Личные инструменты

2168
з математики

132
учня

168
для 11 класу

443
відкореговано


Вашій увазі

24638
уроків


Л. Н. Толстой. Война и мир

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Л. Н. Толстой. Война и мир


Война и мир


История работы над романом-эпопеей.

Интерес к теме 1812 года жил в сознании писателя многие годы. Еще в детстве он слышал рассказы о событиях 1812 года — его отец был участником этой войны. В детском сочинении «Рассказы дедушки» 7-летний Лева рассказывает о 90-летнем старике, который служил под пятью государями и имел множество ран. Его сын «...в 1812 году, видя, что отечеству нужны солдаты, решился идти в военную службу». Сочинение не завершено и изобилует ошибками, но очевиден интерес юного автора к теме.

Процесс работы над романом-эпопеей прошел три этапа:
1)    поиски начала (февраль 1863 — первая половина 1864 года);
2)    создание первой завершенной редакции (вторая половина 1864 — последние месяцы 1867 года);
3)    переработка ранней редакции — создание окончательного текста (1867 — декабрь 1869 года).

Первый вариант «Вступления» к роману-эпопее Толстой начинает так: «Я бесчисленное количество раз начинал и бросал писать ту историю из 12-го года, которая все яснее, яснее становилась для меня и которая все настоятельнее и настоятельнее просилась в ясных и определенных образах на бумагу».

В четвертом варианте «Вступления» читаем: «Печатая произведение, на которое положены мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и в лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе».

Напряженно работая над романом, автор не ограничился описанием победоносной войны своего народа, замалчивая военные неудачи. И он последовательно «отступал» в глубь истории, включая в текст произведения сначала Аустерлицкое, а затем и Шенграбенское сражение. Эти события переплетались с судьбами уже обозначившихся в планах автора героев, включались в сюжетную канву романа-эпопеи.

Эпопея «Война и мир» была для Толстого историческим художественным произведением, он писал историю народа.

Толстой собирает и изучает массу материалов. «Я зачитался историей Наполеона и Александра», — пишет он в дневнике от 19 марта 1865 года. Он побывал и на поле Бородина, взяв с собой 11-летнего брата Софьи Степана. Его воспоминания и рисуют живую картину того, как Лев Николаевич за два дня объездил поле, на котором пало более ста тысяч человек. При этом писатель нарисовал план, который потом приложил к роману. Возвращаясь, он пишет Софье Андреевне: «Только бы Бог дал здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было».

Прочитав «Описание Отечественной войны 1812 года» и «Описание войны 1813 года» А. И. Михайловского-Данилевского, Толстой записал в дневнике: «Есть мало эпох в истории, столь поучительных, как эта, и столь мало обсужденных — обсужденных беспристрастно и верно, так, как мы обсуждаем теперь историю Египта и Рима». Однако только спустя десять лет он начал писать «историю из 12 года с величественным, глубоким и всесторонним содержанием».

Работая над романом, Толстой собрал целую библиотеку книг, которые были связаны с тем, что изображалось на его страницах. Варианты глав и частей также накапливались в огромных количествах. Одно начало романа-эпопеи имеет 15 вариантов.

Масштаб произведения становится очевидным даже если мы наблюдаем за процессом поисков его названия. Так, при первой публикации том первый был назван «Тысяча восемьсот пятый год». Название фиксировало время во всем многообразии его свершений, а в самом тексте описывались события любых масштабов и значимости, с которыми были связаны эти двенадцать месяцев.

Окончательное название «Война и мир» подчеркивает неразрывную связь этих двух состояний жизни человечества, а союз и может толковаться и как способ объединения этих двух контрастных понятий, и как способ их противопоставления.

Это становится еще более очевидным, если учесть, что Толстой колебался, как ему написать букву и в слове мир. В то время слово мир писали мір, что значило не противоположность войне, а сочетание всего, что нас окружает. Вспомним поговорку: «На міру и смерть красна».

Первый завершенный вариант был создан к 1867 году. Однако при доработке этот текст значительно изменился. Так, в этом варианте князь Андрей не умирает, но и не сохраняет свои отношения с Наташей. Они объяснились, и ему стало ясно, что ее чувство — скорее уважение и некоторый страх перед непонятным ей духовным миром, чем любовь, и он сознательно отходит в сторону и даже помогает сближению Наташи и влюбленного в нее Пьера. Не погибает и Петя Ростов.

Наконец, в 1869 году переделки были завершены и роман был завершен.


Жанр «Войны и мира».

Композиция и содержание. Уподобление «Войны и мира» «Илиаде» и «Одиссее» — не просто восторженная реплика. В этой оценке звучит попытка найти точное определение жанра произведения. Для этой цели русское литературоведение предложило термин роман-эпопея, роман, который воссоздает панораму общенациональной жизни на определенном и важном для народа этапе. В «Войне и мире» судьбы героев неразрывно связаны с событиями русской и мировой истории.

История всегда связана с хронологией. Какие же годы изображены в романе-эпопее?

I том — 1805 год; II том — 1806—1811 годы; III том — 1812 год; IV том — эпилог — 1820 год.

В тексте часто указываются конкретные даты, связанные с теми или иными событиями.

