Личные инструменты

2168
з математики

132
учня

168
для 11 класу

443
відкореговано


Вашій увазі

24638
уроків


Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 8 класс>>Человек в зеркале искусства: жанр портрета



                                             Человек  в  зеркале  искусства: жанр  портрета


Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик,  но  и  понять  его  сущность,  характер,  настроение  и  др.  Портрет  почти всегда  реалистичен.  Ведь  его  главная цель  —  узнаваемость  изображенного на  нем  человека.  Однако  обычно  задачей  художника  является  не  точное копирование  внешних  черт  модели, не  подражание  природе,  а  «живописное  пересоздание»  образа  человека. Не  случайно  возникает  желание  не просто  узнать  в  портрете  себя,  а  может  быть,  даже  открыть  что-то  новое в  себе.

Зрителю невольно передается отношение  художника  к  модели.  Важным является  все  то, что  выражает  эмоции, отношение  к жизни,  к  людям: мимика изображенного  лица,  выражение  глаз, линия  губ,  поворот  головы,  осанка, жест.

Нередко  мы  толкуем  произведение с  позиции  человека  сегодняшнего дня,  приписываем  персонажу  черты, совершенно  не  свойственные  его  времени,  т.  е.  стремимся  понять  неизвестное  через  известное.

Религиозные  представления  в Древнем  Египте,  связанные  с  культом мертвых,  определили стремление  к  передаче  портретного  сходства  в  скульптурном  изображении  человека:  душа умершего  должна  была  найти  свое вместилище.  В  начале  XX  в.  археологи  открыли  всему  миру  замечательное  портретное  изображение  царицы Нефертити.  Созданный  в  IV  в.  до  н.  э., этот  образ  поражает  плавностью  линий  профиля,  изяществом  гибкой  шеи, воздушной  легкостью  и  текучими  переходами  неправильных,  но  прелестных черт женского  лица.

В искусстве Древней  Греции особое место  занимают  обобщенные, идеализированные  образы  героев  или  богов. В  слиянии  духовного  и  физического художники  и  скульпторы  видели воплощение красоты  и  гармонии  человека.

Нефертити. Древний Египет

Портрет  (франц.  portrait)  —  изображение  определенного  человека  или  группы  людей. Жанр  портрета  получил  распространение  в  глубокой  древности  в скульптуре,  а  затем  в  живописи  и  графике.  Различают  парадный  и  камерный портреты.  Бывают  портреты  парные  и групповые.  Они  предназначаются  и  для украшения  парадных  зал,  и  для  восхваления  определенных  персон,  и  для  сохранения  памяти  о  людях,  объединенных  профессиональными,  духовными, семейными  узами.  Особую  категорию составляет  автопортрет,  на  котором художник  изображает  самого  себя.
Любой  из  портретов  можно  отнести или  к  психологическому  портрету,  или к  портрету-характеру,  или  к  портрету-биографии.

В  своем  знаменитом  «Дискоболе»  скульптор V  в.  до  н.  э  Мирон  стремится  в  первую очередь передать ощущение движения при устойчивости  и  монументальности  линий  тела,  не заостряя  внимания  зрителей  на  особенностях лица.

Особой  нежностью  и  теплотой  веет  от  статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в  IV в. до н.э. для  храма  на  острове  Крит.  В  этом изображении нет божественного  величия, образ  дышит удивительным  покоем  и  целомудрием.

Римский  портрет  связан  с  культом  предков,  со  стремлением  сохранить  их  облик  для потомков.  Это  способствовало  развитию  реалистического портрета. Его отличают индивидуальные  характеристики  человека:  величие, сдержанность  или  жестокость  и  деспотизм, одухотворенность  или  высокомерие.


ДЮРЕР. Автопортрет; МИРОН. Дискобол. Фрагмент. IV в. до н. э.; ПРАКСИТЕЛЬ. Афродита Книдская

В  Средние  века  чувственно-пластический  язык  скульптуры  отвечает идее  отвлеченности  образа,  его  связи с  божественным  духом.  Несмотря  на ограничение  религиозного  искусства нормами  и  правилами,  появляются образы,  полные  волнующей  красоты и  глубокого  человеческого  чувства.

Портретное  искусство  эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы  Античности  и  Средневековья. В  нем  снова  звучит  торжественный гимн  могучему  человеку  с  его  неповторимым физическим обликом, духовным  миром,  индивидуальными  чертами  характера  и  темперамента.

В  «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471–1528)  угадывается  стремление художника  найти  идеализированного героя.  Образы  универсальных  гениев  XVI  в.,  мастеров  эпохи  Высокого Возрождения —  Леонардо  да  Винчи  и Рафаэля  Санти  —  олицетворяют  идеального  человека  того  времени.

В  XVII  в.  главным  критерием  художественности  становится  материальный  мир,  воспринимаемый  через чувства.  Подражание  действительности  заменило  в  портрете  непонятность и  необъяснимость  психических  проявлений  человека,  его  многообразных  душевных  порывов.  Очарование мягкого  бархата  и  воздушного  шелка, пушистого  меха  и  хрупкого  стекла, нежной,  матовой  кожи  и  сверкающего  жесткого  металла  передается  в это время  с  высочайшим  мастерством.

ДА ВИНЧИ. Эскиз

Среди  известных  портретных  шедевров  того  времени  «Лютнист»  Микеланджело  да Караваджо  (1573—1610),  в  котором  художник  развивает  мотив,  взятый из  реальной  повседневной жизни.

ДА ВИНЧИ. Мадонна Литта

На  закате  XVI  столетия  в  творчестве  испанского  художника  Эль  Греко (1541—1614)  возникает  новый  тип портрета,  в  котором  передается  необычная  внутренняя  сосредоточенность  человека,  интенсивность  его духовной  жизни,  погруженность  в собственный  внутренний  мир.  Для этого  художник  использует  резкие контрасты  освещения,  оригинальный колорит,  порывистые  движения  или застывшие  позы.  
ГРЕКО. Мужской портрет с рукой на груди

Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные  вытянутые лица  с  огромными  темными,  словно бездонными,  глазами.

КАРАВАДЖО. Лютнист

Портреты  великого  голландца Рембрандта  (1606—1669)  не  без  основания  считаются  вершиной  портретного  искусства.  Они  по  праву получили  название  портретов-биографий. Рембрандта  называли  поэтом  страдания  и  сострадания.  Люди скромные,  нуждающиеся,  всеми  забытые  ему  близки  и  дороги.  Художник с  особой  любовью  относится  к  «униженным  и  оскорбленным».  По  характеру  творчества  его  сравнивают  с  Ф. Достоевским.  В  его  портретах-биографиях  отражены  сложные,  полные тягот  и  лишений  судьбы  простых  людей,  которые  несмотря  на  выпавшие на  их  долю  суровые  испытания, не утратили  человеческого  достоинства и  душевной  теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII  в.  от  XVIII,  увидим  на  портретах другую  породу  людей,  отличающуюся  от  предшественников.  Придворно-аристократическая культура вывела на первый  план  стиль  рококо  с  его  утонченно-обольстительными,  задумчиво-томными,  мечтательно-рассеянными образами.  


ДЕЛАКРУА. Фредерик Шопен

Рисунок  портретов  художников  Антуана Ватто  (1684—1721), Франсуа  Буше  (1703—1770) и  др. легкий,  подвижный,  их  колорит  полон  изящных  переливов,  для него  характерно  сочетание изысканных полутонов.

ФАЛЬКОНЕ. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге; ОСМЕРКИН. Портрет Аветова

Поиски  героического,  значительного,  монументального  в  искусстве  связаны  в  XVIII  в.  со  временем  революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных  портретов мирового  искусства  является  памятник Петру I  французского  скульптора  Этьенна  Мориса Фальконе  (1716—1791),  воздвигнутый  в  Петербурге  в 1765—1782  гг.  Он  задуман  как  образ  гения  и  созидателя.  Неукротимая  энергия,  подчеркнутая  стремительным  движением  коня  и  всадника,  выражается  во  властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице,  на  котором  бесстрашие,  воля,  ясность  духа.

XIX в.  привнес  в  искусство  портрета  изменчивость художественных  вкусов, относительность понятия  красоты.  Новаторские  искания  в  живописи  обращены  теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости  образов.

В  период  романтизма  портрет  воспринимается  как изображение  внутреннего  «я» человека,  наделенного свободой  воли.  Настоящий  романтический  пафос  выступает  в  портрете  Ф.  Шопена  кисти  французского художника-романтика  Эжена  Делакруа  (1798—1863). Перед  нами  настоящий  психологический  портрет,  передающий страстность, пылкость натуры композитора, его  внутреннюю  суть.  Картина  наполнена  стремительным,  драматичным  движением.  

ВАТТО. Меццетен

Этот эффект  достигается  поворотом  фигуры Шопена,  напряженным  колоритом картины,  контрастными  светотенями, быстрыми,  интенсивными  мазками, столкновением  теплых  и  холодных тонов.

Художественному  строю  портрета  Делакруа  созвучна  музыка  Этюда ми  мажор  для  фортепиано  Шопена. За  ней  стоит  реальный  образ  —  образ  Родины.  Ведь  однажды,  когда  его любимый  ученик  играл  этот  этюд, Шопен  поднял  вверх  руки  с  восклицанием:  «О,  моя  Родина

БУШЕ. Концерт

Мелодия  Шопена,  неподдельная и  могущественная,  была  главным средством  выражения,  его  языком. Могущество  его  мелодии  —  в  силе  ее воздействия  на  слушателя.  Она  как развивающаяся  мысль,  которая  подобна развертыванию сюжета повести или  содержанию  исторически  важного  сообщения.

В портретном искусстве ХХ—XXI  вв. условно  можно  выделить  два  направления.  Одно  из  них  продолжает  классические  традиции  реалистического искусства,  воспевая  красоту и  величие Человека,  другое  —  ищет  новые  абстрактные  формы  и  способы  выражения  его  внутреннего  мира.

•  Найдите  на  разворотах  учебника  те  портреты, о  которых идет речь  в  тексте. Сравните их между  собой,  определите  сходные  и  различные черты.  Дайте  собственную  трактовку  их  образов.

•  Какие  портреты  вы  отнесете  к  традиционному  классическому  направлению,  а  какие —  к абстрактному  искусству.  Аргументируйте  свое мнение.

•  Сопоставьте  язык  различных  направлений  портретной  живописи.  Определите  выразительность  линий,  цветаколорита,  ритма, композиции  каждого  из  них.

•  Послушайте  музыкальные  сочинения. Подберите  к  портретам  те  произведения,  которые  созвучны  образам,  запечатленным  на  них.

Художественно-творческое задание
Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную  презентацию  (по  выбору)  на  тему «Жанр  портрета  в  культуре  разных  времен».

Включите  в  них  информацию  о  художниках,  скульпторах,  графиках,  а  также  стихи,  отрывки  прозы,  фрагменты  музыкальных  произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.






Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.


Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по искусству, рефераты и конспекты уроков по искусству для 8 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.