KNOWLEDGE HYPERMARKET


Преступление и наказание .Полные уроки
Строка 3: Строка 3:
<metakeywords>Преступление и наказание .Полные уроки</metakeywords>  
<metakeywords>Преступление и наказание .Полные уроки</metakeywords>  
-
=== Тема ===
+
=== Тема ===
<br>Преступление и наказание<br>&nbsp;<br>  
<br>Преступление и наказание<br>&nbsp;<br>  
-
=== Цель урока ===
+
=== Цель урока ===
<br>Анализ произведения и его характер<br><br>  
<br>Анализ произведения и его характер<br><br>  
-
=== Тип урока ===
+
=== Тип урока ===
<br>Учебно-воспитательный<br><br>  
<br>Учебно-воспитательный<br><br>  
-
===Ход урока===
+
=== Ход урока ===
<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Дост.jpeg|217x330px|Дост.jpeg]]<br>  
<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Дост.jpeg|217x330px|Дост.jpeg]]<br>  
Строка 21: Строка 21:
Роман «Преступление и наказание» написан за полтора года и напечатано 1866 года в журнале «Русском вестнике». Предлагая издателю журнала М. Каткову свой новый (еще только задуман) произведение, Достоевский писал ему, что идея романа «не может ни в чем перечить» направления журнала - и дальше развернул самую идею.  
Роман «Преступление и наказание» написан за полтора года и напечатано 1866 года в журнале «Русском вестнике». Предлагая издателю журнала М. Каткову свой новый (еще только задуман) произведение, Достоевский писал ему, что идея романа «не может ни в чем перечить» направления журнала - и дальше развернул самую идею.  
-
===Идея романа===  
+
=== Идея романа ===
&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Прес.jpeg|214x318px|Прес.jpeg]]&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br>Зло - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткосты в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил вместе выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты ... «Она никуда не годна?», «Для чего она живет?», «Полезна&nbsp; она хоть кому-нибудь?» И т.д. - Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы&nbsp; этого помещичьего семейства - притязаний, грозящей ей гибелью, - непременно курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным , твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» - чем уже. Конечно, «загладится преступление» ... Ему - совершенно случайным образом - удается совершить свое преступление и скоро, и удачно ... Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, не подозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердца. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести ... Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодателя, от части потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже у самых неразвитых людях ... Выразить мне это <br>хотелось именно на развитой , на нового поколения человеке, чтобы было ярче и осязательнее видна мысль.  
&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Прес.jpeg|214x318px|Прес.jpeg]]&nbsp;&nbsp;&nbsp; <br>Зло - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткосты в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил вместе выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты ... «Она никуда не годна?», «Для чего она живет?», «Полезна&nbsp; она хоть кому-нибудь?» И т.д. - Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы&nbsp; этого помещичьего семейства - притязаний, грозящей ей гибелью, - непременно курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным , твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» - чем уже. Конечно, «загладится преступление» ... Ему - совершенно случайным образом - удается совершить свое преступление и скоро, и удачно ... Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, не подозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердца. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести ... Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодателя, от части потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже у самых неразвитых людях ... Выразить мне это <br>хотелось именно на развитой , на нового поколения человеке, чтобы было ярче и осязательнее видна мысль.  
-
===Период написание романа===  
+
=== Период написание романа ===
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Дост1.jpeg|192x322px|Дост1.jpeg]]<br>Во время написания «Преступления и наказания» Достоевскому было 44-45 лет. Только перед этим его постигло горе - две смерти близких людей - жены и брата Михаила. Заканчивая написание и публикацию романа, он неожиданно влюбился, встретив девушку Анну Сниткину, которая вскоре стала его женой и морально поддерживала писателя до конца жизни. <br>В то время Федор Михайлович был известным в литературных кругах как профессиональный писатель, поэтому редакция «Русского вестника» согласилась печатать его роман с радостью. <br>Первые две части «Преступления и наказания» увидели свет в январском и февральском номерах журнала и захватили внимание многочисленных читателей. (Когда осенью, того же года стенографистка Анна Сниткина – будущая&nbsp; жена писателя – входила&nbsp; в доме Достоевского, чтобы писать под его диктовку&nbsp; роман «Игрок», - она, по ее собственному свидетельству, ужаснулась от того, что дом - «тот самый», в&nbsp; котором&nbsp; «жил»&nbsp; Расколь-ников. Следовательно, она ,&nbsp; как&nbsp; многие&nbsp; другие, начала&nbsp; читать «Преступление&nbsp; и наказание» в журнале.) Когда Достоевский заканчивал работу над дежурными частями романа для нового номера «Русского вестника», который должен выйти в начале апреля , произошло покушение на жизнь царя: 4 апреля у Александра II стрелял молодой террорист, студент Дмитрий Каракозов.  
&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Дост1.jpeg|192x322px|Дост1.jpeg]]<br>Во время написания «Преступления и наказания» Достоевскому было 44-45 лет. Только перед этим его постигло горе - две смерти близких людей - жены и брата Михаила. Заканчивая написание и публикацию романа, он неожиданно влюбился, встретив девушку Анну Сниткину, которая вскоре стала его женой и морально поддерживала писателя до конца жизни. <br>В то время Федор Михайлович был известным в литературных кругах как профессиональный писатель, поэтому редакция «Русского вестника» согласилась печатать его роман с радостью. <br>Первые две части «Преступления и наказания» увидели свет в январском и февральском номерах журнала и захватили внимание многочисленных читателей. (Когда осенью, того же года стенографистка Анна Сниткина – будущая&nbsp; жена писателя – входила&nbsp; в доме Достоевского, чтобы писать под его диктовку&nbsp; роман «Игрок», - она, по ее собственному свидетельству, ужаснулась от того, что дом - «тот самый», в&nbsp; котором&nbsp; «жил»&nbsp; Расколь-ников. Следовательно, она ,&nbsp; как&nbsp; многие&nbsp; другие, начала&nbsp; читать «Преступление&nbsp; и наказание» в журнале.) Когда Достоевский заканчивал работу над дежурными частями романа для нового номера «Русского вестника», который должен выйти в начале апреля , произошло покушение на жизнь царя: 4 апреля у Александра II стрелял молодой террорист, студент Дмитрий Каракозов.  
-
===Связь романа с социальным&nbsp; противостоянием===
+
=== Связь романа с социальным&nbsp; противостоянием ===
 +
 
<br>Выстрел Каракозова стал началом целой серии покушений, последний из которых таки привел к гибели Александра II (кстати, не мудрейшего из всех русских царей, который осуществил одну из первых в России&nbsp; либеральных реформ, в частности 1861 отменил крепостное). Это событие глубоко потрясла Достоевского, а имя Дмитрия Каракозова с тех пор не покидало сознания художника (последний, незаконченный роман, в котором Достоевский попытался дать синтез всех событий и идей своего времени, называется «Братья Карамазовы», а одного из братьев зовут Дмитрием ).  
<br>Выстрел Каракозова стал началом целой серии покушений, последний из которых таки привел к гибели Александра II (кстати, не мудрейшего из всех русских царей, который осуществил одну из первых в России&nbsp; либеральных реформ, в частности 1861 отменил крепостное). Это событие глубоко потрясла Достоевского, а имя Дмитрия Каракозова с тех пор не покидало сознания художника (последний, незаконченный роман, в котором Достоевский попытался дать синтез всех событий и идей своего времени, называется «Братья Карамазовы», а одного из братьев зовут Дмитрием ).  
[[Image:Прес2.jpeg|236x236px|Прес2.jpeg]]<br>Но если самого писателя поразил совпадение его мыслей об убийстве «по идейным соображениям» с покушением на жизнь царя, который состоялся в действительности, то редакцию «Русского вестника» это совпадение напугал. И вместо продолжения романа в мартовской книжке была допечатана страница с сообщением о покушении Каракозова, а на обложке помещена сообщение: «Продолжение романа«&nbsp;Преступление и наказание&nbsp;»откладывается до следующей книги, поскольку болезнь не позволила автору пересмотреть рукопись перед печатью, как он того желал» . <br>Потом был суд над Каракозовым, и террориста-неудачника приговорили к смертной казни. Что невыносимое ожидание казни - это страшное наказание, Достоевский почувствовал на себе, поэтому надеялся на помилование юноши, однако напрасно: студента таки казнили, по иронии судьбы, в сентябре того же года. Достоевский считал казнь неоправданной жестокостью, причем действия Караказова не нанесли царю ущерба - как и революционные призывы петрашевцев прежде. <br>Достоевский, конечно, осуждал любое убийство, к тому же был страстным поклонником Александра II. Однако понимал и аргументы террористов, которые стремились уничтожить не столько царя, как саму идею самодержавия. Такое специфическое убийство - идеологическое, ради идеи - характеризует политических или религиозных фанатиков. <br>Однако Достоевский привел все аргументы для подобного убийства до покушения Каракозова (и теперь, может, с ужасом думал: а не повлиял Раскольников своей аргументацией «убийства ради человечества» - на Каракозова&nbsp;?!!). Ведь преступление Раскольникова - именно идеологический. <br>Это не мешает произведению Достоевского по своей жанровой формой быть детективным романом. Есть там и умный детектив Порфирий Петрович, который ведет это дело - «фантастическую, мрачную, дело современное, нашего времени случай, когда мутилося сердце человеческое ... Убили по теории&nbsp;», - сразу подозревает следователь.  
