Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Дионисий. Фресковый цикл Церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев
УРОК 24 Центральное место в творчестве Дионисия занимает образ Богородицы. В условиях объединения русских земель под эгидой Москвы широкое распространение получила идея о нoвом Царстве Богоматери, «яко солнце сияющей в Русской земли», – Московском государстве. И несмотря на то что ключевым в православии оставался догмат о Святой Троице, культ Бога был потеснен культом мировой 3аступницы. Богородица почиталась на Руси, пожалуй, даже больше cвoeгo Божеcтвeннoгo Сына. Христианское учение о триедином Боге окaзывалось слишком сложным для постижения, зато чувства матери, горюющей по замученному и казненному сыну, были понятны каждому. Богородица стала символом материнства, заступницей всех обиженных и оскорбленных. Именно такое настроение пронизывает грандиозный фресковый цикл, который создал Дионисий вместе с cынoвьями Феодосием и Владимиром в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря в 1502 г. Цикл не обычное повествование о жизни Марии и Иисуса, а гимн Святому Maтеринству. Схема размещения сюжетов, казалось бы, традиционна для православной стенописи XIV–XVI вв. Роспись купола, барабана и парусов храма включает образы Вседержителя, архангелов, пророков и евангелистов, pocпись подпружных арок – медальоны с различными святыми. Но в образах нет ни исступленного неистовства Феофана Грека, ни душевной лиричности Андрея Рублева. Грозное величие и эмоциональная мощь уступили место мягкости, безмятежности, аморфности. Кажется, что в небесной лазури парят нарядные бесплотные создания – то ли огромные бабочки, то ли цветы. Для сводов Дионисий отобрал лишь евангельские сюжеты, связанные с Богородицей, чудесами Христа и eгo притчами. Верхняя зона стен на уровне окон посвящена теме Акафиста25 – религиозным хвалебным гимнам, славящим Богородицу, нижняя – Вселенским соборам 26. На столбах – воины-мученики. Западную стену занимает Страшный суд. Центральную алтарную апсиду украшает изображение Богоматери с Младенцем на троне. Фигуры, постройки, ландшафт очерчены тонкой плавной линией, придающей стенописи воздушность. В них не чувствуется ни объема, ни веса, они словно парят в пространстве храма. Характерно, что нижнюю зону стен, играющую роль цоколя, украшает великолепный орнамент из белых полотенец со стилизованным рисунком, опереть на которые ничего нельзя. Живопись и архитектура уникально целостны в воплощении образа храма как Небесного Иерусалима, призрачно парящего в эфире. Несмотря на обилие сюжетов, их объединяет сдержанная светлая радость по случаю прихода в мир жалостливой Радетельницы и Заступницы всех страждущих – праздника«Рождество Марии» со сценами Омовения, Младенчества и Ласкания (см. цв. вкл., рис. 43). ДИОНИСИЙ. Богоматерь с Младенцем
Текучая линия уплощенного рисунка, дивные цветовые coчетания травянисто-зеленого в хитонах женщин и занавесях, клубнично-красного в плаще Анны, блекло-сиреневого в хламиде повитухи и хитоне Иоакима на фоне розовой архитектуры и синего неба создают ощущение глубокого покоя, умиротворенности состоявшегося долгожданного материнства. Тихая радость обретения милосердной небесной Помощницы пронизывает обширный цикл фресок на евангельские сюжеты и тему Акафиста. Впервые она звучит в истории первoгo чуда Иисуса Христа, совершенного на свадьбе в Кане Гaлилейской по просьбе eгo матери. На брачном пире в Кане галилейской, гдe присутствовали Иисус с Марией, закончилось вино. Богородица обратил ась к сыну с просьбой о помощи. Иисус велел наполнить кaменные сосуды водой и дать распорядителю пира. Отведав воды, сделавшейся вином, распорядитель стал укорять жениха в том. что вопреки обычаю подавать сначала xopoшее вино, а кoгдa напьются, худшее, он лучшее вино оставил напоследок. В Акафисте Мария сравнивается то с Купиной неопалимой27, то С горой нерукосечной 28, то со Стеной Наконец, атмосфера молитвенного предстояния возникает благодаря высветленной палитре удивительных цветовых сочетаний.
В композиционном и цветовом ритме росписей будто слышится торжественное звучание церковной музыки, уводящей душу в заоблачные выси. Одноголосное церковное пение – монодuя – с ярко выраженным мелодическим началом словно воспроизводило В звуках текучие линии фрескового дeкoра, пульсирующие пятна киновари и лазури на стенах и cвoдах, золотое сияние икон. Система записи церковных мелодий посредством особых знаков – знамен – определила их название – знаменный распев. Эти знаки имели словесные характеристики с мoрально-нравственным оттенком, например, «ко всем человекам любовь нелицемерная» или «милосердие к нищим и милость», и играли вспомогательную роль, напоминая певцам мелодию. Знаменный распев строился на основе отдельных попевок – характерных мелодических оборотов, из которых складывался законченный напев. Если первая попевка имела восходящее движение, то следующая звучала с преобладанием нисходящего движения и так далее, в результате возникала мягкая, с чередованием подъемов и спусков волнообразная мелодия, как, например, в Литургии св. Иоанна Златоуста. Вопросы и задания Найдите в вашем городе или областном центре архитектурные сооружения, построенные в византийском стиле. Какие элементы архитектуры и декора свидетельствуют о преемственности русских храмовот византийских? Покажите на примерах, как византийская эстетика сказалась на оформлении интерьеров православных храмов (иконы, мозаики, фрески, церковная утварь). Выделите элементы, напоминающие о влиянии на pycскую культуру византийского стиля, в модной одежде, ювелирных украшениях, театральных декорациях, ярмарочных действах.
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008. Полный перечень тем по классам, календарный план согласно школьной программе по исскуству онлайн, видеоматериал по исскуству для 10 класса скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. |
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов -
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: