|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История 7 класc|История 7 класс]]>> Первые Киевские правители''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История_7_класс|История 7 класс]]>> Первые Киевские правители''' |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает, что первыми скандинавскими князьями, пришедшими на северные славянские земли, был Рюрик и два его брата, вскоре умершие. Одними из первых киевских правителей, согласно летописи, были Аскольд и Дир. «Повесть временных лет» содержит о них достаточно скупые сведения (см. текст исторического источника на с. 30).<br>Исторические источники<br>«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ АСКОЛЬДЕ И ДИРЕ<br>И было у него [Рюрика] два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они [у Рюрика пойти] в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плы¬ли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же [местные жители] ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построи¬ли городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Ас¬кольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде.<br>1. Как назывался путь, по которому Аскольд й Дир собирались идти в Царь¬град?<br>2. Почему жители городка на Днепре согласились, чтобы Аскольд и Дир ста¬ли их правителями? Как назывался этот «городок»?<br><br>Часть историков поддерживает версию автора<br>«Повести временных лет», другие — считают Дира и<br>Аскольда славянами, потомками легендарного Кия.<br>В некоторых летописных источниках Аскольд упо-<br>минается как самый влиятельный и могущественный<br>правитель раннего средневековья. Он принял титул ка-<br>гана. Это дало ему возможность повысить международ-<br>ный авторитет Киевского княжества и поставить его на<br>один уровень с Хазарией. За это византийские хронис-<br>ты (летописцы) называли его «прегордым каганом».<br>После смерти новгородского правителя Рюрика<br>престол был передан его малолетнему сыну Игорю, но<br>фактическим правителем стал родственник Рюрика<br>Олег. В «Повести временных лет» содержится рассказ<br>о том, как в 882 г. Олег, прозванный Вещим, прибыл<br> из Новгорода в Киев вместе с Игорем, коварно убил<br> Аскольда и Дира и захватил власть (см. исторический<br> источник). Киев стал столицей объединённого кня-<br>жества — «матерью городов русских». В состав нового<br>государственного объединения сначала вошли Новго-<br>родская земля и Киевское княжество. | + | Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает, что первыми скандинавскими князьями, пришедшими на северные славянские земли, был Рюрик и два его брата, вскоре умершие. Одними из первых киевских правителей, согласно летописи, были Аскольд и Дир. «Повесть временных лет» содержит о них достаточно скупые сведения (см. текст исторического источника на с. 30). |
| | | |
- | <br>[[Image:ustoriyaUkr7kl_20.jpg|200px]] | + | '''<br>Исторические источники<br>«Повесть временных лет» об Аскольде и Дире'''<br>И было у него [Рюрика] два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они [у Рюрика пойти] в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же [местные жители] ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построи¬ли городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Ас¬кольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде. |
| | | |
- | ''Таким представляют потомки киевского правителя Аскольда'' | + | <br>''1. Как назывался путь, по которому Аскольд й Дир собирались идти в Царьград?<br>2. Почему жители городка на Днепре согласились, чтобы Аскольд и Дир стали их правителями? Как назывался этот «городок»?''<br><br>Часть историков поддерживает версию автора «Повести временных лет», другие — считают Дира и Аскольда славянами, потомками легендарного Кия. В некоторых летописных источниках Аскольд упоминается как самый влиятельный и могущественный правитель раннего средневековья. Он принял титул кагана. Это дало ему возможность повысить международный авторитет Киевского княжества и поставить его на один уровень с Хазарией. За это византийские хронисты (летописцы) называли его «прегордым каганом».<br> |
| | | |
| + | После смерти новгородского правителя Рюрика престол был передан его малолетнему сыну Игорю, но фактическим правителем стал родственник Рюрика Олег. В «Повести временных лет» содержится рассказ<br>о том, как в 882 г. Олег, прозванный Вещим, прибыл из Новгорода в Киев вместе с Игорем, коварно убил Аскольда и Дира и захватил власть (см. исторический источник). Киев стал столицей объединённого княжества — «матерью городов русских». В состав нового государственного объединения сначала вошли Новгородская земля и Киевское княжество. |
| | | |
| + | <br>[[Image:UstoriyaUkr7kl 20.jpg|200px]] |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_21.jpg|400px]]
| + | ''Таким представляют потомки киевского правителя Аскольда'' |
| | | |
- | ''Убийство киевского правителя Аскольда новгородцами''<br><br>Внимательно рассмотрите историческую картину. Сравните отрывки из летописи и сюжет картины. ''Как бы вы назвали эту картину?''<br><br>'''Исторические источники<br>«Повесть временных лет» об убийстве Аскольда'''<br>В год 6390 [882]. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и кня¬жича Игоря. Придите к нам, к родичам своим».
| + | <br> |
| | | |
- | <br>Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальное [воины] из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика».
| + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 21.jpg|400px]] |
| | | |
- | <br>И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая назы¬вается ныне Угорской... | + | ''Убийство киевского правителя Аскольда новгородцами''<br><br>Внимательно рассмотрите историческую картину. Сравните отрывки из летописи и сюжет картины. ''Как бы вы назвали эту картину?''<br><br>'''Исторические источники<br>«Повесть временных лет» об убийстве Аскольда'''<br>В год 6390 [882]. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и кня¬жича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». |
| | | |
- | <br>1. Найдите на карте (с. 19) названия племён, к которым принадлежали воины Олега. ''Какие из племён не обозначены на карте? Где на ней вы сделали бы соответствующие записи?''<br><br>Во время правления в Киеве Олег (882- 912) расширил границы государства, основу которого составляли<br>племена полян. К нему были присоединены древляне, уличи, радимичи, кривичи и северяне. Олег покорил и северные неславянские племена — чудь и мерю. Подчинение Киеву соседних княжеств дало Олегу возможность не только собирать дань с новых земель, но и привлекать их войска для общих походов. Как погиб Олег, точно неизвестно. Одна из версий гибели князя приводится в «Повести временных лет». По другим — Олег погиб во время похода в юго-восточные земли.<br> | + | <br>Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальное [воины] из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». |
| | | |
- | Князь Олег, прозванный летописцами (а позднее и писателями) Вещим, стал одним из любимейших героев древнерусского фольклора: дружинных песен.
| + | <br>И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая назы¬вается ныне Угорской... |
| | | |
- | <br>'''Исторические источники<br>«Повесть временных лет» о смерти Вещего Олега'''<br>...На пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кос¬ти и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. | + | <br>1. Найдите на карте (с. 19) названия племён, к которым принадлежали воины Олега. ''Какие из племён не обозначены на карте? Где на ней вы сделали бы соответствующие записи?''<br><br>Во время правления в Киеве Олег (882- 912) расширил границы государства, основу которого составляли<br>племена полян. К нему были присоединены древляне, уличи, радимичи, кривичи и северяне. Олег покорил и северные неславянские племена — чудь и мерю. Подчинение Киеву соседних княжеств дало Олегу возможность не только собирать дань с новых земель, но и привлекать их войска для общих походов. Как погиб Олег, точно неизвестно. Одна из версий гибели князя приводится в «Повести временных лет». По другим — Олег погиб во время похода в юго-восточные земли.<br> |
| | | |
- | <br>''1. Какое произведение и какого автора на эту тему знакомо вам из уроков зарубежной литературы? Зачитайте отрывок, который более всего вам понра¬вился. Близко ли к тексту летописной легенды автор описал смерть Олега?<br>2. Является ли, по вашему мнению, эта летописная легенда достоверным историческим источником? Есть ли в её тексте слова, которые дают основа¬ние сомневаться в её правдивости? Ответ аргументируйте.''<br>
| + | Князь Олег, прозванный летописцами (а позднее и писателями) Вещим, стал одним из любимейших героев древнерусского фольклора: дружинных песен. |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_22.jpg|220px]]
| + | <br>'''Исторические источники<br>«Повесть временных лет» о смерти Вещего Олега'''<br>...На пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кос¬ти и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. |
| | | |
- | ''Аскольдова могила в Киеве. В настоящее время здесь стоит храм Св. Николая'' | + | <br>''1. Какое произведение и какого автора на эту тему знакомо вам из уроков зарубежной литературы? Зачитайте отрывок, который более всего вам понра¬вился. Близко ли к тексту летописной легенды автор описал смерть Олега?<br>2. Является ли, по вашему мнению, эта летописная легенда достоверным историческим источником? Есть ли в её тексте слова, которые дают основа¬ние сомневаться в её правдивости? Ответ аргументируйте.''<br> |
| | | |
- | <br>''Что ещё вам известно об этом историческом месте?''
| + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 22.jpg|220px]] |
| | | |
| + | ''Аскольдова могила в Киеве. В настоящее время здесь стоит храм Св. Николая'' |
| | | |
| + | <br>''Что ещё вам известно об этом историческом месте?'' |
| | | |
- | Народная память окутала имя князя причудливыми рассказами, связывая с ним события самых древних времён. Запомнился он не только как великий и талантливый полководец, но и как кудесник, умевший совершать чудеса — «обернуться и зверем, и птицей, и насекомым». Со временем за образом сказочного чудотворца почти исчез настоящий, правдивый образ правителя, княжившего в Киеве. Наука многого не знает об .Олеге: ни даты его рождения и смерти, ни имён родителей. С уверенностью можно говорить только о двух датах его бжнрафии — 907 г. (грандиозный поход на Царьград) и 911 г. — подписание русско-византийского соглашения. Но детальнее с<br>этими событиями вы ознакомитесь несколько позже.<br>
| + | <br> |
| | | |
- | После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912-945). Он правил славянскими племенами и распространил свою власть на восточный Крым\и Таманский полуостров, где находилось Тмутараканское княжество.<br>
| + | Народная память окутала имя князя причудливыми рассказами, связывая с ним события самых древних времён. Запомнился он не только как великий и талантливый полководец, но и как кудесник, умевший совершать чудеса — «обернуться и зверем, и птицей, и насекомым». Со временем за образом сказочного чудотворца почти исчез настоящий, правдивый образ правителя, княжившего в Киеве. Наука многого не знает об .Олеге: ни даты его рождения и смерти, ни имён родителей. С уверенностью можно говорить только о двух датах его бжнрафии — 907 г. (грандиозный поход на Царьград) и 911 г. — подписание русско-византийского соглашения. Но детальнее с<br>этими событиями вы ознакомитесь несколько позже.<br> |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_23.jpg|400px]]
| + | После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912-945). Он правил славянскими племенами и распространил свою власть на восточный Крым\и Таманский полуостров, где находилось Тмутараканское княжество.<br> |
| | | |
- | ''П. Андрусив Поход Игоря''<br><br>Внимательно рассмотрите историческую картину. ''Что можно рассказать по ней о войске Игоря?''<br>
| + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 23.jpg|400px]] |
| | | |
- | '''Печенеги''' - кочевые тюркские племена, с IX в. населявшие Северное Причерноморье.<br>'''Полюдье '''- в древней Руси сбор князем с дружиной или его представителями дани с подчинённого населения.<br><br>В 943 г. Игорь совершил поход в Закавказье и завладел богатыми городами на Каспийском побережье. Это позволило киевским купцам торговать на Востоке. | + | ''П. Андрусив Поход Игоря''<br><br>Внимательно рассмотрите историческую картину. ''Что можно рассказать по ней о войске Игоря?''<br> |
| | | |
- | <br>Во времена Игоря в летописях появляются первые упоминания о появлении в южнорусских степях ко- чевников-печенегов. Летопись сообщает о первой вооружённой стычке с ними, состоявшейся в начале X в.<br>Военные походы приносили славу и богатство князю и дружинной верхушке. Для обеспечения войска продовольствием, оружием, транспортными средствами было решено увеличить дань. Дань собирали с населения путём так называемого полюдья. В произведении современника князя Игоря — византийского императора Константина Багрянородного — находим описание полюдья. Осенью, в ноябре, древнерусские князья отправлялись в последовательный круговой объезд своих подданных. Совершали такое «кормление» князья со своими дружинниками всю зиму. Когда же наступал апрель и таял лёд на Днепре, они возвращались в Киев. В 945 г., во время сбора дани в древлянской земле, подданные князя Игоря, возмущённые огромным размером дани, восстали и убили его. По легенде, древляне разбили войско Игоря, а князя привязали за ноги к двум наклонённым деревьям и отпустили их.
| + | '''Печенеги''' - кочевые тюркские племена, с IX в. населявшие Северное Причерноморье.<br>'''Полюдье '''- в древней Руси сбор князем с дружиной или его представителями дани с подчинённого населения.<br><br>В 943 г. Игорь совершил поход в Закавказье и завладел богатыми городами на Каспийском побережье. Это позволило киевским купцам торговать на Востоке. |
| | | |
| + | <br>Во времена Игоря в летописях появляются первые упоминания о появлении в южнорусских степях ко- чевников-печенегов. Летопись сообщает о первой вооружённой стычке с ними, состоявшейся в начале X в.<br>Военные походы приносили славу и богатство князю и дружинной верхушке. Для обеспечения войска продовольствием, оружием, транспортными средствами было решено увеличить дань. Дань собирали с населения путём так называемого полюдья. В произведении современника князя Игоря — византийского императора Константина Багрянородного — находим описание полюдья. Осенью, в ноябре, древнерусские князья отправлялись в последовательный круговой объезд своих подданных. Совершали такое «кормление» князья со своими дружинниками всю зиму. Когда же наступал апрель и таял лёд на Днепре, они возвращались в Киев. В 945 г., во время сбора дани в древлянской земле, подданные князя Игоря, возмущённые огромным размером дани, восстали и убили его. По легенде, древляне разбили войско Игоря, а князя привязали за ноги к двум наклонённым деревьям и отпустили их. |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_24.jpg|400px]] | + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 24.jpg|400px]] |
| | | |
- | ''Полюдье в одном из княжеских владений Картина К. Лебедева''<br><br>Представьте, что вы свидетель события, изображённого на исторической картине. Прислушайтесь к тому, как князь вершит суд над местными жителями; какие распоряжения отдаёт крестьянам управляющий, который собирает дань. Запишите в тетради план рассказа о полюдье, свидетелем которого вы были.<br> | + | ''Полюдье в одном из княжеских владений Картина К. Лебедева''<br><br>Представьте, что вы свидетель события, изображённого на исторической картине. Прислушайтесь к тому, как князь вершит суд над местными жителями; какие распоряжения отдаёт крестьянам управляющий, который собирает дань. Запишите в тетради план рассказа о полюдье, свидетелем которого вы были.<br> |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_25.jpg|400px]]<br>''Древляне убивают князя Игоря''<br> | + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 25.jpg|400px]]<br>''Древляне убивают князя Игоря''<br> |
| | | |
- | <br>''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.'' | + | <br>''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.'' |
- | | + | |
- | ''Прислано читателями с интернет-сайтов''
| + | |
| | | |
| + | ''Прислано читателями с интернет-сайтов'' |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 14:10, 9 ноября 2012
Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>> Первые Киевские правители
Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает, что первыми скандинавскими князьями, пришедшими на северные славянские земли, был Рюрик и два его брата, вскоре умершие. Одними из первых киевских правителей, согласно летописи, были Аскольд и Дир. «Повесть временных лет» содержит о них достаточно скупые сведения (см. текст исторического источника на с. 30).
Исторические источники «Повесть временных лет» об Аскольде и Дире И было у него [Рюрика] два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они [у Рюрика пойти] в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же [местные жители] ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построи¬ли городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Ас¬кольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
1. Как назывался путь, по которому Аскольд й Дир собирались идти в Царьград? 2. Почему жители городка на Днепре согласились, чтобы Аскольд и Дир стали их правителями? Как назывался этот «городок»?
Часть историков поддерживает версию автора «Повести временных лет», другие — считают Дира и Аскольда славянами, потомками легендарного Кия. В некоторых летописных источниках Аскольд упоминается как самый влиятельный и могущественный правитель раннего средневековья. Он принял титул кагана. Это дало ему возможность повысить международный авторитет Киевского княжества и поставить его на один уровень с Хазарией. За это византийские хронисты (летописцы) называли его «прегордым каганом».
После смерти новгородского правителя Рюрика престол был передан его малолетнему сыну Игорю, но фактическим правителем стал родственник Рюрика Олег. В «Повести временных лет» содержится рассказ о том, как в 882 г. Олег, прозванный Вещим, прибыл из Новгорода в Киев вместе с Игорем, коварно убил Аскольда и Дира и захватил власть (см. исторический источник). Киев стал столицей объединённого княжества — «матерью городов русских». В состав нового государственного объединения сначала вошли Новгородская земля и Киевское княжество.
Таким представляют потомки киевского правителя Аскольда
Убийство киевского правителя Аскольда новгородцами
Внимательно рассмотрите историческую картину. Сравните отрывки из летописи и сюжет картины. Как бы вы назвали эту картину?
Исторические источники «Повесть временных лет» об убийстве Аскольда В год 6390 [882]. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и кня¬жича Игоря. Придите к нам, к родичам своим».
Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальное [воины] из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика».
И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая назы¬вается ныне Угорской...
1. Найдите на карте (с. 19) названия племён, к которым принадлежали воины Олега. Какие из племён не обозначены на карте? Где на ней вы сделали бы соответствующие записи?
Во время правления в Киеве Олег (882- 912) расширил границы государства, основу которого составляли племена полян. К нему были присоединены древляне, уличи, радимичи, кривичи и северяне. Олег покорил и северные неславянские племена — чудь и мерю. Подчинение Киеву соседних княжеств дало Олегу возможность не только собирать дань с новых земель, но и привлекать их войска для общих походов. Как погиб Олег, точно неизвестно. Одна из версий гибели князя приводится в «Повести временных лет». По другим — Олег погиб во время похода в юго-восточные земли.
Князь Олег, прозванный летописцами (а позднее и писателями) Вещим, стал одним из любимейших героев древнерусского фольклора: дружинных песен.
Исторические источники «Повесть временных лет» о смерти Вещего Олега ...На пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кос¬ти и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер.
1. Какое произведение и какого автора на эту тему знакомо вам из уроков зарубежной литературы? Зачитайте отрывок, который более всего вам понра¬вился. Близко ли к тексту летописной легенды автор описал смерть Олега? 2. Является ли, по вашему мнению, эта летописная легенда достоверным историческим источником? Есть ли в её тексте слова, которые дают основа¬ние сомневаться в её правдивости? Ответ аргументируйте.
Аскольдова могила в Киеве. В настоящее время здесь стоит храм Св. Николая
Что ещё вам известно об этом историческом месте?
Народная память окутала имя князя причудливыми рассказами, связывая с ним события самых древних времён. Запомнился он не только как великий и талантливый полководец, но и как кудесник, умевший совершать чудеса — «обернуться и зверем, и птицей, и насекомым». Со временем за образом сказочного чудотворца почти исчез настоящий, правдивый образ правителя, княжившего в Киеве. Наука многого не знает об .Олеге: ни даты его рождения и смерти, ни имён родителей. С уверенностью можно говорить только о двух датах его бжнрафии — 907 г. (грандиозный поход на Царьград) и 911 г. — подписание русско-византийского соглашения. Но детальнее с этими событиями вы ознакомитесь несколько позже.
После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912-945). Он правил славянскими племенами и распространил свою власть на восточный Крым\и Таманский полуостров, где находилось Тмутараканское княжество.
П. Андрусив Поход Игоря
Внимательно рассмотрите историческую картину. Что можно рассказать по ней о войске Игоря?
Печенеги - кочевые тюркские племена, с IX в. населявшие Северное Причерноморье. Полюдье - в древней Руси сбор князем с дружиной или его представителями дани с подчинённого населения.
В 943 г. Игорь совершил поход в Закавказье и завладел богатыми городами на Каспийском побережье. Это позволило киевским купцам торговать на Востоке.
Во времена Игоря в летописях появляются первые упоминания о появлении в южнорусских степях ко- чевников-печенегов. Летопись сообщает о первой вооружённой стычке с ними, состоявшейся в начале X в. Военные походы приносили славу и богатство князю и дружинной верхушке. Для обеспечения войска продовольствием, оружием, транспортными средствами было решено увеличить дань. Дань собирали с населения путём так называемого полюдья. В произведении современника князя Игоря — византийского императора Константина Багрянородного — находим описание полюдья. Осенью, в ноябре, древнерусские князья отправлялись в последовательный круговой объезд своих подданных. Совершали такое «кормление» князья со своими дружинниками всю зиму. Когда же наступал апрель и таял лёд на Днепре, они возвращались в Киев. В 945 г., во время сбора дани в древлянской земле, подданные князя Игоря, возмущённые огромным размером дани, восстали и убили его. По легенде, древляне разбили войско Игоря, а князя привязали за ноги к двум наклонённым деревьям и отпустили их.
Полюдье в одном из княжеских владений Картина К. Лебедева
Представьте, что вы свидетель события, изображённого на исторической картине. Прислушайтесь к тому, как князь вершит суд над местными жителями; какие распоряжения отдаёт крестьянам управляющий, который собирает дань. Запишите в тетради план рассказа о полюдье, свидетелем которого вы были.
Древляне убивают князя Игоря
Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями с интернет-сайтов
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|