Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века
Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века
Либерализм XIX века Если ХУIII век прошел под знаменем идей Просвещения, освобождения людей от рамок и огpаничений сословного строя, то XIX век стал временем преобладания в наиболее развитых промышленных странах ли6еральных идей. Их основой была классическая английская политическая экономия, У ее истоков стоял А. Смит (172З-1790). Согласно eгo взглядам, трудовая деятельность выступает основным источником общественного богатства, которое растет с повышением производительности труда. Он считал, что свобода конкуренции стимулирует предпринимательскую деятельность и создает условия для развития промышленности. Государство, согласно взглядам Смита, не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Сторонники либеральных (от лат, «libeгalis»- «свободный») взглядов выступали за освобождение предпринимательской инициативы от опеки абсолютистского государства, выражавшейся в устaновлении высоких пошлин, налогов, правительственных монополий, как правило предназначенных для выкачивания средств на увеселения знати. Идеи А. Смита поддержал и распространил на сферу политических отношений английский идеолог либерализма И. Бентам (1748-18З2). Он доказывал, что наибольшую социальную значимость имеют те люди, которые приносят максимум пользы обществу, прежде вceгo организаторы производства, создающие новые рабочие места. Бентам и eгo последователи, получившие название утилитаристов (от лат. «utilitas» -«польза»), выступали за предоставление избирательных прав в первую очередь предпринимателям, а не крупным землевладельцам, преобладавшим в первые десятилетия XIX века в парламентах стран Западной Европы. Либералы обращали внимание и на новые социальные реальности, которые дали о себе знать с промышленным пере воротом. Рост массы обездоленных, малоимущих, рабочие волнения - все это расценивалось либералами как негативное общественное явление. Английский банкир Д. Рикардо (1772-182З) полагал, что источником наиболее острых проблем являются сохраняющиеся прегpады на пути развития свободной торговли и предпринимательства. Рикардо утверждал, что богатство страны не уменьшится, если заработная плата рабочих возрастет. В условиях рыночной экономики, он считал, ее рост возможен в пределах тoгo минимума, который необходим для нормальнoго воспроизводства рабочей силы. Егo последователи, сторонники либерализма 1830-x гг. в Англии, не отрицали прав трудящихся на объединение в профсоюзы. Они полагали, что в ходе тopгa между предпринимателями и наемными работниками стихийно сложится разумный, не вызывающий протестов баланс между заработной платой и прибылью собственника. Более оптимистичные прогнозы высказывал французский мыслитель А. Сен-Симон (1760-1825). Он считал, что продолжение революционной традиции позволит в полном объеме реализовать идеал равенства и братства. Достижение их он связывал с переходом к новой общественной организации, при которой у власти окажутся предприниматели и банкиры, способные рационально организовать xoзяйство. Рост общественного богатства, считал Сен-Симон, не только позволит решить проблему бедности, но и вызовет к жизни новую мораль, основанную на христианских представлениях о братстве всех людей. По своим взглядам Сен-Симон занимал промежуточное положение между либералами и социалистами-утопистами, которые критиковали капитализм и мечтали о социальной гaрмонии. Они связывали ее достижение с возможностями просветительской работы, убеждения людей в необходимости преобразований.
Основным противовесом либерализму в XIX веке выступал конcepватизм. Сторонники консервативных воззрений порой признавали необходимость реформ, отдельных, частичных преобразований. Oднако в целом им было свойственно видеть идеал в порядках прошлогo. Швейцарский экономист С. Сисмонди (1773-1842), не отрицая достижений технического прогpесса, считал разрушительными для общества последствия промышленного переворота. Eгo итогом, по мнению Сисмонди, стали бессмысленный, вызывающий кризисы рост производства, социальная поляризация общества, увеличение числа обездоленных. Позитивными, не ведущими к упадку нравов и бунтам швейцарский мыслитель считал старые, патриархальные отношения, сословный строй, где основные слои населения, крестьяне, ремесленники, жили в скромном достатке, не испытывая особой нужды и бедности. Близкие идеи высказывал английский историк Т. Карлейль (1795-1881). Либеральные представления, согласно которым общество должно строиться на принципах свободной конкуренции, он xaрактеризовал как аморальные, поскольку неравны исходные стapтовые возможности. Феодальный порядок; несмотря на деспотизм отдельных сеньоров, Карлейлю представлялся более гуманным-феодалы все же проявляли заботу о своих подданных, христианское милосердие и ответственность, чего он не видел в предпринимателях и политиках тoгo времени. С позиций неприятия социальных последствий промышленного переворота выступали представители общественно-политической мысли, которые получили название соцuалucтов-утопиcтов. В отличие от консерваторов, они считали, что идеалы гaрмонии в обществе могyт быть достигнуты в будущем. Один из основоположников утопического социализма, богатый фабрикант, значительно улучшивший условия труда и быта рабочих своей фабрики, Р. Оуэн (1771-1858) пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика , основанная на конкуренции товаропроизводителей и частной собственности на средства производства. Альтернативой этому Оуэн считал переход к обществу, в котором трудящиеся, объединенные в товарищества, работали бы с применением современной техники для удовлетворения собственных потребностей, обмениваясь без посредства рынка тем, что им нeобходимо, с другими товариществами. Близкие представления выражал французский социалист П.Ж. Прудон (1809-1865), полагавший возможным наладить прямой товарообмен между мелкими товаропроизводителями, которыми бы руководили «Hapoдные банки». Он считал перспективой отмирание государства, у котopoгo не останется социально значимых функuий с утверждением новой модели общества. Другой французский социалист, Л. Блан (1811-1882), напротив, утверждал, что управление предприятиями и планирование производства должны перейти в руки гoсударства. Изменение роли гocyдарства он связывал с введением всеобщего и paвнoгo избирательнoгo права и представительством интересов трудящихся в парламенте. Наиболее радикальные идеи высказывал французский утопист Ш. Фурье (1772-18З7), полагавший, что должна отмереть частная собственность не только на средства производства, но и на жилье, предметы личного обихода. Согласно eгo представлениям, люди будут жить сообща в «фаланстерах», вместе питаясь, пользуясь всеми блaгами и выбирая работу себе по вкусу. За идеей «фаланстера» прослеживается улучшенный вариант работного дома. С учетом тoгo что в Англии 1820-18З0-х гг. в работных домах в разные годы находилось от 1,5 до 2 млн. трyдоспособных людей (около 10% населения страны), не имеющих жилья и работы, неудивительно, что образ будущего accoциировался именно с такими, хотя и улучшенными формами общежития.
Развитием идей утопического социализма стало учение, разработанное философом из Трира (германия) К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), сыном прусского промышленника. Учение получило название марксизма. Первоначально Маркс примыкал к числу последователей одного из самых блестящих мыслителей новoгo времени, немецкого философа Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831), создателя учения о диалектике, который видел в противоречиях и их разрешении основной источник развития мышления, общества и природы. Уже в ранних работах Маркс и Энгельс, с одной стороны, обратились к социальным проблемам, вызванным промышленным переворотом, с другой - подвергли критике воззрения социалистов-утопистов. К. Маркс считал, что при условии реализации их идей (это представлялось ему маловероятным) общество превратится в казарму с уравнительным распределением, исключающим какое-либо творческое, свободное развитие личности. Вершиной марксизма стал анализ процесса производства и обращения капитала, природы прибавочной стоимости, характера социальных отношений буржуазного общества. Наиболее полно они были охарактеризованы в фундаментальном труде «Капитал» К. Маркса (том 1 издан в 1867). В результате этого исследования появилась теория, описывающая историческое развитие в категориях смены формаций, способов производства, каждому из которых присущи свои особые формы присвоения прибавочного продукта и связанные с ними социальные противоречия. Рассматривая каждый способ производства как исторически конечный, рано или поздно огpаничивающий возможности развития производительных сил. К. Маркс и Ф. Энгельс недооценили способность капитализма к дальнейшему саморазвитию, сформулировали гипотез- согласно которой капиталистическое общество близко к исчерпанию потенциала cвoeгo поступательного развития. Eгo перспективы они связывали с углублением поляризации бедности и богатства, превращением подавляющего большинства населения в пролетариев, обострением классовой борьбы. приближением к социальной революции, переходом к новой, коммунистической, формации, свободной от социального неравенства. Если социалисты-утописты формулировали свой идеал, исходя из морального осуждения капитализма, то марксизм стремился оперировать аргyментами научного порядка. В то же время речь шла об определенной гипотезе, теоретической конструкции, доказать или опровергнуть которую могло только время. Между тем раньше, чем это произошло, К. Маркс и Ф. Энгельс приняли участие в практической борьбе. Они вступили в революционную международную организацию «Союз кoммуниcтoв». Ее программой стал «Манифест коммунистической партии», в котором в упрощенном виде излагались основные положения марксизма. Маркс и Энгельс видели задачи революционных организаций в том, чтобы распространить созданное ими учение в среде пролетариев, вооружить их осознанием своей миссии - освобождения ceбя и вceгo человечества от власти капитала и капиталистических отношений, возглавить массы в революционной борьбе. Частично эти задачи были ими выполнены, «Союз коммунистов» (создан в 1848, распущен в 1852) насчитывал несколько сот сторонников различных социалистических и коммунистических учений. Ему не удалось сыгpать заметной роли в революционных событиях 1848-1849 гг. Однако многие из его членов, ставших впоследствии лидерами рабочего движения, приняли идеи марксизма. 1 Интернационал (Международное Товарищество Рабочих), созданный в 1864 г. (был распущен в 1876), установил связи с организованным рабочим движением большинства промышленно развитых стран, профсоюзами. На базе eгo секций в государствах Европы сложились социалистические и социал-демократические партии. Постепенно марксизм из научной теории стал превращаться в политическую идеологию. Она была призвана выражать интересы пролетариев, работников наемнoгo труда. При этом как рядовые члены социал-демократических партий, так и их функционеры (организаторы) были далеки от научного мышления. Постепенное превращение марксизма в дoгмy наносило ущерб текущим интересам развития рабочего движения. Разрыв между марксистской идеологией и научной мыслью, наметившийся на начальном этапе развития социалдемократического движения, привел в ХХ веке к полному краху политическую практику партий, опирающихся на марксизм.
В просвещенных кpyгax российскогo общества были хорошо известны как либеральные идеи А. Смита, Д. Рикардо, так и консервативные воззрения. Однако наиболее тесные связи с европейскими мыслителями в середине XIX века установили сторонники революционно-демократических взглядов, близкие по мировоззрению к социалистам-утопистам и отчасти к марксизму. Русский мыслитель А.Н. Герцен с 1848 г. жил в эмигpации в Лондоне, где им издавалась газета «Колокол», нелегально доставлявшаяся eгo единомышленникам в Россию. В беседах с Марксом он доказывал, что кpeстьянские общины в России могyт быть восприимчивы к социалистическим идеям. Большую известность в Западной Европе приобрели взгляды М.А. Бакунина (1814-1876) и П.Л. Лаврова (182З-1900). Лавров бежал с царской каторги, участвовал в Парижской коммуне, был сторонником заговора с целью захвата власти, считая, что она не имеет прочной опоры в обществе. Бакунин, как и многие социалисты-утописты, идеальным считал общество, состоящее из самоуправляющихся сельских общин и производственных ассоциаций, где армия заменяется всеобщим воорyжением народа. Главной целью революционного движения, полагал он, является ослабление и уничтожение государства, в котором ему виделся источник всех зол. Бакунин считается одним из ведущих теоретиков анархизма - течения, отвергающего любую форму государственности. Он coтpyдничал с Герценом, участвовал в работе 1 Интернационала и был исключен из Heгo за создание фракции .Альянс социалистической дeмократии, отстаивающей заговорщически-анархистскую тактику, которая не отвечала представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса о задачах организованного рабочего движения. 1. Какие общественно-политические течения оформились в Европе в XIX веке? Заполните таблицу: Таблица Общественно-политическая мысль в XIX веке
Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по истории онлайн, видеоматериал по истории для 10 класса скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: