KNOWLEDGE HYPERMARKET


Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. Гробница Рамсеса IX в Долине царей

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке



УРОК 6.


МАГИЯ. ДЕКОР ГРОБНИЦ. КАНОН ИЗОБРАЖЕНИЯ ФИГYРЫ НА ПЛОСКОСТИ

Гробница Рамсеса IX в Долине царей

О могуществе и бессмертии фараона свидетельствовали не только монументальные формы гробниц и храмов, гapaнтaми вечной жизни в загробном мире служили ритуал и вceмoгущая магия. Слово египтяне воспринимали как священнодействие, в чем убеждает зафиксированное на папирусе поучение фараона Мерикара наследнику престола: «Будь умельцем в речи... сильнее речь, чем любое оружие».

Магические тексты, написанные зеленой краской (зеленый – цвет жизни), заполняли поверхность стен погребальной камеры и коридоров царских гробниц в эпоху Древнего царства. Они обеспечивали фараону' безопасное продвижение из мира живых в «прославляемый край» и eгo благополучное времяпрепровождение в обществе богов.

Переправа через Нил. Рельеф. Древнее царство. Гробница принцессы Идут. Саккара
Переправа через Нил. Рельеф. Древнее царство. Гробница принцессы Идут. Саккара


Прочие египтяне смели претендовать на вечное пребывание лишь в гробнице. Однако они верили, что под действием магии все изображения оживают и создают привычную для умершего среду обитания, а магические формулы обретают силу закона. Даже самые незначительные эпизоды. взятые из обыденной жизни, передавались выразительно и эмоционально. Например, па рельефе из гробницы принцессы. Идут в Саккаре (Древнее царство) изображена переправа стада через Нил: коровы вплавь, пастухи на лодке. В воде резвится множество рыб, в зарослях папируса притаился кoвapный крокодил, пикируют В воду ибисы. Один из пастухов покдерживает за передние ножки крошечного теленка, а тот обернулся и тянет мордочку к плывущей за ним матери, которая вся подалась вперед и пытается лизнуть малыша.

Реализм в передаче поз и повадок животных сочетался с условным изображением человеческой фигуры. Кости и мускулы обозначались нечетко, ибо благоговение перед покойником не допускало изучения анатомии. Но поскольку египтяне считали существующим все то, что видимо, и нaдeляли изображение магической силой, они передавали объем человеческой фигуры путем сочетания фасных и профильных элементов: голову и ноги рисовали в профиль, плечи – анфас, а выставленная вперед левая нoгa означала движение в вечности. Боги и фараоны узнаются по росту, превышающему рост остальных участников сцены. Фигуры никогда не закрывают друг друга, располагаясь cтpoгo параллельно; при этом нижние передают события переднего плана, а верхние - дальнего, хотя размер их не меняется.

Значительное внимание, особенно с эпохи Среднего царства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри – магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой. Такова роспись саркофага нринца и мeнеминета (см. цв. вкл., рис. 5). На ней бог Анубис и жрец льют из сосудов на юного фараона ароматическое масло, кoтoрое создает вокpyг фигуры спасительную ауру, предохраняющую от враждебных сил. О живительном действии масла свидетельствует арка из знаков жизни анх.

3-09-3.jpg Поскольку саркофаги служили надежным убежищем для тела, их внешний декор имитировал дом. Восточная стенка саркофага царицы Кауи (Среднее царство) напоминает фасад с ложной дверью и глазами: через дверь благодаря магической формуле душа царицы могла покидать саркофаг и возвращаться в нeгo, а глаза оберегали ее мумию от злых духов. На западной стенке изображена сама царица, восседающая на троне и грациозно подносящая ко рту чашку с молоком, которое налил из алебаcтpoвoгo сосуда жрец, обращающийся к царице со словами: «Это молоко для твоей статуи Ка, госпожа». Вдругой руке царицы – кpyглое зеркало, и она заглядывает в нeгo, чтобы проверить, хорошо ли рабыня поправляет ее прическу. На боковых стенках саркофагa также воспроизведены жанровые сцены, сочетающие условный канон с реализмом.

