KNOWLEDGE HYPERMARKET


Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения русских писателей XIX века»

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 6 класс>>Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения русских писателей XIX века»


Уроки внеклассного чтения по теме

«Произведения русских писателей XIX века»

Как  уже  не раз  отмечалось,  русская  классическая  литература  в самостоятельном чтении  школьников  занимает  небольшое  место (1—2%).  Поэтому  очень  важную  роль в детском чтении играют уроки внеклассного чтения по классической литературе XIX в.

На основе  произведений,  вошедших  в раздел «Произведения  русских  писателей XIX в.», проводятся два или три урока внеклассного чтения. Учитель может ориентироваться на рекомендации учебной хрестоматии «Литература» для 6-го класса, а также список книг для  внеклассного  чтения,  который  предлагается  программой. Необходимо  также  учесть книги, самостоятельно прочитанные школьниками летом.

Задача  уроков  внеклассного  чтения  состоит  в том,  чтобы  расширять  круг  чтения учащихся,  формировать  интерес  к произведениям  классической  литературы,  развивать на лучших  образцах  русской  классики  художественный  вкус  школьников,  закреплять полученные  на уроках  по основному  курсу  знания  и умения,  анализировать художественное  произведение.  Уроки  эти  помогут  школьникам  понять  глубокие нравственные  ценности  и гуманистические  идеалы,  которые  несут  в себе  эти произведения. Мы предлагаем  несколько  тем,  которые  можно  рассматривать  как  возможные варианты уроков внеклассного чтения.


А. С. Пушкин

В методической  литературе  не раз  отмечалось,  что  важно  организовать  чтение  произведений  А. С. Пушкина  систематически,  глубоко  и постоянно,  чтобы  знания о великом  поэте  расширялись,  усложнялись  и углублялись  из года  в год.  В связи  с этим каждый  урок  внеклассного  чтения,  в том  числе  и урок  внеклассного  чтения  в 6-м классе по произведениям  А. С. Пушкина,  будет  являться  органическим  звеном  в общей  цепи классных и внеклассных занятий по этой теме.

Основная  задача,  которую  учитель  ставит  при  обращении  к произведениям А. С. Пушкина  на уроках  внеклассного  чтения, —  это  избежать  хаотичности  и добиться системности в знаниях учеников о жизни и творчестве великого поэта.

В методике  накоплен  богатый  опыт  изучения  произведений  А. С. Пушкина и произведений о нем на уроках внеклассного чтения.

Урок  внеклассного  чтения  в 6-м классе  рекомендуется  провести  по поэмам А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»  и «Братья  разбойники».

Причем  основным средством  анализа  поэмы  является  выразительное  чтение,  позволяющее ярко охарактеризовать героев поэмы и отношение автора к ним.

Поэму «Братья  разбойники»  рекомендуется  прочитать  в отрывках,  заранее подготовленных  учениками.  Предпочтение  отдается  следующим  из них:  описание разбойничьей жизни,  тюремное  заключение  и болезнь  брата,  бегство  из тюрьмы,  смерть брата.

В методической  литературе  описаны  и другие  уроки  внеклассного  чтения,  которые связаны  с попытками  познакомить  учащихся  с личностью  Пушкина (см. ст. Лурье  И. М. Уроки  внеклассного  чтения  о Пушкине  в V≈VI  классах //  Литература в школе. — 1974. — № 2).

Рассмотрение  этих  вопросов  на уроке  внеклассного  чтения  имеет  очень  большое значение,  так  как  в этом  возрасте  происходит  становление  характера  подростка,  детей волнуют  взаимоотношения  со взрослыми  и своими  сверстниками,  поиски  того,  кому следует  подражать.  Поэтому  уроки  внеклассного  чтения,  на которых  ребята  узнают об отношениях  Пушкина  с друзьями,  представлениях  лицеистов  о чести,  верности идеалам, благородстве, особенно интересны школьникам этого возраста.

Статья в учебной хрестоматии для 6-го класса хотя и затрагивает некоторые вопросы, но не решает  этой  задачи.  Поэтому  на уроках  внеклассного  чтения  рекомендуется использовать другие материалы о жизни поэта. Причем работу, начатую в 5 и 6-м классах, рекомендуется продолжить в более старших классах, чтобы учащиеся постепенно смогли ощутить обаяние личности поэта, вошли в его жизнь, приблизились к нему.

В 5—6-м классах  рекомендуется  познакомить  с детством  поэта  и его  лицейскими годами.  Учитель  заранее  советует  учащимся  прочитать  доступные  им книги: А. Слонимский. «Детство Пушкина» (М.: Детгиз, 1960),  сборник «Рассказы  о Пушкине» (М.: Детская литература, 1967), Ю. Тынянов. «Пушкин», О. Рубинштейн. «В садах лицея» (М.: Детская литература, 1962).

Учитель  в течение  месяца  наблюдает  за чтением  учащихся,  помогает  им выбрать нужные  отрывки,  составить  план  сообщения,  подготовить  выразительное  чтение и пересказ.  Урок  проходит  в форме  своеобразной  конференции,  когда  учащиеся в определенной  хронологической  последовательности  рассказывают  отдельные  отрывки и главы из прочитанных книг, делятся своими впечатлениями.

Урок внеклассного чтения в 6-м классе можно провести по «Повестям Белкина».

В методической  литературе  даны  рекомендации  для  проведения  подобного  урока в 7 или 8-м классах.

Как показала практика, эти произведения вполне доступны учащимся более младшего возраста.

Урок может быть построен по-разному. В первом случае все учащиеся читают повесть «Выстрел»  и озаглавливают  каждую  из четырех  ее частей.  Дети  готовят  к уроку  две инсценировки: «Рассказ Сильвио о своей тайне» и «Сильвио отмщен».

Основное  внимание  на уроке  обращается  на Сильвио.  Он производит  сильное впечатление на учащихся, иногда несколько противоречивое: он резок, бескомпромиссен, беспощаден,  горяч  и вместе  с тем «дарит»  жизнь  своему  врагу.  Вот  как  оценивает Сильвио  во время  второго  поединка  один  из исследователей  творчества Пушкина Н. Я. Берковский:

«Он впервые —  человек  свободы,  и в этом  месть  его  графу. Он располагает  наконец собственным  поведением:  может  убить —  и не убивает,  имеет  право  на жестокость — и не пользуется им… Странный и эксцентричный Сильвио выходит из новеллы Пушкина существом  обыкновенно  прекрасным,  плечом  к плечу  с остальными  людьми… Мы сначала дивимся и страшимся Сильвио, под конец мы его любим. Сильвио с нами —  с большинством  людей.  Достоинство  и сила  этого  человека  не против  нас,  но тоже с нами». Характер  вопросов  и заданий  для  обсуждения  повести  во многом  будет  зависеть от задачи, поставленной учителем. Если повесть обсуждается по ходу развития действия, то беседу в классе можно организовать по следующим вопросам:

1. Когда происходит действие и какова среда, изображенная писателем?
2. От чьего имени ведется повествование? Что вы можете сказать о рассказчике?
3. Как относились к Сильвио в компании офицеров? Что в нем было странным?
4. Почему Сильвио возненавидел графа Б.?
5. Как ведут себя герои во время первой дуэли?
6. Как характеризует вторая дуэль ее участников?
7. Как и при каких обстоятельствах рассказчик узнал конец этой истории?
8. Каково, по-вашему, отношение автора к героям?

В более  сильном  классе  вопросы  и задания  могут  строиться  так,  чтобы,  избегая пересказа,  побуждать  учеников  глубже  вчитываться  в текст,  выражать  свое  отношение к произведению,  определять  художественное  своеобразие  произведения,  например:

«Докажите, что заглавие подходит к повести («Выстрел»). Зачем даны два эпиграфа? Как они  связаны  с содержанием  повести?  От чьего  имени  ведется  рассказ?  Дайте  такое название  каждому  из четырех  рассказов,  составляющих  повесть,  чтобы  было  видно,  кто и о чем  рассказывает.  Зачем  введен  третий  рассказ?  Почему  Пушкин  именно  в этом порядке представляет события?»

Вторую часть урока можно отвести для чтения повести «Барышня-крестьянка». Читать может учитель или заранее подготовленные ученики. К уроку можно приготовить две-три инсценировки, которые показываются по ходу чтения.

Если  повесть  прочитана  всеми  учащимися  дома,  то в классе  можно  провести  беседу по следующим вопросам: «Объясните название повести. Почему были в ссоре помещики Берестов  и Муромцев?  Покажите,  что  Пушкин  иронически  относится  и к Берестову, и к Муромцеву.  Каким  Пушкин  изображает  Алексея  Берестова?  Как  проявляет  себя Алексей Берестов при знакомстве с Акулиной и с Лизой? Чем привлекает нас Лиза? В чем своеобразие композиции этой повести? Какие серьезные мысли автора может найти в этой веселой повести внимательный читатель?»

Во время  беседы  ученики  постоянно  обращаются  к тексту  повести,  что  позволяет глубже вдумываться в прочитанное, понять идейное содержание произведения.

М. Ю. Лермонтов

При  изучении  произведений  Лермонтова  на уроке  внеклассного  чтения  в 6-м классе учитель  будет  исходить,  как  при  изучении  произведений  Пушкина,  из задач,  которые стоят перед всей системой уроков внеклассного чтения по этой теме.

По программе  в 6-м классе  изучаются  стихотворения «Парус»  и «Тучи».  Эти стихотворения о неудовлетворенности поэта покоем, мятежной жажде борьбы и свободы. Для  самостоятельного  чтения  предлагаются  стихотворения «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три  пальмы»,  которые  раскрывают  богатство  мотивов  лирики Лермонтова, передают гармонию человека с миром.

На уроке  внеклассного  чтения  можно  продолжить  знакомство  со стихотворениями Лермонтова.  Однако  нужно  помнить,  что  стихотворения  эти  должны  отвечать читательским  особенностям  данного  возраста,  поэтому  им необходимо  иметь определенную сюжетную, событийную основу.

Методисты  предлагают  провести  урок-конкурс: «На лучшего  чтеца  стихотворений Лермонтова»

Для этого заранее отбираются стихотворения, например: «Узник», «Горные вершины...», «Морская  царевна»  и др.  В отборе  могут  принять  участие  и школьники. Было бы хорошо, если бы чтение сопровождалось постоянным «вмешательством» учителя или заранее подготовленных учеников. Это будет краткое вступительное слово, попутный комментарий, рассказ о каком-то поясняющем эпизоде, заключительное слово.

Программа рекомендует для внеклассного чтения в 6-м классе такие произведения, как «Воздушный  корабль», «Казачья  колыбельная  песня», «Беглец».  Два  последних объединены  общей  темой —  изображение  Кавказа.  Им можно  посвятить  урок внеклассного чтения.

Учащимся  заранее  предлагается  прочитать  стихотворения «Казачья  колыбельная» и «Беглец». Желающие  могут  к уроку  внеклассного  чтения  выучить  отрывки  наизусть. Учащимся  рекомендуется  прочитать  книги  о Лермонтове:  Т. А. Иванова. «Лермонтов на Кавказе»,  Т. В. Толстая. «Детство  Лермонтова»,  И. Л. Андроников. «Рассказы литературоведа». В качестве индивидуальных заданий шестиклассники могут подготовить небольшие  сообщения  на тему «Лермонтов  и Кавказ».  Учитель  заранее  проверяет подготовленные задания, помогает составить план сообщения, дает нужные советы.

Урок начинается с небольшого вступительного слова учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова,  которое  дополняется  сообщениями  учащихся.  Важно,  чтобы  учащиеся поняли,  что  Лермонтов  был  наследником  Пушкина.  Он принял  из рук  гениального предшественника  эстафету  свободолюбия,  которую  с честью  несла  вся  великая  русская литература.

Для Лермонтова, как и для Пушкина, Кавказ стал символом борьбы за свободу.

Кавказ  поразил  воображение  Лермонтова  еще  в детские  годы.  Будущий  поэт  часто болел, и бабушка  три раза возила  его на Кавказ, в Горячеводск, как называли нынешний Пятигорск.  Ездили  на своих  лошадях,  через  всю  Россию.  Путешествие  продолжалось недели три. Наконец на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны.

