KNOWLEDGE HYPERMARKET


Этика уроки
User11 (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «[http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_-_%D0%BF%D0%B5%D1%8...»)
Следующая правка →

Версия 13:19, 10 ноября 2011

Гипермаркет знаний  Этика

Этика — наука, изучающая мораль, нормы поведения, совокупность нравственных правил определенной общественной или профессиональной группы (например, врачебная этика, этика государственного служащего и т.д.).


С латинского языка термин «этика» ethica, от греч. ήυος переводится как обычай. Этика — одна из древнейших отраслей человеческого знания. Она есть наука о морали. Слова "этика", "мораль", "нравственность" часто употребляются как синонимы. Однако в истории философии и этики сложилась традиция отличия этих понятий. Термины "мораль", "нравственность" означают определенную сферу общественной и личной жизни, а под "этикой" понимают исследования, изучение морали и ее обоснование. Таким образом, предметом изучения этики является мораль или нравственность.


История возникновения этики
Этика зародилась в эпоху становления классового общества и разделения труда, практически одновременно в Древней Греции, Индии, Китае. Первые размышления на этические темы, дошедшие до нас, возникли в странах Древнего Востока в III - II тысячелетии до н.э. Первые этические школы появились в странах Древнего Востока еще в I тысячелетие до н.э. В истории возникновения этики как науки можно выделяют следующие этапы: этические учения Древнего Востока, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современные этические теории.
Античная этика функционировала в период античной культуры, которая является классическим образцом гармонии человека и общества. Среди выдающихся деятелей того времени - Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Протагор, Перикл, Ликург, Солон, Критий, Софокл, Эсхил. Характерны идеи того времени заключались в том, что законы общественной жизни, законы культуры устанавливаются самими людьми с учетом их интересов. Без этой принципиальной новости в духовной культуре становления этики было бы невозможным.
Новый образ жизни требовал нового человека, который был бы способен осознать и определить свои позиции в обществе, которая имеет достаточно умений, чтобы анализировать, мыслить самостоятельно и имеет способности умело преподносить свои знания, а также их отстаивать. Это повлекло появление софистики - широкого просветительского движения и философско-этического учения, обосновало личную независимость человека в вопросах морали и окружающей действительности.
Ее история делится на два периода. Первый связан с деятельностью "старших софистов" (Протагор, Гиппий, Антифонт, Георгий), а второй - с деятельностью "младших софистов" (Алкидам, Ликофрон, Фразимах). Как отмечают специалисты, вся история софистики характеризуется упорными спорами, как между самими софистами, как между ними и их противниками - Сократом, сократики, а затем и Платоном. Самым проблематичным вопросами были общество, государство и нравственность, с одной стороны, природа и познание с другой, о случившемся — на фоне размышлений о человеке.
Этика средневековья функционировала в период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей и возникновение и распространение средневеково-христианской этике, согласно которой человек создан как носитель образа и подобия Бога. Но грехопадение, которое предприняли первые людьми, разрушило богоподобие человека и наложили на нее пятно первородного греха. Христос принял крестные муки и смерть, покутував людей и пострадал за весь род человеческий. Так, христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может преодолевать зло в себе самом и в окружающем мире. Таким образом самым человек не только выполняет заповеди, а сама превращается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. Это и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека . Это, прежде всего - крещение, причащение, исповедь (покаяние).
Центральным в мировоззрении средневеково-христианской этики стал идеал мученика.
Выдающуюся роль сыграло учение Блаженного Августина (354-430). К основным его трактатов следует отнести: "Исповедь", "О троице", "О граде Божием". Другая важная персона этого времени - Блаженный Августин, который написал такие трактаты "Исповедь", "О троице", "О граде Божием". В трактате "О граде Божием" раскрываются все философско-этические взгляды Августина, где Бог является центром философского мышления. Августин заложил основы средневековой этики. Он представлял Бога как бесконечность, а мир - как продукт сверхъестественной силы и творение милости. Интроспекция позиция переходит в персонализм, Бог - это, прежде всего, персона, сущностью которой является воля, этим самым философия Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости.
Фома Аквинский - однин из самых выдающихся представителей зрелой схоластики, Аквинский пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Как и Аристотель, Фома рассматривал разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение, каковым он считал способность различать добро и зло, философ видел в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой и созерцанием. Учение Фомы имело большое влияние в средние века, римская церковь официально признала его.
Таким образом, в Средние века, несмотря на идеологическое господство одного мировоззрения, исследования были достаточно многосторонними, насыщенными, интенсивными. Более того основные компоненты современной нравственной культуры именно в то время.
Этика Нового Времени функционировала в период глубоких перемен в духовной, политической, экономической сферах жизни общества. Все важнее становится разум, а также то, что раньше считалось привилегией Бога - ответственность за моральный мировоззрение, определение цели и значение человеческой жизнедеятельности.
Главные черты этики Нового времени - эмпиризм, рационализм, сведение этики к отрасли естествознания, которая должна иметь дело с природным бытием человека, его потребностями, стремлениями и интересами.
Среди важных исследований того времени выдающимися являются работы Канта: "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Метафизика норм" (1797), "Об изначально плохо в человеческой природе" (1792), "О поговорку "может быть это верно в теории, но не годится для практики" (1793), "Религия в пределах только разума" (1793). Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека, одной из важнейших задач философии. Кантовская этическая - высший образец этического абсолютизма. Категорический императив - это обращенное к каждому человеку нравственное повеление, не зависящее ни от каких конкретных условий места, времени и обстоятельств так же, как фундаментальные законы физики, управляющие движением тел, не зависят от подобных условий.
К концу XVIII века завершился подготовительный этап в развитии этической мысли. Глубочайшие философы того времени Гоббс, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Гегель, Кант осознали, что мораль не сводится ни к религии, ни к психологии, ни к каким-либо иных явлений культуры, а имеет свои принципы, понятия, играющего важную роль в жизни личности и общества.


Этика сегодня
С одной стороны современность приводит к релятивизации этики (нигилизм), а с другой - к расширению поля «этического»: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой и научные эксперименты (биоэтика).
Вследствие расцвета феминизма этика получила гендерное толкования, то есть вместо абстрактной гуманности или человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции «смерти человека») добродетели группируются по оппозиции мужества и женственности.
Альберт Швейцер выдвинул принцип благоговения перед жизнью, которая базируется на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди.
Разработана межрелигиозная этика Баха.
Приобрела популярность буддистские-материалистическая концепция Циолковского с формулой равновесия добра и зла во вселенной, имеющей своими корнями Зороастрийские взгляды.

Этические ценности разделяют на:
-Главные человеческие ценности (большей или меньшей степени входят во все этические ценности): ценность жизни, силы, сознания, деятельности, свободы воли, предвидения, страдания, целеустремленности;
-Добродетели - справедливость, смелость, доброта и сострадание, доверие и вера, самообладание, любовь к ближнему, верность и преданность, правдивость и искренность, скромность и смирение, мудрость, ценность обращения с другими);
-Более частные этические ценности - способность дарить другим свое духовное достояние, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности, ценность личности.


Конспекты уроков: Этика, христианская этика, деловая этика, этика общения, реферат этика, этика делового общения, этика скачать, предмет этики, этика учебник, рефераты по этике, разработки уроков по этике, этика в школе, основы этики, курс этики, урок этики

Конспекты, уроки по всем предметам и классам можно посмотреть на странице Уроки