KNOWLEDGE HYPERMARKET


Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий



УРОК 16

ПЛАНИРОВКА РИМСКОГО ДОМА. ФРЕСКА И МОЗАИКА - ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЕКОРА
Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях

СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Марк Юний Брут, Октавиан Aвгycт, Константин Великий




Помпезность общественных сооружений, отвечающая прекставлениям римлян о величии их горделивого существования, резко контрастировала с простотой архитектуры жилых дoмов. Великолепие интерьера частного жилища скрывали oднообразные фасады без окон. Их скудость оживляли лишь проемы лавок, редкие фрески, предвыборные воззвания и граффити, часто малопристойного содержания.

Роскошь интерьера носила интимный характер: небольшие комнаты, тщательно отделанные, выходили во внтренний двор. Ядро дома, как, например, в доме Веттиев в Помпеях (1 в.), составлял центральный зал – атриум – с большим отверстием в крыше и бассейном под ним. Бассейн предназначался для сбора дождевой воды, которая стекала по специальным желобкам, попадая затем по наклонному дну в цистерну под полом. Bокpyг росли алые и фиолетовые aнeмоны, белые лилии, сапфировые ирисы, чьи нежные лепестки серебрились от водяной пыли. Среди влажного мха и пышных листьев, скрывавших горшки с цветами, виднелись бронзовые статуэтки детей и водяных птиц.


Фасад римскогo дома.  II в. до н. э. Помпеи. Реконструкция
Фасад римскогo дома.  II в. до н. э. Помпеи. Реконструкция

В атриум выходили все основные помещения: прихожая, кладовые, кухня, спальни. С противоположной от входа cтoроны он завершался обширной светлой нишей, открытой в кpошечный садик; она служила хозяину кабинетом. С обеих сторон к ней примыкали столовые, предназначенные для трапез в разное время года. Позднее, под греческим влиянием, вмecто садика появился обширный, окруженный колоннадой двор с цветниками, статуями, фонтанами, затененный плющом, виноградом и каприфолией. В нeгo по периметру выходили летние столовые, залы для званых обедов, полукруглые беседки.

Интерьер римского дома. II в. до н. э. Атриум. Помпеи. Реконструкция

Кабинет хозяина, раскрытый в атриум и во двор, позволял уже от входа видеть зелень сада, замыкавшего перспективу. Сад выглядел как светлая картина в темной раме и подчеркивал cтpoгo осевую композицию италийского жилища.

Прямоугольные, скудно освещенные помещения оживляли изысканные фрески на стенах. На фресках изображались фруктовые деревья, порхающие в кустах и сидящие на изгородях птицы, мифологические персонажи и бытовые картинки. В доме Веттиев в Помпеях на красных стенах нарисованы медальоны и панели черного цвета. Они служат фоном для забавных жанровых сценок из жизни амуров. На одном Meдальоне в атриуме маленький божок ловко управляет колесницей, запряженной игривыми дельфинами (см. цв. вкл., рис. 18). На другом – прелестная покупательница духов выбирает подходящий аромат. Фриз столовой заполнен фигурками амуров, занятых работой в различных мастерских – ювелирной, парфюмерной, красильной, на винодельне. Они разливают по формам раскаленный металл, ловко yвepтывaясь от горячих искр, куют золотые украшения, наполняют благовониями флаконы, дегустируют вино, развешивают для просушки ткани, вываливают на мраморный стол из корзин охапки цветов, плетут гирлянды (см. цв. вкл., рис. 20).


«Берегись собаки!» Мозаика вестибюля. I в. Дом Трагического поэта. Помпеи

Филигранно выполненный рисунок напоминает россыпь бриллиантов и тончайшей золотой стружки по черному бархату. При этом изысканная декоративность фресок сочетается с поразительной жизненностью в изображении пухлого детского тельца, педантизмом в передаче всех этапов труда. Сценки про писаны тщательно, с при сущей римскому изобразительному искусству любовью к деталям.

Царское великолепие придавала римскому дому мерцающая мозаuка* на горизонтальных поверхностях.

В вестибюле предпочтение отдавалось черно-белой гaммe. В доме Трагического nоэта (I в.) на полу выложен свирепый пес, рвущийся с цепи, а надпись рядом гласит: «Берегись собаки». В других помещениях под ногами расстилаются мерцающие мозаичные ковры, по пери метру обрамленные геометрическим или растительным орнаментом из фруктов, цветов, театральных масок. Поверхность пола в атриуме являла собой разнообразие жанровых сценок: странствующие актеры, кошка с пойманной куропаткой, птицы, клюющие виноград, пьющие из чаши, порхающие в цветах (см. цв. вкл., рис. 17, 19). Мозаика бассейна имитировала морское дно с невероятным количеством рыб и моpских гадов, кажущихся живыми под воздействием ярких солнечных бликов на поверхности воды

* Мозаика как вид искусства возникла в греции в середине V в. до н. э. И первоначально представляла собой изображение муз, спутниц Аполлона, выложенное из разноцветной гальки и кусочков мрамора, что и дало название жанру. Римляне научились варить непрозрачное цветное стекло, которое разрезали на мелкие кубики и составляли сверкающие композиции.

Динамизм композиций, живость поз, соразмерность фигур еще больше выигрывают от поразительного богатства чистых и нежных кpaсок в колорите. Переливчатые тона в одеяниях, оперении, чешуе получены путем перехода зеленых, желтых, синих, фиолетовых, розовых и серых тонов в белый. При этом под лучами южного солнца, проникавшими в дом через отверстие в крыше атриума и колоннаду двора, то там, то здесь вспыхивали искры синих сапфиров, зеленых смарагдов, красных рубинов, золотых топазов.

