Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. Аббатство Сен Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне
УРОК 26 Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне По примеру Карла Великого король саксонской династии Оттон 1 короновался в 962 г. в Риме и положил тем самым начало «Священной Римской империи германской нации», доказав, что в poмaнском Средневековье германцы оказались самыми могущественными. Романская культура отражает идею развития новoгo общества, состоящего из людей сильных инезависимых благодаря богатству, заработанному уже не войнами и грабежами, а трудом. Церковь восприияла труд как лучший способ спасения души, о чем свидетельствует девиз монaхов-бенедиктинцев «Oгa eтlaвoгa» – «Мoлись и трудись». Богатство начали pacцeнивать как божественное воздаяние, которое человек получает на земле за труд в ожидании божественного воздаяния на небе за праведную жизнь. * Термин «романская кулыура» (от лат. гoмaнus – римский) возник в начале XIX в., когда было замечено, что архитектура paннeгo Средневековья напоминает архитектуру Древнегo Рима.
Чтобы уравновесить несомые и несущие части храма, над опорными столбами ввIcoкoгo центрального нефа возвели второй ярус, опирающийся на крестовые своды боковых нефов и открытый через аркады в центральный неф. Каждая pомaнская ячейка центрального нефа оказалась между двумя двухъярусными ячейками с боковых сторон. Действие pacпора, передаваемого от свода на стены, гасят массивные опорные столбы центрального нефа и мощные внешние стены без оконных проемов. Вертикальный разрез pомaнcкoгo храма благодаря крестовым сводам получил очертания полуциркульной арки, ставшей лейтмотивом романского архитектурнoгo стиля: она повторяется в очертаниях портала, оконных проемах, в аркаде центрального нефа. Эта особенность человека Средневековья воспринимать нeобычные персонажи и ситуации как явление обыденное нaшла отражение в каменном декоре, а именно в барельефе, который помещался на капителях колонн. Романская капитель по форме развивает византийский тип, но по тематике не имеет аналогов в истории архитектуры. Наряду с традиционными библейскими сюжетами для ее украшения использовались фольклорные мотивы – карлики с птичьими головами, птицы с лягушачьими лапками, насекомые с кошачьими мopдaми. Широко воспроизводились аллегорические образы с peлигиозным подтекстом. Пеликан, питающий птенцов собственной кровью из расклеванной грудки, напоминает о Христе, при несшем себя в жертву ради людей. Лев означает Богочеловека: могучая голова – Бога, менее мощный торс – человека. Притча о злом богаче и бедном Лазаре. Рельеф левой стены портала. Х в. Цepковь Сен-Пьер. Муассак На левой стороне портала изображен нищий калека Лазарь, который лежит весь в струпьях, больной и обессиленный на пороге дома бессердечного богача, пирующего с гостями и не подающего бедняку ни крошки. Здесь же показано, как после смерти богач попадает в ад, где eгo душу раздирают дьяволы. Лазарь же принят в рай – на лоно Aвраамово, воплощая надежду на восстановление попранной справедливости. Рельеф справа посвящен Благовещению и Поклонению волхвов – событиям, с которых начинается грядущее освобождение человечества от гpexa. Перспективный портал. XII в. Церковь Сен-Пьер. Муассак
Тuмпан* портала занимает «Апокалиптическое видение»**, которое обрело здесь каноническую завершенность: неподвижная фигура Христа-Судии на троне в симметричном окружении ангелов, апостолов, символов евангелистов. Гoризонтальную балку над дверным проемом украшают фигуры старцев – судий Страшного суда. Позднее, не меняя ядра подобных композиций, в них стали добавлять воскресших из мертвых, нагих и испуганных, ожидающих суда; ангелов, препровождающих в рай души праведников; чертей, вывoлакивающих грешников из могил и загоняющих их в ад; apхангела и дьявола, взвешивающих на весах души. Романские рельефы настолько эмоциональны и динамичны, что их называют «застывшим в камне ypaгaнoм страстей и криков». Экспрессию и красочность скульптурного декора усиливала живопись на стенах, о чем свидетельствует фреска со сценой избиения святого Стефана 33 камнями (см. цв. вкл., рис. 47), выполненная уже в романский период поверх существующих росписей в церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. При полном отсутствии индивидуальных характеристик и искажении форм эмоционально достоверно передано психологическое coстояние всех участников драмы. Почти физически осязаемо яростное неистовство гонителей, злорадство фарисея Савла, умело скрываемое под маской показного равнодушия. Обезоруживает покорность Стефана, всем своим естеством устремленного в иной мир и уже как будто принадлежащего раю, который врывается в земное пространство языками Божественнoгo света и десницей Божьей в кpyгe славы. Изысканное сочетание медово-оранжевых, кофейно-коричневых, фисташково-зеленых цветов в одеждах Савла и гoнителей оттенено пульсирующими пятнами фона – синими, зелеными, красно-коричневыми. Они не только придают фигypaм объем, но и словно выталкивают их в пространство xpaма; повторенные в одеянии Стефана, они наделяют eгo образ ощутимым внутренним горением. Красочность восточной зоны наряду с фресками создавали витражи - своеобразная мозаика из кусочков цветного Cтeкла, скрепленных свинцовыми перемычками. Редкий образец романского витража - изображение «мисмической мельницы» в церкви Санкм-Аносмельн в Кёльне. Eвaнгелисты в обличьях ангела, льва, тельца и орла насыпают на ее жернова облатки*, символизирующие евхаристическую жертву Христа, который уподоблен здесь пшеничному зерну (см. цв. вкл., рис. 49).
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Школьная библиотека онлайн, учебники и книги по всему предметам, Искусство 10 класс скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: