KNOWLEDGE HYPERMARKET


Мастерство Н. В. Гоголя

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: Мастерство Н. В. Гоголя


Мастерство Н. В. Гоголя


«Теперь, через сто лет после «Вечеров», еще нельзя говорить, что Гоголь отшумел в нас., наверное, эти слова Андрея Белого можно повторить и сейчас (исследование «Мастерство гоголя» было создано по поводу столетия издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Удивительный и неповторимый язык Гоголя удивляет нас и сегодня. Язык писателя богат инеобычен: eгo фраза - «без меры в ширину, без конца в длину», она сложна, «многоэтажна», «многоярусна», в ней можно найти нагромождение глаголов, обилие эпитетов, cpaвнений, метафор. Гоголь любил глаголы и использовал их для «увеличения энергии глагольного действия», cpывая с места предметы: пошли писать версты, paccыпалась избами деревня, бричка мчалась во всю пpoпалую, деревня унеслась из виду...

Даже привычные художественные приемы оборачиваются новыми для нас сторонами. Так, например, эпитеты то метафоричны, то метонимичны, в них мнoгo гиперболизма. Характерна для эпитетов Гоголя «неумеренная роскошь» определений, а в речи часто встречается нaгpoмождение эпитетов: странное, и манящее, и несущее, и чудесное слово, черство, неотеса1l0, неладно, нeстройно, негоже, нехорошо... Андрей Белый пишет по этому поводу, что Гоголь «Плюшкин словечек».

Сравнения щедро варьируются в произведениях писателя: глаза - как огонь, как молния, как звездочки, как выстрелы, как клещи, репой, как у вола; нос как пятачок, как слива, как пробка, как пуговица, как топор.

Необычно выглядят отрицательные сравнения: не красавец, но и не дурной наружности, или слишком толст, ни слишком тонок...

Часто сравнения гиперболичны: штаны как Черное море, посинел как Черное море, красное море запорожцев...

В творчестве Гоголя сравнение - лаборатория метафор.

Художественные средства реализуются в зависимости от роли образа. Поскольку образ Чичикова в поэме .«Мертвые души» централен, то «к нему стянуты и сюжетные линии, и лица, и вещи». И, как отмечают исследователи, поражает символизм мелочей. Человек, который хочет стать богачом, пока владеет лишь тройкой коней. И в этой тройке каждый конь имеет не только масть: каурый, гнедой и чубарый. Они наделены и характерами.Так, чубарый сильно лукав. Вспомним, что именно eгo назовут Бонапартом. Тройка коней въезжает в ворота гостиницы губернского города в самом начале первой главы, она не раз упоминается во время странствий Чичикова и, наконец, появляется в патетических строках финала. Автор дает возможность пристального и заинтересованного наблюдения даже за этими «героями».

Можно старательно разглядеть и шкатулку, которая также не раз появляется перед глазами читателя.

Обратим внимание на цвета, которые преобладают в палитре гоголя. В первом томе «Мертвых душ» это белый, черный, серый, затем идет желтый, золотой, кpacный и синий цвета. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки » на первом месте стоит красный цвет, а следом идут золотой, синий и белый.

При этом в раннем творчестве в текстах писателя преобладали не только чистые цвета, но и простые, чистые, мелодичные звуки. В «Мертвых душах» картина иная. Припомним одно из описаний: «Слова хозяйки были прерваны странным шипением, так что гocть было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить». Мир цвета и звука оживляет картины заштатного города NN.

Величие Гоголя состоит в том, что он сумел донести до читателя и ярость сатиры, и лирическую стихию. Он видел жизнь во всей ее противоречивости и сложности и передал эту способность читателю: видеть смешное и прекрасное, ощущать их бесконечное движение.

Творчество Гоголя оказало oгpoмнoe влияние на pycскую литературу. «Гoвopeнo, что все мы выросли из гoголевской «Шинели» . А «Старосветские помещики- ? А «Тарас Бульба» ? А «Вечера на хуторе близ Диканьки -? А петербургские повести? А пьесы Гоголя? Из них разве никто и ничего не выросло?» (В. Астафьев)

Подведем итоги


Вопросы и задания

1. Как вы воспринимаете Н. В. Гоголя и eгo творчество? Дайте доказательный ответ.
2. Каково отношение Н. В. Гоголя к своему творчеству? Kaкие задачи он ставил перед собой?
3. Какую роль играла дорога в судьбе писателя? Каково ее символическое значение в про изведениях Н. В. Гоголя?
4. Прокомментируйте суждение Н. Г. Чернышевского: «Мы называем Гоголя... величайшим русским писателем... Он имел полное право сказать о себе слова, безмерная гopдость которых смутила в свое время самых жарких eгo поклонников: .Русь! Чего ты хочешь от меня?.. Зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?»


Темы сочинений

1. Путь Н. В. Гоголя к реализму.
2. .Он раскрыл нам нас самих» (Н. Typгeнев).
3. Поручик Пирогов как герой повести Н. в. гоголя «Heвский проспект».
4. Образ художника в петербургских повестях Н. В. Гоголя.


Темы докладов и рефератов

1. Этапы творческого пути Н. В. Гоголя.
2. Гоголь-сатирик.
3. Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя.
4. Метафора на страницах произведений Н. В. Гоголя.
5. Амплификация! как прием изображения героя в произведениях Н. В. Гоголя.
6. Гоголь и Пушкин (личное общение и творческие контакты).

Рекомендуемая литература


Б е л и н с к и й В.Г. О Гоголе: Статьи, рецензии, письма. М., 1949.
А н д р е й Б е л ы й. Мастерство Гоголя. М., 1996.

1 Амплификiiция - один из художественных приемов. Обычно он представляет собой или скопление излишних фраз и выражений, воспроизводящих замедленную и постоянно спотыRающуюся речь бестолкового человека, или сознательное нaгнeтание впечатления подчеркнутым скоплением образов, синонимов, сравнений и др.

В и н о г р а д о в  В. В. Гоголь и «натуральная школа. / /
Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976.
З о л о т у с с к и й И. П. Гоголь (ЖЗЛ). М., 1991.
М а ш и н с к и й С. И. Художественный мир Гоголя. М., 1983.
М о ч у л ь с к и й К. В. Духовный путь гоголя / / Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.


Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.


Планы конспектов уроков по литературе 10 класса скачать, учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.