В литературоведении существует термин хронотоп, объединяющий пространство и время на страницах художественного произведения. В романе-эпопее Толстого пространство столь же конкретно, как и время.

Толстой настаивал на принципиальном отличии своих произведений от эпоса древних: «Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла».

Для Толстого интерес истории составляют решительно все люди. Он стремится разрушить деление жизни на «частную» и «историческую». Бородинская битва передана в восприятии сугубо штатского Пьера Безухова, а совет в Филях — 7-летней девочки Малаши, и этот прием, может быть, более всего убеждает нас, читателей, в достоверности происходящих событий. Стремление разделить роман на «войну» и «мир», считая только главы, связанные с «войной», историческими, — ошибка. Нельзя рассматривать историю только через судьбы выдающихся героев и решающих событий, сражений.

В «Войне и мире» Толстой сумел взглянуть на жизнь человеческую во всех ее свершениях — ив годы войны, и в годы мира, показав, как и что меняется в человеке и что в нем остается неизменным. «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Писатель шел к этим выводам давно. Еще в «Севастопольских рассказах» он сумел донести до читателя войну в ее ужасе, в «крови, страданиях, смерти», что было одним из необходимых условий для таких общих выводов. Но в романе-эпопее в этих событиях участвуют более 500 исторических и вымышленных героев.

Так грандиозность цели предопределила поиски жанра, а работа над жанром романа-эпопеи — решение более частных вопросов: особенности и масштаб композиции, характер изображения героев и событий, манеру изложения, роль автора на страницах произведения.

Война и мир — лишь составные части того потока жизни, в котором движутся судьбы каждого конкретного человека. Строение эпопеи убеждает нас в том, как важно каждое, самое малое, звено в общих судьбах и как они неразрывно связаны друг с другом.

Масштаб романа-эпопеи виден и при обращении к его экспозиции — ей посвящен весь первый том романа.


Том первый.

Разные места, различные люди, различные события в их жизни: Петербург, Москва, «глубинка» — русская провинция. Все возрасты и жизненные ситуации в круговороте жизни России. Герои в ожидании грозных событий, и все они в то же время живут минутными сегодняшними интересами. Это одновременно и то, что мы называем «сегодня», и в то же время ожидание того, что ждет нас завтра. Это «завтра» неумолимо надвигается. Масштаб экспозиции убеждает нас в значительности избранной автором темы.

Если первая часть первого тома — это ожидание войны, то вторая уже знакомит нас с ее событиями. Это война 1805 года с Наполеоном, которая не принесла славы нашим знаменам. Панорама жизни на страницах эпопеи становится все шире.

Мы встречаем новых героев, которые запоминаются читателем. Среди них особое место занимает капитан Тушин и подвиг, который он совершил со своей забытой в пылу сражения батареей.

Самый напряженный момент Аустерлицкого сражения в романе — описание подвига князя Андрея Болконского.
В третьей части первого тома главы «мира» сочетаются с главами «войны», и читатель уже вовлечен в активную оценку событий истории.
Исторические события, изображенные в этой части, важны как для личных судеб, так и для судеб страны. Аустерлицкая битва — одна из заметных вех в судьбе Наполеона. Она оставила след в русской истории. Она эке — заметная веха в судьбе князя Андрея. Его мечта о своем Тулоне и крах этой мечты — одно из самых трагических переживаний героя.


Том второй.

Во втором томе пять частей, и все они заполнены, казалось бы, обычной жизнью многочисленных героев. Имена Александра и Наполеона дополняются именами не только полководцев, но и исторических деятелей, не связанных с войной. Среди действующих лиц Аракчеев, Сперанский, Ростопчин. Но никак нельзя сказать, что лица вымышленные хоть чем-то уступают лицам историческим или служат им фоном. Сложное переплетение «исторических» и «неисторических» судеб утверждает право каждого человека на свое место в быстро текущей истории.

«Люди, как реки...» — говорит Толстой, и течение этих рек объединяется в мощное движение жизни, создает картину сложную и убедительную.

Именно в этом томе есть волнующие лирические страницы, которые запоминает даже невнимательный читатель. Это «встречи» князя Андрея с дубом, который он увидел на пути к имению Ростовых, ночная сцена в Отрадном, когда он невольно слышит беседу Сони и Наташи. Эти эпизоды демонстрируют пристальное внимание автора к душевным движениям героев.

Мирные главы второго тома завершаются зловещим предвещанием — появлением кометы.


Том третий.

Кульминация романа-эпопеи охватывает весь третий том. Автор чувствует такую ответственность за понимание читателем этих событий, что в каждой из трех частей тома помещает рассуждения, анализирующие развитие событий романа.

Доведя эпопею до кульминации, Толстой стремится сделать читателей своими союзниками не только в оценке Отечественной войны 1812 года, но и в оценке любой войны как исторического события.

Мы слышим не только голоса героев романа. Толстой перемежает повествование авторским комментарием.

Важное место в кульминационных главах занимают события, которые происходят с конкретными героями повествования.

Автор приближает нас к событиям, которые произошли рядом с селом Бородино, название которого вошло в историю. Он описывает Бородинское сражение глазами сугубо штатского человека — Пьера Безухова.


Том четвертый.

Огромную роль в победе над врагом играли партизанские отряды. Четвертый том содержит описание изгнания Наполеона из России и бури народной войны.


Эпилог.

На страницах эпилога звучат голоса героев романа. Пьер привозит из Петербурга известие о тайных оппозиционных встречах недовольных, что отвечает его собственным суждениям и сомнениям. Это недовольство может вырасти в реальный протест.

Толстой пытается показать движение масс и включение событий личных судеб в тот мощный и непрекращающийся процесс, который именуется жизнью и который и создает историю.

Итак, внимательно рассмотрев общие контуры композиции огромной эпопеи, мы убедились, как органично включаются личные судьбы в ход истории. Та проблема, которая интересует и нас, а не только философов — роль личности в истории, — решена Толстым так отчетливо, что его ответ не может быть не понят.


Герои романа-эпопеи.

Более пяти сотен (559) героев населяют страницы романа-эпопеи «Война и мир». Среди них множество вымышленных, но есть и реальные исторические деятели.


Андрей Болконский.

Среди вымышленных героев грандиозной эпопеи — князь Андрей.

Он, как и его отец, сохраняет традиции своего рода. Требования эти высоки, и среди них значатся культура поведения, образованность, талант руководства людьми, независимость нрава, решительность и прямота суждений, благородство поступков...

Простое перечисление личных качеств отца и сына может вызвать определенную настороженность, и в то же время читатель воспринимает как что-то совершенно естественное то чувство уважения, которое встречали отец и сын в обществе. Оценка, которую дает Андрею А. П. Шерер, как очень умному, но со странностями и тяжелому человеку, нас не удивляет.

Пьер «считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием — сила воли. Пьер всегда удивлялся способностям князя Андрея: спокойному обращению со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он все читал, все знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться».


Война и мир


Но этого человека, награжденного столькими преимуществами, уже на первых страницах мы встречаем в глубоком духовном кризисе. Он устал от «глупого общества». «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти», — говорит он Пьеру.

Князь Андрей решает изменить свою жизнь и добыть славу так, как это сделал Наполеон. Тулон Бонапарта не дает ему покоя. 17 декабря 1793 года молодой капитан Бонапарте освободил Тулон, захваченный монархистскими мятежниками и англичанами. Якобинское правительство произвело его за это в бригадные генералы. Блистательный взлет молодого стратега кружил умы не одного князя Андрея.

Но вот князь Андрей в армии. Армейская жизнь его меняет. «В выражении лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным».

Князь Андрей в армии — «любимый и доверенный» адъютант главнокомандующего Кутузова. Он «был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела». Кутузов пишет старику Болконскому: «Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

Мужество и благородство  убедительно рисуют сцены в битве под Шенграбеном на батарее Тушина. «Шагая через тела и под страшным огнем французов», он помогает капитану убрать орудия и позже, при подведении итогов дня на военном совете, говорит о подвиге капитана, которому уже были готовы вынести незаслуженное взыскание. Скромность капитана Тушина заставляет князя Андрея взять его под защиту.

Накануне Аустерлицкого сражения он вновь мечтает о своем Тулоне: создает диспозицию и мечтает о славе. «За минуту торжества над людьми, за любовь к себе людей» он готов все отдать и ото всего отречься. Его не страшат «смерть, раны, потеря семьи».

На поле боя, проявляя бесспорное мужество, он бросается со знаменем вперед и останавливает отступление, но вырывается вперед «с детским, пронзительным криком».

Раненый и беспомощный князь Андрей лежит на поле боя. Его кумир — Наполеон произносит торжественные слова: «Вот прекрасная смерть!» — но князя Андрея эти слова бывшего кумира уже не волнуют. Прежние мечты кажутся «обманом», а истина видится в тишине и успокоении, в высоком бесконечном небе с бегущими по нему облаками.

Новый идеал рисуется герою: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах...» Но и этого ему не дано. Умирает жена, и он проводит время в заботах по воспитанию сына, в хозяйственных хлопотах по своему имению Богучарову. Он все умеет и все успевает. Но этого мало его сильной натуре. Недаром Пьера при встрече поражает его «потухший, мертвый» взгляд. Точный ум, решительность и трезвая оценка обстоятельств помогают ему умело вести дела в имении. Но тем не менее он всего лишь «доживает жизнь».

Из такого состояния его выводит посещение дома Ростовых в Отрадном. Счастливая и чистая атмосфера этого дома, поэтичный диалог Сони и Наташи, который прозвучал майской ночью у окна в этом доме, две встречи со старым дубом в лесу на дороге пробудили в его душе «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», и он решает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».

В 1809 году он приезжает в Петербург. Его планы реорганизации армии не нашли поддержки у военного министра Аракчеева. Но он встретился со Сперанским и, увидев в нем «идеал вполне разумного и добродетельного человека», становится «членом комиссии составления воинского устава и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления законов».

Он вновь в высшем обществе, он в нем принят и многим интересен: одних привлекает его ум, других — сочувствие к крестьянскому вопросу, женщин — его положение богатого и знатного жениха.