17. Царица на троне. Рельеф. Западная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 18. Ложная дверь. Рельеф. Восточная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 19. Корова. Рельеф. Южная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей. Каир. 20. Утренний туалет царицы. Рельеф. Северная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей, Каир

17. Царица на троне. Рельеф. Западная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 18. Ложная дверь. Рельеф. Восточная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 19. Корова. Рельеф. Южная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей. Каир. 20. Утренний туалет царицы. Рельеф. Северная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей, Каир


На южной изображено, как слуга доит корову, чтобы обеспечить молоком Ка царицы, а у коровы, смиренно позволяющей себя выдоить, из глаз катятся слезы, потому что теленок. привязанный к ее нoгe, остается без пищи. На северной стeнке показано, как царица сидит в будуаре среди резных подголовников, сосудов для омовений и драгоценностей. Она изящным жестом зачерпывает косметическую мазь из банки, подносимой служанкой, и нюхает цветок лотоса.

В эпоху нoвoгo царства саркофаги приобрел и форму мyмии, ярко раскрашенной и нарядной. На погребальных пеленах писались жертвенные формулы и изречения из «Книги мертвых» – магического текста, ключевое место в кoтoром занимает суд Осириса (см. цв. вкл., рис. 4).

Помимо саркофагов в эпоху новoгo царства опять стали щедро украшать росписями гробницы. Гробницы высекали в скалах на западном берегу Нила, на поверхность выходила лишь замурованная дверь. Фрески новoгo царства красочностью превосходят погребения предыдущих эпох. В царских усыпальницах воссоздавался ирреальный мир богов, в общении с которыми проводил время умерший фараон. В гробницах знати изображалась реальная жизнь, которую как бы со стороны наблюдали египетские вельможи. Ремесленники нaслаждались пейзажем египетского рая, радуясь, что воды здесь в изобилии, а злаки вырастают выше человеческого poста (см. цв. вкл., рис. 8).

Одной из самых красочных и богатых по подбору сюжетов является гробница Рамсеса IX в Долине царей (Новое царство). Она состоит из коридора и нескольких камер, pacположенных ниже уровня входа, так что спуск в царство Осириса ощущается буквально. На стенах коридора изображена встреча фараона с богами; магические тексты обеспечивают ему счастливую жизнь в обществе богов (см. цв. вкл., рис. 7). Первая камера посвящена культу солнечного бога Ра – eгo


3-09-4.jpg Загробный суд во главе с Оси рисом заседал в Чертоге Двух Истин. Вступив В Чертог, умерший приветствовал «бога великого» и сверхъестественных существ, «ведавших» грехами. 3aтем он произносил так называемую негативную исповедь, которую записывал бог мудрости тот с гoловой ибиса. В ней умерший перечислял длинный ряд не совершенных им поступков: «Я не совершал несправедливости против людей; я не был жесток к животным; я не ловил птиц, предназначенных богам... я не убивал; я не приказывал убивать... Затем боги Хор и Анубис взвешивали сердце покойного, противовесом кoтopoгo являлось легкое перышко. Если перо перевешивало сердце, умершего пожирало чудовище – лев с головой крокодила. Если же сердце и перо весили одинаково, покойный признавался оправданным и отправлялся в Поле камыша - египетский рай.


плаванию по подземному Нилу, борьбе со змеем преисподней и великой победе. Росписи следующих камер связаны с ритуалом погребения, воскрешением и вечным пребыванием фараона среди богов. Ключевую роль в росписях погребальной камеры играет изображение обряда «отверзания уст и очей», поскольку именно он обеспечивал жизнь священным ocтaнкам в гробнице, давая мумии возможность видеть, слышать и вкушать пищу. На фреске показано, как извлеченную из саркофага мумию омывают водой, окуривают благовониями, а затем верховный жрец при касается к ней особым жезлом,произнося магическое заклинание от лица Хора: «Я – Хор, прихожу к тебе, чтобы очистить тебя и вернуть тебе жизнь...» После этого жрецы восклицают: «Он будет отныне вкушать и пить все, что едят и пьют боги. Он теперь восседает с ними. Он здоров и силен, как они». Погребальная камера имеет cвoдчатый потолок, в центре котopoгo богиня неба Нут в виде cдвoенной радуги заглатывает и вновь рождает солнце и звезды, отражая представление египтян о том, что солнце ежедневно умирает и рождается заново.

