с пеплом Будды. Так выглядит и Большая ступа в Санчи (1 в. до н. э.). –
 
3-09-4.jpg Буддизм возник В VI–V вв. до н. э. на основе проповедей индийскогo царевича Гayтaмы  Шакьямуни, прозванного Будцой, что означает Просветленный. По легенде, царевич рос в великолепных чертогах, не подозревая о страдании. Но однажды он увидел дряхлого и немощного старика, дрожащего в лихорадке больного, разлагающийся труп, нищего oтшельника. Он понял, что на свете существуют старость, болезнь, смерть, нищета, и решил найти путь освобождения от страдания. Ночью царевич. которому помогли боги, тайно ocтaвил дворец.

Кaк-тo раз, после шести лет скитаний, отшельничества и аскетизма, он сидел под большой смоковницей – «деревом мудрости», И тут ему, наконец, открылась истина: он разгадал тайну страдания и нашел путь eгo преодоления. Гayтaмa отправился в Оленью рощу и прочитал проповедь о том, что существует страдание, причиной кoтopoгo является желание; избавление от желания ведет к освобождению от страдания и достижению нирваны, которая означает прекращение цепи перерождений и идеальное состояние покоя. Эта логическая цепочка в буддийской терминологии называется «привести во вpaщение колесо Судьбы». Объяснив причинно-следственную связь страдания и пути избавления от нeгo, гayтaмa получил имя Будда.


Большая ступа. I в. до н. э. Санчи
Большая ступа. I в. до н. э. Санчи


Некогда Большую ступу покрывала белоснежная штукатурка, ослепительное сияние которой дополняло свечение вызолоченного шпиля. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три буддийские цeнности: Будду, Учение и монашескую общину. гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника кpacнoгo цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звезд и солнца вoкpyг мировой горы. Проход к ступе обеспечивают ворота, pacположенные по осям север – юг, запад – восток. Они образуют крест, центр котopoгo совпадает с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме тoгo, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.

Ворота состоят из двух квадратных в плане столбов и трех изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Рельефы на столбах и балках на сюжеты из жизни Будды делают их похожими на иллюстрированные рукописи, когда-то переносимые странствующими рассказчиками из деревни в деревню.

3-09-3.jpg Рельеф западных ворот, например, воспроизводит «дерево мудрости» – наиболее часто встречающийся мотив буддийского изобразительногo искусства. К дереву, украшенному цветочными венками, с обеих сторон движутся последователи религиозного учения Будды: здесь и небесные девы, парящие в воздухе с гирляндами и сосудами в руках, и пузатые духи деревьев верхом на мифических львах, и бог богатства Кубера, любимое божество купцов, и сами купцы. Симметричное расположение фигур вокpyг дерева с густой круглой кроной, линейный ритм молитвенно сложенных рук, тяжелые браслеты, повторяющие абрис постамента, из кoтopoгo вырастает дерево, придают всей композиции очертания кpyгa, вызывая ассоциации с колесом Судьбы, запущенным благодаря просветлению Учителя.

Помимо «дерева мудрости» на воротах воспроизводятся знаки, напоминающие о ключевых событиях из жизни Будды и обозначающие caмoгo Будду, пока во 11 в. н. э. не сложился eгo антропоморфный образ. Бык (знак зодиака Гayтaмы) символизирует рождение, цветок лотоса – медитацию, колесо и олень служат аллегорией первой проповеди, ступни намекают на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный 'Учителем на земле, ступа – вхождение в нирвану. Печатью Будды и символом счастья в буддийской традиции является свастика – знак, встречающийся в доарийской индийской культуре как воплощение солнечной энергии и распределения ее по четырем сторонам света.

Со временем у основания ступы на пути религиозной процессии стали помещать статую Будды – стоящего, идущего или сидящего в позе святого отшельника, достигшего просветления. Близость индийцев к природе обусловила появление изобразительногo канона, приближающегося к природным формам: стройная фигура, как у дерева баньян, ноги, как у газели, «львиный корпус» – широкие плечи, тонкая талия, разрез глаз, напоминающий восхитительные изгибы лотоса.

Отличительными признакам и Будды служат знаки величайшей мудрости: выпуклость на темени, родимое пятно на лбу, удлиненные мочки ушей (см. цв. вкл., рис. 9).


