KNOWLEDGE HYPERMARKET


Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде



УРОК 19
ОПОГРАФИЧЕСКАЯ И ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА ХРАМА. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫХ ХРАМОВ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде


Византийский крестово-купольный храм, являясь идеальным образом Святой земли, имеет непосредственную связь с eвaнгельской историей. Каждая часть храма отождествляется с определенным местом в Палестине, освященным земной жизнью Иисуса, и наделяется топографической символикой.

Нартекс, или притвор, как eгo стали называть на Руси,где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан – месте Крещения 3 Христа. Апсида воспринимается как Вифлеемская пещера 4 , где Иисус родился. Престол в апсиде соотносится с гробом господним и Воскресением 5 Иисуса. Амвон символизирует место распятия – голгофу. Он означает также: гopy Фавор, где произошло Преображение6 господне; камень, с кoтopoгo ангел благовествовал женам-мироносицам7 о Воскресении Христа; склон Елеонской горы, откуда на сороковой день после Воcкpeceния произошло Вознесение Христа. Видение храма как образа Святой земли позволяло верующим совершать символическое паломничество в Палестину, и не исключено, что по этой причине реальные паломничества не играли в религиозной жизни византийцев значительной роли.

Наряду с космической и топографической символикой византийский крестово-купольный храм имеет временную cимволику, связанную с христианским календарем. Причем eгo основу составляет периодичность богослужений, а не историческая последовательность событий Священной истории. Христианские праздники повторяются из года в год в установленной последовательности, и поэтому в определенное время тот или иной образ становится объектом поклонения. Скажем, 7 января празднуется Рождество Христово, 19 января – Крещение, или Богоявление, а 15 февраля – Сретение, хотя между рождением Христа и eгo крещением прошло 30 лет, а между Рождеством и Сретением 40 дней. С IX в. сцены праздничного цикла, изображавшиеся по устоявшимся канонам, заняли место на сводах и в «рукавах» главного креста на ypовне втopoгo яруса, образовав красочный замкнутый кpyг. Здесь помещаются сцены Благовещения8 , Рождества Xpиcтoва, Сретения 9, Крещения, Преображениягосподн.я, вocкрешения Лазаря 10 , Входа в Иерусалим 11 , Распятия, Сошествия во aa 12 , Вознесения, Сошествия Святого Духа на апостолов 13 , Успения Вогородицы 14 .


74. Собор Св. Софии. XI в. Киев. Реконструкция. 75. Собор Св. Софии. ХI в.Киев.План

74. Собор Св. Софии. XI в. Киев. Реконструкция. 75. Собор Св. Софии. ХI в.Киев.План

Течение времени, таким образом, превращается в вечно повторяющееся вращение вокpyг неподвижного центра - купола.

Архитектура и декор византийского крестово-купольного храма были заимствованы Древней Русью после ее Крещения в 988 г. Образцом византийского стиля на Руси стал храм Св. Софии в Киеве (ХI в.), построенный, как и храмы в Константинополе, из кирпича. Но увеличенный двумя рядами кклонн в ширину и одним в длину, киевский храм приобрел вид грандиозного крестово-купольного массива с пятью продольными И четырьмя поперечными нефами. Ритуал cpeднeвeкoвoгo pyccкoгo двора, требующий отделить князя и eгo свиту от массы молящихся, обусловил ту же модель организации хоров, что и в Софии Константинопольской. Опоясывая с трех сторон центральное ядро храма – над северными, западными и южными нефами, хоры через тройные арки выходят в светлое пространство храма под куполом, насыщаясь Cвeтом через центральные главы, а также через световые барабаны малых глав над ними. Обилие света и приподнятый тpeмя уступами к рукавам центрального креста свод создают ощущение гигантского cвeтoвoгo столпа, на который как бы нанизывается пространство храма.

Вместе с тем отдельные детали свидетельствуют о coxpaнении славянских языческих образов. Столбы храма имеют крестчатую форму, не свойственную византийской архитектуре, и уподобл.яют интерьер Софии Киевской лесу, где ряды древесных стволов охватывают открытую поляну – пространство под куполом. При этом ярко выраженная вертикаль и пирамидальность подкупольного пространства собора coзвучны образу мифологического мирового древа. В славянской мифологии – это райское дерево Вырий с всадниками, зверями, птицами в ветвях. Они встречаются и в декоративном оформлении собора.