[[Image:Прес2.jpeg|236x236px|Прес2.jpeg]]<br>Но если самого писателя поразил совпадение его мыслей об убийстве «по идейным соображениям» с покушением на жизнь царя, который состоялся в действительности, то редакцию «Русского вестника» это совпадение напугал. И вместо продолжения романа в мартовской книжке была допечатана страница с сообщением о покушении Каракозова, а на обложке помещена сообщение: «Продолжение романа«&nbsp;Преступление и наказание&nbsp;»откладывается до следующей книги, поскольку болезнь не позволила автору пересмотреть рукопись перед печатью, как он того желал» . <br>Потом был суд над Каракозовым, и террориста-неудачника приговорили к смертной казни. Что невыносимое ожидание казни - это страшное наказание, Достоевский почувствовал на себе, поэтому надеялся на помилование юноши, однако напрасно: студента таки казнили, по иронии судьбы, в сентябре того же года. Достоевский считал казнь неоправданной жестокостью, причем действия Караказова не нанесли царю ущерба - как и революционные призывы петрашевцев прежде. <br>Достоевский, конечно, осуждал любое убийство, к тому же был страстным поклонником Александра II. Однако понимал и аргументы террористов, которые стремились уничтожить не столько царя, как саму идею самодержавия. Такое специфическое убийство - идеологическое, ради идеи - характеризует политических или религиозных фанатиков. <br>Однако Достоевский привел все аргументы для подобного убийства до покушения Каракозова (и теперь, может, с ужасом думал: а не повлиял Раскольников своей аргументацией «убийства ради человечества» - на Каракозова&nbsp;?!!). Ведь преступление Раскольникова - именно идеологический. <br>Это не мешает произведению Достоевского по своей жанровой формой быть детективным романом. Есть там и умный детектив Порфирий Петрович, который ведет это дело - «фантастическую, мрачную, дело современное, нашего времени случай, когда мутилося сердце человеческое ... Убили по теории&nbsp;», - сразу подозревает следователь.  
-
&nbsp; &nbsp;&nbsp; &nbsp; [[Image:Прес4.jpeg|209x209px|Прес4.jpeg]]&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Прес1.jpeg|223x242px|Прес1.jpeg]]<br>В этой-то теоретичности преступления, - замечал по этому поводу Д. Мережковський, - и заключается весь ужас, весь бесконечный трагизм положения Раскольникова. Для него закрыт последний выход грешника - раскаяние, для него нет раскаяния, так и после убийства, когда его терзают сомнения, он продолжает верить в свои убеждения, оправдывающие убийство ... Самая разрушительная из числа страстей - фанатизм ... Ни один из пороков не заглушает до такой степени голоса совести. Есть нечто действительно ужасное и почти нечеловеческое в таких фанатиках идеи ... Жизнь, страдания людей - для них ничто, теория, логическая формула - все. <br>Вот мы и подошли вплотную к главному парадоксу романа «Преступление и наказание». Давая большому роману то же название, которое он планировал дать небольшой повести, Достоевский сознательно провоцировал читателя обвинить автора в «абстрактном психологизме»: мол, наивно полагать, что любой преступник впоследствии каеться, подсознательно захочет казни ... <br>Это, действительно, было недостатком повести, задуманной Достоевским. Осознав это, писатель не ограничился повестью, а решил написать большой роман. Кстати, каждый из романов Достоевского связан с авторской самокритикой. Выдвинув такой тезис, автор, развертывая ее в разветвленный сюжет, обнаруживает логическую ошибочность начального тезиса. С учетом уточнений и строится сюжет, возникает роман.  
+
&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; [[Image:Прес4.jpeg|209x209px|Прес4.jpeg]]&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; [[Image:Прес1.jpeg|223x242px|Прес1.jpeg]]
 +
 
 +
<br>В этой-то теоретичности преступления, - замечал по этому поводу Д. Мережковський, - и заключается весь ужас, весь бесконечный трагизм положения Раскольникова. Для него закрыт последний выход грешника - раскаяние, для него нет раскаяния, так и после убийства, когда его терзают сомнения, он продолжает верить в свои убеждения, оправдывающие убийство ... Самая разрушительная из числа страстей - фанатизм ... Ни один из пороков не заглушает до такой степени голоса совести. Есть нечто действительно ужасное и почти нечеловеческое в таких фанатиках идеи ... Жизнь, страдания людей - для них ничто, теория, логическая формула - все. <br>Вот мы и подошли вплотную к главному парадоксу романа «Преступление и наказание». Давая большому роману то же название, которое он планировал дать небольшой повести, Достоевский сознательно провоцировал читателя обвинить автора в «абстрактном психологизме»: мол, наивно полагать, что любой преступник впоследствии каеться, подсознательно захочет казни ... <br>Это, действительно, было недостатком повести, задуманной Достоевским. Осознав это, писатель не ограничился повестью, а решил написать большой роман. Кстати, каждый из романов Достоевского связан с авторской самокритикой. Выдвинув такой тезис, автор, развертывая ее в разветвленный сюжет, обнаруживает логическую ошибочность начального тезиса. С учетом уточнений и строится сюжет, возникает роман.  
 +
 
 +
=== Авторская самокритика ===
-
===Авторская самокритика===
 
<br>Авторская самокритика тесно связана с изображением самокритичного героя. Сравнивая Раскольникова с другими «идейными» преступниками мировой литературы (в произведениях Байрона, Лермонтова, Стендаля), Д. Мережковский делает вывод: Корсар, Печорин, Жульен постоянно хвастаются, будто роль играют, наивно верят в свою правоту и силу. А герой Достоевского уже сомневается, мол он прав. Те умирают непримиримыми, а для него это состояние гордого одиночества и разрыва с людьми - лишь временный кризис, переход к другому мировоззрению.  
<br>Авторская самокритика тесно связана с изображением самокритичного героя. Сравнивая Раскольникова с другими «идейными» преступниками мировой литературы (в произведениях Байрона, Лермонтова, Стендаля), Д. Мережковский делает вывод: Корсар, Печорин, Жульен постоянно хвастаются, будто роль играют, наивно верят в свою правоту и силу. А герой Достоевского уже сомневается, мол он прав. Те умирают непримиримыми, а для него это состояние гордого одиночества и разрыва с людьми - лишь временный кризис, переход к другому мировоззрению.  
-
[[Image:Прес3.jpeg|271x204px|Прес3.jpeg]]<br>Следовательно, в процессе написания романа Достоевский постепенно отказался от идеи о муках совести, якобы ожидают каждого преступника. Окончательная идея романа заключается в моральной необходимости наказания именно преступления Раскольникова - наказание не внешнего, а внутреннего. Достоевский убедился в том, что как художник он не имеет права полагаться лишь на собственный жизненный опыт, для художника должен существовать какой-то другой, более важный закон. <br>Речь идет о реализме Достоевского. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. <br>Может, правильно было бы определить «Преступление и наказание» как «антинигилистической» роман - лучший, самый убедительный из других, но на том и завершается его идейное и художественное значение? Так, Достоевский доложил, что «нигилисты» в целом неплохие ребята, и если бы кто вовремя убедил их в ошибочности тех средств, которые якобы оправданы конечной целью, и тех целей, которые давно скомпрометированы присущими для них средствами, - они бы, возможно, не только остановились, но и признали, что «злые дела их были злы» - и пришли к свету! .. <br>Однако вообще - слово не из словаря реализма, писать вообще старались предшественники реалистов в искусстве слова (и в искусстве вообще). <br>Однако и сводить реализм, в частности реализм Достоевского, к изображению или прояснения конкретной ситуации в определенном обществе - значит выносить этот художественный метод за пределы искусства. Ведь искусство - не аргумент в политике, не иллюстрация к учебнику по истории (хотя бы и по истории литературы). И преступление Раскольникова, и его личная наказание действительности имеют отношение не к его «нигилизма». Они типичны, так как отражают один из типичных путей в человеческом сердце - и к человеческому сердцу.<br>
+
[[Image:Прес3.jpeg|271x204px|Прес3.jpeg]]<br>Следовательно, в процессе написания романа Достоевский постепенно отказался от идеи о муках совести, якобы ожидают каждого преступника. Окончательная идея романа заключается в моральной необходимости наказания именно преступления Раскольникова - наказание не внешнего, а внутреннего. Достоевский убедился в том, что как художник он не имеет права полагаться лишь на собственный жизненный опыт, для художника должен существовать какой-то другой, более важный закон. <br>Речь идет о реализме Достоевского. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ. <br>Может, правильно было бы определить «Преступление и наказание» как «антинигилистической» роман - лучший, самый убедительный из других, но на том и завершается его идейное и художественное значение? Так, Достоевский доложил, что «нигилисты» в целом неплохие ребята, и если бы кто вовремя убедил их в ошибочности тех средств, которые якобы оправданы конечной целью, и тех целей, которые давно скомпрометированы присущими для них средствами, - они бы, возможно, не только остановились, но и признали, что «злые дела их были злы» - и пришли к свету! .. <br>Однако вообще - слово не из словаря реализма, писать вообще старались предшественники реалистов в искусстве слова (и в искусстве вообще). <br>Однако и сводить реализм, в частности реализм Достоевского, к изображению или прояснения конкретной ситуации в определенном обществе - значит выносить этот художественный метод за пределы искусства. Ведь искусство - не аргумент в политике, не иллюстрация к учебнику по истории (хотя бы и по истории литературы). И преступление Раскольникова, и его личная наказание действительности имеют отношение не к его «нигилизма». Они типичны, так как отражают один из типичных путей в человеческом сердце - и к человеческому сердцу.<br>
 +
 
 +
=== Вопросы к уроку ===
 +
 
 +
<br>1.В чем заключается идея романа.<br>2.Охарактеризуйте Раскольникова, как главного героя.<br>3.В чем связь авторской самокритики с главным героем.<br><br>  
-
===Вопросы к уроку===
+
=== Список литературы ===
-
<br>1.В чем заключается идея романа.<br>2.Охарактеризуйте Раскольникова, как главного героя.<br>3.В чем связь авторской самокритики с главным героем.<br><br>
+
-
===Список литературы===
 
<br>Урок на тему: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»,учитель литературы Дубейко О.В., Сєвєродонецька школа № 15 Луганської обл.<br>Урок на тему: Анализ романа «Преступление и наказание»,преподователь языка и литературы&nbsp; Маловичко Н.В., Донецька школа № 89.<br>Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. — 2004.<br>&nbsp;Гусакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 2005.<br><br>  
<br>Урок на тему: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»,учитель литературы Дубейко О.В., Сєвєродонецька школа № 15 Луганської обл.<br>Урок на тему: Анализ романа «Преступление и наказание»,преподователь языка и литературы&nbsp; Маловичко Н.В., Донецька школа № 89.<br>Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. — 2004.<br>&nbsp;Гусакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 2005.<br><br>  

Версия 15:11, 18 марта 2011


Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература:Преступление и наказание .Полные уроки

Содержание

Тема


Преступление и наказание
 

Цель урока


Анализ произведения и его характер

Тип урока


Учебно-воспитательный

Ход урока


                                                Дост.jpeg

Роман «Преступление и наказание» написан за полтора года и напечатано 1866 года в журнале «Русском вестнике». Предлагая издателю журнала М. Каткову свой новый (еще только задуман) произведение, Достоевский писал ему, что идея романа «не может ни в чем перечить» направления журнала - и дальше развернул самую идею.

Идея романа

    Прес.jpeg   
Зло - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткосты в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил вместе выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты ... «Она никуда не годна?», «Для чего она живет?», «Полезна  она хоть кому-нибудь?» И т.д. - Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы  этого помещичьего семейства - притязаний, грозящей ей гибелью, - непременно курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным , твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» - чем уже. Конечно, «загладится преступление» ... Ему - совершенно случайным образом - удается совершить свое преступление и скоро, и удачно ... Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, не подозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердца. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести ... Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодателя, от части потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже у самых неразвитых людях ... Выразить мне это
хотелось именно на развитой , на нового поколения человеке, чтобы было ярче и осязательнее видна мысль.

Период написание романа

                   Дост1.jpeg
Во время написания «Преступления и наказания» Достоевскому было 44-45 лет. Только перед этим его постигло горе - две смерти близких людей - жены и брата Михаила. Заканчивая написание и публикацию романа, он неожиданно влюбился, встретив девушку Анну Сниткину, которая вскоре стала его женой и морально поддерживала писателя до конца жизни.
В то время Федор Михайлович был известным в литературных кругах как профессиональный писатель, поэтому редакция «Русского вестника» согласилась печатать его роман с радостью.
Первые две части «Преступления и наказания» увидели свет в январском и февральском номерах журнала и захватили внимание многочисленных читателей. (Когда осенью, того же года стенографистка Анна Сниткина – будущая  жена писателя – входила  в доме Достоевского, чтобы писать под его диктовку  роман «Игрок», - она, по ее собственному свидетельству, ужаснулась от того, что дом - «тот самый», в  котором  «жил»  Расколь-ников. Следовательно, она ,  как  многие  другие, начала  читать «Преступление  и наказание» в журнале.) Когда Достоевский заканчивал работу над дежурными частями романа для нового номера «Русского вестника», который должен выйти в начале апреля , произошло покушение на жизнь царя: 4 апреля у Александра II стрелял молодой террорист, студент Дмитрий Каракозов.

Связь романа с социальным  противостоянием


Выстрел Каракозова стал началом целой серии покушений, последний из которых таки привел к гибели Александра II (кстати, не мудрейшего из всех русских царей, который осуществил одну из первых в России  либеральных реформ, в частности 1861 отменил крепостное). Это событие глубоко потрясла Достоевского, а имя Дмитрия Каракозова с тех пор не покидало сознания художника (последний, незаконченный роман, в котором Достоевский попытался дать синтез всех событий и идей своего времени, называется «Братья Карамазовы», а одного из братьев зовут Дмитрием ).

Прес2.jpeg
Но если самого писателя поразил совпадение его мыслей об убийстве «по идейным соображениям» с покушением на жизнь царя, который состоялся в действительности, то редакцию «Русского вестника» это совпадение напугал. И вместо продолжения романа в мартовской книжке была допечатана страница с сообщением о покушении Каракозова, а на обложке помещена сообщение: «Продолжение романа« Преступление и наказание »откладывается до следующей книги, поскольку болезнь не позволила автору пересмотреть рукопись перед печатью, как он того желал» .
Потом был суд над Каракозовым, и террориста-неудачника приговорили к смертной казни. Что невыносимое ожидание казни - это страшное наказание, Достоевский почувствовал на себе, поэтому надеялся на помилование юноши, однако напрасно: студента таки казнили, по иронии судьбы, в сентябре того же года. Достоевский считал казнь неоправданной жестокостью, причем действия Караказова не нанесли царю ущерба - как и революционные призывы петрашевцев прежде.
Достоевский, конечно, осуждал любое убийство, к тому же был страстным поклонником Александра II. Однако понимал и аргументы террористов, которые стремились уничтожить не столько царя, как саму идею самодержавия. Такое специфическое убийство - идеологическое, ради идеи - характеризует политических или религиозных фанатиков.
Однако Достоевский привел все аргументы для подобного убийства до покушения Каракозова (и теперь, может, с ужасом думал: а не повлиял Раскольников своей аргументацией «убийства ради человечества» - на Каракозова ?!!). Ведь преступление Раскольникова - именно идеологический.
Это не мешает произведению Достоевского по своей жанровой формой быть детективным романом. Есть там и умный детектив Порфирий Петрович, который ведет это дело - «фантастическую, мрачную, дело современное, нашего времени случай, когда мутилося сердце человеческое ... Убили по теории », - сразу подозревает следователь.

                Прес4.jpeg                                                                 Прес1.jpeg


В этой-то теоретичности преступления, - замечал по этому поводу Д. Мережковський, - и заключается весь ужас, весь бесконечный трагизм положения Раскольникова. Для него закрыт последний выход грешника - раскаяние, для него нет раскаяния, так и после убийства, когда его терзают сомнения, он продолжает верить в свои убеждения, оправдывающие убийство ... Самая разрушительная из числа страстей - фанатизм ... Ни один из пороков не заглушает до такой степени голоса совести. Есть нечто действительно ужасное и почти нечеловеческое в таких фанатиках идеи ... Жизнь, страдания людей - для них ничто, теория, логическая формула - все.
Вот мы и подошли вплотную к главному парадоксу романа «Преступление и наказание». Давая большому роману то же название, которое он планировал дать небольшой повести, Достоевский сознательно провоцировал читателя обвинить автора в «абстрактном психологизме»: мол, наивно полагать, что любой преступник впоследствии каеться, подсознательно захочет казни ...
Это, действительно, было недостатком повести, задуманной Достоевским. Осознав это, писатель не ограничился повестью, а решил написать большой роман. Кстати, каждый из романов Достоевского связан с авторской самокритикой. Выдвинув такой тезис, автор, развертывая ее в разветвленный сюжет, обнаруживает логическую ошибочность начального тезиса. С учетом уточнений и строится сюжет, возникает роман.

Авторская самокритика


Авторская самокритика тесно связана с изображением самокритичного героя. Сравнивая Раскольникова с другими «идейными» преступниками мировой литературы (в произведениях Байрона, Лермонтова, Стендаля), Д. Мережковский делает вывод: Корсар, Печорин, Жульен постоянно хвастаются, будто роль играют, наивно верят в свою правоту и силу. А герой Достоевского уже сомневается, мол он прав. Те умирают непримиримыми, а для него это состояние гордого одиночества и разрыва с людьми - лишь временный кризис, переход к другому мировоззрению.

Прес3.jpeg
Следовательно, в процессе написания романа Достоевский постепенно отказался от идеи о муках совести, якобы ожидают каждого преступника. Окончательная идея романа заключается в моральной необходимости наказания именно преступления Раскольникова - наказание не внешнего, а внутреннего. Достоевский убедился в том, что как художник он не имеет права полагаться лишь на собственный жизненный опыт, для художника должен существовать какой-то другой, более важный закон.
Речь идет о реализме Достоевского. Сам он моделировал Раскольникова как типичный образ.
Может, правильно было бы определить «Преступление и наказание» как «антинигилистической» роман - лучший, самый убедительный из других, но на том и завершается его идейное и художественное значение? Так, Достоевский доложил, что «нигилисты» в целом неплохие ребята, и если бы кто вовремя убедил их в ошибочности тех средств, которые якобы оправданы конечной целью, и тех целей, которые давно скомпрометированы присущими для них средствами, - они бы, возможно, не только остановились, но и признали, что «злые дела их были злы» - и пришли к свету! ..
Однако вообще - слово не из словаря реализма, писать вообще старались предшественники реалистов в искусстве слова (и в искусстве вообще).
Однако и сводить реализм, в частности реализм Достоевского, к изображению или прояснения конкретной ситуации в определенном обществе - значит выносить этот художественный метод за пределы искусства. Ведь искусство - не аргумент в политике, не иллюстрация к учебнику по истории (хотя бы и по истории литературы). И преступление Раскольникова, и его личная наказание действительности имеют отношение не к его «нигилизма». Они типичны, так как отражают один из типичных путей в человеческом сердце - и к человеческому сердцу.

Вопросы к уроку


1.В чем заключается идея романа.
2.Охарактеризуйте Раскольникова, как главного героя.
3.В чем связь авторской самокритики с главным героем.

Список литературы


Урок на тему: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»,учитель литературы Дубейко О.В., Сєвєродонецька школа № 15 Луганської обл.
Урок на тему: Анализ романа «Преступление и наказание»,преподователь языка и литературы  Маловичко Н.В., Донецька школа № 89.
Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. — 2004.
 Гусакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 2005.

Над уроком работали

Китаев В. А.


Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > Литература > Русская литература 10 клас