Из Горячеводска  ездили  на Терек.  И на Тереке,  и в Горячеводске  Лермонтов  видел черкесов  в лохматых  шапках  и бурках,  скачки  джигитов,  слышал  горские  легенды и песни. Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести. Вот почему когда он начал писать стихи, то посвящал их Кавказу, как посвящают друзьям:

        Тебе, Кавказ, — суровый царь земли —
        Я снова посвящаю стих небрежный:  
        Как сына ты его благослови
        И осени вершиной белоснежной.

Впоследствии  Кавказ  дважды  оказался  местом  ссылки  Лермонтова. «Герой  нашего времени»,  кавказская  редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья  колыбельная  песня», «Тамара», «Свиданье» —  все  это  результат  его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 г.

Сообщения учащихся завершаются чтением «Казачьей колыбельной песни».

Примерные   вопросы  для   беседы

— Какие  картины  возникают  в воображении,  когда  вы слышите  колыбельную песню матери-казачки?
— О чем мечтает она у колыбели сына?
— Какой вы представляете мать-казачку?

Беседу  можно  завершить  чтением  всего  стихотворения  наизусть  или  отдельных отрывков.

После чтения стихотворения «Беглец» — небольшая беседа по следующим вопросам.

— Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?
— Кого встретил он в родном краю?
— Почему Гарун побоялся войти в дом девушки, которую любил?
— Кто сильнее всего высказал свое презрение к трусу?
— Как сам Гарун оценивает свой поступок?
— Как автор относится к Гаруну?
— Что общего между «Казачьей колыбельной песней» и стихотворением «Беглец»?

Завершить  урок  можно  прослушиванием  отрывков  из произведения  наизусть,  после чего происходит распределение по ролям и выразительное чтение всего стихотворения.

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Основная  цель  урока  внеклассного  чтения,  посвященного  циклу «Вечера  на хуторе близ  Диканьки», —  познакомить  школьников  с произведениями  Гоголя,  углубить представления  учащихся  о жизни  и творчестве  писателя.  Необходимо  познакомить учащихся  с детством  и юностью  писателя,  с петербургским  периодом  его  жизни,  когда создавались «Вечера  на хуторе  близ  Диканьки».  Заранее  отдельным  учащимся предлагается  прочитать  следующие  книги:  И. П. Золотусский. «Н. В. Гоголь» (ЖЗЛ., 1979), «По следам  Гоголя» (М.:  Детская  литература, 1984),  Н. С. Шер. «Рассказы о русских  писателях» (М., 1982),  М. Я. Басин. «Петербургская  повесть» (М., 1974).  

Учитель  выделяет  конкретные  главы,  например  в книге «По следам  Гоголя»  главы «Сорочинцы», «Васильевка», «Нежин». Учащиеся  готовят  небольшие  сообщения,  особо выделяя  детские  впечатления,  жизнь  в Васильевке,  учебу  в Нежинской  гимназии, увлечение юного писателя чтением и театром.

Обращается  внимание  на «Книгу  всякой  всячины,  или  Подручную  энциклопедию», которая  содержит  сведения,  накопленные  Гоголем  во времена  студенчества. Эти  записи были  привезены  в Петербург  и использовались  Гоголем.  Здесь  и частушки,  и описания малороссийских  обрядов,  и эпиграфы,  часть  из которых  потом  попадет  в «Вечера на хуторе  близ  Диканьки»,  и «имена,  даваемые  при  крещении» (в этом  списке  есть и Солоха, и Параска, и Данило, и Гана, и Андрей, и Хивря, и Хома, Оксана, Левко — все имена  будущих  героев  Гоголя),  и малороссийские  загадки,  блюда,  а также  пословицы и поговорки, отдельные фразы. Все эти записи в «Книге всякой всячины…» Гоголь делал в Нежине,  некоторые  он внес  уже  в Петербурге,  и в подзаголовке  стоит: «Нежин, 1826 год»