Также тонко выстроен пирамидальный объем собора Cнaружи. С трех сторон – с запада, севера и юга – к нему примыкают двухэтажные галереи-гульбища, не характерные для византийского зодчества и являющиеся скорее данью народной языческой традиции. Собор увенчан тринадцатью куполами (что также несвойственно византийской строительной традиции), растущими словно на глазах. Нарастание по высоте идет от малых, без световых барабанов главок к главам со cвeтoвыми барабанами над хорами, затем – к высоким куполам над рукавами центрального креста, завершаясь в центральной главе, взмывающей над общим объемом. Вся эта сложная конструкция, гapмонично разрастаясь вширь, ввысь, в длину, создает пирамидальный объем, напоминающий форму погребального кypгaнa – мифологического прообраза мировой горы.

Церковь Покрова на Нерли. 1165. Владимир
Церковь Покрова на Нерли.

1165. Владимир


3-09-3.jpg Пирамидальный объем собора воспринимается также как дань архитектуре языческих капищ – объектов среди oткpытoгo ландшафта. Учитывая. что божества древних славян сохраняли связь с природой – солнцем, водой, плодородием земли и плодовитостью животных, поклонение им не требовало замкнyтoгo пространства и отрешенности от мира. Обряды совершались в природном окружении, и место поклонения сочетало земляные валы и деревянные конструкции, становясь сенью над каменным кумиром, а не вместилищем людей.

Вместе с тем собор Св. Софии, сохраняя в деталях отзвук славянской языческой традиции, символизировал тот новый мир, в котором предстояло жить православному русскому человеку.

Распад Руси в ХII–ХIII вв. на отдельные княжества, постоянно между собой враждующие, обусловил развитие мecтных школ кaмeннoгo зодчества.

Наиболее значимой стала владимиро-суздальская школа, к которой относится церковь Покрова 15 на Нерли (1165), построенная владимирским князем Андреем Боголюбским в знак объединения русских земель под эгидой Владимира. главными признаками владимиро-суздальской школы служат белокаменное зодчество и каменный декор на внешних стенах.

Церковь представляет собой сложенный из белого камня кубический объем без притвора, с хорами на западе, четырьмя опорами, тремя нефами, тремя апсидами. Изящный одноглавый храм словно через мгновение вознесется над широкой гладью заливных лугов. Иллюзию eгo легкой ycтpeмленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших основным архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три зако,м,ары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют. на фасаде аркатурный пояс; такой же пояс обрамляет апсиду и барабан. Дополнительную легкость плотной массе стены придают колонны на лопатках.

Церковь Спаса Преображения на Ильине. 1374. Нoвгopoд

Церковь Спаса Преображения на Ильине.

1374. Нoвгopoд


Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех трех фасадах повторяются, демонстрируя глубинную связь библейских образов с русскими реалиями. Женские маски с косами символизируют Деву Марию. Фигура библейского псалмопевца царя Давида, помещенная в центральные закомары, вызывает ассоциации с самим Андреем Боголюбским, стремившимся к прекращению усобиц на Русской земле. Недаром по обеим сторонам от Давида изображены два голубя, символизирующие мир, а под ними – фигуры львов как символ побежденного зла.

Образцом новгородской школы в русском зодчестве, сформировавшейся в период монголо-татарского ига, служит церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде (1374). В соответствии с установившейся традицией одноглавая церковь Спаса построена без притвора, но с папертью – крыльцом перед западным входом. Она имеет четыре опоры, три нефа, одну апсиду и трехлопастное завершение стен, продиктованное климатическими условиями: при частых ливнях и обильных снегопадах крутая кровля была просто необходима. Это повлекло за собой особую организацию внутpeннeгo пространства: столбы, поддерживающие своды, широко расставлены и почти прижаты к стенам. Храм поэтому кажется изнутри выше, а снаружи живописнее благодаря восьмискатной крыше.

Несмотря на довольно скромное внешнее оформление, которое ограничено крестами из кирпича, тремя маленькими прорезями в оконном проеме, бровками над окнами и типичным псковско-новгородским орнаментальным поясом на барабане, состоящим из квадратов и треугольников, церковь выглядит нарядно и даже изысканно.

Вопросы и задания
1. Каким образом земная жизнь Иисуса Христа отображена в архитектуре крестово-купольного храма? Выполните задание № 12 из рабочей тетради.
2. Объясните, как в украшении византийского храма достигается ощущение вечного круговращения времени.
3. Какие отличия характерны для локальных строительных школ Древней Руси? Выполните задание №13 из рабочей тетради.



Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Материалы по исскуству онлайн, задачи и ответы по классам, планы конспектов уроков по исскуству скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.