KNOWLEDGE HYPERMARKET


Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических представлений Древнего Китая

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине



УРОК 32

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНЬ И ЯН - ОСНОВА КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. АРХИТЕКТУРА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Храм Неба в Пекине

Китайская культура сформировалась в бассейне реки Xyaн-хэ на территории Северо-Китайской равнины. Ее основу coставляет идея гармонии двух полярных начал – мужского небесного ян и женского земного инь.

3-09-8.jpg Культуру Китая принято делить на периоды по вpeмeни правления императорских династий, хотя самое первое государство Шан было образовано уже в эпоху неолита в 1500 г. до н. э. Первая империя возникла под властью династии Цинь (221–207 гг. до н. э.), затем династии Хань (207 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Период распада продолжался до создания династией Тан могущественной средневековой империи (618-907 гг.), воспринятой династией Сун (960–1279 гг.). Вторжение монголов в Китай означало начало правления монгольской династии Юань (1279–1З68 гг.), которую сменила китайская династия Мин (1З68–1644 гг.), а затем манчжурская династия Цин (1644–1912 гг.). 

Взаимодействие ян и инь включает более широкий спектр полярных значений: сухой – мокрый, активный – пассивный, нечетный – четный и т. д. Идея гармонии прослеживается в космогоническом мифе о создании упорядоченного мира.

Грандиозным воплощением идеи гармонии между Небом и Землей в архитектуре является храм Неба в Пекине (XV–XVI вв.).

Храм Неба был задуман как место жертвоприношений Небу – подателю урожая, зависящему не только от качества земли, но и от движения солнца, луны, дождя. Китайский император, будучи «сыном Неба», управляя страной по «мaндату* Неба», обязан был ежегодно подтверждать законность власти обеспечением богатого урожая. Об этом он просил Небо дважды в году: в день зимнего солнцеворота (25 дeкабря) и под Новый год по лунному календарю (в январе–феврале).

3-09-4.jpg Согласно мифу, космический гигант Пань-гу, заключенный в «яйце хаоса», разделил eгo на светлое, теплое начало ян и мутное, холодное начало инь. Ян, как более легкое, взлетело, образовав Небо, инь, как более тяжелое, осело, став Землей. Пань-гу растворился в природе, дав начало рельефу и космическим явлениям. Eгo руки и ноги образовали четыре стороны света; локти, колени, голова – пять священных гop. Кровь превратилась в реки, волосы – в деревья и травы, зубы и кости – в минералы. Дыхание стало ветром, голос – гpoмoм, левый глаз - солнцем, правый – луной. Даже пот, казалось бы совершенно бесполезный, – каплями дождя и росы, а паразиты, жившие на теле и оплодотворенные ветром, – черноволосыми людьми.

По китайской традиции, дворец и храм не здание, а целый комплекс павильонов, алтарей, садов, расположенных по оси юг – север и обнесенных стеной. Храм Неба тоже ориентирован фасадами построек на юг и включает кpyг- лые Алтарь Неба, Зал Небесного Свода, Зал Молений об Урожае, множество прямоугольных павильонов. Eгo грандиозная территория, утопающая в зелени гинго, кипарисов и магнолий, oгoрожена стеной. Поскольку в китайской космологии юг accoциируется с небом, солнцем, летом, eгo местонахождение предполагается наверху, и ограда в южной части храма имеет форму полукруга. Север, связанный с землей, водой, зимой, находится внизу, ему соответствует ограда прямоугольной формы.

Сооружения храма огорожены стенами, прямоугольными или круглыми, и либо подняты на высокие беломраморные платформы, как Зал Молений об Урожае и Зал Небесного Cворда, либо сами являются платформой, как Алтарь Неба.

* Мандат (лат. mandaтum – поручение) – документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя.


5-09-3.jpg Издали платформы с невысокими балюстрадами, украшенными по окружности мраморными столбиками с рельефами дpaкoна – владыки небесных вод и феникса – стихии огня, кaжутся воздушными белыми облаками, возникшими от взаимодействия влаги и жара. Число 3 (количество сооружений по оси юг – север, платформ Алтаря Неба и Зала Молений об Урожае, eгo крыш, проходов в оградах) воплощает мужское небесное начало ян. Eгo воплощают также мраморные столбики – фаллический символ плодородия и круглые планы Алтаря, залов, конусообразных крыш, платформ, оград. Кpyг задает магический ритм вращения, воспроизводя непрерывный кpyгoвopoт небесных тел и стихий.

Все постройки соединены широкой, вымощенной кaмeнными плитами дорогой. Дорога символизирует путь вселенной – Дао*, метафорически уподобленный воде и, следовательно, воплощающий женское начало инь. Непрерывная вариация знаков кpyгa (постройки) и квадрата (квадратные ограды, газоны, цветники) напоминает о том, что именно вечный и бесконечный Дао дает импульс действию активного ян и желанной гармонии
Неба и Земли.


Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин. Схема

Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин. Схема


* Дво – первоначало всех вещей, универсальное лоно, откуда выходит вселенная и все, что ее составляет. Основоположник даосизма Лаоцзы (VI–V вв. до н. з.) называет Дао также всеобщим управителем, путем к гармонии. Беззвучный, бесформенный, текучий Дао через свою пластичность позволяет властвовать над такими важнейшими началами, как Небо и духи.

Алтарь Неба. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин 
 
Жертвоприношения Небу устраивались ежегодно в день зимнего солнцеворота на Алтаре Неба. Благостно-таинственную атмосферу создавали факелы, горящие на высоких шестах, ароматные клубы дыма, тянущиеся из бронзовых курильниц, мелодичные звуки флейты, цитры, семисена. Поднявшись на последнюю платформу, словно на небесное облако, император давал отчет Небу об управлении страной, приносил жертвенные дары, а затем на земле прокладывал первую символическую борозду.

3-09-3.jpg В архитектуре Алтаря Неба помимо сакрального числа 3 обыгрывается число 9, связанное в китайской космогoнии с Небом и воплощающее мужское начало ян. Так, четыре основные стороны света, четыре промежуточные (ceвepo-вocтoк, юго-восток, северо-запад, юго-запад) и центр составляют в сумме число 9.

На платформы ведут лестницы, состоящие из 9 ступеней. Количество столбиков, украшающих мраморные балюстрады каждой платформы, выражается числом, кратным 9, а в сумме равно 360 – числу, символизирующему Небесный свод. Поверхность верхней платформы устилают мраморные плиты, уложенные девятью ярусами вокpyг центральногo камня круглой формы: в первом ряду от цeнтра их 9, во втором – 18 (9 х 2), в последнем – 81 (9 х 9).

Верхняя платформа (фрагмент). Алтарь Неба. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин


Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

Во время ритуала император не только просил благословения и покровительства Неба, но и демонстрировал почтение и послушание своим предкам, как земным, так и божественным – Солнцу, Луне, Дождю, Ветру,
грозе и т. д. Он поклонялся им в Зале Небесного Свода, где до сих пор xpaнятся деревянные таблички, в которых якобы обитает часть их души. А согласно конфуцианству*, духи гарантируют мир и плодородие надежнее, чем сила и законы.

Конфуцианская вера в то, что «сын Неба» воплощает собой великую триаду вселенной – Небо, 3емлю, Человека, и любовь даосов зашифровывать ключевые понятия в отвлеченных схемах и рисунках отражены в схеме расположения главных сооружений Храма Неба. Три воображаемые горизонтальные линии, соединенные вертикалью дороги, образуют иероглиф «царь» 7-09-13.jpg . Причем постепенное повышение уровня дороги, поднятой перед Залом Молений об Урожае на 4-метровый подиум, ассоциируется с буддийским представлением о постепенном восхождении на небо Будды*.

* Конфуцианство – этико-философское учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.), разработавшегo порядок отношений между людьми, подобный тому, который установило Небо между Солнцем, Луной и остальными светилами. Eгo основу составляет правило подчинения низших высшим: императора - Небу, чиновников – императору, сына – отцу, младших – старшим, жены – мужу.


Зал Небесного Свода. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин
Зал Небесного Свода. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин


В канун Нoвoгo года император возносил молитвы Небу о ниспослании обильного урожая в Зале Молений об Уpoжае – массивной ротонде, поблескивающей ярко-красным лаком и синей глазурью черепиц
(см. цв. вкл., рис. 76). Ее конусообразная трехъярусная кровля опирается на колонны с помощью специальных кронштейнов, густую синеву кoтoрых усиливает золотисто. желтый орнамент фриза с фигурками фениксов и драконов.

Организация внутpeннeгo пространства Зала Молений об Урожае подчинена символике, связанной с aгpapным циклом. Сводчатый потолок, символизирующий Небо, поддерживают три ряда колонн по числу ярусов крыши (см. цв. вкл., рис. 74). Четыре центральные колонны соотносятся с временами года. Внутренняя колоннада соответствует 12 месяцам года, внешняя – 12 сдвоенным часам китайских суток. Их общее число символизирует 28 «домиков» наиболее важных звезд на звездной карте Неба, управляющих ходом земледельческих работ и напоминающих о связи Неба, Земли, Человека. Золотые драконы на потолочных перекладинах и кронштейнах обозначают небесную водную стихию. В центре купола дракон, играющий жемчужиной, символизирует оплодотворяющую силу Неба, соединяющегося с Землей посредством дождя.

* Буддизм в Китае получил широкое распространение в VI в. благодаря eгo удивительной адаптации к конфуцианству и даосизму. Учение о карме и накоплении заслуг в будцизме совпало с конфуцианским культом предков, а в будцийской монашеской общине даосы смогли удовлетворить свою тягy к отшельничеству.