Целесообразно  также  рассказать  учащимся  о театральных  увлечениях  Гоголя.  Когда в Нежинской  гимназии  открылся  театр,  Гоголь  отдавал  ему  много  времени. Он расписывал  роли  для  исполнителей,  рисовал  декорации,  сооружал  подмостки,  делал бутафорские  вещи  и даже  шил  костюмы.  Естественно,  что  он играл  почти  в каждом спектакле.  Его  актерский  талант  здесь  раскрылся  полностью. «Если б  он поступил на сцену,  он был бы  Щепкиным», —  вспоминал  об успехах  Гоголя  его  гимназический товарищ А. Данилевский. Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл  так,  что  зал  качало  от смеха.  В роли  Креона  в «Эдипе  в Афинах»  он вызывал ненависть, в роли Простаковой — смех и слезы

По приезде  в Петербург  Гоголь  устраивается  служить  мелким  канцеляристом в департамент Министерства внутренних дел, а затем учителем истории в Патриотический институт.  Тяга  к искусству  все  более  овладевает  им. Продолжительное  время он увлекается живописью, посещает занятия в Академии художеств. Постепенно, однако, в нем созревает убеждение, что литература является главным его призванием.

Для  того  чтобы  показать  шестиклассникам  близость  произведений  Гоголя к произведениям фольклора, взгляды Гоголя, который  горячо любил  свой народ, высоко ценил его творчество, душевную чистоту, благородство, ум, можно заранее рекомендовать им прочесть  некоторые  сказки  из сборника «Украинские  народные  сказки»,  например «Золотой черевичок», «Ведьмы на Лысой горе», «Купец и черт» и другие. В этих сказках в иронической форме изображается нечистая сила, чувствуется глубокое уважение народа к своим защитникам.

К уроку внеклассного чтения учащиеся читают весь цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В отдельных случаях урок внеклассного чтения можно провести только по первой  части  этого  сборника,  куда  вошли «Сорочинская  ярмарка», «Вечер  накануне Ивана  Купала», «Майская  ночь,  или  Утопленница», «Пропавшая  грамота».  К уроку учащиеся  готовят  выразительное  чтение  понравившихся  отрывков  и эпизодов,  рисуют свои иллюстрации.

Особое  значение  имеет  оформление  урока  внеклассного  чтения,  где,  помимо портретов  Гоголя  кисти  А. Иванова,  А. Венецианова  и др.,  будут  представлены иллюстрации  художников  И. Репина,  В. Маковского,  М. Деригуса,  П. Соколова, А. Герасимова и других. Здесь же будут и лучшие иллюстрации учащихся. 

Примерный  план  хода  урока  внеклассного  чтения  по «Вечерам  на хуторе  близ Диканьки»:

1. Рассказ учителя или  заранее подготовленных учеников о детстве и юности Гоголя, его учебе в Нежинской гимназии, создании «Вечеров…».
2. Чтение отрывков и эпизодов из разных повестей.
3. Беседа по содержанию прочитанных повестей.
4. Рассказ прочитанных украинских сказок и сравнение их с повестями Гоголя.
5. Инсценирование  отдельных  отрывков: «Сорочинская  ярмарка», «Вечер  накануне Ивана Купала».

Для беседы в классе можно рекомендовать примерные вопросы:

1. Каким образом Грицку удалось добиться своей цели? («Сорочинская ярмарка».)
2. Кто рассказывает легенду о Басаврюке? Что можно  сказать о рассказчике? («Вечер накануне Ивана Купала».)
3. В чем смысл легенды о цветущем папоротнике?
4. Почему отец не мог найти потерянное место? («Заколдованное место».)
5. Какую тайну узнал пан Данило об отце Катерины? («Страшная месть».)
6. Почему Катерина утаила от мужа правду?
7. Зачем писатель нарушает в этой повести последовательность событий?
8. Почему  повесть  не имеет  конца? («Иван  Федорович  Шпонька  и его  тетушка».) Исследователи  утверждают,  что  повесть «Иван  Федорович  Шпонька…»  закончена, никакого обрыва здесь нет. Как вы думаете, почему?
9. Как вы думаете, чем закончилась история с Иваном Федоровичем Шпонькой?
10. Какие, по-вашему, повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» особенно близки произведениям устного народного творчества и в чем выражается эта близость?
11. Кто главные герои повестей Гоголя и как они ведут себя в трудных случаях жизни? В чем сходство их с героями сказок?
12. Как заканчиваются народные сказки и повести Гоголя?
13. Почему  типографские  рабочие «прискали  и фиркали»,  набирая  в типографии повести Гоголя? Расскажите наиболее смешные эпизоды из этого произведения.
14. Вспомните,  как  оценил  А. С. Пушкин «Вечера  на хуторе  близ  Диканьки».  Что особенно ему понравилось? Подтвердите конкретными примерами. 

После работы с иллюстрациями можно показать учащимся фильм, созданный по одной из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Заключительной  частью  урока  внеклассного  чтения  может  быть  просмотр инсценировок, подготовленных дома заранее.

Итогом  урока  внеклассного  чтения  может  явиться  литературный  вечер  по «Вечерам на хуторе  близ  Диканьки»,  который  поможет  умению  школьников  самостоятельно работать с книгой9

Н. С. Лесков «Человек на часах»

Урок  внеклассного  чтения  по рассказу  Н. С. Лесков «Человек  на часах»  даст возможность более широко представить учащимся творчество этого писателя и в какой-то степени понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших» (М. Горький).

Оценивая  свое  творчество, Н. Лесков  сказал: «Сила  моего  таланта  в положительных типах…» А в одном из писем он так определил основную черту своих произведений: «Я, рисуя  реально,  всегда  стараюсь  найти  частицу  добра  в описываемых  лицах.  Это я действительно ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием»10

Это  утверждение  писателя  относится  и к его  рассказу «Человек  на часах»,  который наряду с другими произведениями вошел в цикл «Праведники».

История,  рассказанная  в «Человеке  на часах»,  как  нельзя  лучше  характеризует не столько «нравы  и направления…  эпохи  тридцатых  годов  совершающегося девятнадцатого  столетия»,  сколько  неподвижное  казарменно-бюрократическое государство в целом. Разрабатывая сюжет, основанный на действительных событиях (есть свидетельство  сына  писателя,  А. Н. Лескова,  что  рассказ  написан  со слов  одного из действующих  в нем  лиц — Н. И. Миллера), Лесков  не превращается  в очеркиста. Для художника  исторический  анекдот  становится  зеркалом,  с беспощадной  правдивостью отразившим  уродство,  противоестественность,  чудовищный  автоматизм  официального закона. Оригинальность художественного решения Лескова состоит в том, что гуманный, героический,  вполне  соответствующий  нравственным  нормам  поступок  солдата Постникова  воспринимается  вышестоящими лицами, чья карьера оказалась под угрозой, как  личное  несчастье,  как  нечто  колеблющее  самые  основы  государственного миропорядка.  Буква  закона  выступает  самодовлеющей  силой.  Автор  показывает,  как каждый  из заинтересованных  лиц  более  или  менее  сочувствует  солдату  Постникову, на несколько минут  оставившему  свой  пост  ради  спасения  человека. Но для  того  чтобы «восстановить порядок», они стремятся как бы стереть поступок Постникова, обратить его во что-то  иное.  При  этом  все  они  отчуждаются  от человеческой  сущности,  становясь частью  некоего  механизма,  в котором  должностные  лица  сцеплены  друг  с другом, подобно  гайкам  и шестеренкам.  Отлаженный  механизм  срабатывает  и устраняет непорядок…

Но самое  страшное  в другом…  Вся  история  заканчивается  ко всеобщему удовольствию:  довольны  офицеры,  что  дело  не дошло  до государя,  доволен награжденный,  доволен  жестоко  выпоротый  Постников.  Цена,  заплаченная  за это довольство, — оболванивание, расчеловечивание каждого

Рассказ  Лескова «Человек  на часах»  рекомендуется  прочесть  учащимся  в то время, когда  они  приступят  к изучению «Левши».  Произведение  это  небольшое  по объему, поэтому, чтобы впечатление от прочитанного было свежим, раньше читать его не следует.

