KNOWLEDGE HYPERMARKET


Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте



УРОК 31

СПЕЦИФИКА АРС НОВА НА СЕВЕРЕ

Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте

Рост городов и уклад городской жизни в странах к северу от Альп, в первую очередь в Нидерландах, способствовали формированию особого отношения к обыденному существованию. Отныне простая благочестивая жизнь становится цeнтральной темой так называемого бюргерского течения в искусстве с eгo трепетным обожанием «праведной повседневности». Под ней понимаются такие житейские явления, как свой дом, своя капелла, свой покровитель-святой, своя семья, а также материально-бытовое окружение человека – дубовая мебель, медная посуда, суконная одежда, изразцы. Все это не только благоговейно почитается, но и даже oкpyжается ореолом святости.

Новое мировосприятие нашло выражение в новой религиозности – пантеизме (от греч. раn – все + тнeos –– бог; «природа есть Бог,», согласно которому Бог присутствует в природе и каждом предмете. Нидерландские художники с фанатичным упоением до мельчайших деталей копировали все, что их окружало, обожествляя каждую травинку cвoeгo ceвepнoгo пейзажа и каждый предмет, созидаемый человеком.

Великим мастером-реалистом, которому по праву принадлежит слава зачинателя Арс нова на Севере, является нидерландский живописец Ян Ван 3йк (1390- 1441), а ключевым произведением нидерландского нoвoгo искусства – алтарь «Поклонение Агнцу» (ок. 1422- 1432). Алтарь предназначался для одной из капелл церкви Св. Бавона в Гeнтe и получил название Гeнтcкогo по месту нахождения. Он сохраняет присущие готике символизм и красочность, идею величия мироздания и божественной красоты, растворенной в природе. Вместе с тем образ человека в нем, так же как у Данте и Джотто, вполне реалистичен и далек от бесплотных образов готики.

На внешних створках полuптuха* ключевое место занимает сцена Благовещения. Она разворачивается в жилой кoмнате со множеством бытовых предметов. Из окна виден yгoлок гeнтa с eгo узкими улочками, остроконечными крышами, беседующими горожанами. В нижнем ярусе скульптурные изображения святых – Иоанна Предтечи и Иоанна-евангелиста – мирно соседствуют с портретами заказчиков – бюргера Йодокуса Вейдта и eгo жены Изабеллы Бурлют. Однако в cooтветствии с готическим мироощущением предметы домашнего обихода, вполне реальные и осязаемые, имеют символическое значение. Белое полотенце и белая лилия в руках архангела гавриила намекают на непорочное зачатие; медный рукомойник – на крещение христиан водой; подсвечник на одну cвeчу – на предстоящее пришествие в мир Иисуса Христа.

Еще более г лубокий символический подтекст содержат образы святых. Ян Ван 3йк артистически тонко ввел в живописную канву скульптуру, которая даже в иллюзорном живописном пространстве не принадлежит живому миру, а потому означает как бы предшествующую ему реальность. Смысловая параллель к главному действию – Благовещению – заключается в том, что при встрече Марии и Елизаветы еще не родившийся Иоанн Предтеча «взыграл радостно во чреве» своей матери.

* Полиптих – многостворчатая икона, написанная на нескольких досках.


ВАН ЭЙК. Алтарь «Поклонение Агнцу». Внутренний вид. Ок. 1422–1432 гг. Церковь Св. Бавона. Гeнт
ВАН ЭЙК. Алтарь «Поклонение Агнцу». Внутренний вид. Ок. 1422–1432 гг.

Церковь Св. Бавона. Гeнт

Он первым понял, Кем тяжело благословенное лоно Девы, и готовился родиться Предтечей земных путей Иисуса. Образовав общину иоаннитов (учеников Иоанновых), он крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему с духовным раскаянием. Неизменный атрибут Иоанна Предтечи – агнец объясняется тем, что, увидев идущего креститься Иисуса, Иоанн назвал eгo «Агнцем Божьим», предвосхитив жертвенную смерть Христа.

Иоанн-евангелист, будучи иоаннитом, присутствовал при этих словах и пошел за Христом, став eгo любимым учеником и верным проповедником христианства. Символом веры апостола считается чаша, откуда выползает змея – намек на яд, который дали выпить евангелисту, испытывая силу eгo приверженности христианству. Именно Иоанну завещал Иисус сыновние обязанности по отношению к Деве Марии, как бы замкнув ее своими рождением и смертью между двух святых Иоаннов.

В закрытом виде полиптих должен был внушать уважение к праведности земного существования. В раскрытом виде – наполнять душу ликованием при виде райски прекрасной земли (см. цв. вкл., рис. 68). Скромная горожанка Мария преображена в Царицу небесную, ее голову украшает роскошная корона из рубинов, сапфиров и жемчуга. Суровый аскет Иоанн Креститель облачен в тяжелый шелковый плащ, расшитый самоцветами. Архангел в скромном одеянии ycтyпил место поющим и музицирующим ангелам в изящных золотых обручах и дорогих парчовых мантиях, отороченных гopнocтaeм (cм. цв. вкл., рис. 69, 70). Бюргер и его жена соответствуют прародителям Адаму и Еве. Горожане на улицах Гeнтa подменены лучшими представителями человечества, а самый гeнт – Небесным Иерусалимом, на фоне котopoгo происходит главное действо.

130. ВАН ЭЙК. Иоанн Предтеча. Роспись под лепку. Алтарь «Поклонение агнцу». Внешние створки. Ок 1422–1433 гг. Церковь Св. Бавона. Гент. 131. ВАН ЭЙК. Иоанн-евангелист. Роспись под лепку. Алтарь «Поклонение агнцу». Внешние створки. Ок 1422–1433 гг. Церковь Св. Бавона. Гент

5-09-3.jpg В центре, на алтаре, кровоточащий агнец символизирует божественную литургию, во время которой совершается тaинство евхаристии. Ангелы вoкpyг престола держат «Cтpacти» господни: крест, терновый венец, гвозди... На переднем плане – фонтан в виде колонны, из которой вода двeнaдцaтью струями льется в восьмигранную чашу. Форма чаши символизирует вечность. Вода фонтана намекает на христианское крещение. Двенадцать струй символизируют колена Израиля (предков Христа) и апостолов – создателей Новозаветной церкви и судей на Страшном суде. К престолу для причастия группами, пешие и конные, движутся мученики и мученицы, святые отшельники и святые паломники, «воины Христовы» и «справедливые судьи».

Святые отшельники, в том числе святая Мария Магдалина, изображены на правой внутренней створке. Шествие святых паломников, ведомых святым Христофором 38, показано на соседней внешней створке
(см. цв. вкл., рис. 73).

С левой от центральной композиции стороны на внутренней створке гарцуют на конях «воины Христовы» под предводительством святых Георгия 39 и Себастьяна 40 (см. цв. вкл., рис. 72). «Справедливые судьи» следуют за ними. Это французские и бургундские короли и герцоги: Карл Великий, Людовик Святой, готфрид Бульонский, возглавивший Первый крестовый поход (см. цв. вкл., рис. 71). При сущее им величие и достоинство свидетельствуют о новом взгляде на личность.

Еще более необычна трактовка личности на внешней cтoроне алтаря. Все образы просты и безыскусны, но исполнены смирения и моральной чистоты, отвечающей бюргерским идеалам. Они словно являются частью тoгo мира, где люди и вещи живут одной жизнью и сотворены из одного материала, крепкoгo, добротного. Облик Мадонны абсолютно лишен экзальтированной готической хрупкости. Ее тяжеловесная фигура в прочной суконной одежде, сильные руки, рыжеватые локоны, обильные складки платья составляют тот тип «бюргерской Мадонны», который стал образцом для нидерландской живописи. Столь же безыскусна красочная гaммa, выдержанная в нейтральных бежевых тонах.

5-09-3.jpg Чрезвычайно важное место в композиции занимает пейзаж как символ pacт Bopeннoгo в природе божественного начала. Xyдожник объединил пологие, поросшие лесом холмы и ocтpoкoнечные скалы, подобрал растения разных широт, соединив пальмы и кипарисы, апельсиновые деревья и розовые кусты, роскошные экзотические растения и скромные северные цветы.

Прекрасный мир природы Ян Ван Эйк дополняет столь же прекрасным миром вещей. Прославляя «творение Божье», он с не меньшим пафосом славит и «творение рук человеческих». Радужно сияют драгоценные камни, отливают матовым блеском парчовые ткани, мягко струится мех, отсвечивают металлические доспехи, топорщатся плотные суконные одеяния. Таким образом, мир «праведной повседневности» и мир возвышенной мечты в равной степени нравственны и прекрасны.

