KNOWLEDGE HYPERMARKET


М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»

М. Ю. Лермонтов.

«Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»

Два  стихотворения Лермонтова предложены для изучения и несколько — для чтения и обсуждения.  Поэтому  тему  целесообразно  построить  так:  один  урок —  вступление и работа  над  стихотворением «Парус»,  другой —  работа  над  стихотворениями «Тучи» и «Три  пальмы»,  третий  урок —  чтение  и обсуждение  стихотворений,  предложенных в учебнике (или  других,  выбранных  учителем  и учениками).  Возможна  и иная последовательность.

Задача  вступления  не столько  дать  сведения  о биографии,  сколько  познакомить с личностью поэта. Поэтому во вводной статье учебника говорится о необычности судьбы Лермонтова  с детства,  о его  рано  проявившейся  гениальности,  о постоянной устремленности  к чему-то  неизведанному.  Обратится ли  учитель  к этой  статье  или построит свое вводное слово — эти черты личности поэта будут в центре внимания.

Один  из вариантов  вступительного  слова —  чтение  учениками  подготовленных отрывков из воспоминаний о Лермонтове А. П. Шан-Гирея, П. К. Шугаева, А. Корсакова, А. 3. Зиновьева,  Д. А. Милютина где  можно  найти  некоторые  сведения  о его  детских годах в Тарханах и Московском благородном пансионе. Можно начать и с рассматривания автопортрета Лермонтова.

В любом  случае  класс  не должен  быть  пассивен.  Ребята  могут  затем  ответить на вопрос,  например: «Какие  черты  Лермонтова  вам  показались  наиболее замечательными?»  или «Что  вы увидели  необычного  в облике  Лермонтова?»  Возможен и пересказ  статьи  учебника,  дополненной  прослушанными  отрывками  или  рассказом учителя.  Задание  дается  перед  чтением  или  слушанием,  а после  проверяется.  Ответ ученика оценивается классом.

Трудность  выразительного  чтения  и изучения  стихотворения «Парус»  в том,  что  оно несет  в себе  неисчерпаемый  смысл  и,  выраженный  словами,  он суживается  и даже ускользает.  В нем  привычно  воспринимаются  революционные  настроения,  но это  лишь одна  из возможных  интерпретаций  стихотворения.  Не менее  значимы  и поиски  смысла жизни,  и выражение  свободы  человеческого  духа,  его  вечной  неудовлетворенности, стремления  к гармонии.  Поэт  не столько  рисует  картины,  сколько  вызывает их в воображении  по намекам.  Что  такое,  например, «в тумане  моря  голубом»?  И море, и небо,  и простор,  и отсутствие  других  предметов,  кроме  паруса,  и дымка  тумана, и ощущение  красоты,  и щемящее  чувство  одиночества,  недостижимости  чего-то прекрасного, и многое еще.

Поэтому  не будем  стремиться «анализировать»  каждую  строку  стихотворения в классе. Главное — чтобы ребята почувствовали, прониклись настроением, выраженным в нем,  осознали  символическое  значение  образов.  Причем  нельзя  упростить  это понимание.  Иногда  приходится  слышать  высказывания  типа: «Парус —  это  человек, революционер»  и т. п.  Это,  конечно,  такое  упрощение,  при  котором  исчезает  смысл. И «мятежность»  его  вовсе  не означает  только «отрицания  существующего  строя». И «просит бури» вовсе не означает стремления к революции. Все гораздо глубже. Во всем контексте  лермонтовской  поэзии  буря —  это  стихия,  хаос,  разрушение,  освобождение стихийных  сил  природы  и человека,  яростная  борьба,  грозящая  гибелью, но и пробуждающая  восторг,  дающая  возможность испытать  свои  силы («Мцыри»). Она может  дать  лишь  на миг «упоение  в бою»,  но не удовлетворение  высоким  стремлениям человека.  Но и «покой» —  реальный  покой:  спокойное  море,  отсутствие  препятствий, бездействие  тоже  не идеал,  напротив,  это  состояние  вызывает  всегда  неприятие лермонтовского  героя («Три  пальмы»).  К чему же  он стремится?  К невозможному!  Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. А хочет он такого  состояния,  в котором  соединилось бы  то ценное,  что  несет  в себе  буря,  с тем прекрасным,  что  может  проявиться  в покое. Он хочет  гармонии,  устремлен  к абсолюту, а потому  не может  удовлетвориться  ничем  достигнутым.  Это  мысль  о вечной  тревоге и стремлениях человеческого духа.

Но,  как  ни странно,  стихотворение  вместе  с тем  создает  у читателя  ощущение реальности этого абсолюта, возможности такой гармонии. Оно возникает из необычайной мелодичности  стиха,  из симметрии  и красоты  композиции,  из привычных  для романтической поэзии образов, несущих ассоциации с высшими духовными ценностями. И устремленность  к невозможному,  и ощущение  реальности  прекрасного  одинаково сильно выражены в стихотворении, вероятно, это и делает его таким трудным для анализа. Но передать  в чтении  неудовлетворенность  настоящим,  значимость  исканий  и красоту звучания можно. 

После чтения учителя возможна работа над вопросами учебника. Менее всего следует стремиться к формулированию идеи, к осмыслению стихотворения как призыва к чему-то. Беда в том, что у детей мало опыта восприятия романтической поэзии, не сформировано ассоциативное восприятие  стихов. Отсюда прямолинейность выводов. Задача учителя — помочь  уйти  от восприятия  стихов  как  лозунгов  или  повествований.  Здесь  все  зависит от мастерства учителя: чуть-чуть приоткрыть неисчерпаемость  смысла, ни в коем  случае не ставить  точек над «i», обращаться больше к воображению и эмоциям, чем к рассудку. Объяснение понятия «инверсия» дано не столько для усвоения этого понятия, сколько для более глубокого понимания с его помощью произведения.

Работа  над  стихотворением  может  проводиться  и не в беседе  по вопросам  учебника, а в обучении  выразительному  чтению.  Вопросы  при  этом  будут  максимально  нацелены на работу  воображения  и сопереживание.  В любом  случае  именно  в чтении  учениками стихотворения  и проявится  степень  понимания  его.  Что же  касается  неисчерпаемой глубины, стихи обладают удивительным свойством расти вместе с читателем: выученные наизусть  в детстве  и понятые  тогда  в соответствии  с возрастными  возможностями, впоследствии  они  обогащаются  вместе  с духовным  ростом  человека  и помогают  этому развитию. Поэтому не беда,  если ребята не поймут  сейчас всего  смысла. Главное, чтобы они почувствовали, что в произведении есть глубина, есть тайна, а не успокоились, найдя простенькую отмычку.

Это же  в полной  мере  относится  и к другим  стихотворениям  Лермонтова, приведенным  в учебнике.  В детстве «На севере  диком…» —  прекрасный  пейзаж, в юности  отвечает  мечте  о родной  душе,  в зрелые  годы  это  еще  и мысль о недостижимости  идеала. «Три  пальмы»  вначале —  живописная  картина,  восхищение самоотверженностью,  позже —  горькие  раздумья  о добре и зле. И не следует  стремиться открыть  детям  то,  что  пока  им недоступно.  Достаточно,  если  они  проникнутся настроением,  почувствуют  красоту  лермонтовских  стихов.  Выученные  наизусть,  стихи будут  обогащаться  вместе  с человеком.  Поэтому  прежде  всего  выразительное  чтение, работа воображения, эмоций.

Урок, на котором читаются стихи, может проводиться как урок-концерт, урок-конкурс. Подумаем  об особом  оформлении  класса,  о включении  музыки,  романсов,  фонозаписей. От чтения лермонтовских стихов у ребят должно остаться ощущение праздника.

Приведенные  в учебнике  задания  для  самостоятельной  работы  лучше  использовать на специальном  уроке  развития речи.  Выполнение  заданий  под  руководством  учителя носит  поисковый,  исследовательский  характер.  Активная  деятельность —  выражение своего  отношения  к прочитанному.  Сочинение  рассказа  или  сказки  по пословице — настоящее литературное творчество. Что из этих заданий дать устно, что — письменно — дело учителя. Лучшие работы желательно поместить в рукописном журнале.

Читая  Лермонтова,  мы обращаемся  к теоретическим  понятиям.  Инверсия,  метафора, аллитерация должны помочь почувствовать  своеобразие поэтического мира Лермонтова. Не следует  превращать  эти  сведения  в самоцель,  они  служат  инструментом проникновения  в смысл  произведения. Но нет  смысла  и избегать  называть  вещи  своими именами,  это  формирует  чуткость  к слову,  к поэтике.  И главное —  потом  надо пользоваться этими понятиями.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.


Календарно-тематическое планирование, задачи школьнику 6 класса по литературе скачать, Литература онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.