Чтобы  учащиеся  более  внимательно  читали  рассказ,  можно  предложить  к уроку внеклассного  чтения  составить  цитатный  план.  Рассказ  состоит  из 18 маленьких  главок. В каждой  из них  нужно  найти  необходимую  цитату.  Желающие  могут  нарисовать иллюстрации,  лучшие  из которых  явятся  частью  оформления  урока.  Хорошо бы приготовить к уроку небольшую выставку книг.

Урок внеклассного чтения даст возможность более подробно узнать о жизни писателя. Для  этого  учитель  сам  или  заранее  подготовленные  ученики  в сокращении  могут прочитать  на уроке «Автобиографическую  заметку»,  в которой  писатель  интересно рассказывает о своих предках, родителях, детстве, учебе. Вот некоторые отрывки:

«По происхождению  я принадлежу  к потомственному  дворянству  Орловской губернии,  но дворянство  наше молодое  и незначительное,  приобретено  оно моим  отцом по чину  коллежского  асессора.  Род  наш  собственно  происходит  из духовенства,  и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед — все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия — Лесковы…

Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, не пошел в попы,  а пресек  свою духовную карьеру  тотчас же  по окончании  курса  наук  в Севской  семинарии. Это,  говорили,  будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу…

Выгнанный  дедом  из дома  за отказ  идти  в духовное  звание,  отец  мой  бежал  в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему его покойная мать через задние ворота…

С сорока  копейками  отец  пришел  в Орел  и из-за  хлеба  был  взят  в дом  местного помещика  Хлопова,  у которого  учил  детей,  и,  должно  быть,  успешно,  потому  что от Хлопова  его  переманул  к себе  помещик Михаил  Андреевич  Страхов,  служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства…

На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом  и честностью,  которая  составляла  отменную  черту  всей  его  многострадальной жизни…

Я родился 4 февраля 1831 года  Орловского  уезда  в селе  Горохове,  где  жила  моя бабушка, у которой на ту пору гостила моя мать…

Жили  мы в крошечном  домике,  который  состоял  из одного  большого  крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой…

В деревне  я жил  на полной  свободе,  которой  пользовался  как  хотел.  Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался в душу. Простонародный быт  я знал  до мельчайших  подробностей  и до мельчайших же  оттенков  понимал,  как к нему  относятся  из большого  барского  дома,  из нашего  мелкопоместного  курничка, из постоялого двора и с поповки…

После  рассказа  или  чтения «Автобиографической  заметки» (чтение  занимает 5—7 минут)  можно  предложить  прочитать  план,  который  учащиеся  составляли  дома самостоятельно. Вот один из возможных вариантов цитатного плана:

1. «Это  составляет  отчасти  придворный,  отчасти  исторический  анекдот,  недурно характеризующий нравы и направление очень любопытной, но крайне бедно отмеченной эпохи тридцатых годов совершающегося девятнадцатого столетия».
2. «…На караульной  очереди  капитана  Миллера  при  дворце  произошел  весьма чрезвычайный и тревожный случай…»
3. «…Вдруг,  в исходе  второго  часа  ночи,  его [Миллера]  встревожило  ужасное беспокойство…»
4. «Часовой не выдержал и покинул свой пост».
5. «Тут офицер сделал приставу заявление, что привезенный им мокрый человек тонул в полынье  против  дворца  и спасен  им,  господином  офицером,  с опасностью  для  его собственной жизни».
6. «Долго рассуждать было некогда, надо было призывать к делу старших».
7. «Свиньин  был  человек  не бессердечный,  но прежде  всего  и больше  всего службист».
8. «И пока  Свиньин  волновался  среди  таких  затруднений,  он обмяк,  и ум его  начал прозревать еще один выход, до сей поры скрывавшийся в тумане».
9. «Свиньин  надел  шинель,  устремил  глаза  вверх  и,  воскликнув  несколько  раз: „Господи, Господи!“ — поехал к Кокошкину».
10. «Впрочем, Кокошкин сейчас же сделал соответственное распоряжение».
11. «Свиньин  стоял  и недоумевал,  как  это  такой  оборот  все  принимает  милостию Божиею».
12. «Инвалидный офицер ожидал пристава внизу, и они отправились вместе в гораздо более теплых отношениях, чем когда сюда вступали».
13. «Надо прекратить и его [Постникова] мучительное томление».
14. «Выведенный  из карцера  рядовой  Постников „был  сделан“  при  усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей».
15. «Много доволен, ваше высокородие, благодарю за отеческую милость».
16. «Нелепый  слух  этот  дошел  и до подворья,  где  в ту пору  жил  осторожный и неравнодушный к светским событиям владыко».
17. «Очевидно, и владыко был доволен». 
18. «Я думаю  о тех  смертных,  которые  любят  добро  просто  для  самого  добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было».

После  прочтения  плана  следует  обратить  внимание  учащихся  на то,  что  содержание прочитанного составляет краткое содержание рассказа.

Следующий  этап  работы  в классе —  беседа  по рассказу,  которая  поможет  выяснить основную мысль этого произведения. Вот примерные вопросы.

— Когда и где происходит действие  рассказа? Что имел  в виду писатель, утверждая: «Пора была самая тихая и безмятежная»?
—  Почему  этот «отчасти  придворный,  отчасти  исторический  анекдот»  привлек внимание писателя? Как он сам объясняет это обстоятельство?
—  Что  заставило  солдата  Постникова  решиться  нарушить  присягу?  Обратите внимание на его душевные переживания.
— Как  автор  характеризует офицера придворной инвалидной  команды? Оправдал ли он эту характеристику?
— Почему бесчестный поступок офицера инвалидной команды не был раскрыт, хотя о нем все знали?
— Как отнеслись к известию о спасенном человеке во дворце?
—  Свиньин  был  человеком  не бессердечным,  но прежде  всего  и больше  всего «службист».  Как  вы понимаете  это  выражение?  Какую  роль  сыграл  Свиньин  во всей истории?
—  Почему  об обер-полицмейстере  Кокошкине  говорили,  что  он не только «умеет сделать  из мухи  слона,  но так же  легко  умеет  сделать  из слона  муху»?  Докажите  это на конкретных примерах.

В заключение  предлагается  перечитать  последнюю  главку  рассказа  и ответить на вопросы: «Как  автор  относится  к изображаемому?  Какими  словами  он выражает главную мысль рассказа?»

1См. статью: Збарский   И. С. Внеклассная работа по творчеству А. С. Пушкина // Пушкин в школе. — М., 1978. — С. 260—274.      
2См:  Гердзей - Капица   Н.  М.,  Салтыкова   М. Н.  Внеклассное  чтение  в V—VIII  классах. —  Л.: Учпедгиз, 1961.     
3Цит. по кн.:  Скатов   Н. Русский гений. — М., 1987. — С. 310.      
4Гердзей - Капица   Н.  М.,  Салтыкова  М. Н. Внеклассное  чтение  в V—VIII  классах. —  Л.: Учпедгиз, 1961.      
5Там же.   80     
6Збарский   И. С. Произведения  М. Ю. Лермонтова  на уроках  внеклассного  чтения  в IV—VII  классах // Лермонтов в школе. — М., 1976. — С. 248—249.      
7См.:  Золотусский   И. По следам Гоголя. — М., 1984. — С. 70.      
8См. там же. — С. 71.      
9О литературном  вечере  и о работе  над  инсценировками  повестей «Сорочинская  ярмарка», «Майская  ночь, или Утопленница», «Ночь  перед  Рождеством»  см. в кн.:  Пушкарева  М. Д.,  Снежневская  М. А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. — М., 1963. — С. 93—97, 134—147.      
10Цит. по кн.:  Лесков   Н. С. Соч. В 3 т. — М., 1988. — Т. 1. — С. 24.      
11См.:  Дыханова   Б. С. Писатель  будущего //  Лесков Н. С. Повести  и рассказы. —  Воронеж, 1979. — С. 15. 
 

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы — М.: Просвещение, 2003. — 162 с.: ил.


Литература для 6 класса, учебники и книги по литературе скачать, библиотека онлайн


<u>Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.