KNOWLEDGE HYPERMARKET


И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Тургенев. Очерк жизни и творчества


Иван Сергеевич Тургеньев

1818, 28 октября (9 ноября) - родился в Орле.
1833-1837 - учеба в Московском и Санкт-Петербургском университетах.
1838-1841 - обучение в Берлинском университете.
1843 - опубликована поэма «Параша».
1843 - знакомство с В. Г. Белинским и Полиной Виардо.
184 7 - в журнале «Современник» опубликован рассказ «Хорь и Калиныч».
1852 - выходит первое издание «Записок охотника».
1852 - публикация некролога на смерть Н. В. Гоголя; ссылка в родовое имение Спасское-Лутовиново.
1859 - напечатан роман «Дворянское гнездо».
1862 - вышел в свет роман «Отцы и дети».
1882 - изданы «Стихотворения в прозе».
1883, 22 aвгycтa (3 сентября) - умер в Буживале под Парижем; похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Родословная. Детство, отрочество и юность. Тургеневы относились к древнему дворянскому роду. Вот как выглядит геральдическая запись, описывающая их герб: «Под рыцарским, лазуревого цвета с золотым подбоем, наметом1 , увенчанным шлемом и обыкновенною золотою дворянской короной, осеняемом тремя страусовыми перьями, поставлен щит, разделенный на четыре равные части, из коих в нижней половине в левой части в голубом поле золотая звезда, из Золотой орды происхождение рода Тургеневых показующая, над коею серебряная рогатая луна, означающая прежний магометанский закон, а над сею частию, в верхней половине на левой части, в серебряном поле, парящий с распростертыми крыльями и как бы отлетающий от луны орел, смотрящий вверх - означает удаление от магометанства и воспарение к свету христианской веры. В той же верхней  половине на правой части в красном поле обнаженный с золотою рукояткою меч - в воспоминание кpoвавoгo за-

1Намёт- в геральдике: узорное украшение, обычно в виде листьев, идущих от шлема и окаймляющих щит. '

клания страдальца Петра Никитича Тургеньева от Гришки Отрепьева Самозванца за безбоязненное обличение eгo, в нижней половине на правой части в золотом поле готовый, седланный, бегущий по зеленому лугу конь, показующий всегдашнюю рода Тургеневых готовность и ревность к службе государю и отечеству».

При всей стилистической непривычности строк этой записи очевидно героическое прошлое нескольких поколений Тургеневых: их судьба воспроизведена в геральдическом описании.

Родословная Лутовиновых иная. «Варвара Петровна не могла похвастаться предками: дед ее был скряга, отец скандалист и буян, обиравший, еще будучи молодым офицером, валдайских ямщиков. Дядя - сумрачный скупец (любил только покупать жемчуг). Знаменитый сын Варвары Петровны не одну горькую страницу своих писаний посвятил Лутовиновым» (В. Зайцев).

Писателя живо интересовала судьба предков, в eгo произведениях не раз звучали истории, сохраненные дoмашними преданиями. Но более вceгo привлекали Тургеньева события из жизни родителей. Судьба матери была трагична и исполнена безысходности до тoгo момента, когда она неожиданно стала самой богатой невecтой губернии. Поздний брак с молодым красавцем, xoлодность и надменность мужа, характер отношений дaлеких друг от друга людей воспроизведены в повести «Первая любовь» (1860). Это любимая повесть caмoгo Тургеньева. Он никогда не скрывал ее автобиографичеcкoгo характера, более тoгo - был вынужден оправдываться перед друзьями за такую открытость в изображении интимных сторон жизни своих родителей.  

В семье Тургеневых-Лутовиновых уживалась высокая культура, даже изысканный вкус и неприкрытый деспотизм, порождавший откровенную жестокость не только по отношению к крепостным крестьянам, но и к собственным детям. В доме звучала музыка, исполнялись спектакли и концерты; в нем бывали и В. А. Жуковский, и известный баснописец И. И. Дмитриев. С посещением этого очень почитаемого в те годы писателя связан такой рассказ Тургеньева:  

« ...Представьте себе ужас и матушки и окружающих, - когда я этому достопочтенному старцу прямо в глаза так и брякнул: «Твои басни хороши, а Ивана Андреевича Крылова гораздо лучше».

Матушка так рассердилась, что высекла меня и этим закрепила во мне воспоминание о свидании и знакомстве, первом по времени, с русским писателем».

Начало жизни Ивана Тургеньева была неразрывно связано с русской природой. Это «прямо русские, русским людом любимые места, подобные тем, куда езживали богатыри наших древних былин стрелять белых лебедей и серых утиц...» («Стучит!»). Вокруг был «воздух родных мест». «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто полон мыслей!.. Mыcли напрашиваются сами», - утверждал писатель. Не случайно он называл свое старое любимое Спасское Лyкоморьем.

у этого родового гнезда есть памятная примета, coхранившаяся до сих пор: липовые скрещенные аллеи образуют римскую цифру XIX, поскольку парк был заложен в начале XIX столетия. Здесь, «в аллеях старого дepeвeнского сада, полного сельских ароматов, земляники, птиц, дремлющих лучей солнца и теней... - пишет Typгенев, - не умолкают малиновки, дрозды, иволги, гоpлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон». К их гомону «издали примешивается пение перепелов во ржи...&». Тургеньев даже спорил с Львом Толстым о том, какое из родовых поместий красивей. Оба утверждали первенство своего «дворянского гнезда»: один - Ясной  Поляны, другой - Спасского-Лутовинова.

Детство кончается быстро. Начались годы учебы. Подросток овладел английским, немецким, французским и латинским языками и получил знания в других областях наук. В 1833 году Тургеньев поступает на словесный факультет Московского университета, затем переводится в Санкт-Петербургский университет и заканчивает eгo в 1837 году. В университете с ним происходит ряд событий, значение которых он оценил много позже: ему довелось слушать лекции Гоголя, в 1836 году присутствовать на первых представлениях «Ревизора», оперы М. И. Глинки «Жизнь за царю». И была еще одна встреча, которая запомнилась на всю жизнь: «Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем -то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему... Пушкина мне удалось видеть... за несколько дней до eгo смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню eгo смуглое небольшое лицо, eгo африканские губы, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом, почти без бровей, и кудрявые волосы... Heсколько дней спустя я видел eгo лежащим в гробу».


Начало творчества.

В 1834 году И. С. Тургеньев пишет поэму «Стено» (первый литературный опыт), занимается переводами. Увлекаясь созданием художественных произведений, он все еще не определился со своим будущим: в расчете на ученую карьеру поступает на философский факультет и заканчивает eгo. Затем для завершения образования едет в Берлин (1838-1841), где изучает философию, филологию и историю. Вернувшись в Петербург, сдает экзамены на степень магистра философии. «Тогда у меня бродили планы сделаться педагогом, профессором, ученым. Но вскоре я познакомился с Виссарионом Григорьевичем Белинским, с Иваном Ивановичем Панаевым, начал писать стихи, а затем прозу, и вся философия, а также мечты и планы о педагогике оставлены были в стороне: я всецело отдался русской литературе» - так определяет И. С. Тургеньев свой выбор.

Вступление Ивана Сергеевича на литературное поприще весьма не нравилось Варваре Петровне. «- А я так постичь не мoгy, - почти с презрением начала Варвара Петровна, - какая тебе охота быть писателем? Дворянское ли это дело?.. По-моему, писатель и
писец одно и то же!.. Дворянин должен служить и составить  себе карьеру и имя службой, а не бумагомараньем...» - вспоминает В. Житова, воспитанница Варвары Петровны.

Однако успех поэмы «Параша» (1843) мать порадовал, хотя не изменил общего взгляда на будущее любимoгo сына.

Тем временем Тургеньев прочно вошел в круг литераторов. Как же воспринимали eгo в писательской среде? Не всегда первое впечатление было благоприятным: «Я встречал... довольно часто на Невском проспекте очень красивого и видного молодого человека с лорнетом в глазу, с джентльменскими манерами, слегка отзывавшимися фатовством» - таково свидетельство И. И. Панаева. Но вскоре он лучше узнает этого юношу: «Все, начиная с Белинского, очень полюбили eгo, убедившись, что у него, при eгo блестящем образовании, замечательном уме и таланте, сердце предоброе и премягкое... Тургеньев не изъят был в это время от мелочного, светского тщеславия и легкомыслия, свойственного молодости».

Отношения с матерью все это время были напряженными, и в 40-e годы последовала окончательная ссора, а вместе с ней и прекращение материальной помощи. Тогда же в жизни писателя произошли два знаменательных события: сближение с В. Г. Белинским и встреча с Полиной Виардо.

В 1847 году в № 1 журнала «Современник» был опубликован, кроме стихов Тургеньева, рассказ «Хорь и Калиныч», который многие считают переломным произведением в судьбе мастера прозы. Белинский утверждал, что именно это eгo «настоящий род». И, доверяя суждению друга и чуткого критика, Тургеньев увлеченно работает над созданием прозаических произведений.

В 1852 году умирает гоголь. Тургеньев пишет некролог, который запрещают публиковать в Петербурге, но eгo печатают в «Московских новостях». В апреле «за ослушание и нарушение цензурных правил» писателя арестовали и заключили под стражу «на съезжей 2-й Адмиралтейской части» Петербурга. Под арестом Тургеньев написал рассказ «Муму», В мае eгo высылают в Спасское-Лутовиново.

Конечно, присмотр был неусыпный, но были и комические ситуации: «мценский цербер», хотя и следовал за Тургеневым по пятам, бывал и бит хлыстом капризным подопечным, а становому, который являлся в Спасское раз в месяц, Тургеньев высылал 10 рублей и получал в ответ пожелание «успехов во всех начинаниях».

Все это время он много работает. Но eгo как автора уже не устраивают те малые жанры, которыми он овладел. 28 октября 1852 года он пишет П. В. Анненкову: «Надобно пойти другой дорогой - надобно найти ее - и раскланяться навсегда со старой манерой. Довольно я старался извлекать из людских характеров разводные эссенции... чтобы влить их потом в маленькие скляночки - нюхайте, мол, почтенные читатели, - откупорьте и нюхайте - не правда ли пахнет русским типом? Довольно-довольно! Но вот вопрос: способен ли я к чему-нибудь большому, спокойному? Дадутся ли мне простые, ясные линии...»

Пройдет совсем нeмного времени, и Тургеньев напитет И. И. Панаеву, что начат роман и он «погрузился по ушы» («как крот, роюсь и вожусь в недрах cвoeгo poмана»).


«Романист романистов».

В 1855 году окончен роман «Рудин», прочитан друзьями, чьи мнения автор ценил, затем добросовестно доработан после их замечаний. При этом решен вопрос о eгo жанре. Это - не повесть, а poман - роман о передовом человеке cвoeгo времени. Вы уже встречались с такими героями на страницах «Eвгeния Онегина» и «Героя нашего времени». Тема «лишнегo человека» развивалась Тургеневым в повестях и pacсказах «гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека», «Два приятеля»... Роман «Рудин» в значительной мере суммировал наблюдения писателя за этим типом человеческого характера, в гepoe романа отразилась и сила, и слабость таких людей.

Московские философские кружки той поры формировали смутные, но благородные идеалы молодых русских гегельянцев, в которых «кипел» ум, но было холодным сердце. Во многих повестях и романах Тургеньева слабость и духовная незрелость гepoeB проявляются в любовных отношениях. В литературной критике высказано утверждение, что «любовная коллизия часто является одним из важнейших средств обобщенно-отрицательной характеристики «лишнего человека» (А. Батюто).

Прочитайте монолог Рудина, адресованный Наталье в ответ на ее реплику: «...Вы должны трудиться, стaраться быть полезным...»

« - .. . Благодарю вас, Наталья Алексеевна, благодарю вас искренно. (Наталья решительно не знала, за что он ее благодарит.) Ваше одно слово напомнило мне мой долг, указало мне мою дорогу... Да, я должен действовать. Я не должен скрывать свой талант, если он у меня есть; я не должен растрачивать свои силы на одну болтовню, пустую, бесполезную болтовню, на одни слова...

И слова eгo полились рекою. Он говорил прекрасно, горячо, убедительно - о позоре малодушия и лени, о нeобходимости делать дело. Он осыпал caмoгo себя упреками, доказывал, что рассуждать наперед о том, что xoчешь делать, так же вредно, как накалывать булавкой наливающийся плод, что это только напрасная трата сил и соков. Он уверял, что нет благородной мысли, которая бы не нашла себе сочувствия, что непонятыми остаются только те люди, которые либо еще сами не знают, чего хотят, либо не стоят тoгo, чтобы их понимали. Он говoрил долго и окончил тем, что еще раз поблагодарил нaталью Алексеевну и совершенно неожиданно стиснул ей руку, промолвив: «Вы прекрасное, благородное существо!»

Одно это описание дает представление и о гepoe, и об отношении автора к нему. Перед нами просветитель и пропагандист, человек слова, но не дела, «лишний человек» .

Многие современники писателя названы литературоведами прототипами Рудина. Это и Белинский, и Гepцен, и Oгapeв, и Бакунин, и, наконец, сам Тургеньев.

«В Рудине, - говорил писатель, - я действительно хотел изобразить Бакунина; только мне не удалось. Pyдин вышел вместе и выше и ниже eгo. Бакунин был выше по способностям, по таланту, но ниже по характеру. Рудин все-таки хоть погиб на баррикаде, а Бакунин и на это не был способен». «Смерть на баррикадах была включена в эпилог романа лишь в издании 1860 года, Typгeнев придавал этому факту большое значение»

19 ноября 1855 года из Севастополя приезжает Л. Толстой, с которым у Тургеньева была оживленная переписка. По приглашению Тургеньева он поселяется на eгo квартире. Однако дружбы у молодых писателей не вышло. Уже в феврале 1856 года Тургеньев сообщает Боткину: «С Толстым я едва ли не рассорился».

С 1856 года возобновляются поездки по Европе, и итинерарий (перечень мест, которые посетил человек) Тургеньева поражает воображение.

1857 год. Париж, Дижон, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Дрезден, Зинциг, Баден-Баден, Париж, Булонь, Париж, Куртавнель, Париж, Куртавнель, Париж, Mapсель, Ницца, Генуя, Рим. За один год - 20 мест (Heкоторые по несколько раз).

1858 год. Рим, Неаполь, Рим, Флоренция, генуя, Мидан, Триест, Вена, Дрезден, Париж, Лондон, Париж, Берлин, Петербург, Москва, с. Спасское, Орел, с. Спасское, Москва, Петербург. За этот год - 22 места.

Обилие поездок способствует оживленной переписке. Именно в письмах звучит мгновенный и заинтересованный отклик на события современности. Специалисты утверждают, что эпистолярный стиль Тургеньева «очень близок к стилю eгo литературных произведений» (В. Эйхенбаум). Более тoгo, письма часто служили источником для прямых включений в художественный текст, и, обратясь к роману «Отцы и дети», мы сможем в этом убедиться.

В 1859 году в журнале «Современник» было напечатано «Дворянское гнездо». Свой второй роман писатель также посвящает «лишнему человеку», у котopoгo нет блестящих талантов Рудина, но, в отличие от нeгo, он обладает естественностью поступков и переживаний. Критики сошлись в том, что Лаврецкий, герой романа, безупречен с точки зрения нравственных оценок даже в своих неудачах и поражениях. Поэтичный и горестный финал отношений Лизы Калитиной и Лаврецкого считается одной из лучших страниц тургеневской прозы. Поэзия «дворянских гнезд» - прекрасный фон для волнующего сюжета.

Впереди у Тургеньева новые произведения: среди них роман «Накануне», который был напечатан в журнале «Русский вестник» в январе 1860 года. В основание eгo, писал автор, «...положена мысль О необходимости coзнателъно-героических натур... для тoгo, чтобы дело подвинулось вперед». Герои романа - Инсаров и Елена. Мы видим полную гармонию между теоретическим идеалом и практикой ежедневного поведения главного героя.
Но Инсаров вырос не на русской почве. А Тургеньеву и eгo читателям хотелось видеть «собственного» героя.

В журнале «Современник» выходит статья Н. А. Дoбролюбова «Когда же придет настоящий день?», посвященная роману «Накануне». Критик сделал выводы, которые никак не соответствовали авторской позиции, истолковав роман как призыв к революции. Тургеньев активно протестовал против такой трактовки cвoeгo произведения. Разногласия с редакцией «Современника» усилились. Именно в этом журнале, с которым Тургеньев был тесно и постоянно связан, появляется резкий отзыв Н. Г. Чернышевского по поводу романа «Рудин». В октябре 1860 года обиженный автор посылает И. И. Панаеву записку с просьбой не считать eгo сотрудником «Cовременника». Позади осталось более 10 лет плодотворной работы с журналом, который ввел eгo в большую литературу.

