|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 1: |
Строка 1: |
| '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>Учимся быть читателями. О композиции художественного произведения <metakeywords>Учимся быть читателями, О композиции художественного произведения, урок, литература, 7 класс</metakeywords>'''<br> | | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Литература|Литература]]>>[[Литература 7 класс|Литература 7 класс]]>>Учимся быть читателями. О композиции художественного произведения <metakeywords>Учимся быть читателями, О композиции художественного произведения, урок, литература, 7 класс</metakeywords>'''<br> |
| | | |
- | (Углубление знаний) | + | (Углубление знаний) |
| | | |
- | <br>Как вы уже знаете, художественное произведение, кроме сюжета (содержания), имеет еще и своё построение — композицию (от лат. compositio составление, соединение).<br> <br>Говоря о значении композиции, Лев Толстой отмечал, что часто в произведении искусства «нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения». | + | <br>Как вы уже знаете, художественное произведение, кроме сюжета (содержания), имеет еще и своё построение — композицию (от лат. compositio составление, соединение).<br> <br>Говоря о значении композиции, [[Лев_Толстой._Повні_уроки|Лев Толстой]] отмечал, что часто в произведении искусства «нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения». |
| | | |
- | <br>Посмотрим, как же связано построение (то есть композиция) повести Пушкина «Станционный смотритель» с её сюжетом. С интересом воспринимаем мы её завязку: первая встреча рассказчика со станционным смотрителем и его дочерью на постоялом дворе. Эмоционально сильно действует на нас кульминация повести: потрясённый и оскорблённый отец топчет ногами омерзительные для него деньги. С пронзительной грустью читаем мы развязку повести: запоздалое раскаяние дочери, лежащей на могиле отца. С пристальным вниманием следим мы за развитием событий, невольным свидетелем которых стал рассказчик. Его образ является связующим звеном композиции; с его позиции также даётся оценки героев и всего происходящего. Вспомним, например, какими он увидел смотрителя и его дочь Дуню в первую встречу: «...вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила»; «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». А затем, спустя несколько лет, он едва узнал своего старого знакомого: «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!<br> | + | <br>Посмотрим, как же связано построение (то есть композиция) повести Пушкина «Станционный смотритель» с её сюжетом. С интересом воспринимаем мы её завязку: первая встреча рассказчика со станционным смотрителем и его дочерью на постоялом дворе. Эмоционально сильно действует на нас кульминация повести: потрясённый и оскорблённый [[Дж._Олдридж._«Отец_и_сын»_(По_повести_«Последний_дюйм»)|отец]] топчет ногами омерзительные для него деньги. С пронзительной грустью читаем мы развязку повести: запоздалое раскаяние дочери, лежащей на могиле отца. С пристальным вниманием следим мы за развитием событий, невольным свидетелем которых стал рассказчик. Его образ является связующим звеном композиции; с его позиции также даётся оценки героев и всего происходящего. Вспомним, например, какими он увидел смотрителя и его дочь Дуню в первую встречу: «...вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. [[Есть_ли_у_красоты_свои_законы|Красота]] её меня поразила»; «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». А затем, спустя несколько лет, он едва узнал своего старого знакомого: «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!<br> |
| | | |
- | Покамест собирался переписать он мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратит!, бодрого мужчину в хилого старика». Интерес самого рассказчика к событиям с каждым его пребыванием на знакомой почтовой станции усиливается. В третий раз он намеренно едет в село Н., чтобы узнать о судьбе станционного смотрителя и его дочери. Как видим, отсутствие образа рассказчика в этой повести невозможно. Иначе это было бы уже совсем другое произведение.<br> | + | Покамест собирался переписать он мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратит!, бодрого мужчину в хилого старика». Интерес самого рассказчика к событиям с каждым его пребыванием на знакомой почтовой станции усиливается. В третий раз он намеренно едет в село Н., чтобы узнать о судьбе станционного смотрителя и его дочери. Как видим, отсутствие образа рассказчика в этой [[О_Повести_о_Шемякином_Суде|повести]] невозможно. Иначе это было бы уже совсем другое произведение.<br> |
| | | |
- | Таким образом, композиция не только соединяет части произведения, но и углубляет смысл изображённого в нём, делает его особенно увлекательным, волнующим и запоминающимся для читателей. | + | Таким образом, композиция не только соединяет части произведения, но и углубляет смысл изображённого в нём, делает его особенно увлекательным, волнующим и запоминающимся для читателей. |
| | | |
- | <br>'''Закрепим новые знания'''<br>''1. Какова роль композиции в художественном произведении?<br>2. Прокомментируйте (то есть объясните) высказывание Льва Толстого о значении композиции.<br>3. Сопоставьте два эпизода из повести Пушкина «Станционный смотритель»: первый, когда рассказчик рассматривает на постоялом дворе лубочные картинки о судьбе блудного сына, и второй, когда отец, вспоминая случившееся с дочерью, говорит: «Авось, приведу я домой заблудшую овечку мою». Как вы считаете, есть ли что-то общее между этими эпизодами, то есть связаны ли они между собой композиционно?'' | + | <br>'''Закрепим новые знания'''<br>''1. Какова роль композиции в художественном произведении?<br>2. Прокомментируйте (то есть объясните) высказывание Льва Толстого о значении композиции.<br>3. Сопоставьте два эпизода из повести Пушкина «Станционный смотритель»: первый, когда рассказчик рассматривает на постоялом дворе лубочные картинки о [[Фронтовая_судьба_«Катюши»|судьбе]] блудного сына, и второй, когда отец, вспоминая случившееся с дочерью, говорит: «Авось, приведу я домой заблудшую овечку мою». Как вы считаете, есть ли что-то общее между этими эпизодами, то есть связаны ли они между собой композиционно?''<br><br> |
| | | |
- | <br>'''Метель'''<br>Кони мчатся по буграм,<br>Топчут снег глубокой...<br>Вот в сторонке Божий храм<br>Виден одинокой.<br>Вдруг метелица кругом;<br>Снег валит клоками;<br>Чёрный вран, свистя крылом,<br>Вьётся над санями;<br>Вещий стон гласит печаль!<br>Кони торопливы<br>Чутко смотрят в тёмну даль,<br>Воздымая гривы...<br>''Жуковский'' | + | <br> |
| | | |
- | <br>В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, и некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили её за себя или за сыновей.<br>
| + | ''Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. — К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. — Мова російська.'' |
| | | |
- | Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нём и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.<br>
| + | ''Прислано читателями из [[Глобальная компьютерная сеть Интернет|интернет]]-сайта''<br> |
- | | + | |
- | Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг<br>без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без неё? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделались тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял её предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия».<br>
| + | |
- | | + | |
- | Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов побега было отвергнуто. Наконец она согласилась: в назначенный день она должна была не ужинать и удалиться в свою комнату под предлогом головной боли. Девушка её была в заговоре; обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани, садиться в них и ехать за пять вёрст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь, где уж Владимир должен был их ожидать.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала бельё и цлатье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, её подруге, другое к своим родителям. Она прощалась с ними в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою жизни почтёт она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших её родителей. Запечатав оба письма тульской печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью, она бросилась на постель перед самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно её пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец её останавливал её, с мучительной быстротою тащил её по снегу и бросал в тёмное, бездонное подземелие... и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Он, умирая, молил её пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться... другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Наконец она встала, бледнее обыкновенного и с непритворной головною болью. Отец и мать заметили её беспокойство; их нежная заботливость и беспрестанные вопросы: что с тобою, Маша? не больна ли ты, Маша? — раздирали её сердце. Она старалась их успокоить, казаться весёлою, и не могла. Наступил вечер. Мысль, что уже в последний раз провожает она день посреди своего семейства, стесняла её сердце. Она была чуть жива; она втайне прощалась со всеми особами, со всеми предметами, её окружавшими.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Подали ужинать; сердце её сильно забилось. Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется, и стала прощаться с отцом и матерью. Они её поцеловали и, по обыкновению, благословили; она чуть не заплакала. Пришед в свою комнату, она кинулась в кресла и залилась слезами. Девушка уговаривала её успокоиться и ободриться. Всё было готово. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь... На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием.<br>
| + | |
- | | + | |
- | Скоро в доме всё утихло и заснуло. Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель<br>не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую<br>преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани<br>дожидались их. Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Влади-<br>мира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог ба-<br>рышне и её девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вож-<br>жи, и лошади полетели. Поручив барышню попечению судьбы и ис-<br>кусству Терёшки-кучера, обратимся к молодому нашему любовнику.<br>11, елый день Владимир был в разъезде. Утром был он у жадринского<br>священника; насилу с ним уговорился; потом поехал искать свидете-<br>лей между соседними помещиками. Первый, к кому явился он, от-<br>ставной сорокалетний корнет Дравин, согласился с охотою. Это при-<br>ключение, уверял он, напоминало ему прежнее время и гусарские<br>проказы. Он уговорил Владимира остаться у него отобедать и уверил<br>его, что за другими двумя свидетелями дело не станет. В самом деле,<br>тотчас после обеда явились землемер Шмит, в усах и шпорах, и сын<br>каиитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступив-<br>ший в уланы. Они не только приняли предложение Владимира, но да-<br>же клялись ему в готовности жертвовать для него жизнью. Владимир<br>обнял их с восторгом и поехал домой приготовляться.<br>Уже давно смеркалось. Он отправил своего надёжного Терёшку в<br>11енарадово с своею тройкою и с подробным, обстоятельным наказом,<br>а для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и один без<br>В. Милашевский.<br>Иллюстрация Как отражает эта иллюстрация главное событие<br>к повести «Метель» повести «Метель»?<br> <br>кучера отправился в Жадрино, куда часа через два должна была при-<br>ехать и Марья Гавриловна. Дорога была ему знакома, а езды всего<br>двадцать минут.<br>Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и<br>сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту доро-<br>гу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь<br>которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю. Влади-<br>мир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; ло-<br>шадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то прова-<br>ливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался<br>только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что<br>уже прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи.<br>Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир<br>ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала,<br>небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился<br>градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.<br>Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился:<br>начал думать, припоминать, соображать — и уверился, что должно<br>было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала.<br>Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко.<br>Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поми-<br>нутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло;<br>Владимир начинал сильно беспокоиться.<br>Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил<br>туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь<br>близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую<br>дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за<br>нею. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых<br>зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь<br>ободрилась, и Владимир успокоился.<br>Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца.<br>Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние<br>овладело им. Он ударил по лошади; бедное животное пошло было ры-<br>сью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом,<br>несмотря на все усилия несчастного Владимира.<br>Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу;<br>Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слёзы<br>брызнули из глаз его; он поехал наудачу. Погода утихла, тучи расхо-<br>дились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ков-<br>ром. Ночь была довольно ясная. Он увидел невдалеке деревушку, со-<br>стоящую из четырёх или пяти дворов. Владимир поехал к ней. У первой<br>избушки он выпрыгнул из саней, подбежал к окну и стал стучаться.<br>Через несколько минут деревянный ставень поднялся, и старик высу-<br>нул свою седую бороду. «Что те надо?» — «Далеко ли Жадрино?»<br>«Жадрино-то далеко ли?» — «Да, да! Далеко ли?» — «Недалече; вёрст<br>десяток будет». При сём, ответе Владимир схватил себя за волосы и<br>остался недвижим, как человек, приговорённый к смерти.<br>«А отколе ты?» — продолжал старик. Владимир не имел духа<br>отвечать на вопросы. «Можешь ли ты, старик, — сказал он, — достать<br>мне лошадей до Жадрина?» — «Каки у нас лошади», — отвечал мужик.<br>«Да не могу ли взять хоть проводника? Я заплачу, сколько ему будет<br>угодно». — «Постой, — сказал старик, опуская ставень, — я те сына<br>вышлю; он те проводит». Владимир стал дожидаться. Не прошло<br>минуты, он опять начал стучаться. Ставень поднялся, борода показа-<br>лась. «Что те надо?» — «Что ж твой сын?» — «Сейчас выдет, обувается.<br>Дли ты прозяб? взойди погреться». — «Благодарю, высылай скорее<br>сына».<br>Ворота заскрыпели; парень вышел с дубиною и пошёл вперёд, то<br>I указывая, то отыскивая дорогу, занесённую снеговыми сугробами.<br>«Который час?» — спросил его Владимир. «Да уж скоро рассве-<br>нет»,— отвечал молодой мужик. Владимир не говорил уже ни слова.<br>Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Цер-<br>ковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к<br>священнику. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его!<br>Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмот-<br>рим, что-то у них делается.<br>А ничего.<br>Старики проснулись и вышли в гостиную. Гаврила Гаврилович в<br>колпаке и байковой куртке, Прасковья Петровна в шлафорке на вате.<br>Подали самовар, и Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать от<br>Марьи Гавриловны, каково её здоровье и как она почивала. Девчонка<br>воротилась, объявляя, что барышня почивала-де дурно, но что ей-де<br>теперь легче и что она-де сейчас придёт в гостиную. В самом деле,<br>дверь отворилась, и Марья Гавриловна подошла здороваться с папень-<br>кой и с маменькой.<br>«Что твоя голова, Маша?» — спросил Гаврила Гаврилович. «Луч-<br>ше, папенька», — отвечала Маша. «Ты, верно, Маша вчерась угоре-<br>ла», — сказала Прасковья Петровна. «Может быть, маменька», —<br>отвечала Маша.<br>День прошёл благополучно, но в ночь Маша занемогла. Послали в<br>город за лекарем. Он приехал к вечеру и нашёл больную в бреду. От-<br>крылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у<br>края гроба.<br>Никто в доме не знал о предположенном побеге. Письма, накануне<br>ею написанные, были сожжены; её горничная никому ни о чём не<br>говорила, опасаясь гнева господ. Священник, отставной корнет, усатый<br>землемер и маленький улан были скромны, и недаром. Терёшка-<br>кучер никогда ничего лишнего не высказывал, даже и во хмелю. Таким<br>образом тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщи-<br>ков. Но Марья Гавриловна сама в беспрестанном бреду высказывала<br>свою тайну. Однако ж её слова были столь несообразны ни с чем, что<br>мать, не отходившая от её постели, могла понять из них только то, что<br>дочь её была смертельно влюблена во Владимира Николаевича и что,<br>вероятно, любовь была причиною её болезни. Она советовалась со<br>своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все<br>решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суже-<br>ного конём не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатст-<br>вом, а с человеком, и тому подобное. Нравственные поговорки бывают<br>удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем<br>выдумать себе в оправдание.<br>Между тем барышня стала выздоравливать. Владимира давно не<br>видно было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновен-<br>ным приёмом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное<br>счастие: согласие на брак. Но каково бьЬго изумление ненарадовских<br>помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него<br>полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет<br>никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть<br>остаётся единою надеждою. Через несколько дней узнали они, что<br>Владимир уехал в армию. Это было в 1812 году.<br>Долго не смели объявить об этом выздоравливающей Маше. Она<br>никогда не упоминала о Владимире. Несколько месяцев уже спустя,<br>нашед имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бороди-<br>ном, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка её не возвратилась.<br>Однако, слава Богу, обморок не имел последствия.<br>Другая печаль её посетила: Гаврила Гаврилович скончался, оставя<br>её наследницей всего имения. Но наследство не утешало её; она разде-<br>ляла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда<br>с нею не расставаться; обе они оставили Ненарадово, место печальных<br>воспоминаний, и поехали жить в ***ское поместье.<br>Женихи кружились и тут около милой и богатой невесты; но она<br>никому не подавала и малейшей надежды. Мать иногда уговаривала<br>её выбрать себе друга; Марья Гавриловна качала головой и задумыва-<br>лась. Владимир уже не существовал: он умер в Москве, накануне<br>вступления французов. Память его казалась священною для Маши;<br>по крайней мере, она берегла всё, что могло его напомнить: книги, им<br>некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные<br>для неё. Соседи, узнав обо всём, дивились её постоянству и с любопыт-<br>ством ожидали героя, долженствовавшего наконец восторжествовать<br>над печальной верностию этой девственной Артемизы1.<br>Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвраща-<br>лись из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла заво-<br>ёванные песни: Vive Henri-Quatre2, тирольские<br>вальсы и арии из Жоконда3. Офицеры, ушедшие "<br>в поход почти отроками, возвращались, возму- <br>жав на бранном воздухе, обвешанные крестами. <br>Солдаты весело разговаривали между собою, „ *;ая богиня-<br>, <br>вмешивая поминутно в речь немецкие и фран- <br>D ' , . „ 11 <br>цузские слова. Время незабвенное! Время славы <br>и восторга! Как сильно билось русское сердце Искатель приключе-<br>при слове Отечество! Как сладки были слёзы ний» — комическая<br>свидания! С каким единодушием мы соединяли опера II. Иаопрн.<br>чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая<br>была минута!<br>Женщины, русские женщины были тогда бесподобны. Обыкно-<br>венная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен,<br>когда, встречая победителей, кричали они: ура!<br>И в воздух чепчики бросали.1<br>Кто из тогдашних офицеров не сознается, что русской женщине<br>обязан он был лучшей, драгоценнейшей наградою?..<br>В это блистательное время Марья Гавриловна жила с матерью в<br>*** губернии и не видала, как обе столицы праздновали возвращение<br>войск. Но в уездах и деревнях общий восторг, может быть, был ещё<br>сильнее. Появление в сих местах офицера было для него настоящим<br>торжеством, и любовнику во фраке плохо было в его соседстве.<br>Мы уже сказывали, что, несмотря на её холодность, Марья Гаври-<br>ловна всё по-прежнему окружена была искателями. Но все должны<br>были отступить, когда явился в её замке раненый гусарский полков-<br>ник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как<br>говорили тамошние барышни. Ему было около двадцати шести лет.<br>Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству<br>деревни Марьи Гавриловны. Марья Гавриловна очень его отличала.<br>II [)и нём обыкновенная задумчивость её оживлялась. Нельзя было<br>сказать, чтоб она с ним кокетничала; но поэт, заметя её поведение,<br>сказал бы:<br>Se amor поп ё che dunqe?..2<br>Бурмин был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел<br>именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблю-<br>дения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение<br>ого с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни ска-<br>зала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он<br>казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был<br>он ужасным повесою, и это не вредило ему во мнении Марьи Гаври-<br>ловны, которая (как и все молодые дамы вообще) с удовольствием<br>извиняла шалости, обнаруживающие смелость и пылкость характера.<br>Но более всего... (более его нежности, более приятного разговора,<br>более интересной бледности, более перевязанной руки) молчание моло-<br>дого гусара более всего подстрекало её любопытство и воображение.<br>Она не могла не сознаваться в том, что она очень ему нравилась; веро-<br>ятно, и он, с своим умом и опытностию, мог уже заметить, что она<br>отличала его: каким же образом до сих пор не видала она его у своих ног<br>и ещё не слыхала его признания? Что удерживало его? робость, нераз-<br> лучная с истинною любовию, гордость или<br> кокетство хитрого волокиты? Это было для неё<br> загадкою. Подумав хорошенько, она решила, что<br>робость была единственной тому причиною, и по- ложила ободрить его большею внимательностию<br>и, смотря по обстоятельствам, даже нежностию. Она приуготовляла<br>развязку самую неожиданную и с нетерпением ожидала минуты рома-<br>нического объяснения. Тайна, какого роду ни была бы, всегда тягостна<br>женскому сердцу. Её военные действия имели желаемый успех: по<br>крайней мере, Бурмин впал в такую задумчивость и чёрные глаза его с<br>таким огнём останавливались на Марье Гавриловне, что решительная<br>минута, казалось, уже близка. Соседи говорили о свадьбе как о деле<br>уже конченном, а добрая Прасковья Петровна радовалась, что дочь её<br>наконец нашла себе достойного жениха.,.<br>Старушка сидела однажды одна в гостиной, раскладывая гранпа-<br>сьянс, как Бурмин вошёл в комнату и тотчас осведомился о Марье<br>Гавриловне. «Она в саду, — отвечала старушка, — подите к ней, а я<br>вас буду здесь ожидать». Бурмин пошёл, а старушка перекрестилась<br>и подумала: авось дело сегодня же кончится!<br>Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивою с книгою в<br>руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых<br>вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разго-<br>вор, усиливая таким образов взаимное замешательство, от которого<br>можно было избавиться разве только незапным и решительным объ-<br>яснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность сво-<br>его положения, объявил, что искал давно случая открыть ей своё<br>сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла<br>книгу и потупила глаза в знак согласия.<br>«Я вас люблю, — сказал Бурмин, — я вас люблю страстно...»<br>(Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову ещё ниже.) «Я по-<br>ступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть<br>и слышать вас ежедневно...» (Марья Гавриловна вспомнила первое<br>письмо St.-Preux1.) «Теперь уже поздно противиться судьбе моей; вос-<br>поминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет<br>мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остаётся исполнить<br>тяжёлую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положит!,<br>между нами непреодолимую преграду...» — «Она всегда существова-<br>ла, — прервала с живостию Марья Гавриловна, — я никогда не могла<br>быть вашею женою...» — «Знаю,— отвечал он ей тихо, — знаю, что<br>некогда вы любили, но смерть и три года сетований... Добрая, милая<br>Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения:<br>мысль, что вы бы согласились сделать моё счастие, если бы... молчите,<br>ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы<br>были бы моею, но — я несчастнейшее создание... я женат!»<br>Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением.<br>— Я женат, — продолжал Бурмин, — я женат уже четвёртый год<br>и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею ког-<br>да-нибудь! Что вы говорите? — воскликнула Марья , (франц.) —<br>Гавриловна, — как это странно! Продолжайте; я расскажу после... но продолжайте, сделайте милость. Элоиаа».<br>В начале 1812 года, — сказал Бурмин, я спешил в Вильну,<br>где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вече-<br>ром, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг подня-<br>лась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне пере-<br>ждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною;<br>казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась;<br>я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю.<br>Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам<br>путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо<br>того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в<br>незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонёк и велел ехать<br>гуда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Цер-<br>ковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти<br>ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало несколько голосов. Я велел<br>ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне<br>кто-то, — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы<br>были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и<br>пошёл в церковь, слабо освещённую двумя или тремя свечами.<br>Девушка сидела на лавочке в тёмном углу церкви; другая тёрла ей<br>виски. «Слава Богу, — сказала эта, — насилу вы приехали. Чуть было<br>вы барышню не уморили». Старый священник подошёл ко мне с<br>вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте,<br>батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась<br>мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал<br>подле неё перед налоем; священник торопился; трое мужчин и гор-<br>ничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенча-<br>ли. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне блед-<br>ное своё лицо. Я хотел было её поцеловать... Она вскрикнула: «Ай, не<br>он! не он!» — и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испу-<br>ганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятст-<br>вия, бросился в кибитку и закричал: «Пошёл!»<br>— Боже мой! — закричала Марья Гавриловна, — и вы не знаете,<br>что сделалось с бедной вашею женою?<br>— Не знаю, — отвечал Бурмин, — не знаю, как зовут деревню, где<br>я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так<br>мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от<br>церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже<br>станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не<br>имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и<br>которая теперь так жестоко отомщена.<br>— Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его<br>руку, — так это были вы! И вы не узнаёте меня?<br>Бурмин побледнел... и бросился к её ногам...<br>ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ (Я<br>• ПОДЕЛИМСЯ ПЕРВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ<br>1. Чем захватило вас чтение повести Александра Пушкина «Метель»? Ка-<br>кое отношение к себе вызвали её герои?<br>2. Какое мнение сложилось у вас о Марье Гавриловне, о Владимире, о Бур-<br>мине? Какими вы представляете себе этих героев?<br>3. К каким эпизодам повести вам хотелось бы вернуться и ещё раз перечи-<br>тать их?<br> <br>ф УГЛУБИМСЯ В ТЕКСТ ПОВЕСТИ<br>4. Если бы вы захотели поделиться своими впечатлениями об этой повести<br>с кем-нибудь и попробовали кратко пересказать её содержание, то какие<br>моменты вы отнесли бы к наиболее важным?<br>5. Задумайтесь над тем, почему от начала и до конца повести интерес чита-<br>теля всё время возрастает. Как этому способствует развитие сюжета?<br>6. Можно утверждать, что сюжет повести построен на интриге, так как опи<br>сываемые события не только осложняются, но и запутываются. Объясни-<br>те, как это показано в повести.<br>7. Почему на приглашение родителей Марьи Гавриловны Владимир отве<br>тил «полусумасшедшим письмом»? Каким образом автор даёт понять,<br>что Владимир потрясён тем известием, которое «ожидало его» и<br>Жадрине?<br>8. Какой момент в повести самый напряжённый, то есть кульминацион<br>ный? Аргументируйте свой ответ.<br>9. Какое значение в повести имеет описание метели? Прокомментируйте<br>этот отрывок.<br>10. Как изображение событий личной жизни героев в повести связано с<br>историческим событием — Отечественной войной 1812 года?<br>11. Эпиграф, как вам известно, отражает основную мысль произведения, к<br>которому он относится. Как вы думаете, почему к своей повести «Ме-<br>тель» Александр Пушкин взял эпиграфом строки из баллады Василия<br>Жуковского «Светлана»?<br>Для самостоятельной работы<br>12. Подготовьте близкий к тексту пересказ описания метели в повести.<br>13. Ответьте на вопрос в развёрнутой форме: какую композиционную роль<br>играет описание метели?<br> <br>( J Для будущих филологов<br>Лев Николаевич Толстой писал, что «Повести Белкина» являются для<br>писателя-прозаика «исключительно ценной школой художественного<br>мастерства». Чему можно учиться молодым писателям на примере пове-<br>сти Пушкина «Мотель*?<br>ДЛЯ ДИСКУССИИ<br>Во время признания Бурмин говорит, что после венчания с незнакомой де-<br>вушкой он сразу не осознал преступности своей проказы. Как вы думаете,<br>чем можно объяснить такое поведение героя?<br>I<br> Учимся работать самостоятельно над текстом<br>художественного произведения<br>шшшшшшшшятштямштяшттттт-т<br>Как подготовить ответ на проблемный вопрос<br>К проблемным относятся такие вопросы, которые предполагают раз-<br>ные ответы, разные точки зрения. Однако своё мнение важно не только<br>высказать, но и аргументировать, то есть подтверждать свои мысли при-<br>мерами из текста.<br>Вы успешно справитесь с заданием, если при подготовке к ответу на<br>проблемный вопрос будете руководствоваться следующим:<br>1. Вдумываться в суть проблемного вопроса.<br>2. Чётко формулировать собственные суждения, учитывая их логиче-<br>скую последовательность.<br>3. Строить свой ответ с опорой на художественный текст.<br>Мри выполнении этих требований ваш ответ будет убедительным и<br>интересным для других.<br><br>
| + | |
| | | |
| <br> | | <br> |
- |
| |
- |
| |
- |
| |
- | ''Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. — К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. — Мова російська.''
| |
- |
| |
- | ''Прислано читателями из [[Глобальная_компьютерная_сеть_Интернет|интернет]]-сайта''<br>
| |
- |
| |
- |
| |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 09:37, 12 декабря 2012
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 7 класс>>Учимся быть читателями. О композиции художественного произведения
(Углубление знаний)
Как вы уже знаете, художественное произведение, кроме сюжета (содержания), имеет еще и своё построение — композицию (от лат. compositio составление, соединение). Говоря о значении композиции, Лев Толстой отмечал, что часто в произведении искусства «нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения».
Посмотрим, как же связано построение (то есть композиция) повести Пушкина «Станционный смотритель» с её сюжетом. С интересом воспринимаем мы её завязку: первая встреча рассказчика со станционным смотрителем и его дочерью на постоялом дворе. Эмоционально сильно действует на нас кульминация повести: потрясённый и оскорблённый отец топчет ногами омерзительные для него деньги. С пронзительной грустью читаем мы развязку повести: запоздалое раскаяние дочери, лежащей на могиле отца. С пристальным вниманием следим мы за развитием событий, невольным свидетелем которых стал рассказчик. Его образ является связующим звеном композиции; с его позиции также даётся оценки героев и всего происходящего. Вспомним, например, какими он увидел смотрителя и его дочь Дуню в первую встречу: «...вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила»; «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». А затем, спустя несколько лет, он едва узнал своего старого знакомого: «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!
Покамест собирался переписать он мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратит!, бодрого мужчину в хилого старика». Интерес самого рассказчика к событиям с каждым его пребыванием на знакомой почтовой станции усиливается. В третий раз он намеренно едет в село Н., чтобы узнать о судьбе станционного смотрителя и его дочери. Как видим, отсутствие образа рассказчика в этой повести невозможно. Иначе это было бы уже совсем другое произведение.
Таким образом, композиция не только соединяет части произведения, но и углубляет смысл изображённого в нём, делает его особенно увлекательным, волнующим и запоминающимся для читателей.
Закрепим новые знания 1. Какова роль композиции в художественном произведении? 2. Прокомментируйте (то есть объясните) высказывание Льва Толстого о значении композиции. 3. Сопоставьте два эпизода из повести Пушкина «Станционный смотритель»: первый, когда рассказчик рассматривает на постоялом дворе лубочные картинки о судьбе блудного сына, и второй, когда отец, вспоминая случившееся с дочерью, говорит: «Авось, приведу я домой заблудшую овечку мою». Как вы считаете, есть ли что-то общее между этими эпизодами, то есть связаны ли они между собой композиционно?
Ciмaкoвa Л. А. Література: Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. — К.: Вежа, 2007. 288 с.: іл. — Мова російська.
Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|