KNOWLEDGE HYPERMARKET


И. А. Гончаров — писатель-реалист .Полные уроки


Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: И. А. Гончаров — писатель-реалист .Полные уроки 



 

<span class="FontStyle123" />Писатель вырос в атмосфере пушкинского реализма, однако и влияние школы Гоголя не обошло его стороной. Гончаров принес в русскую литературу свое видение  эпохи и отразил движение времени, неповторимые его черты. Размышляя над художественными решениями писателя, мы находим все новые приметы и приемы, харак   теризующие реализм.
    Реализм — художественный принцип, сущность которого в стремлении к широкому, многостороннему,  правдивому изображению реальной жизни в художест   венном произведении. Именно Гончаров отчетливо воплощает в своих романах это важнейшее качество реализма. Реализм Гончарова иногда квалифицируют как критический, иногда — как мифологический (тут опора  делается, прежде всего, на «Сон Обломова»). Однако очевидно, что перед нами активный противник всякого от-хода от изображения реальной картины жизни.
    Одним из самых существенных для реализма приемов отображения действительности является типизация. Это и типичность образов героев, и типичность обстоятельств, которые окружают и даже создают этих героев.
    Тип — это обобщение действительности, объединение черт, характерных для целой группы людей, обстоятельств, явлений в одном индивидуальном образе. Типичным может быть герой, но типична может быть и обстановка его квартиры, и общий облик окружающей его действительности. Реализму свойственно активное использование типизации. На страницах романа «Обломов» вы увидели, с каким безукоризненным совершенством ее использует автор.
Гончаров — мастер описаний.
    Именно возможность неспешного и подробного воспроизведения действительности во всех ее деталях — доказательство его мастерства. Он не только прекрасно видит и воспроизводит мельчайшие детали, но и обладает чувством меры и такта при их использовании.
    Художественная деталь важна в произведении как выразительная подробность, которая не только несет значительную смысловую нагрузку, но при этом также способна порождать яркие ассоциации. Она часто помогает писателю создавать портрет персонажа, его эмоциональное состояние через элементы пейзажа, интерьера, может сопровождать диалог, фиксируя жест, реакцию, особенности речи героя, входя, таким образом, в речевую характеристику.
     Нам очевидно естественное противоречие, которое есть в этом художественном приеме. С одной стороны, деталь — один из многочисленных элементов произведения и должна бы быть незаметной, с другой стороны, подчеркивая какие-то особенности и обстоятельства, она явно претендует на обобщение. Роль художественной детали в произведении — уточнять конкретный образ или быть смысловым фокусом образа.
    Гончаров очень внимателен к характеру деталей, когда занимается доработкой, редактированием своих произведений. Так, создавая образ Обломова, он достаточно последовательно убирал элементы подчеркнутой «физиологичности» описаний, которые могли вызвать неприязнь к его герою. В тексте сохранились халат и завидный аппетит героя, а раздражающие детали были опущены. С первых вариантов автор часто делал акцент на слово лежа, но при этом не забывал о напряженной внутренней жизни героя: «Он любил жить, мечтать и волноваться лежа».
   Гончарова считают мастером детали. Причем, характерная особенность его таланта — сдержанность и подчеркнутая точность в использовании детали. Тяготение к такому характеру отражения действительности связано и с реалистическим направлением его творчества, и с жанром его произведений, и с индивидуальным стилем писателя.
    Писатель вырос в атмосфере пушкинского реализма, однако и влияние школы Гоголя не обошло его стороной. Гончаров принес в русскую литературу свое видение  эпохи и отразил движение времени, неповторимые его   черты. Размышляя над художественными решениями писателя, мы находим все новые приметы и приемы, характеризующие реализм.
    Реализм — художественный принцип, сущность которого в стремлении к широкому, многостороннему, правдивому изображению реальной жизни в художественном произведении. Именно Гончаров отчетливо воплощает в своих романах это важнейшее качество реализма. Реализм Гончарова иногда квалифицируют как критический, иногда — как мифологический (тут опора  делается, прежде всего, на «Сон Обломова»). Однако очевидно, что перед нами активный противник всякого от-хода от изображения реальной картины жизни.
    Одним из самых существенных для реализма приемов отображения действительности является типизация. Это и типичность образов героев, и типичность обстоятельств, которые окружают и даже создают этих героев.
 


 


   Отредактировано и  прислано Китаевым  В.А

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.