«Дерево мудрости». Рельеф западных ворот. Большая ступа. I в. до н. э. Санчи

«Дерево мудрости». Рельеф западных ворот. Большая ступа. I в. до н. э. Санчи


5-09-3.jpg Наряду со ступой местом отправления буддийского культа был пещерный храм, где молитвенные залы coceдcтвoвали с жилищем монахов. главным украшением пещерных храмов служила живопись. В пещерных храмах в Аджанме (IV–VII вв.) она покрывает широкие пространства стен и потолков. Среди буйной зелени, пышных цветов, переплетенных лиан, усеянных розовыми, лиловыми, кpacными плодами, раскачиваются кофейно-бежевые обезьяны, зацепившись хвостами за ветки; величаво шествуют тeмнo-серые слоны, выставив белоснежные бивни; таятся в зарослях оранжево-черные тигры, выгнув спины для прыжка. Этот роскошный красочный мир, расширяя пространство над головой, уничтожает самый намек на давление скалы. Образно передавая сказочное изобилие и богатство растительного и животного царства, фрески служат также религиозной идее сакральности пещеры как чрева-утробы мировой горы.

В отличие от рельефных изображений в Санчи, иллюстрирующих жизнеописание Будды, в росписях Аджанты преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни. Вот в роскошных садах с экзотическими растениями и прозрачными вoдoемами нежатся черноволосые красавицы; вот на городских площадях среди пешеходов, разносчиков воды, фокусников движутся религиозные процессии, слоны и повозки; вот различные посетители наводняют приемную залу дворца в ожидании властителя (см. цв. вкл., рис. 10, 11). И все это ярко и празднично. Один цикл от другого отделяют колонны, двoрики, ворота, не нарушающие общей панорамы.

Атмосферу живой жизни в росписях Аджанты создают позы, точно схваченный типаж, предельно выверенная линия рисунка. Особенно это проявляется в женских образах, полных грации и изящества. Они воплощают индийский идеал женской красоты: широкие бедра, тонкая талия, тяжелая грудь, голова яйцевидной формы, длинные волосы, миндалевидные глаза и удлиненные брови.

Чтобы передать кокетливый, призывный и в то же время ускользающий взгляд обольстительных женщин, художники изображали полузакрытые глаза с узкой, нарочито удлиненной щелью, поэтому было не ясно, куда и на кoгo смотрит красавица, о чем ее и вопрошали поэты:

                              К любви зовущими, и томными, и ждущими ответа,
                              в полон берущими, глядящими то искоса, то прямо,
                              вовек не лгущими, огромными и нежными глазами,
                              о простодушная, о скромная, кому в глаза ты глянешь?
                                                                                            (Перевод Н. Гopcкoй)


Теплая медово-терракотовая гaммa, оттененная вспышками золота, снежно-белыми, изумрудно-зелеными и пурпурно-красными мазками, делала фрески настоящим апофеозом красоты.

Вопросы и задания
1. Назовите основные типы буддийской храмовой архитектуры. В чем различие их декоративного оформления? Используйте для ответа иллюстрации из задания № 4 в рабочей тетради.
2. Почему росписи Аджанты называют энциклопедией индийской жизни? Как они соотносятся (по сюжетам, образам, астроению) с каменным горельефом индуистских храмов?


* * *
Культуру Древней Индии можно интерпретировать как мeтафору сакрального, ибо основу архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, танца, музыки, театрального действа здесь составляло представление об Абсолюте. Вместе с тем щедрая, изобильная природа развила у индийцев любовь к созерцательности и склонность к радостям и наслаждениям. В связи с этим вдохновение они черпали не только в беспредельном стремлении к Абсолюту, но и в чувственном жизнелюбии.

Неслучайно аскетически суровая простота внутренних помещений храма ассоциируется с небесами и предназначена для богов, а пышный наружный декор ориентирован на людей.

Такой магический сплав глубины мистических учений и pocкош ной фантазии знойного юга делает индийскую культуру столь притягательной во все времена.


9. Сидящий Будда. Роспись на шелке. I в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. 10. Черная принцесса, смотрящая в зеркало. Настенная роспись. IV–VII вв. Аджанта. 11. Придворная сцена. Настенная роспись. IV–VII вв. Аджанта





Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Рефераты, домашняя работа по исскуству скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.