KNOWLEDGE HYPERMARKET


Тема 24. Урок развития речи. Слушание — понимание текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала
 
Строка 1: Строка 1:
-
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Русский язык|Русский язык]]&gt;&gt;[[Русский язык 9 класс|Русский язык 9 класс]]&gt;&gt;Русский язык: Урок развития речи. Слушание — понимание текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала. Разбор текстов различных типов и жанров (повествование, описание, рассуждение).''' <metakeywords>Русский язык, класс, урок, на тему, 9 класс, Урок развития речи, Слушание — понимание текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала, Разбор текстов различных типов и жанров (повествование, описание, рассуждение)</metakeywords>  
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[Русский язык|Русский язык]]&gt;&gt;[[Русский язык 9 класс|Русский язык 9 класс]]&gt;&gt;Русский язык: Урок развития речи. Слушание — понимание текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала. Разбор текстов различных типов и жанров (повествование, описание, рассуждение).''' <metakeywords>Русский язык, класс, урок, на тему, 9 класс, Урок развития речи, Слушание — понимание текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала, Разбор текстов различных типов и жанров (повествование, описание, рассуждение)</metakeywords><br>
-
 
+
-
<br>  
+
-
 
+
-
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. СЛУШАНИЕ - ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА, ПЕРЕСКАЗ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ НА ОСНОВЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА. РАЗБОР ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ЖАНРОВ (ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ)
+
<br>1.&nbsp; Слушание текста  
<br>1.&nbsp; Слушание текста  
-
Прослушайте отрывок из повести А. Алексина «Поздний ребёнок». Определите, какие слова являются ключевыми, в какой фразе заключена главная мысль текста. Подготовьтесь к пересказу текста по опорным фразам.  
+
Прослушайте отрывок из [[Роман._Рассказ._Повесть|'''повести''']] А. Алексина «Поздний ребёнок». Определите, какие слова являются ключевыми, в какой фразе заключена главная мысль текста. Подготовьтесь к пересказу текста по опорным фразам.  
<u>''Опорные фразы.''</u><br>Монолог подростка начинается с рассказа о том, что … . Далее герой рассуждает о ... . Затем он размышляет о ... . Вопрос долголетия волнует героя не случайно: ... . Особенно тревожит его … , потому что ... . Ключевыми словами монолога являются ... . Я считаю, что главная мысль монолога заключена в словах ... .  
<u>''Опорные фразы.''</u><br>Монолог подростка начинается с рассказа о том, что … . Далее герой рассуждает о ... . Затем он размышляет о ... . Вопрос долголетия волнует героя не случайно: ... . Особенно тревожит его … , потому что ... . Ключевыми словами монолога являются ... . Я считаю, что главная мысль монолога заключена в словах ... .  
Строка 31: Строка 27:
Уже после, дома, мама меня успокаивает:  
Уже после, дома, мама меня успокаивает:  
-
— Плохой слух обостряет внимание. Человек становится зорче! Спроси у любого врача. И не волнуйся. Тебе волноваться нельзя!  
+
— Плохой слух обостряет внимание. [[Возрастные_изменения_человека|'''Человек''']] становится зорче! Спроси у любого врача. И не волнуйся. Тебе волноваться нельзя!  
Почему мне нельзя волноваться?  
Почему мне нельзя волноваться?  
Строка 43: Строка 39:
Спросите любого из тех, кто в комнате работает, что нарисовано на плакате. Никто не вспомнит.  
Спросите любого из тех, кто в комнате работает, что нарисовано на плакате. Никто не вспомнит.  
-
Странная всё-таки штука — искусство. Мы замечаем его, когда оно выражено в больших вещах. Но ведь изо дня в день мы живём в окружении мелких, забываемых, проходных вещиц, которые в каком-то смысле — тоже искусство. Взять, например, спичечные коробки. Ведь на каждом из них что-то нарисовано. Кто-то делал этикетку, старался, чтобы было хорошо, красиво. А спроси у своего соседа: что нарисовано на коробке, который ты сегодня десять раз брал в руки? Не скажет.  
+
Странная всё-таки штука — [[Искусство|'''искусство''']]. Мы замечаем его, когда оно выражено в больших вещах. Но ведь изо дня в день мы живём в окружении мелких, забываемых, проходных вещиц, которые в каком-то смысле — тоже искусство. Взять, например, спичечные коробки. Ведь на каждом из них что-то нарисовано. Кто-то делал этикетку, старался, чтобы было хорошо, красиво. А спроси у своего соседа: что нарисовано на коробке, который ты сегодня десять раз брал в руки? Не скажет.  
И так повсюду. Если посмотреть внимательно, можно заметить вокруг себя, в полном небрежении, множество предметов искусства. Вот, например, ящик письменного стола. Вокруг замочной скважины — жестяная, погнутая, отставшая рамка. Скважина никому не нужна: ключ потерян, да и не запирал никогда. А всмотришься в рамку — и поди ж ты: вокруг рваного, режущего края выбит нехитрый узорчик — венок из мелких цветочков. Для красоты.  
И так повсюду. Если посмотреть внимательно, можно заметить вокруг себя, в полном небрежении, множество предметов искусства. Вот, например, ящик письменного стола. Вокруг замочной скважины — жестяная, погнутая, отставшая рамка. Скважина никому не нужна: ключ потерян, да и не запирал никогда. А всмотришься в рамку — и поди ж ты: вокруг рваного, режущего края выбит нехитрый узорчик — венок из мелких цветочков. Для красоты.  
Строка 49: Строка 45:
Где-то на фабрике, по неизвестно кем утверждённому образцу, штампуют жестянки с красотой, а они через три дня отваливаются.  
Где-то на фабрике, по неизвестно кем утверждённому образцу, штампуют жестянки с красотой, а они через три дня отваливаются.  
-
На столе — календарь. На нём, разумеется, картинка: семья на пляже, счастье. Напечатано плохо, неаккуратно. Флаг на речном вокзале трепыхается в небе отдельно от флагштока. Не всё ли равно? Никто ведь не замечает, есть картинка или нет. Пожалуй, большинство (кроме, может быть, маленьких детей) предпочло бы календарь без картинки. Конверт без картинки. Чашку без картинки. Нет, нельзя почему-то. Так уж повелось: есть свободное место — валяй: картинку туда, красоту. Валяй, дави, штампуй. Вот и течёт мимо нас красота: жестяная, бумажная, картонная, румяная, русая, счастливая, никакая. Течёт, заливает всё кругом, а её никто, решительно никто не замечает. Больно подумать о тех, кто её делал. Какая судьба: плодить красоту, чтобы её не замечали!<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; (''И. Грекова'')  
+
На столе — календарь. На нём, разумеется, картинка: семья на пляже, счастье. Напечатано плохо, неаккуратно. Флаг на речном вокзале трепыхается в небе отдельно от флагштока. Не всё ли равно? Никто ведь не замечает, есть картинка или нет. Пожалуй, большинство (кроме, может быть, маленьких детей) предпочло бы календарь без картинки. Конверт без картинки. Чашку без картинки. Нет, нельзя почему-то. Так уж повелось: есть свободное место — валяй: картинку туда, красоту. Валяй, дави, штампуй. Вот и течёт мимо нас красота: жестяная, бумажная, картонная, румяная, русая, счастливая, никакая. Течёт, заливает всё кругом, а её никто, решительно никто не замечает. Больно подумать о тех, кто её делал. Какая судьба: плодить красоту, чтобы её не замечали!<br>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;(''И. Грекова'')  
ІІ. Перескажите текст, используя речевые обороты.  
ІІ. Перескажите текст, используя речевые обороты.  
Строка 67: Строка 63:
Это раздражало учителей — они в конце концов усадили нас обоих за «аварийную» парту, которая была первой в среднем ряду — перед самым учительским столом. За эту парту сажали только тех учеников, которые, по словам зоолога, «будоражили коллектив».  
Это раздражало учителей — они в конце концов усадили нас обоих за «аварийную» парту, которая была первой в среднем ряду — перед самым учительским столом. За эту парту сажали только тех учеников, которые, по словам зоолога, «будоражили коллектив».  
-
Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. Тут всё ему было ясно: Антон был из неполной семьи. Родители Антона развелись очень давно - он ни разу в жизни не видел своего отца. Наш зоолог был твердо убеждён: если бы родители Антона не развелись, мой школьный друг не смущался бы понапрасну и, может быть, даже не заикался. Со мной было гораздо сложнее: я нарушал законы наследственности. Мои родители посещали все родительские собрания — я писал с орфографическими ошибками. Они всегда вовремя расписывались в дневнике — я подсказывал и вертелся на уроках.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;(''По А. Алексину'')  
+
Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. Тут всё ему было ясно: Антон был из неполной семьи. Родители Антона развелись очень давно - он ни разу в жизни не видел своего отца. Наш зоолог был твердо убеждён: если бы родители Антона не развелись, мой школьный друг не смущался бы понапрасну и, может быть, даже не заикался. Со мной было гораздо сложнее: я нарушал законы наследственности. Мои родители посещали все родительские собрания — я писал с орфографическими ошибками. Они всегда вовремя расписывались в дневнике — я подсказывал и вертелся на [[9_класс_уроки|'''уроках''']].<br>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; (''По А. Алексину'')  
4.&nbsp; Изложение  
4.&nbsp; Изложение  
Строка 79: Строка 75:
...Компания бизнесменов отправилась поохотиться в Архангельскую область. Договорились: мобильники отключаем, чтобы никакой цивилизацией и не пахло. Всех медведей завалили — дай, думают, позвоним друзьям, похвастаемся! Включают мобильные телефоны. А они не работают! Сети в лесу нет. Вот только тут мужики и поняли — они точно в глуши. И они побежали в ближайшую деревню заказывать переговоры на почте.  
...Компания бизнесменов отправилась поохотиться в Архангельскую область. Договорились: мобильники отключаем, чтобы никакой цивилизацией и не пахло. Всех медведей завалили — дай, думают, позвоним друзьям, похвастаемся! Включают мобильные телефоны. А они не работают! Сети в лесу нет. Вот только тут мужики и поняли — они точно в глуши. И они побежали в ближайшую деревню заказывать переговоры на почте.  
-
Психологическая зависимость от телефона сильнее, чем от сигарет! И от неё сложнее отвязаться, чем, скажем, от компьютерной зависимости: мобильный телефон в отличие от компьютера всегда с тобой. Уже доказано научно то, что многим из нас знакомо по жизни: если хозяин на время лишается своего любимца (скажем, трубка разрядилась или осталась дома), то испытывает сильнейшее беспокойство, нервозность и даже панику. У каждых трёх из десяти подростков, пользующихся мобильниками, есть слуховые галлюцинации — они слышат звонки, когда их нет, принимают мелодии чужих телефонов за свои и т. д.  
+
Психологическая зависимость от телефона сильнее, чем от сигарет! И от неё сложнее отвязаться, чем, скажем, от компьютерной зависимости: мобильный телефон в отличие от [[Включение_и_выключение_компьютера|'''компьютера''']] всегда с тобой. Уже доказано научно то, что многим из нас знакомо по жизни: если хозяин на время лишается своего любимца (скажем, трубка разрядилась или осталась дома), то испытывает сильнейшее беспокойство, нервозность и даже панику. У каждых трёх из десяти подростков, пользующихся мобильниками, есть слуховые галлюцинации — они слышат звонки, когда их нет, принимают мелодии чужих телефонов за свои и т. д.  
-
Зависимость от мобильника серьёзнее, чем от Интернета или обычных компьютерных игр, потому что телефон можно взять с собой везде, нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Так что, пользуясь мобильной связью, постарайтесь не впасть в зависимость от неё.<br>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;(''По материалам периодических изданий'')  
+
Зависимость от мобильника серьёзнее, чем от Интернета или обычных компьютерных игр, потому что телефон можно взять с собой везде, нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Так что, пользуясь мобильной связью, постарайтесь не впасть в зависимость от неё.<br>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; (''По материалам периодических изданий'')  
5.&nbsp; Распределительная работа  
5.&nbsp; Распределительная работа  
Строка 89: Строка 85:
Определите, к какому стилю относятся перечисленные виды документов и литературные жанры. Дополните их своими примерами.  
Определите, к какому стилю относятся перечисленные виды документов и литературные жанры. Дополните их своими примерами.  
-
<u>О б р а з е ц</u>. Научный стиль — лекция, статья, ... .  
+
<u>О б р а з е ц</u>. [[Функциональные_стили._Научный_стиль|'''Научный стиль''']] — лекция, статья, ... .  
1.&nbsp;Аннотация, реферат, диссертация, тезисы, ... .<br>2.&nbsp;Договор, инструкция, отчёт, объяснительная записка, ... .<br>3.&nbsp;Репортаж, рекламный буклет, корреспонденция, рецензия, эссе ... .<br>4.&nbsp;Роман, новелла, поэма, трагедия, мелодрама, ... .<br>5.&nbsp;Беседа, тост, ... .  
1.&nbsp;Аннотация, реферат, диссертация, тезисы, ... .<br>2.&nbsp;Договор, инструкция, отчёт, объяснительная записка, ... .<br>3.&nbsp;Репортаж, рекламный буклет, корреспонденция, рецензия, эссе ... .<br>4.&nbsp;Роман, новелла, поэма, трагедия, мелодрама, ... .<br>5.&nbsp;Беседа, тост, ... .  