Но только в юной Наташе Ростовой он увидел отсутствие расчетливых поступков, неискренности, жеманности. «Я влюблен, мой друг», — признается он Пьеру. И это чувство совершенно меняет его восприятие окружающего мира: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота». Однако Андрея, как всегда, ждет очередное испытание: сначала отсрочка женитьбы на год, поскольку старому князю не очень нравился этот брак, затем — увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Для человека его характера в такой ситуации не могло быть ни примирения, ни прощения.

«Новое чувство озлобления против врага заставило его забыть свое горе». Начинается война 1812 года, и Андрей вновь в армии; он живет желанием встретить Анатоля Курагина и вызвать его на дуэль. Он берет полк, и забота о людях становится его главным делом. Кутузов хотел сделать его своим адъютантом, но понял его желание служить в полку. Он говорит князю: «Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Эта «дорога чести» приводит его на Бородино. Суждения о войне произносит не только автор, но и князь Андрей: «Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей... полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга». Его слова убедительны, но тяготят самого князя Андрея. Он ощущает груз своего жизненного опыта: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла».

На поле Бородина полку князя Андрея досталась трудная доля: он стоял в резерве, но находился на том участке, на который был направлен огонь нескольких сот неприятельских орудий. Полк потерял много людей. Сам князь Андрей получил смертельное ранение. На перевязочном пункте он видит своего заклятого врага — Анатоля Курагина. Но прежняя ненависть ушла — в эти минуты им овладело сострадание к раненому врагу — чувство, которому ранее и безуспешно его учила сестра, княжна Марья.

Мучительный путь к Москве и за Москву был для Андрея и путем физических мучений и путем дальнейшего напряженного усилия ищущей мысли. Он произвел переоценку своих мыслей и поступков и понял всю жестокость разрыва с Наташей. Но судьба подарила им еще одну встречу.

Радость, которую он пережил от неожиданной встречи с Наташей, была кратковременной. Силы оставляли тело, безостановочно шло его «пробуждение от жизни». Князь Андрей умирает, но память о нем как образце человека сохраняется в его сыне Николеньке Болконском.

Яркость и решительность жизненной позиции князя Андрея на любом из этапов жизненного пути вызывают уважение не только его окружения, но и читателей многих сменившихся поколений. Высокая требовательность к самому себе и сила духа в сочетании с умом, волей, решительностью, благородством вновь и вновь привлекают читателя к этому герою не как к образцу для прямого подражания, а как своеобразному катализатору размышлений и самостоятельных решений каждого читателя.


Пьер Безухов.

В одном из вариантов предисловий к произведению мы читаем: «В 1856 году я начал писать повесть... героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию». Затем была зачеркнутая фраза: «Молодость моего героя совпадала с славной для России эпохой 1812 года». Далее шли слова: «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года... В третий раз я вернулся назад... Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

В окончательном варианте роман-эпопея завершился за несколько лет до восстания декабристов — 1820 годом.

Пьер — незаконный сын богача и красавца Кирилла Владимировича Безухова. Из своих многочисленных незаконных детей этот баловень судьбы выделял только Пьера и дал ему хорошее образование. В Россию Пьер возвратился за три месяца до начала событий романа. И, поскольку отец его умирал и не совсем ясно было, получит ли Пьер наследство, в обществе к нему относились настороженно, но все же принимали. Он успел и приобрести себе друга, поскольку князь Андрей сразу же оценил те качества, которые так отпугнули Анну Павловну Шерер и которые проявлялись прежде всего в совершенно естественном поведении.

Мы воспринимаем его обаяние, но видим, что он ведет безалаберную и легкомысленную жизнь, хотя ему совестно, но изменить принятую манеру поведения трудно. Вот Пьер — в салоне Анны Павловны. «Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза».

Он выглядит нелепо в окружении лощеных и ловких светских людей, и мы видим это, когда автор описывает его внешность и манеры. «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, т. е. перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:

— Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер.

Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это». Она, как и мы, читатели, увидела его «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд».

Но это не мешает ему участвовать в кутежах с Кура-гиным и Долоховым. Он обещает князю Андрею прервать это знакомство и тут же нарушает свое обещание: вечернее сборище у Анатоля кончается скандалом, и Пьера высылают в Москву.

Как только он становится наследником состояния отца, отношение к нему меняется. Естественна тактическая победа Курагиных — сватовство Пьера к Элен, которое так насмешливо и так реалистично описывает автор. Элен — красавица. Она привлекает Пьера, но в их отношениях есть то, что сам Пьер воспринимает как что-то противоестественное. Фальшь отношений очень скоро становится очевидной, и на обеде в честь Багратиона он вызывает на дуэль любовника своей жены Доло-хова. Дуэль завершается ранением соперника, и Пьер расстается с женой, отдав ей большую часть состояния. Но благополучный исход трагического столкновения — лишь внешний результат событий. Пьер смятен и не видит выхода из душевной смуты. Выехав из Москвы, он встречается на станции Торжок с масоном Баздеевым, который подсказывает ему путь нравственного самоусовершенствования .

Репутация Пьера после дуэли и разрыва с женой пошатнулась, да он и не пытался о ней заботиться. Он отошел от светского общения и стремится делать добрые дела. Реальных плодов они не приносили, поскольку управляющие легко обманывали наивного хозяина, но сам он был «восхищен своим путешествием по деревням» и ему казалось, что его старания реально приносят людям добро.

Даже встреча с умным и проницательным князем Андреем не развеяла его иллюзий. Князь Андрей зорким взглядом умного хозяина увидел все просчеты друга. Но Пьер так уверен в своей правоте, что даже стремится изменить взгляды Андрея на жизнь и утверждает: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Широкая натура, а более всего богатство делают его полезным для петербургского масонства: он был главным жертвователем для всяких добрых дел. Стремясь разобраться в сути масонства, он едет за границу и делает после возвращения доклад, который несколько насторожил его соучастников, поскольку в нем усмотрели опасные конституционные идеи. Но отзвуки доклада угасли, а сам Пьер под влиянием Баздеева целиком сосредоточивается на «совершенствовании самого себя».

Его желание самоусовершенствования приводит к тому, что он прощает жену и принимает ее в свой дом, продолжая вести прежнюю жизнь, особенно после смерти хорошо влиявшего на него Баздеева. И все же именно в эту пору князь Андрей говорит Наташе, что «это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце».

Он проявил свое благородство и широту натуры, когда заставил Анатоля вернуть письма Наташи и уехать из Москвы (на деньги Пьера). Он проникся чувством самого искреннего сострадания к ней, и она услышала так поддержавшие ее слова: «Ежели бы я был не я... и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».

Пьер Безухов находится в центре событий, определяющих судьбу России. Он стал свидетелем Бородинского сражения, оказавшись на батарее Раевского. «Теперь они оставят это, они ужаснутся тому, что они сделали!» — думает Пьер. Но хотя «пламя сражения медленно догорает, даже ему, случайному наблюдателю, очевидно, что впереди — новые битвы.

Вернувшись в Москву, Пьер принимает решение «положить предел власти зверя», поскольку видит в Наполеоне причину трагических событий. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть! — думал он. — Да, я пойду... Пистолетом или кинжалом? — думал Пьер. — Впрочем, все равно. Не я, а рука Провидения казнит тебя... скажу я (думал Пьер слова, которые он произнесет, убивая Наполеона). — Ну что же, берите, казните меня...»

Не осуществив своего замысла, Пьер попадает в плен. «В нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Однако встреча и беседы с Платоном Каратаевым возродили его: «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основаниях двигался в его душе». Он наконец пришел к согласию с самим собой. Теперь Пьер верил: «Пока есть жизнь, есть и счастье».

В эпилоге мы узнаем, что Пьер в 1813 году женился на Наташе и стал заботливым отцом четверых детей и любящим мужем, который, как считали окружающие, был «под башмаком своей жены».

Но он не замыкается в сфере семейных забот. Его волнуют судьбы страны, и Пьер становится одним из основателей тайного общества. И, хотя это тайное общество создано «с одной целью общего блага и общей безопасности», Николай прав, считая, что «Пьер всегда был и останется мечтателем».


Наташа Ростова.

Среди героинь романа-эпопеи особое место занимает Наташа Ростова. В романе она впервые появляется в возрасте тринадцати лет: это еще не девушка, но уже не ребенок. Ее неугомонность и искренность оживляют и радуют всех вокруг. Мы не можем не заметить, что ей свойственна «отчаянная и веселая решимость», которая сопровождает ее и в серьезных решениях, и в пустяках. Ей в высшей степени свойственно и Другое качество — способность воспринимать оттенки чужих чувств и отношений, интонаций, взглядов и выражений. Чуткость и отзывчивость часто ей помогают. Но главное привлекательное ее качество — радостное мироощущение. Оно демонстрирует богатство ее духовного мира, оно выплескивается наружу. Наташа просто не может существовать без общения с людьми.

Еще перед тем, как князь Андрей услышал ночной разговор Наташи и Сони, он уже видел эту тоненькую черноглазую девушку, которая бежала к его коляске, приняв издали за кого-то из своих. От этой картины князю Андрею стало больно: он увидел чужое счастье, к которому не мог прикоснуться.

Наташа переполнена радостью жизни. Она даже готова предположить, что может сказать о ней очень умный и хороший мужчина: «Все, все в ней есть... умна необыкновенно, мила и, потом, хороша, необыкновенно хороша, ловка — плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» В этой реплике, кажется, есть эгоистическая радость от даров своей молодости и наивность, но едва ли этот внутренний монолог заставит вас обвинить ее в тщеславии.

Вспомним первый бал Наташи. Она, замирая от ожидания, входит в зал. Начался танец, но кавалеров не оказалось. Наташа блестящими глазами глядела на танцующих с выражением полной готовности и на великую радость и на величайшее горе. В этот момент Пьер сообщил Андрею о своей протеже, и Болконский, увидев отчаянное, замирающее лицо девушки, понял ее состояние и предложил Наташе тур вальса. «Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея.

Хотя это приглашение было случайным, когда они начали танец, «вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим». Танцуя с ней второй раз, князь Андрей напомнил об их первом свидании в аллее Отрадного, и даже о том, как она не могла уснуть в ту лунную ночь.

Князь Андрей видел ее непосредственность, ее робость, слышал ошибки во французском языке, отсутствие светского отпечатка и любовался и радостному блеску ее глаз, и ее робкой грацией в танце. И он неожиданно для себя загадал: если сначала она подойдет к кузине, то будет его женой. И Наташа, как будто исполняя его просьбу, подошла к кузине. Через день князь Андрей приехал к Ростовым. На фоне доброжелательной и простой семьи Наташа выделялась своим поэтическим обаянием. Затем она пела...

Решение князя Андрея было принято. Он проводит с Наташей целые дни. Затем он едет к отцу за согласием на брак.

Оставшись без его общества, Наташа проявляет себя большим ребенком. Тяжело переживая его непонятное отсутствие, она даже спрашивает: «Это не стыдно, что он вдовец?» Но вот он вернулся и попросил у графини ее руки. Затем идет к Наташе: «Могу ли я надеяться?» — спрашивает он у нее.

И опять звучит ее наивный и восторженный внутренний монолог: «Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне), — думала Наташа, — неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим? Неужели это правда? Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово?» Однако свадьба откладывается на год. Князь Андрей оставил за Наташей свободу выбора и решений. Время шло, как ей казалось, зря, мимо.

В конце января Ростовы вернулись в Москву. Они остановились у Марьи Дмитриевны Ахросимовой. Ростовы поехали в оперу, и в театре Наташе, наконец, стало весело. И тут в партер вошел Анатоль Курагин. Элен, сидевшая в соседней ложе, заметила внимание брата к юной девушке и решила развлечься, сведя брата с Наташей. Она пригласила Ростовых к себе. При новой встрече с Анатолем Наташе было приятно его восхищение. «...Глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между ним и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами». Анатоль сразу же заявил о своих чувствах. «Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?..»

И Наташа написала княжне Марье письмо с отказом князю Андрею. Ее судьба была бы сломана, если бы не Соня, которая помогла спасти Наташу от непоправимого поступка. Ощущение безнадежности терзает Наташу, и даже слова Пьера: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен...» — не меняют ее настроения, хотя и поддерживают ее.

Окончательное духовное исцеление пришло при чтении молитвы о спасении России от вражеского нашествия. Она вновь стала петь, даже чуть-чуть, сама того не замечая, кокетничать с Пьером. Перед 1 сентября семья в хлопотах по поводу отъезда из Москвы. Именно тут происходит сцена, в которой Ростовы спасают многих людей: вместо своих вещей, разгрузив подводы, они помещают на них раненых. И сделано это было благодаря настойчивости Наташи.

2 сентября Ростовы уже издали видели зарево пожара в Москве. В этот же день Наташа узнает о том, что князь Андрей едет с ними. И, хотя он в тяжелом состоянии и его нельзя беспокоить, Наташа тайком пробирается к нему. Толстой описывает несколько счастливых дней взаимного прощенья. Однако Андрея не спасает бесконечно повторяемое заклинание Наташи: «Только бы он был жив». Вместе с приехавшей княжной Марьей она ухаживает за умирающим. Когда князь умер, Наташа и княжна Марья «не смели взглянуть в лицо жизни». Наташа худела, бледнела, казалось, ничто не могло возродить ее.

Но вот пришло известие о смерти Пети, и ее мать оказалась почти на грани безумия. И тут Наташа вдруг бросила все свои силы на спасение матери: три недели она была с ней рядом и, почти не умолкая, говорила, и один нежный ласкающий голос ее успокаивал графиню. Душевная рана, которая чуть не убила мать, вернула Наташу к жизни. Любовь к матери показала ей, «...что сущность жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь».

Мать была спасена, но силы Наташи были на исходе, и княжна Марья, возвращавшаяся в Москву, взяла ее с собой, чтобы показать врачам. В доме Болконских происходит новая встреча Наташи с Пьером, который даже не узнал эту худую женщину в черном, пока не встретился с ней глазами.

Наташе нужно было кому-то рассказать о последних неделях князя Андрея. Этот рассказ был мучителен, но он избавил Наташу от груза боли и страданий. «Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей. Наташа с такой полнотой и искренностью отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело».

Все дальнейшие события ее жизни описаны в эпилоге. Они даны лаконично: мы встречаем Наташу — мать четверых детей, возмужавшую, оставившую заботы о своей внешности, ревнивую и увлеченную своей ролью жены и матери.


Исторические лица на страницах романа-эпопеи «Война и мир».

В романе-эпопее мы видим десятки исторических лиц. С их изображением можно соглашаться или спорить, но как герои данного конкретного произведения — романа-эпопеи — они очень убедительны.


Наполеон.

Наполеон — один из самых популярных героев литературы XIX века. Вы встречали его имя в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В литературе разных стран о нем создано великое множество произведений.

Чем же этот герой привлек Льва Толстого? Каким является этот герой на страницах романа-эпопеи? Какую роль играет он в произведении, охватывающем события пятнадцати лет жизни не только России, но и Европы? Участники событий романа-эпопеи называют его Бонапарт, Наполеон, «великий человек», «французский император», «император Наполеон», «антихрист» и даже «узурпатор и враг рода человеческого».

История возвышения Наполеона в умах современников отражается и в изменении звучания его имени на страницах романа. Так, в первом томе «Войны и мира» Наполеон в большинстве случаев авторской речи называется Бонапартом, а в четвертом это имя не используется совсем. Так демонстрирует автор свою объективность, честно показывая рост популярности ненавистного ему героя: Бонапарт постепенно становится Наполеоном для своих современников.

Итак, даже обращаясь к имени героя, Толстой показывает процесс расширения его влияния — процесс, который он сам считал лишенным каких бы то ни было оснований. Нелицеприятное отношение автора сказывается при воспроизведении внешнего облика Бонапарта, его манеры держаться, подчеркивании безграничного эгоизма, наивного самообожествления.

С первых строк романа многоголосый хор гостей Анны Павловны Шерер почти непрерывно обращается к Бонапарту и событиям его жизни. Мы узнаем, что восхищает в нем князя Андрея, узнаем о драматической истории с герцогом Энгиенским. Мы уже видим, каким его представляют те люди, с которыми нас знакомит автор.

В тексте произведения подчеркиваются его малый рост и миниатюрность: это «маленький человек в сером сюртуке», «маленький человек с белыми руками», «маленькая пухлая ручка», «маленькая шляпа»... Автор рисует исторически узнаваемые черты героя: «Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди».

Однако, испытывая острую неприязнь к Наполеону, Толстой не тяготеет к карикатуре. Он беспристрастно показывает достоинства французского императора. Так, перед Аустерлицким сражением Наполеон предстает как проницательный полководец, который умеет предвидеть развитие событий. Он «стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из-за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Когда «солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману», он «снял перчатку с красивой белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело». Приказ, который отдает Наполеон, ясен и доступен пониманию, в нем четко сформулированы поставленные задачи.

И все же Толстой стремится убедить читателя в том, что гениальность, которую приписывают Наполеону, — иллюзия. Вот решение о наступлении, которое принял французский полководец, стоя на берегу Немана. Напомним: он «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление». Это— начало русской кампании Наполеона.

Вера в свое величие и постоянное стремление утвердить эту веру в окружающих демонстрируются постоянно. Такова фальшиво сентиментальная сцена с портретом сына. Наполеон достаточно забавно обыгрывается в сцене с денщиком Николая Ростова Лаврушкой. В этом диалоге каждый старательно играет свою роль. Та неизмеримая дистанция, которая их разделяет, оказывается сведенной до минимума: роли исполнены с одинаковым тщанием и с равным успехом. Можно даже сказать, что Лаврушка все-таки перехитрил своего великого собеседника.

Накануне Бородинского сражения Наполеон и его свита, как всегда, озабочены тем, чтобы поднять дух войск, и тем, чтобы рассчитать ход предстоящего сражения.

Толстой критикует диспозицию, созданную Наполеоном. Ни одно из предписаний этой диспозиции не осуществляется; сражение длится и не приносит победы. Сам полководец впервые «испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, бездумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает».

«Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз».

«В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». Но минута слабости, когда он «не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы», быстро проходит.

И вот Наполеон смотрит на Москву с Поклонной горы. Теперь он готов к роли великодушного победителя и ждет депутации «бояр». Однако в Москве нет «бояр», а есть только толпы безвестных людей.

Толстой ведет речь уже не о личности Наполеона, а о роли случайности в его блистательной судьбе. Именно здесь вдруг оказалось, что «все случайности постоянно теперь уже не за, а против него».

Французская армия разбита, союзники вступили в Париж, они заставили Наполеона отречься от престола, сослали его на остров Эльбу, затем, после неудавшейся попытки вернуть власть, на остров Святой Елены. Но и там, считает Толстой, он «играет сам перед собою жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им».

Особенно убедительно звучит осуждение Наполеона в словах князя Андрея — ведь он вначале преклоняется перед славой полководца. Слова: «Какая прекрасная смерть!», которые Наполеон произнес, глядя на князя Андрея, лежавшего рядом со знаменем, эффектны. Однако теперь они не волнуют князя. Ему уже не о чем говорить с тем, кого он считал великим, — «так ничтожны показались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял...» Если перед сражением князь Андрей все еще мечтал о своем Тулоне, то после подвига, который мог бы принести ему заслуженную славу, идеал повержен и миф развеян.

Так жестоко поступает автор с Наполеоном, всеми доступными путями пытаясь разрушить иллюзии по поводу его гениальности. Вместо понятия гений он выдвигает понятие случай. Можно вступить с ним в спор — ведь споры об этом герое еще не прекращены среди историков. Но почти наверняка мы придем к выводу, что образ героя дан убедительно, что умело показаны его тщеславие, самовлюбленность, бытовое актерство, мелочность, амбициозность и множество других мелких и частных свойств и качеств. Они даны на фоне свершений, которые, даже демонстрируя ошибки, убеждают нас, что масштаб деятельности и масштаб притязаний Бонапарта — Наполеона признаются многими и целиком отвергнуть их Толстому не удается.


Кутузов.

В романе-эпопее Толстого резко противопоставлены ключевые исторические фигуры Наполеона и Кутузова. Контраст не только отражает взгляд автора на роль исторических деятелей, но и демонстрирует его личные симпатии и антипатии. Художник не стремится приукрасить ни внешность, ни манеру поведения, ни характер, безусловно, близкого ему героя — Кутузова.