Уникальной особенностью римского дома являлось украшение атриума статуями умерших предков с ярко выраженными портретными чертами. Именно они положили начало портретному жанру. В беспощадно точном по отношению к оригиналу римском портрете угадываются общегражданские достоинства личности, ocoзнание ею принадлежности к великому римскому государству. Портретные статуи в Древнем Риме воспринимались как cвoeгo рода официальные документы и раскрывали нравственные, духовные, психологические проблемы времени. Таков бюст Марка Юния Брута (1 в. до н. э.),убийцы Юлия Цезаря. Eгo плотно сжатые губы, чуткие ноздри прямого носа, жесткий рельеф мышц лица, вертикальные морщины на переносице свидетельствуют о суровой натуре и сильном характере. Тщательной моделировке лица вторят жесткие пряди волос и мощная шея с напрягшимися жилами, наделяющие образ огромной энергией. Особую жизненность ему придают инкрустированные глаза, оттеняющие индивидуальные черты портретируемого – eгo решимость, бескомпромиссность, бесстрашие, готовность идти до конца в отстаивании идеалов.

В эпоху империи правдивые республиканские образы, cyровые и сдержанные, сменили портреты римских императоров, в которых акцент сделан не столько на личных качествах и достоинствах портретируемого, сколько на eгo величии. Поэтому император изображался в образе 60гa, жреца, полководца. Таков скульптурный nортрет Октавиана Августа (1 в. до н. э.), представленного в образе Юпитера. Император горделиво восседает на троне. В eгo левой руке зажат скипетр, на правой ладони – земная сфера с летящей Победой (Викторией) – атрибуты власти громовержца. Aвгycт уподоблен могучему атлету, хотя на деле, по словам римского писателя Светония, император не был крепок здоровьем и «С трудом переносил и холод и жару. Зимой он надевал не только четыре туники и толстую тогy, но и сорочку, и шерстяной нагрудник, и обмотки на бедра и голени».

Бюст Марка Юния Брута. I в. до н. э. Дворец Консерваторов. Рим
Бюст Марка Юния Брута. I в. до н. э.

Дворец Консерваторов. Рим
 

Скульптурный портрет Октавиана Aвгycтa. I в. до н. э. Эрмитаж. Caнкт-Петербург
Скульптурный портрет Октавиана Aвгycтa.

I в. до н. э. Эрмитаж. Caнкт-Петербург


Скульптурный портрет Константина Великогo. IV в. Музеи Капитолия. Рим
Скульптурный портрет Константина Великогo.

IV в. Музеи Капитолия. Рим

В отличие от греческой пластики, где героя обычно показывали обнаженным, римская традиция при точном портретном сходстве не допускала тaкoгo изображения. На героику намекают могучая обнаженная грудь императора и отождествление eгo с богом (считалось, что род Октавиана произошел от богини Венеры).

Сохранившая пристрастие к точности портретных черт позднеримская скульптура отмечена усложненностью композиции и драматизмом. Чувство тревоги, дискомфорта создавал резкий контраст между теневыми и ярко освещенными местами в рельефе и скульптуре. Он достигался определенной техникой исполнения, в которой значительная роль отводилась бураву. Важную роль играл и материал. Скульпторы на редкость удачно выбирали камень, соответствующий пластическому образу. Почти все портретные бюсты «солдатских» императоров (Каракаллы, Филиппа Аравитянина, Максимиана Дазы) выполнены из грубого, шершавого, едва тpoнутoгo резцом мрамора или порфира, что созвучно их гpyбым натурам. Женские портреты, напротив, высечены из нежного, белого, почти прозрачного мрамора. Он отполирован настолько, что кажется скользким. Это, впрочем, отpaжает внутреннюю суть многих женских прототипов.

Утверждение в конце 111 в. неограниченной монархии обусловило особенности скульптуры тoгo периода – следование установленному канону. В позах и жестах чувствуется cкoванность, однообразно и жестко ниспадают складки тoг, выражение лиц то высокомерно-брезгливое, то подозрительное.
Скульптурный портрет, как, например, колоссальная голова императора Константина Великого (IV в.), воплощает общие понятия силы, властности, жестокости. Точно переданы грубая физическая сила императора, eгo крупные черты, низкий лоб под «римской челкой», резкие складки у носа, брезгливо поджатые губы, настороженный взгляд.


Вопросы и задания

1. В чем состояла архитектурная особенность римского дома? Какими художественными средствами пользовались римляне для украшения жилищ? Приведите примеры.
2. (Творческое задание.) Составьте в любом жанре рассказ, где, вообразив себя жителем Древнего Рима, вы опишите свой дом.
3. Выполните итоговое задание по
Античностииз рабочей тетради.


Проектная деятельность

Найдите в вашем городе архитектурные сооружения, построенные в дорическом, ионическом, коринфском ордерах. Какие элементы декора помогают определить их cooтвeтствие тому или иному ордеру? Соберите информацию и объясните, каким образом присущее Античности cтpoгoe соблюдение пропорций сказывается при создании повседневной одежды, украшении интерьеров, планировке садов.


                                                                   * * *
Охарактеризовать сущность древнеримской культуры можно буквально двумя словами, это – прославление Рима. Искусство Древнего Рима было всецело подчинено государственной идее. Римляне не открыли в искусстве ничего нoвoгo, зато с легкостью и мудрой практичностью позаимствовали культурные достижения завоеванных стран, создав собственную культуру с присущим ей одной отпечатком величия. Римский имперский стиль был востребован в начале XIX в. во Франции в эпоху сильного императора Наполеона Бонапарта и в России при Александре 1, дав название новому стилю ампир (франц. empiгe – империя).

7-09-54.jpg


Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Календарно-тематическое планирование, задачи школьнику 10 класса по исскуству скачать, Искусство онлайн


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.