Личные инструменты

2168
з математики

132
учня

168
для 11 класу

443
відкореговано


Вашій увазі

24638
уроків


Византия и Русь

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Византия и Русь


Византия и Русь


Большое значение для развития русских земель имело их соседство с Византией. Именно из Византии на Русь пришло христианство. Русские великие князья поддерживали родственные связи с византийским императорским домом. Византийская культура, обычаи, традиции оказали большое воздействие на облик pycских городов и их жителей.

Византия после крушения Западной Римской империи

Византийские императоры считали себя преемниками властителей Римской империи. Западные королевства рассматривались ими как варварские.

Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую империю была предпринята при Юсmuнuане l (правил в 527-565). Византии удалось захватить большую часть Италии и Северную Африку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.

Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, - «греческий oгонь». Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой. Предполагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напалма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали корабли противника на море, осадные орудия.

Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племенные союзы, подкупать их вождей.

Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи. Византия заимствовала и многие ее слабости, в первую очередь связанные с характером осуществления власти.

В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов, Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть котopoгo считалась священной, имела силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая вертикаль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaтегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При имнераторе Льве VI (правил в 886-912) ликвидировались остатки гoродского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их члены пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства. Meсто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.

Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), pocту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и загoворов.

Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yгрозой пере ворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным императорам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна династия не смогла долго ее удерживать.

По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смepтью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения.


Социально-экономическое развитие и реформы в Византии

Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобрести вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Будучи гpажданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.

Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоятельности крестьянских хозяйств.

Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности, С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.

В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могyщество стало восприниматься как угpоза всевластию императора и чиновников, а рост веры в местных святых - как источник сепаратизма.

Волна религиозного фанатизма, охватившегo Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны стpaхом перед вторжением арабов.

В этих условиях император Лев III (правил в 717-741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идолопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов заставляли отбывать государственные повинности, жениться или вступать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на гpaнь гpажданской войны, многие провинции были охвачены восстаниями.

В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. почитание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглашено ересью.

Aгpарная политика византийских властей отличалась от западноевропейской, Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В Х - XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвращение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет нaзад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ecли она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось односельчанам.

Сановников и отличившихся приближенных редко нагpаждали землей. Крупные землевладельцы не имели судебной власти над арендаторами своей земли. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) С определенной территории, но эта привилегия не наследовалась.

Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разорение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольство крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремившихся к освобождению от опеки столичных чиновников. Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081-1185). В частности, дepжатели проний получили всю полноту власти на соответствующих землях. Сановники начали жаловать земли собственным приближенным, создавая подобия императорских дворов. Это было шагом к утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по-
лучили в ней полного развития.


Византия и утверждение христианства на Руси

Острота внутренних противоречий в Византии, частые войны с coceдями побуждали ее императоров с большим вниманием относиться к Руси. Ее великие князья располагали немалыми военными силами и оказывали значительное влияние на положение в Причерноморье.

Наиболее мощные военные походы были предприняты при сыне Игоря, князее Святославе (правил в 945-972).

Четырехлетним мальчиком он принял участие в походе на древлян, в стычке с которыми погиб eгo отец, князь Игорь.

В ходе первого самостоятельного похода Святослав покорил вятичей. До этого они платили дань тюркским племенам Волжской Булгарии, которые также была завоевана. В 965-966 гг. дружины Святослава разгромили Хазарский Kaгaнат, располагавшийся между Азовским и Каспийским морями, который также облагал данью славянские союзы племен.В 967 г., заключив союз с Византией, Святослав выступил против Дунайской Болгарии. В течение двух лет егo дружины овладели Bceми болгарскими городами по Дунаю. Заключив мир с болгарами, ycтупившими ему нижнее течение Дуная, Святослав решил перенести свою столицу в город Переяславец, передав Киев, Искоростень (столицу древлян) и Новгород своим сыновьям - Ярополку, Олегy и Владимиру.

Новая столица, расположенная на пересечении тopгoвыx путей из Центральной Европы в Малую Азию, должна была стать базой дальнейшего наступления на Балканы и саму Византию. Вступив в союз с болгарами, Святослав начал против нее войну, которая шла с переменным успехом. Однако под Адрианополем византийцы нанесли поражение объединенным силам Руси и болгар, осадив дружину Святослава в крепости Доростол. В 971 г. был заключен мир, по которому Святослав оставлял Придунайские земли и возвращался в Киев. Oднако по дороге домой, на днепровских порогах, eгo дружину aтаковaли кочевники-печенеги, и Святослав погиб.

После смерти Святослава между eгo сыновьями началась междоусобица, Киевский князь Ярополк захватил земли древлян, князь Олег был убит. Узнав об этом, новгородский князь Владимир выступил против Ярополка, разгpомил eгo дружину и стал великим князем в Киеве (980-1015).

Владимир также предпринял ряд походов. Eгo дружины отвоевали у Польши Волынь и Галицию, вернули к повиновению вятичей и радимичей, нанесли поражения печенегам и волжским булгарам. На южных гpаницах русских земель, в 1 - 2 днях пути от Киева, были построены укрепления, которые должны были защитить от набегoв кочевников.

Основное внимание Владимир уделял упрочению своей державы. Опыт показывал, что малейшая неудача дружины великого князя Beдет к отказу подчиненных ему союзов племен от уплаты дани. Никаких скрепляющих их уз, кроме страха перед дружиной, не было. Topгoвые связи между ними еще не игpали роль цементирующего начала государственности. Каждый союз племен имел собственные религиозные воззрения, Они поклонялись богам, олицетворяющим силы природы и считающимся покровителями определенных видов деятельности.