Кутузов стар, его лицо обезображено раной. Он физически немощен и держится в трудных походных условиях главным образом усилием воли. Он любит вкусно поесть, он неравнодушен к женской красоте, он по-стариковски быстро засыпает, может быть суетен и несправедлив... Но он же наблюдателен и находчив, умеет видеть подлинный масштаб событий и дать им мгновенную оценку, учесть их при выборе решений, снисходителен к мелочам и терпелив в сложной обстановке...

Симпатия к нему как человеку, который отвечает самым сокровенным запросам автора, прорывается постоянно. Однако он не пытается сделать более благообразным портрет полководца. На совете перед Аустерлицким сражением, которое, по мнению Кутузова, будет проиграно: «Кутузов в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал».

Наконец, «Кутузов проснулся, тяжело откашлялся и оглянул генералов.

— Господа, диспозиция на завтра, даже на нынче (потому что уже первый час), не может быть изменена, — сказал он. — Вы ее слышали, и все мы исполним наш долг».

Сон полководца — не актерская поза, а естественная реакция умного старика на бессмысленность предлагаемых решений. Он уже ранее оценил реальную ситуацию и сказал князю Андрею, что сражение будет проиграно.

Как ни противится Толстой возможности стратегического предвидения конкретным человеком, он все же убеждает своих читателей, что Кутузов им владеет. Мы наблюдаем это свойство и в главах, которые не прибавили славы русскому войску.

Еще один пример. В планах эрцгерцога Фердинанда, командующего австрийскими войсками, Кутузов видит множество просчетов и, не давая оценки этим планам, говорит: «Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно бы была исполнена...» В этой ситуации можно говорить и о проницательности полководца и о ловкости царедворца.

Обратимся к эпизоду, в котором Кутузов держит себе независимо с самим царем.

«— Что ж вы не начинаете, Михаил Илларионович? — поспешно обратился император Александр к Кутузову, в то же время учтиво взглянув на императора Франца.

—    Я поджидаю, ваше величество, — отвечал Кутузов, почтительно наклонясь вперед.
Император пригнул ухо, слегка нахмурясь и показывая, что он не расслышал.

—    Поджидаю, ваше величество, — повторил Кутузов (князь Андрей заметил, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа в то время, как он говорил это поджидаю). — Не все колонны еще собрались, ваше величество.

Государь расслышал, но ответ этот, видимо, не понравился ему; он пожал сутуловатыми плечами, взглянул на Новосильцева, стоявшего подле, как будто взглядом этим жалуясь на Кутузова.

—    Ведь мы не на Царицыном лугу, Михаил Илларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки, — сказал государь, снова взглянув в глаза императору Францу, как бы приглашая его, если не принять участие, то прислушаться к тому, что он говорит; но император Франц, продолжая оглядываться, не слушал.

—    Потому и не начинаю, государь, — сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его что-то дрогнуло. — Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, — выговорил он ясно и отчетливо...

— Впрочем, если прикажете, ваше величество, — сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, не рассуждающего, но повинующегося генерала».

Практически отстраненный от руководства после Аустерлицкого сражения, Кутузов перемещен на второстепенный пост. В начале Отечественной войны он возглавляет Петербургское и Московское ополчения и только под давлением общественного мнения Александр назначает его главнокомандующим. В августе 1812 года Кутузов принимает командование над всеми армиями.

«Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей. А та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Это суждение автора подтверждается ходом Бородинской битвы.

«Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско...

Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть.

Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24-го под Шевардиным, и 26-го под Бородином, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей».

Потеряв половину состава, русская армия шла к Москве. Но вот Москва рядом. И Кутузов принимает тяжелое решение.

В том, что победа была неминуема, была и еще одна, важная для оценки Кутузова причина — по мнению Толстого, «...он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона».

Сдав без боя Москву, Кутузов сохранил армию и перешел с Рязанской на Калужскую дорогу. Кутузов «знал, что зверь ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос». «Дубина народной войны» — партизанское движение помогло его решению.

В ночь на 11 октября он получил известие о том, что Наполеон ушел из Москвы. Он повернулся «к красному углу избы, черневшему от образов», и, сложив руки, дрожащим голосом сказал: «Господи, Создатель мой! Внял Ты молитве нашей... Спасена Россия. Благодарю Тебя, Господи!»

Толстой не раз обращается к страстной полемике, защищая свою оценку роли и значения Кутузова. Эта полемика содержит противопоставление Кутузова и Наполеона. «Для русских историков — странно и страшно сказать, — пишет Толстой, — Наполеон — это ничтожнейшее орудие истории — никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, ^— Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный в истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, — Кутузов представляется им чем-то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12-м годе, им всегда как будто немножко стыдно».

«Война и мир» предлагает нам эмоциональное и в то же время достоверное повествование о подлинно народном полководце. Одновременно это и исследование вопроса, кого можно считать настоящим полководцем и какой полководец был нужен России в Отечественной войне 1812 года.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.


Планы конспектов уроков по литературе 10 класса скачать, учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.