В колорите господствует локальный цвет с величайшим разнообразием оттенков. Богатая красочная игра меняется от силы освещения предметов и их материальных свойств: Meталлические доспехи, отражая разноцветные плащи и знамена, отсвечивают красным, синим, лиловым; зеленые и коричневые горы приобретают в воздушной дымке сизый оттенок; красные крыши домов отливают на горизонте серебром. И все как будто обволакивает мягкое золотистое марево.

Вопросы и задания
1. Чем определяются особенности Арс нова в Нидерландах? Какие черты, присущие готике, сохраняет Гентский алтарь Яна Ван Эйка? Выполните задание № 26 из рабочей тетради.
2. Почему гентский алтарь Яна Ван Эйка считается образцом peнecсансной
живописи? Выполните задание № 27 из рабочей тетради.
3. Выполните итоговое задание по культуре Арс нова из рабочей тетради.


                                                          * * *
Проторенессансная культура была тесно связана с подъемом коммунальной жизни, с ростом политического самосознания городских демократических масс. Воскрешая тем самым дух античной демократии, коммуны демонстрировали враждебность феодальному строю. Однако мастера Арс нова ориентировались не столько на чисто античные, сколько на раннехристианские памятники, уже переработавшие античное наследие в сторону обобщения и идеализации художественного образа. Поэтому, несмотря на светские тенденции, культура XIII–XIV вв. продолжала оставаться в орбите притяжения церкви. Символ и аллегория по-прежнему обусловливали подход художника к действительности. А реализм Арс нова – объем, перспектива, светотень – был далек от «портретного» отображения действительности и тoгo научного изучения природы, которое стало определяющим в эпоху Ренессанса.

Проторенессансное движение, проникнутое демократическим духом, ниспровергло старые византийские каноны. Широко используя античную традицию, оно создало предпосылки для peнeccaнcнoгo реализма и гуманизма.


Капелла Скровеньи (Церковь Санта-Мария дель Арена). Интерьер. Начало XIV в. Падуя


60. ДЖОГГО. Встреча Марии и Елизаветы. Фреска. Начало XIV в. Капелла Скровеньи. Падуя. 61. ДЖОГГО. Предательство Иуды. Фреска. Начало XIV в. Капелла Скровеньи. Падуя. 62. ДЖОГГО. Оплакивание. Фреска. Начало XIV в. Капелла Скровеньи. Падуя


63. Испанская капелла. XIV в. Церковь Санта-Мария Новелла. Флоренция. 64. АНДРЕА ДА БОНАЙУТИ. Триумф покаяния. Фреска. Испанская капелла. XIV в. Церковь Санта-Мария Новелла. Флоренция


65. АНДРЕА ДА БОНАЙУТИ. Триумф покаяния (фрагмент). Фреска. Испанская капелла. XIV в. Церковь Санта-Мария Новелла. Флоренция. 66. МАСТЕР «ТРИУМФА СМЕРТИ». Всадники и всадницы. Триумф Смерти (фрагмент). XIV в. Кладбище Кампосанто. Пиза. 67. МАСТЕР «ТРИУМФА СМЕРТИ». Дама с собачкой. Триумф Смерти (фрагмент). XIV в. Кладбище Кампосанто. Пиза


ВАН ЭЙК. Алтарь «Поклонение агнцу». Центральная часть в открытом виде. Ок. 1422–1432 гг. Церковь Св. Бавона. Гент


69. ВАН ЭЙК. Поющие ангелы (фрагмент). Алтарь «Поклонение агнцу». Ок. 1422–1432 гг. Церковь Св. Бавона. Гент. 70. ВАН ЭЙК. Музицирующие ангелы (фрагмент). Алтарь «Поклонение агнцу». Ок. 1422–1432 гг. Церковь Св. Бавона. Гент. 71. ВАН ЭЙК. Справедливые судьи (фрагмент). Алтарь «Поклонение агнцу». Ок. 1422–1432 гг. Церковь Св. Бавона. Гент. 72. ВАН ЭЙК. Воины Христовы (фрагмент). Алтарь «Поклонение агнцу». Ок. 1422–1432 гг. Церковь Св. Бавона. Гент. 73. ВАН ЭЙК. Пилигримы, ведомые святым Христофором (фрагмент). Алтарь «Поклонение агнцу». Ок. 1422–1432 гг. Церковь Св. Бавона. Гент


Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Помощь школьнику онлайн, Искусство для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.