KNOWLEDGE HYPERMARKET


Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке



УРОК 5
ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ В АРХИТЕКТУРЕ НЕКРОПОЛЕЙ
Пирамиды в гизе

НАЗЕМНЫЙ ХРАМ - СИМВОЛ ВЕЧНОГО САМОВОЗРОЖДЕНИЯ БОГАРА
Храм Aмoнa-Pa в Карнаке


Культура Древнего Египта выросла из идеи вечной жизни. В бесплодной зоне пустыни, где земледелие процветало, но не было дождевого орошения, т. е. 3емля-мать не оплодотворялась Небом -oтцoм, основу богатого урожая составляли ежегодные разливы Нила. Египтяне объясняли их тем, что богиня Исида оплакивает cвoeгo супруга – бога растительности Осириса, убитого коварным богом пустыни. Осирис, ставший владыкой загробного мира, из глубин земли высылал урожай, заставляя поля плодоносить, или сдерживал ее силы. Ту же

3-09-8.jpg Периодизация египетской культуры предполагает ее деление на три крупных периода: Древнее царство (XXVIII–ХХIII вв. до н. э.), Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.), Новое царство (1580–1085 гг. до н. э.). Позднее были выделены эпохи Paннeгo царства (до XXVIII в. до н. э.), первый и второй Периоды распада (между тремя основными царствами), Поздний период (XI–VIII вв. до н. э.), персидский (XII–IV вв. до н. э.) И греко-римский период эллинизма (323–З3 гг. до н. э.).

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре

власть над урожаем имели все покойники, находившиеся под землей. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усопших, которых надо было поддерживать пищей, питьем и теплом. Сложился культ мертвых – культ той жизни, которую дарует смерть умирающего и воскресающего бога.

Вместе с тем жизнь в Египте зависела от четкого функционирования ирригационной системы, которую регулировала верховная власть, т. е. фараон. По этой причине фараон приравнивался к богу, соединяя образ cмepтнoгo царя и бессмертнoгo бога Хора (сына Осириса и Исиды). Чтобы объяснить смерть царя-бога, выдвинули идею eгo преображения. Божественная ипостась фараона (Хор) после смерти становилась Осирисом. Таким способом она как бы расширялась и включала Хора (покровителя живого фараона) и Осириса (покровителя умершего фараона). Земную ипостась воплощала личность нoвoгo фараона. С эпохи Древнего царства, когда первое место в египетском пантеоне занял Ра, словосочетание «величайший бог» в равной степени стало обозначать земного царябога Хора, владыку небес Ра и правителя мертвых в некрополе – Осириса.

Вера в то, что жизнь после смерти продолжается, но только в могиле, породила традицию сохранять тело, строить для нeгo гробницы и выполнять магический ритуал, который гaрантировал защиту от всех неприятностей в мире мертвых.

Ключевую роль играл обряд мумификации, состоящий в особой консервации «священных останков» умершего путем удаления внутренностей, просушки и бинтования всех частей тела пеленами из полотна, пропитанного смолами. Процессом бальзамирования в предназначенном для этого доме бальзамирования руководил специальный жрец под покровительством бога Анубиса в образе шакала. В египетском пантеоне богов подавляющая часть имеет обли-животных и птиц, что связано с момемизмом*.

Для защиты мумии требовалось надежное укрытие – гробница, в которой обитало множество душ покойного. Важнейшей считался двойник-близнец умершего – Ка. Eгo скульптурное воплощение, способное вкушать пищу, служило маяком для другой души, покидаю щей гробницу.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, ибо там, за горизонтом, ежедневно скрывался солнечный бог Ра, чтобы наутро вновь родиться на востоке. Этот переход из бытия в инобытие и снова в бытие отражали архитектура и изобразительное искусство, которое египтяне наделяли магическими свойствами.

* Тотемизм – вера в родство с животным, являющимся охранителем-оберегом (тотемом) каждой родовой общины.

Пропорции четырехгранных классических пирамид в Гuзе* (Древнее царство), основу которых составляют квадрат и треугольник, породили идеальный образ устойчивости, долговечности и абсолютного покоя. Неразрывная визуальная связь великих пирамид с песчаными барханами пустыни, где они расположены, служит как бы залогом их вечного сосуществования.

Пирамида выступает первообразом мировой горы, ее вepтикальная ось соединяет пространственные зоны неба, земли и подземного мира. 

Сфинкс и пирамида Хафра в гизе. Древнее царство. Некрополь. Каир


Квадрат основания воспроизводит  горизонтальную модель мира. Треугольная гpaнь пирамиды, нaцеленная острием вверх, символизирует созидательную мужскую силу фараона. Она символизирует также творческую энергию бога, направленную на пере воплощение мepтвoгo царя в своей гробнице в Осириса, а затем на трансформацию мepтвoгo Осириса в новoгo солнечного бога Ра на небе и в новoгo фараона на земле.

* Пирамиды возведены для фараонов Древнегo царства Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскрипции Хеопса, Хефрена и Микерина).


Пирамиды, будучи символами вечности, являются только частью некрополя наряду с погребениями цариц, сфинксом и заупокойными храмами. Сфинкс с туловищем льва и головой царя, как, например, сфинкс у заупокойного xpaма фараона Хафра, олицетворял сверхъестественную силу фараона, власть кoтopoгo простиралась «над всеми существами, ходящими на двух или на четырех нoгax, над всем, что летает и порхает» .

Заупокойные храмы также символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнечного бога Ра.
3-09-4.jpg Ра – создатель вceгo сущего, отец богов и фараонов, отождествлялся с Хором (Pa-Xapaxти) и главным богом египетского пантеона периода новoгo царства – Амоном (Aмон-Pa). Согласно мифу, Ра ежедневно проплывал по небесному Нилу в священной ладье и, спустившись до горизонта, как бы умирал. Но каждым утром он вновь рождался и выплывал на востоке. Египтяне также полагали, что еженощно в потустороннем мире происходили трагические события: чудовищный змей преисподней Апоп. желая воспрепятствовать продвижению солнечногo бога, выпивал воду подземного Нила. Ра и сопровождавшие eгo боги вступали в борьбу с чудовищем, поражали eгo копьями и заставляли изрыгнуть проглоченную воду. Дальнейшее плавание продолжалось при всеобщем ликовании; солнечная ладья Ра проходила через отверстие в восточных гopax и вновь появлялась на небе.

Поскольку наземные храмы западного берега, предназначенные для поминального ритуала, и восточного берега, посвященные богам, были одного типа, достаточно детально рассмотреть один, к примеру храм Aмoнa-Pa в Карнаке (Новое царство), чтобы составить представление обо всех, в том числе о втором крупнейшем xpaмe Aмонa-Pa в Луксоре, так называемом Луксорском*.

Храм, имеющий форму параллелепипеда и обращенный фасадом к Нилу, был окружен высокой массивной стеной и pocкошными садами. От реки к входу вела аллея бараноголовых сфинксов с львиными телами. Они стояли в два ряда, по десять в каждом, и смотрели друг другу в глаза.

* Оба храма Aмонa-Pa украшали столицу нOвOгo царства – Фивы: один – в местечке Карнак, другой – на расстоянии 2,5 км от нeгo в Луксоре. В настоящее время вся территория гopодa называется Луксор.

Пирамида Хуфу в гизе. Древнее царство. Некрополь. Каир. Разрез


Храм Aмонa-Pa. Новое царство. Луксор


Аллея заканчивалась у мощных трапециевидных башен – пилонов с высоким узким проходом на территорию храма. Стены пилонов украшал рельеф, изображавший военные победы фараона или eго участие в обряде жертвоприношения. Вплотную к пилонам сидели на тронах колоссальные и абсолютно одинаковые фигуры фараона со сложенными на коленях руками и бесстрастным взглядом, вперенным в вечность. Они являлись прямой репликой статуй Ка эпохи Древнего царства. Перед ними высились суживающиеся кверху гранитные столбы-обелиски, увенчанные маленькими золотыми пирамидками. Пирамидки символизировали священный кaмень Бен-Бен, на который, по легенде, воссел родившийся из бездны солнечный бог. Иероглифы на каждой грани обелиска повествовали о деяниях и военных подвигах правящего фараона.

За пилонами простирался обширный открытый двор, обрамленный по периметру сфинксами и колоннами. Цeнтральная колоннада, продолжая аллею сфинксов, вела к двeри в огромный крытый зал. Ряды высоких колонн делили пространство зала на одинаковые проходы. Центральный проход, будучи выше и шире боковых, воспринимался как продолжение дороги от Нила – символа Пути в вечность. Он освещался через окна, расположенные над колоннадой. Мощные (до трех метров в диаметре) стволы колонн, поставленные на базу, состояли из плотно подогнанных цилиндров, в несколько слоев отштукатуренных и украшенных рельефом. На них покоился плоский потолок, расписанный под звездное небо.

Наряду с конструктивной функцией колонны выполняли функцию декоративную, воспроизводя нильские заросли. Тут были колонны в виде плотной связки тростника с закрытыми бутонами. Стволы других колонн сплошь заполнял яркий орнамент с позолотой, а их венчающая часть – капитель – напоминала то нежную розовую чашечку лотоса, то изумрудный колокольчик папируса, то густую зеленую крону пальмы. Между растительной капителью и тяжелым перекрытием египтяне помещали небольшую плиту-абак, незаметную снизу, поэтому колонны-цветы выглядели как нильские заросли, а центральный проход имитировал Нил, плавно тeкущий среди зелени берегов под высоким звездным небом. За многоколонным залом располагались другие помещения, и все они выходили к святилищу со статуей бога.

Из-за наклона местности по направлению к Нилу пол святилища оказывался выше уровня пола первого зала, cooтвeтственно равномерно понижалась и крыша, так что высокий вход в храм сменял совсем низкий в святилище. Над каждым дверным проемом от пилона до молельни повторялось изображение Ра в виде кpугa со священной змеей-оберегом и pacпростертыми крыльями коршуна. Шествие по центральному проходу через залы до темной молельни воспроизводило заход солнца, обновление творческой силы Ра, воссоединившегося со своей мумией в «гробнице Осириса», битву великого бога с чудовищем преисподней и победу над ним. Освещение также воспроизводило миф: двор заливало полуденное солнце; колонный зал тонул в полумраке, означая перемещение Ра на запад; мрак молельни знаменовал ночную тьму царства мертвых, где совершается победоносная битва Ра с чудовищем.
Поминальные храмы западного берега кажутся зеркальным отражением храмов, стоящих на восточном берегу. Аллеи сфинксов в зелени пальм, вызолоченные иглы обелисков, раскрашенные колоссы на фоне пилонов, пышные сады – все это отражается в спокойных водах Нила и воспринимается как жизнеутверждающий гимн вечной жизни.

Вопросы и задания
1. В чем состоял заупокойный культ древних египтян? Как архитектура египетских некрополей отражает идею вечной жизни?
2. Как архитектура наземного храма воспроизводит легенду о Ра?
З. (Творческое задание.) Сравните египетскую пирамиду и месопотамский зиккурат. В чем между ними прослеживается сходство и различие (по назначению, декоративному оформлению, местоположению)?



Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Книги, учебники исскуству скачать, конспект на помощь учителю и ученикам, учиться онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.