Текущая версия на 12:33, 15 октября 2012

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 9 класс>>Русский язык: Урок развития речи. Слушание — понимание текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала. Разбор текстов различных типов и жанров (повествование, описание, рассуждение).


1.  Слушание текста

Прослушайте отрывок из повести А. Алексина «Поздний ребёнок». Определите, какие слова являются ключевыми, в какой фразе заключена главная мысль текста. Подготовьтесь к пересказу текста по опорным фразам.

Опорные фразы.
Монолог подростка начинается с рассказа о том, что … . Далее герой рассуждает о ... . Затем он размышляет о ... . Вопрос долголетия волнует героя не случайно: ... . Особенно тревожит его … , потому что ... . Ключевыми словами монолога являются ... . Я считаю, что главная мысль монолога заключена в словах ... .


Я давно уже заметил: люблю встречать на улице старых людей. Чем старей человек, тем больше я радуюсь. «Значит, можно долго, очень долго прожить на свете!» — думаю я.

Однажды я прочитал в журнале: в одном горном селе пять человек уже дотянули до ста тридцати лет. И продолжают жить дальше… Я всем показывал эту заметку.

— Так то же в горах! — говорили мне. — А ты живёшь в Третьем Машиностроительном тупике.
Мы действительно живём в тупике с таким длинным названием. Когда в газетах печатают сообщения в чёрных рамках, я всегда их читаю.

Особенно мне интересно, сколько лет было тому, кто умер. Или, как пишут, на каком «году жизни скончался». Если человеку было лет восемьдесят или девяносто, мне бывает приятно. Не потому, конечно, что умер, а потому, что удалось человеку так много прожить.

Другие ребята об этом не думают: у них молодые родители... Особенно я всегда волнуюсь за маму: она плохо слышит. Это случилось,, когда я родился. Значит, это из-за меня. Хотя мне это никто не говорит, чтобы не огорчать. Но я-то ведь знаю.

Если мама где-нибудь хоть ненадолго задерживается, я всё время  выглядываю в окно, которое выходит на улицу,  потом спускаюсь вниз и хожу взад-вперёд возле подъезда. Я представляю себе всякие несчастные случаи, уличные катастрофы. Руки  у меня становятся мокрыми, и я забываю здороваться со знакомыми и соседями.

— Это даже хорошо, что я плохо слышу, — говорит мама. — Иначе бы ты меня не встречал! И хватаю мамину сумку.

— Тебе нельзя таскать тяжести! — говорит она. Ей, значит, можно, а мне нельзя. Ещё бы: ведь я ребёнок — не подниму, не пойму, не смогу!..

Уже после, дома, мама меня успокаивает:

— Плохой слух обостряет внимание. Человек становится зорче! Спроси у любого врача. И не волнуйся. Тебе волноваться нельзя!

Почему мне нельзя волноваться?


2.  Пересказ текста

І. Прослушайте прочитаный учителем текст. Определите его главную мысль. Озаглавьте текст. Определите стилистическую и жанровую принадлежность текста, обоснуйте своё мнение.

На стене плакат. Улыбающаяся семья: муж, жена, ребёнок на фоне сберкнижки. У всех совершенно одинаковые лица: здоровые, румяные. Умеренно вздёрнутые носы, синие глаза, белые зубы. Похожи друг на друга, как двойники, и не только друг на друга — на тысячи персонажей с картин, реклам, открыток, календарей. Потому глаз и не задерживается на плакате.