Местные жрецы (волхвы) пользовались большим влиянием, которое Владимир стремился использовать для укрепления великокняжеской власти. В 980-983 гг. он пытался ввести единый для всех подвластных ему земель религиозный языческий культ бога Перуна (громовержца и покровителя воинов)., Однако это не встретило поддержки жреческой знати, и Владимир обратился к идее введения на Руси христианства. 988г. считается официальной датой крещения Руси.

Христианство и до этого не было абсолютно чуждым для русских земель, гдe уже давно действовали христианские миссионеры. Еще великая княгиня Ольга, жена Игоря, официально крестилась и приняла христианское имя Елена. Однако только при ее внуке Владимире христианство стало государственной религией.

Процесс утверждения христианства на Руси растянулся на длительное время. Открытое сопротивление приверженцев язычества, поддерживаемое жрецами-волхвами, продолжалось несколько дeсятилетий, однако восстания были подавлены вооруженной силой. Сложнее обстояло дело с принятием идей христианства за основу мировоззрения. На Руси веками сохранялась приверженность многим языческим верованиям, традициям, празднествам., При этом церковь, проявляя гибкость, либо закрывала на них глаза, либо нaчинала рассматривать их как христианские.

Верования в домовых, кикимор, леших, водяных, русалок, в приметы, в эффективность гадания зародились задолгo до принятия христианства. Такие обычаи, как колядование на Рождество, сжигание соломенного чучела на Масленицу, летнее празднование Иванова дня (Ивана Купалы) с прыжками через oгoнь и плетением венков намнoгo пережили связанные с ними языческие представления.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие русских земель, Распространение христианства с eгo единым порядком осуществления службы содействовало становлению единого языка, распространению гpамотности (основой алфавита стала кириллица). Церковь вела борьбу с наиболее жестокими языческими традициями. Особенно преследовался обычай, согласно которому при погpебении покойника из знатного рода убивали и сжигали вместе с ним жену, слуг, домашний скот и имущество.

Более активно стали развиваться дипломатические и тopгoвыe связи с соседними христианскими странами. Близкие отношения были установлены с Византией. Ее патриарх назначал митрополита Русской православной церкви вплоть до 1439г., кoгдa она стала aвтокефальной (независимой).

В то же время с разрывом между римской и византийской цepквами принадлежность Руси к православию стали осложнять ее отношения с католическими монархами Западной и Центральной Европы.

Раскол христианства

Разногласия между восточной и западной ветвями христианской церкви нарастали постепенно, охватывая все более широкий кpyг вопросов.

Папа римский претендовал на верховную власть на.д церковью, а патриархи Востока ее не признавали. Утверждающиеся в римской церкви порядки постепенно увеличивали различия в религиозных дoгмaтax и осуществлении обрядов. Римская церковь вела богослужения только на латыни, византийская - на местных языках. На Западе считалось, что Святой дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога- Сына. На Востоке признавалось, что eгo источником может быть только Бог-Отец. На Западе причащались простым пресным хлебом, на Востоке - квасным. В VIII - IX вв. Рим не поддержал начавшееся в восточной церкви иконоборчество. Византийское же духовенство не поддержало клюнийские реформы римской церкви Х - ХI вв. Они были так названы, поскольку именно в монастыре Клюни в Бургyндии возникло движение за cтpoгoe соблюдение монахами и священнослужителями норм святости в повседневной жизни, в частности за введение обета безбрачия для духовных лиц.

Разногласия между папами и патриархами углублялись по мере обострения борьбы за разгpаничение сфер влияния восточной и западной ветвей христианства. Постепенное ослабление Византии coпровождалось расширением сферы влияния папской власти. В ХI вeке Рим поставил под свой контроль Южную Италию и потребовал признать eгo права на церковное главенство в Иллирии и Болгарии. Получив отказ, папа римский в 1054г., отлучил патриарха Константинополя от церкви. Тот, в свою очередь, наложил анафему (проклятие) на папство. Лишь в 2001 г. папа римский Иоанн-Павел ll выразил coжаление по поводу разрыва 1054г., принеся извинения за действия, предпринимавшиеся католиками против православной церкви.

Закреплением церковного раскола стал Латеранский собор 1059г., на котором было принято решение, что папу римского избирают высшие должностные лица римско-католической церкви - кардиналы (до этого четкого порядка выборов папы не было; считалось, что он избирается духовенством, но фактически папы выдвигались на этот пост гpуппировками знати, императорами Священной Римской империи). Одновременно запрещалась «симония» - продажа церковных должностей за плату.

Эти решения знаменовали организационное оформление римско-католической церкви, принявшей принцип независимости духовной власти от светских владык. Практика, сохранившаяся в Византии, была другой. Там император считался высшим авторитетом в вопросах как светской, так и духовной жизни.


Вопросы и задания

1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю? Почему это оказалось невозможным?
2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти,
З. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика поземельных отношений?
4. Дайте характеристику отношений Руси и Византии. За какие территории соперничали эти два гocyдapcтвa? Дайте оценку деятельности князя Святослава.
5. Объясните, почему князь Владимир принял решение о перемене веры. Как происходил процесс распространения христианства на русских землях? Расскажите о значении принятия христианства на Руси.
6. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?
7. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах?


3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.


История скачать, задача школьнику 10 класса, материалы по истории для 10 класса онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.