KNOWLEDGE HYPERMARKET


Конспект урока на тему: Путешествие в мир кодов

Гіпермаркет Знань>>Інформатика 3 клас>>Інформатика>> Інформатика: Тема 13. Кодування.


План-конспект уроку з курсу «Інформатика 3 клас» з теми «Путешествие в мир кодов»


                                                                       Путешествие в мир кодов.

Тем, кто учит информатику, тем, кто учит информатике, тем, кто любит информатику, тем, кто еще не знает, что может любить информатику, посвящается наше путешествие.

Цель: вызвать интерес детей к информатике, развивать творческие способности, логическое мышление, воспитывать любовь к информатике.

Учитель: Дорогие ребята, мы совершим сегодня  увлекательное путешествие в мир кодов, где все таинственно и  засекречено. Чтобы  разгадать тайны этого мира мы воспользуемся помощью нашего верного спутника, которого вы мне сейчас назовете. Я вам могу лишь сказать, что

                                                           Он дизайнер и издатель
                                                           Почтальон, мультипликатор,
                                                           Врач, учитель, модельер.
                                                           Архитектор и художник,
                                                           Композитор, музыкант
                                                           Вычислитель, переводчик…
                                                           Словом, он же наш помощник
                                                           Его имя расшифруйте
                                                           И всем громко объявите!

Задание №1 (с помощью таблицы Азбука Морзе ребята отгадывают зашифрованное слово)

  -*-     ---     --     *--*     -**-     **--     -     *     *-*
  
 
 
 
 
 
 
 
 


  *-     А     *-**     Л     -*-*     Ц
  -***     Б     --     М     ---*     Ч
  *--     В     -*     Н     ----     Ш
  --*
    Г     ---     О     --*-     Щ
  -**     Д     *--*     П     -**-     Ъ
  *     Е     *-*     Р     -*--     Ы
  ***-     Ж     ***     С     -**-     Ь
  --**     З     -     Т     **-**     Э
  **
   И     **-     У     **--     Ю
  *---
   Й     **-*
   Ф     *-*-     Я
  -*-     К     ****     Х


 
Задание №2.

Учитель: Для выполнения данного задания  мы воспользовались с вами Азбукой Морзе. А сейчас я предлагаю вам поиграть в слова. Командам необходимо составить слова, используя только буквы, входящие в слово «КОМПЬЮТЕР»,  зашифровать (закодировать) их  с помощью азбуки  Морзе. Команда соперник  расшифровывает (декодирует) слова. Побеждает та команда, которая составит больше слов за отведённое время.

(время по усмотрению учителя, например, 5-7 минут)

Учитель: Компьютеры совершили революцию в нашей жизни. Они изменили стиль работы, образования, торговли и развлечения людей. Компьютеры используют врачи, фермеры, учителя и банковские работники, инженеры и дизайнеры. Без них не обойтись при создании спецэффектов в кино и в телевидении. Некоторые профессии полностью связаны с компьютерами. Но что бы ни делал человек с помощью компьютера, это всегда работа с числами, текстами, звуками или изображениями. Итак,  числа, текст, звук, изображения  -  это  информация. Компьютер  помогает человеку  обрабатывать информацию. В толковом словаре Ожегова «информация – это сведения об окружающем мире и протекших в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством».

Информация в информатике – (от латинского information – «сведения, разъяснения, изложение») – это знания человека, которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.

Задание №3

Итак, мы назвали своего помощника компьютером. Компьютер  помогает человеку обрабатывать информацию. Компьютер  - универсальная машина для работы с информацией.  Какие действия можно выполнить с  информацией?

(К заданию №3: в конверте лежат листочки  со словами «делить»,  «терять», «хранить»,  «создавать»,  «прятать», «передавать»,  «обрабатывать».  Каждая команда выбирает карточки со словами,  закрепляет на табло против  словосочетания  «информацию можно:» После выполнения задания подводятся итоги.).

Задание №4

Учитель:  Сегодня мы посвятим наше мероприятие следующему действию с информацией, название которого отгадаем с помощью кроссворда.

Команда, которая даст больше правильных ответов на вопросы получит дополнительное очко.

По горизонтали:
1. Универсальная машина для работы с информацией.
2. Система счисления.
3. Информация, представленная в форме, удобной для обработки информации.
4. Съёмный носитель информации.
5. Устройство, для вывода информации на бумагу.
6. Автор учебника информатики 6 класса.
7. Вид информации.
8. Информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенное именем.
9. Предмет, изучающий способы создания, хранения, передачи и обработки информации.
10. Арифметическое действие.
11. Чувство, с помощью которого человек получает 80% всей информации об окружающем мире.

1003-2.jpeg

Молодцы! Игра посвящается кодированию информации.

Задание №4. «Заработай очко».(Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов, выкрикивать с места нельзя, отвечает та команда, участник которой  первым поднимет руку. Вопросы учитель читает вслух.)