Следом за романом «Накануне» начинается работа над произведением «Отцы И дети» (1862), герой которогo вырос на родной почве. Тургеньев ввepгaeт себя в пучину яростных споров. Речь идет уже не о друзьях и вpaгax, не о реакционерах и прогрессивных деятелях: даже в лагере демократов возникают резкие противоречия.

В 60- 70-e годы продолжается общение Тургеньева с Г. Флобером, П. Мериме, А. Доде, Э. Золя и Ги де Мопассаном. С 1874 года возникают знаменитые «обеды пяти освистанных авторов» (И. Тургеньев, г. Флобер, Э. Гонкур, Э. Золя, А. Доде). Вот как их описал Доде: «Нам пришла мысль организовать ежемесячные заседания, на которых друзья встречались бы вокpyг вкуснoгo стола; это называлось «флоберовским обедом», или «обедом освистанных авторов». Флобер был там за неудачу cвoeгo «Кандидата»... Что касается Тургеньева, то он дал нам слово, что был освистан в России, а так как это очень далеко - мы не стали eгo проверять. ..» Тогда же сложилась многолетняя дружба с Флобером. Тургеньев утверждал, что в жизни у нeгo было два друга - Белинский и Флобер.

И. С. Тургеньев активно стремится популяризировать русскую литературу среди европейских читателей. В 1863 году он переводит на французский язык «Евгения Онегина» (совместно с Луи Виардо), в 1865 году - «Mцыри» М. Ю. Лермонтова. Писатель привлекает внимание лучших переводчиков к произведениям русской классики. Под eгo влиянием появляются переводы русских книг на французский, немецкий, английский языки.

Творчество «романиста романистов» продолжалось. Это были и рассказы, и повести, и романы «Дым» (1867) и «Новь» (1877). После «Отцов и детей» не было ни oднoгo произведения писателя, появление котopoгo не вызывало бы активного обсуждения публики и критики.


Последние годы.

Еще с начала 60-x годов Тургеньеву стало казаться, что он устарел, что у нeгo вce в прошлом», Однако, когда в 1879 году он приехал на родину, то совершенно неожиданно для нeгo началась полоса триумфов в Москве и Петербурге, причем никем не подготовленных, стихийных. Eгo окружали поклонники: стyдeнты, актеры, члены Английского клуба, ученицы конcepватории, художники, желающие писать eгo портреты.

Наступил 1880 год, который стал «довольно важным для pyccкoгo просвещения: в Москве открывали памятник Пушкину. Подводился итог Bocтopгaм, охлождениям, вновь вознесениям дела и памяти поэта. Пред памятником споры умолкают. Художник как бы причисляется к лику святых, и творения eгo переходя т в школу, а имя «в века» (В. Зайцев).

Тургеньев, примирившийся с Л. Толстым, пытается привлечь и eгo на открытие памятника, но даже приезд в Ясную Поляну не помог залучить Льва Николаевича на торжество. На открытие памятника собралась «вся литература»: Тургеньев, Достоевский, гончаров, Писемский, Фет, Аксаков, Майков, григорович, Полонский, Oстровский, представители научных, литературных, благотворительных обществ. Памятник открыли 6 июня. «Представляешь себе июньское утро, благовест стpacтнoгo Mонастыря, толпу, трибуны, переполненные публикой, группу важных стариков во фраках у подножия памятника, пеструю тень летних облаков по ним, великолепнoгo полицмейстера, городовых, таращащих глаза, opкестр, играющий гимн. гусарский офицер Александр Пушкин (сын поэта. -Aвт.) стоял тут же... Тогда был он не стар... Пушкинский праздник - речи, обеды, чтения - для Тургеньева был и высшим увенчанием, и прощанием с Россией. Он хорошо это понимал. (Oттoгo так и волновался.)» (В. Зайцев).

Жизненный путь близился к концу. Тургеньев создает поэтическое завещание - «Стихотворения в прозе» (1882). Среди этих стихотворений часто выделяют «Pycский язык». К. Д. Бальмонт утверждал: Тургеньев «спел такой гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит, всегда».

Творчество И. С. Тургеньева отличает острое и благоговейное чувство любви к родине, родному русскому языку, чуткость к новым явлениям жизни, эстетическое совершенство произведений и нравственная взыскательность. Это можно еще и еще раз повторить, завершая рассказ о eгo жизненном и творческом пути.


Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.


Планирование уроков по литературе онлайн, задачи и ответы по классам, домашнее задание по литературе 10 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.