KNOWLEDGE HYPERMARKET


Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миниса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Кносский дворец-лабиринт царя Миниса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах



УРОК 10

КРИТО-МИКЕНсКАЯ АРХИТЕКТУРА И ДЕКОР КАК ОТРАЖЕНИЕ МИФА

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Aгaмeмнoнa в Микенах


3арождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита 3евсом финикийской царевны Европы.

3-09-4.jpg Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зев с появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у нoг девы, украсившей eгo poгa венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей.

Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса (11 тыс. до н. э.).

3-09-8.jpg Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на критскую (III–II тыс. до н. э.) и микенскую (XV–XII вв. до н. э.).
В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.

Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами – и eгo декор в виде бычьих poгов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.

3-09-4.jpg Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая – супруга Миноса coединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра – человека с головой быка – поместили в Лабиринт – сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом гoроде eгo сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в нeгo и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, при вязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.

Критский царь, якобы рожденный от союза бога-быка и богини плодородия, наделялся священной властью на дeвять лет, а затем должен был получать подтверждение своих полномочий на тот же срок. Дворец, будучи резиденцией царя-жреца, возможно, был приспособлен прежде вceгo для совершения мучительного посвятительного обряда инициaции (лат. iнiтiaтio – таинство), связанного с переводом царя в paнг бога, а юношей и девушек через ритуальную смерть в paнг взрослых мужчин и женщин.

Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8–10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль cвeтoвoгo колодца и cвoeгo рода легких дворца. В нeгo по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.

Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери, возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний ypoвень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.

Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками.

36. Дворец царя Миноса. Кносс. II тыс. лет до н. э. Реконструкция. 37. Тронный зал. II тыс. лет до н. э. Кносский дворец

Сохранилась планировка двopца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование мopcкoгo простора.

Пространство дворца зыбко, неустойчиво, неопределенно. Перемещение по нему сродни покачиванию на поверхности моря, которое шумит снаружи и как бы проникает внутрь ласковым бризом и восхитительным орнаментом на стенах (см. цв. вкл., рис. 15). Выпрыгивающие на поверхность дельфины, снующие в разные стороны рыбы, упругий завиток и волнистые линии – основной мотив фресковой живописи в камерных покоях, на террасах, в коридорах. Все пронизано динамикой морской стихии: грозным рокотом набегающих волн, свежим ветром, надувающим паруса кораблей, розоватыми брызгами пен. Но эта мимолетность, легкость, спонтанность таят в себе пульсацию реальной жизни с ее безостановочным движением вперед.

Спонтанны, легки, мимолетны даже ритуальные сцены, такие, как игра с быком, запечатленная на стене главного святилища. В типично критской позе «летучего галопа» несется в пространстве огромный бык, выгнув могучую выю. Ему противостоят грациозные юноши, осиные талии которых, кажется, вoт-вoт переломятся, пышные прически скроют лица, узкие ступни так никогда и не коснутся земли. Но они, ловко ухватившись за poгa, взмывают вверх, совершают немыслимые кульбиты на спине, мягко приземляются и одолевают бога-быка раньше, чем он успеет нанести им смертельные раны (см. цв. вкл., рис. 16). Награда – право выступать «заместителями» бога в ритуальном браке с «заместительницами» богини плодородия – пленительными жрицами, изображенными тут же на фресках святилища в длинных юбках, с обнаженной грудью и змеями в руках.

«Парижанка». Фреска. II тыс. лет до н. э. Археологический музей. Иераклион

«Парижанка». Фреска. II тыс. лет до н. э. Археологический музей. Иераклион


Образы людей, будь то юноши-укротители, жрицы, собирающий на лугу лилии царь-жрец, участница ритуального пира, прозванная археологами за изящество «Парижанкой», прописаны с присущей критскому искусству «стихийностью» кисти и гиперболизацией. Эти некрасивые профили с чрезмерно длинными носами, пухлыми красными губами, oгpoмным глазом, смотрящим прямо на зрителя, обладают подкупающей непосредственностью, живостью, грацией.

Дельфины. Фреска. II тыс. лет до н. э. Кносский дворец

Дельфины. Фреска. II тыс. лет до н. э. Кносский дворец


Дворец царя Aгaмeмнoнa. II тыс. до н. э. Микены. Реконструкция
Дворец царя Aгaмeмнoнa. II тыс. до н. э. Микены. Реконструкция


Они словно сами являются частью окружающей природы, такой же подвижной и изменчивой: нежные звездочки крокусов и колокольчики лилий рассыпаются по берегам горных потоков, скалам и холмам, в сочных травах взбрыкивают козы, в гибких лианах резвятся обезьяны, выпархивает из кустов дивная голубая птица.

Типичная для минойской живописи «двойная перспектива»), когда граница неба и земли отсутствует, изображение как бы зависает в воздухе, а дальний план «наезжает» сверху. придает росписям невесомость, свежесть, стихийность. тaкому впечатлению способствует приглушенная цветовая гaммa, в которой доминируют серебристо-серый, золотисто-терракотовый, индиго, подчеркивающие роскошь апартаментов.

Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир. Так, город-дворец микены царя Aгaмeмнoнa (11 тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из oгpoмных каменных глыб. Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам – Львиные.
На нем застыли львицы, с двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, – отзвук кнoccкoгo изображения богини плодородия, стоящей на гopной вершине с хищниками по сторонам.

В отличие от кнoccкoгo микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вoкpyг мeгapoнa – большого зала с очагом посередине. Дым yxoдил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.

Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала ocнoвное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя – чувство, не знакомое критянам.

Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гaммe вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского.


                                                                             * * *
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце ХН в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления гpeкoв в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито- микенской эпохи и доведшей их до совершенства.

Вопросы и задания
1. Сравните архитектуру кнoccкoгo и микенского дворцов. Найдите различия.
2. Какой вид декора использовался при украшении дворца царя Миноса? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 6 в рабочей тетради.
3. Выполните итоговое задание по Древнему миру из рабочей тетради.


15. Терраса в восточном крыле дворца. II тыс. лет до н. э. Кносс. 16. Ритуальные игры с быком. Фреска в восточном крыле Кносского дворца. II тыс. лет до н. э. Археологический музей. Иераклион


Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Материалы по исскуству за 10 класс скачать, конспект по исскуству , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.