1) Системы счисления бывают:
a) позиционные и непозиционные;
b) простые, сложные;
c) тёплые, холодные;
d) интересные, неинтересные.


2) Двоичная система счисления удобна для:
a) человека;
b) экскаватора;
c) компьютера;
d) музыкального инструмента.


3) Римская система счисления является
a) позиционной;
b) универсальной;
c) двоичной;
d) непозиционной.

4) В какой системе счисления для записи используют 10 знаков?
a) двоичной;
b) восьмеричной;
c) десятичной;
d) в шестнадцатеричной.

Задание №5 «Необычная  покупка».

Ученик купил в магазине блокнот, ручку, карандаш и открытку. Продавец дал ему необычный чек. С помощью компьютера определите, цену блокнота, ручки, карандаша и открытки. Сколько денег заплатил ученик за всю покупку?

(Дети занимают места  за компьютером.  Каждый участник команды получает товарный чек. Ребята с помощью программы Калькулятор узнают цену каждого товара в десятичной системе счисления и вычисляют стоимость покупки в двоичной и десятичной системах счисления).

Задание для первой команды.

                                                                             Товарный чек
  наименование товара     BIN     DEC
  блокнот     110000 руб.     ?
  ручка     10111 руб.     ?
  карандаш     100 руб.
    ?
  открытка     10100 руб.     ?
  Всего:     ?     ?


Задание для второй команды.

                                                                     Товарный чек
  наименование товара     BIN
   DEC
  блокнот     1001111руб.
    ?
  ручка     1101010руб.     ?
  карандаш     110 руб.     ?
  открытка     10110 руб.     ?
  Всего:     ?     ?


(Выигрывает та команда, члены которой быстрее заполнят все пустые ячейки правильными ответами.Дети остаются за компьютером).

Задание №6. «Художественная мастерская».

1003-3.jpeg

Даётся числовой код, заливая квадратики цветом, получаем рисунок. Дети работают в графическом редакторе Paint. Дополнительное задание: разукрасить полученный рисунок.

Задание №6. «Эксперимент».

  Красный      Зелёный      Синий     Цвет
    0     0     0  
    0     0     255
    0     255     0
    190     190     190
    255     0     0
    0     255     255
    255     255     0
    255     255     255
          


Учитель:Сколько же оттенков цветов можно получить, смешав, красный, синий и зелёные цвета?

(Точное значение оттенков дети получают с помощью калькулятора, умножая 255*255*255.
Дети занимают места за партами. Звучит чувашская мелодия «Илемле, илемле…». На слайде мультимедийной презентации высвечиваются слова из этой песни.

Старшеклассники-помощники демонстрируют присутствующим чувашскую вышивку.)

                                        Илемле, илемле,
                                        Илемле чаваш юрри
                                        Илемле чаваш юрри
                                        Терлеме пелсен канна.
Учитель:
                                        «Вышивка чувашская прекрасна
                                        Если знать её как вышивать…»
                                        Нам бы с вами хоть немножко постараться
                                        Чтоб её ещё и понимать.

Традиционно чувашский орнамент – не просто яркий и выразительный геометрический узор. Вышивка на одежде, женские украшения, орнамент на посуде и других предметах издревле несли информацию о принадлежности владельцев к определённому роду, содержали добрые пожелания, наставления или напутствия. На этих слайдах представлены примеры возможного современного толкования смысла некоторых эмблем и орнаментов,  основанные на обосновании основных элементов национального орнамента чувашей. Приведённые на русском и чувашском языках толкования не являются прямым переводом, но близки по смыслу и духу народной графике.

( на слайдах демонстрируются чувашские узоры и толкования к ним)

На слайде высвечивается государственный флаг Чувашской Республики.


Задание №7. Какие основные символы присутствуют на  флаге ЧР?


Дети, пользуясь таблицей основных элементов орнамента чувашской вышивки должны найти хотя бы три:

• жизненный путь
• древо рода, жизни, мудрости
• Солнце, гармония, согласие..

(Команда, назвавшая больше символов получает очко. Неназванные символы помогает найти старшеклассник и рассказывает о значениях данных символов, даёт толкование изображению на флаге).

Старшеклассник 1: Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой желто-красное полотнище с соотношением 5:8. На нем изображено Древо жизни и мудрости, увенчанное тремя  Солнцами, означающими связь трёх поколений – молодости, зрелости и старости. Три вертикальные линии, образующие ствол Древа, символизируют три диалекта чувашского языка: верховых, средних и низовых чувашей. Отходящие от древа горизонтальные линии – символ  Земли и многовекового жизненного пути чувашского народа.

(Другой помощник в лице старшеклассника, рассказывает о государственном гербе ЧР.) Старшеклассник 2:«Государственный  герб ЧР представляет собой геральдический щит

 С изображением  Древа жизни и мудрости, его возрождения. Основание щита обрамляет красная лента с надписью: «Чаваш Республики – Чувашская Республика». В верхней части  лента заканчивается  стилизованным изображением хмеля. Щит увенчан тремя 8-миугольными светилами – древним символом чувашей – три Солнца    -  один из основных элементов национального орнамента, выражающий красоту и совершенство.

Красный цвет символизирует извечное стремление народа к свободе, сохранение традиций и самобытности. Желтый цвет – цвет солнца, дарующего жизнь всему на Земле. Хмель на концах полуокружности  - образ традиционного богатства чувашского народа. Ещё в первом Договоре киевского князя Владимира с Волжской  Булгарией в 985 году было сказано: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель – тонуть».

Задание №8. В Интернете найти толкование о гербе Шумерли. (Члены команды заняты поиском информации о гербе города Шумерли, в это время капитаны команд получают маршрутный лист, путь следования к намеченной цели. По описанию пути они должны обнаружить волшебный квадрат. Задание выполняется на доске или на листе ватмана.)


1003-4.jpeg

(Капитаны команд находят в волшебных квадратах номер волшебной коробочки, которую они имеют право открыть. В этих коробочках лежит сладкий приз, на котором есть штрих код.) Вопрос к капитанам: штрих-код предназначен для человека или для технического устройства?

( После ответов детей учитель предлагает угадать с 3 раз ответ на вопрос:  на каком товаре впервые появился  штрих-код?)

Старшеклассник: Впервые штрих-код появился на жевательной резинке в США. С 1973 года он стал стандартным. (Капитаны команд ищут дополнительную информацию в Интернете.)

Учитель: Ребята, мы сегодня с вами повторили тему «Кодирование информации» и надеюсь, узнали ещё много нового и интересного. Думаю, настал момент проверить свои знания.  

Все участники игры отвечают на вопросы теста в программе «Assist2» и получают оценки.

1.  Прародиной чувашей является
a) Америка
b) Китай
c) Центральная Азия
d) Антарктида

2 Какую систему письменности использовали в древности предки чувашей?
a) римскую
b) простую
c) красивую
d) руническую

3. Слово «информация» закодировано так, что каждая буква заменена её порядковым номером в алфавите А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л  М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

a) 10 15 22 16 18 14 01 24 10 33
b) 10 15 22 16 18 14 01 20 10 12 01
c) 12 16 05 10 18 16 03 01 15 10 06
d) 10 15 22 16 18 14 01 20 10 12

4. В 10-ом веке получило распространение письменности на основе арабских букв, а в 17-ом век чуваши начали пользоваться письменностью, основанной на кириллице. Выберите правильную краткую запись.

a) арабские -VIII век, кирилица -X век
b) арабские -XV, кирилица -IV век
c) арабские -X век, кирилица -XVII век
d) арабские  -III век, кирилица -XI век

5. Символом Х обозначается римское число:

a) 50
b) 100
c) 10
d) 5

6. Музыку  кодируют с помощью:
a) Букв
b) Цифр
c) Нот
d) Азбуки Морзе

7.На уроках математики и в повседневной жизни мы пользуемся ?????? системой счисления.
a) Двоичной системой счисления
b) Десятичной системой счисления
c) Восьмиричной системой счисления
d) Троичной системой счисления

8. 101011 – это число, записанное в ?????? системе счисления.
a) В двоичной системе счисления
b) В десятичной системе счисления
c) В восьмиричной системе счисления
d) В шестнадцатиричной системе счисления

9. Как записывается число 5 в двоичной системе счисления?

a) 111
b) 110
c) 100
d) 101

10. Код населённого пункта, по которому известно, куда отправлять письмо

a) Адрес
b) Марка
c) Индекс
d) Рисунок

11. Крошечный фрагмент графического объекта
a) осколок
b) кусочек
c) пиксель
d) точка

12. На кодирование каждого символа отводится
a) Два бита
b) Десять битов
c) Восемь битов
d) Один бит

13. Какой инструмент помогает быстро перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.

a) Словарь
b) Текстовый редактор
c) Калькулятор
d) Графический редактор

14. В первый раз штрих-код появился на
a) На коробке с обувью
b) На шоколаде
c) На джинсах
d) На жевательной резинке

15. Сколько единиц понадобится, чтобы записать число 32 в двоичной системе счисления?
a) Шесть единиц
b) Одна единица
c) Четыре единицы
d) Много единиц

Мероприятие завершается тем, что старшеклассник вручает всем щит-оберег. Вкратце даёт толкование  основным элементам щита.

1003-5.jpeg


Надіслав вчитель інформатики Тарасов Дмитро.

Предмети > Інформатика > Інформатика 3 клас > Кодування > Кодування. Тематичні свята, девізи