 Все росписи выполнены в технике углубленного peльефа: внутри рисунка по контуру слои песчаника выскабливаются, а выемки заполняют цветные пасты, замешанные на горячем воске, что и определило название такой живописи – энкаустuка (от греч. eнкaiо – выжигаю).

Минеральные краски, добытые из известняка, малахита, кобальта, сажи, давали изысканные и очень стойкие цветовые сочетания. Пример тому – рельеф цaрицы Н ефермари (Новое царство), жены Рамсеса П, в ее гробнице в Долине цариц (см. цв. вкл., рис. 6). Цaрица держит в руках круглые сосуды, наполненные дyшистым ароматическим маслом – драгоценный дар богaм, в обществе которых она отныне будет проводить время. Изумительно красивые оттенки кораллового тона в сосудах, на поясе и предметах на столе, изумруднoгo – в стеблях травы, золотистого – в головном уборе, подчеркнутые белым в льняном платье и общем фоне, повторяются в цвете магических иероглифов на стенах и воспринимаются как намек на нетленность.
А малахитовая подводка г лаз и нежнейший румянец щек, по которому, кстати, Нефертари только и можно отличить от богинь подземного мира, придают рельефу нeскaзанную прелесть человеческого тепла.


Гроб в виде мумии. Новое царство. Египетский музей. Каир


Обряд «отверзания уст и очей». Фреска. Новое царство. Гробница Тyтaнxaмона. Луксор


  • Особенность художественной культуры Древнего Египта coстоит в том, что вера египтян в загробную жизнь как продолжение земной породила грандиозную мистерию, связанную с заупокойным культом. Eгo важными элементами являлись coхранение тела, строительство для нeгo гробницы и выполнение магического ритуала. Именно в этой загадочной и таинственной стране фараонов возникли те формы и виды искусства, которые послужили основой для античной эстетики, а через нее для всей западноевропейской культуры. Грандиозная архитектура храмов и великолепие гробниц, отражавших могущество египетских фараонов, обладали такой притягательной силой, что все великие завоеватели, от Александра Мaкeдонского до Юлия Цезаря, возводили свои храмы в египетском стиле, а себя изображали в костюмах и позах фараонов. Величие империй Тутмоса 111 и Рамсеса П получило отзвук в имперском стиле римлян, повторившись затем в архитектурных сооружениях, относящихся к эпохам Константина Великого, Наполеона Бонапарта, Александра I.


Танцовщицы. Рельеф. Древнее царство. Гробница Каджеми. Саккара


 Вопросы и задания

1. Как изменялось оформление гробниц знати в разные периоды египетской культуры?
2. Какие элементы декора саркофагов указывают на их роль оберегa «священных останков»?
3. В чем новизна оформления заупокойного культа в эпоху новoгo царства? Выполните задание № 2 из рабочей тетради.


4. Суд Осириса (фрагмент). «Книга мертвых». Папирус. Новое царство. Британский музей. Лондон. 5. Ритуал оберега. Рельеф. Саркофаг принца Именемипета. Среднее царство. Лувр. Париж. 6. Нефертари, подносящая масло богам. Рельеф. Гробница Нефертари. Новое царство. Долина цариц. Луксор


7. Рамсес IX и Исида. Рельеф. Гробница Рамсеса IX. Новое царство. Долина царей. Луксор. 8. Египетский рай. Рельеф. Гробница Сеннеджема. Новое царство. Долина ремесленников. Луксор


Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Материалы по исскуству за 10 класс скачать, конспект по исскуству , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.