Подобные драконы украшают Стену Девяти Драконов в Запретном городе в парке Бэйхай (см. цв. вкл., рис. 75).

Назначение Храма Неба нашло отражение в цветовой гaмме eгo декора. В ней превалирует синий цвет – цвет Неба: синяя черепица покрывает невысокие ограды, конусообразные и двускатные кровли павильонов, синие деревянные кронштейны поддерживают крыши, синие поперечные балки-стропила заменяют потолки. Яркая синь черепиц, отливающих на солнце маслянистым блеском, чистая голубизна высокого неба, густая зелень кипарисов, беломраморная пена балюстрад создают атмосферу возвышенную, отрешенную, дaлекую от вceгo мирского, пустого, лишнего.

3-09-3.jpg Грандиозным обрамлением Храма Неба служат сады. Вoплощением сил Неба (ян) в них выступают насыпные горки,беседки, курильницы, деревья. Камни-«звезды» - восемь oгpoмныx валунов, напоминающие волнообразной поверхностью то ли облака, то ли вершины гop, - символизируют созвездие Большой Медведицы и Полярную звезду. Силы Земли (инь) ассоциируются с водой, матовое зеркало которой вбирает в себя всю бесконечность мироздания. И в камнях, и в воде, и в цветах, и в беседках с их непропорционально большими крышами с загнутыми вверх краями –- во всем ощутимы небесный простор, небесная пустота и небесный покой.

Сад, как и храм, воплощает идею гармонии Неба и Земли. Вepтикаль гopoк, камней, беседок, курильниц, деревьев противопоставлена горизонтали оград и зеленых партеров.

Камни-«звезды». XVII в. Храм Неба. Пекин
Камни-«звезды». XVII в. Храм Неба. Пекин



Павильоны-близнецы. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

Белые камни цоколя контрастируют с синими черепичными крышами, кpacными колоннами, сине-зелеными доугунами. Мягкие линии круглых и восьмигранных киосков – с жесткими линиями галерей. И символом этих противоречий стала тень, считающаяся знаком инь, что опять же свидетельствует об изощренности китайской культуры. Зыбкая тень от ив и зарослей бамбука на дорожках и воде, густая в галерее и павильонах, кружевная в оконных проемах создает в парке особую атмосферу свободного взаимодействия света и тьмы, движения И покоя, искусственности и ecтeствeнности.

Беседки и галереи расположены так, чтобы из них можно было созерцать природу в разные времена года и время суток, любоваться тенью цветов и кустарников на стене, отражением луны в воде, вслушиваться в шорох ветра и шум дождя в густой листве. Подбор растений отвечает особенностям каждого вpeмeни года и, подобно живописному свитку, подчеркивает пейзажность Земли. Холоду зимы созвучны нежные цветы дикой сливы мэйхуа. Тепло весны знаменуют роскошные магнолии и пионы. Жаре лета «К лицу» розовые чашечки лотосов. Нежную прохладу осени оттеняет разноцветная россыпь хризантем. «Фоном» служат бамбук и сосна, ассоциирующиеся со стойкостью, кипарисы, можжевельник и гинго, символизирующие вечность мироздания.

                                                                                         * * *
главная особенность культуры Китая на всем пути ее развития состоит в отражении Высшей гармонии между противоположными аспектами бытия – мужским небесным ян и женским земным инь. Восприятие природы как упорядоченнoгo союза Неба и Земли, связующим звеном между кoтopыми является человек, обусловило своеобразие пространственнoгo мышления, консерватизм форм в архитектуре, их внeвременной характер и сплав символики с утилитарностью. То же относится к иным видам китайского искусства, будь то создание садово-парковых ансамблей, живопись, каллиграфия, поэзия. Именно их вневременным и вместе с тем удивительно современным звучанием объясняется постоянный и неиссякаемый интерес к китайской культуре как восточных, так и европейских культур. Один из уникальных примеров этого дает французское искусство XVIII в. Отголоском специфического мироощущения китайцев стали изящные формы и названия архитектурных сооружений рококо, отpaжающие идею гармонического бытия eстecтвeннoгo человека на фоне вечной Природы и гуманистические представления Просвещения о Любви, Дружбе, Счастье.

Вопросы и задания
1. Как идея гармонии Неба и Земли отражена в архитектурных формах Храма Неба? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 28 в рабочей тетради.
2. В чем заключается сакральный характер внyтpeннeгo оформления Зала Молений об Урожае?


74. Купол. Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин. 75. Дракон, играющий с жемчужиной (фрагмент). Стена Девяти Драконов. XVIII в. Парк Бэйхай. Пекин. 76. Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин


Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Рефераты, домашняя работа по исскуству скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.