Спросите любого из тех, кто в комнате работает, что нарисовано на плакате. Никто не вспомнит.

Странная всё-таки штука — искусство. Мы замечаем его, когда оно выражено в больших вещах. Но ведь изо дня в день мы живём в окружении мелких, забываемых, проходных вещиц, которые в каком-то смысле — тоже искусство. Взять, например, спичечные коробки. Ведь на каждом из них что-то нарисовано. Кто-то делал этикетку, старался, чтобы было хорошо, красиво. А спроси у своего соседа: что нарисовано на коробке, который ты сегодня десять раз брал в руки? Не скажет.

И так повсюду. Если посмотреть внимательно, можно заметить вокруг себя, в полном небрежении, множество предметов искусства. Вот, например, ящик письменного стола. Вокруг замочной скважины — жестяная, погнутая, отставшая рамка. Скважина никому не нужна: ключ потерян, да и не запирал никогда. А всмотришься в рамку — и поди ж ты: вокруг рваного, режущего края выбит нехитрый узорчик — венок из мелких цветочков. Для красоты.

Где-то на фабрике, по неизвестно кем утверждённому образцу, штампуют жестянки с красотой, а они через три дня отваливаются.

На столе — календарь. На нём, разумеется, картинка: семья на пляже, счастье. Напечатано плохо, неаккуратно. Флаг на речном вокзале трепыхается в небе отдельно от флагштока. Не всё ли равно? Никто ведь не замечает, есть картинка или нет. Пожалуй, большинство (кроме, может быть, маленьких детей) предпочло бы календарь без картинки. Конверт без картинки. Чашку без картинки. Нет, нельзя почему-то. Так уж повелось: есть свободное место — валяй: картинку туда, красоту. Валяй, дави, штампуй. Вот и течёт мимо нас красота: жестяная, бумажная, картонная, румяная, русая, счастливая, никакая. Течёт, заливает всё кругом, а её никто, решительно никто не замечает. Больно подумать о тех, кто её делал. Какая судьба: плодить красоту, чтобы её не замечали!
                                                                                                                                   (И. Грекова)

ІІ. Перескажите текст, используя речевые обороты.

Статья посвящена теме, проблеме, вопросу ... . Автор рассказывает нам о ... . Статья представляет собой размышление о ... . В статье представлена точка зрения ... . Автор анализирует (называет, описывает, отмечает важность, формулирует, утверждает) ... .


3.  Чтение молча

І. Прочитайте текст. Найдите в нём элементы повествования (П.), рассуждения (Р.), описания (О.).

ІІ. Составьте типологический план текста: для этого укажите номер абзаца и напротив каждого номера укажите какой тип или типы речи он включает. Например:
1. - О.
2. - Р., П. и т. д.

«Своим поведением ты опрокидываешь все законы наследственности, — часто говорил мне учитель зоологии, наш классный руководитель. — Просто невозможно себе представить, что ты сын своих родителей!» Поступки учеников он ставил в прямую зависимость от семейных условий, в которых мы жили и росли. Одни были из неблагополучных семей, другие — из благополучных. Но только я один был из семьи образцовой! Зоолог так и говорил: «Ты — мальчик из образцовой семьи! Как же ты можешь подсказывать на уроке?» Может быть, это зоология приучила его всё время помнить о том, кто к какому семейству принадлежит?

Подсказывал я своему другу Антону. Когда он смущался, розовела вся его крупная шарообразная голова и даже казалось, что корни белёсых волос подсвечивались откуда-то изнутри розовым цветом. Антон был чудовищно аккуратен и добросовестен, но, выходя отвечать, погибал от смущения. К тому же он заикался. Ребята мечтали, чтобы Антона почаще вызывали к доске: на него уходило минимум пол-урока. Я ёрзал, шевелил губами, делал условные знаки пальцами, стараясь напомнить своему другу то, что он знал гораздо лучше меня.

Это раздражало учителей — они в конце концов усадили нас обоих за «аварийную» парту, которая была первой в среднем ряду — перед самым учительским столом. За эту парту сажали только тех учеников, которые, по словам зоолога, «будоражили коллектив».

Наш классный руководитель не ломал себе голову над причиной Антоновых неудач. Тут всё ему было ясно: Антон был из неполной семьи. Родители Антона развелись очень давно - он ни разу в жизни не видел своего отца. Наш зоолог был твердо убеждён: если бы родители Антона не развелись, мой школьный друг не смущался бы понапрасну и, может быть, даже не заикался. Со мной было гораздо сложнее: я нарушал законы наследственности. Мои родители посещали все родительские собрания — я писал с орфографическими ошибками. Они всегда вовремя расписывались в дневнике — я подсказывал и вертелся на уроках.
                                                                                                                                      (По А. Алексину)

4.  Изложение

І. Прочитайте текст и озаглавьте его. Составьте план. Укажите, в какой части текста есть описание (О.), в какой — повествование (П.), в какой — рассуждение (Р.). Выпишите слова, правописание которых может вызвать у вас затруднения.

ІІ. Напишите изложение.

Писатели-фантасты всегда видели угрозу для человечества в больших машинах — кровожадных роботах, злобных компьютерах. А в это время маленькие мобильные телефоны ласково завлекали нас в плен нежными рингтонами, как сирены Одиссея. Потихоньку они залезли в карманы, незаметно затянули петлю шнурка на шее... И к началу XXI века человек превратился в раба трубки.

...Компания бизнесменов отправилась поохотиться в Архангельскую область. Договорились: мобильники отключаем, чтобы никакой цивилизацией и не пахло. Всех медведей завалили — дай, думают, позвоним друзьям, похвастаемся! Включают мобильные телефоны. А они не работают! Сети в лесу нет. Вот только тут мужики и поняли — они точно в глуши. И они побежали в ближайшую деревню заказывать переговоры на почте.

Психологическая зависимость от телефона сильнее, чем от сигарет! И от неё сложнее отвязаться, чем, скажем, от компьютерной зависимости: мобильный телефон в отличие от компьютера всегда с тобой. Уже доказано научно то, что многим из нас знакомо по жизни: если хозяин на время лишается своего любимца (скажем, трубка разрядилась или осталась дома), то испытывает сильнейшее беспокойство, нервозность и даже панику. У каждых трёх из десяти подростков, пользующихся мобильниками, есть слуховые галлюцинации — они слышат звонки, когда их нет, принимают мелодии чужих телефонов за свои и т. д.

Зависимость от мобильника серьёзнее, чем от Интернета или обычных компьютерных игр, потому что телефон можно взять с собой везде, нет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Так что, пользуясь мобильной связью, постарайтесь не впасть в зависимость от неё.
                                                                                                (По материалам периодических изданий)

5.  Распределительная работа

Внутри стилей существует разделение на жанры. Жанр — модель построения текста, который выполняет конкретную коммуникативную задачу.

Определите, к какому стилю относятся перечисленные виды документов и литературные жанры. Дополните их своими примерами.

О б р а з е ц. Научный стиль — лекция, статья, ... .

1. Аннотация, реферат, диссертация, тезисы, ... .
2. Договор, инструкция, отчёт, объяснительная записка, ... .
3. Репортаж, рекламный буклет, корреспонденция, рецензия, эссе ... .
4. Роман, новелла, поэма, трагедия, мелодрама, ... .
5. Беседа, тост, ... .



А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Учебники скачать бесплатно, курс русского языка, русский язык 9 класс тесты, планы-конспекты уроков по русскому языку, готовые домашние задание, онлайн рефераты, вопросы и ответы

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект уроку и опорный каркас                      
1236084776 kr.jpg презентация урока 
1236084776 kr.jpg акселеративные методы и интерактивные технологии
1236084776 kr.jpg закрытые упражнения (только для использования учителями)
1236084776 kr.jpg оценивание 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения,самопроверка 
1236084776 kr.jpg практикумы, лабораторные, кейсы
1236084776 kr.jpg уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
1236084776 kr.jpg домашнее задание 

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных
1236084776 kr.jpg шпаргалки
1236084776 kr.jpg юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg внешнее независимое тестирование (ВНТ)
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные 
1236084776 kr.jpg тематические праздники, слоганы 
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg национальные особенности
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год 
1236084776 kr.jpg методические рекомендации 
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.