KNOWLEDGE HYPERMARKET


Искусство уроки
Строка 7: Строка 7:
Искусство  
Искусство  
-
<u>''История искусства:''</u>
+
<u>''История искусства:''</u>  
-
'''Первобытность'''
+
'''Первобытность'''  
-
40 т.л. до н.э. - появление кроманьонца - человека современного типа
+
40 т.л. до н.э. - появление кроманьонца - человека современного типа  
30 т.л. до н.э. - появление искусства 8 т.л. до н.э. - конец палеолита (иногда считают 12-8 т.л. мезолитом)  
30 т.л. до н.э. - появление искусства 8 т.л. до н.э. - конец палеолита (иногда считают 12-8 т.л. мезолитом)  
Строка 17: Строка 17:
3-2 т.л. до н.э. - конец неолита, начало эпохи бронзы  
3-2 т.л. до н.э. - конец неолита, начало эпохи бронзы  
-
'''Древний восток'''
+
'''Древний восток'''  
-
Возникновение первых цивилизаций в Египте и в Междуречье (Шумер, Аккад).
+
Возникновение первых цивилизаций в Египте и в Междуречье (Шумер, Аккад).  
Египет Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее Царство (XXI-XVIII вв.до н.э.),  
Египет Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее Царство (XXI-XVIII вв.до н.э.),  
-
Новое Царство (XVI-XI вв. до н.э.),
+
Новое Царство (XVI-XI вв. до н.э.),  
-
\Амарнская эпоха (XIV в. до н.э.)
+
\Амарнская эпоха (XIV в. до н.э.)  
Шумер (XXXII-XX вв. до н.э.)  
Шумер (XXXII-XX вв. до н.э.)  
-
Аккад (XXIV-XX вв. до н.э.) XX-XVII вв. до н.э. - Старовавилонский период
+
Аккад (XXIV-XX вв. до н.э.) XX-XVII вв. до н.э. - Старовавилонский период  
-
X-VII вв. до н.э. - Новый Вавилон и Ассирия
+
X-VII вв. до н.э. - Новый Вавилон и Ассирия  
IX в. - 331 г. до н.э. Персидская держава Ахеменидов  
IX в. - 331 г. до н.э. Персидская держава Ахеменидов  
Строка 41: Строка 41:
Кикладская культура 2000-1450 гг. до н.э.  
Кикладская культура 2000-1450 гг. до н.э.  
-
Критская культура 1800 г. до н.э. - приход ахейцев на Пелопонесс
+
Критская культура 1800 г. до н.э. - приход ахейцев на Пелопонесс  
-
1450 г. до н.э. – завоевание ахейцами Крита, формирование смешанной культуры
+
1450 г. до н.э. – завоевание ахейцами Крита, формирование смешанной культуры  
1200 г. до н.э. – дорийское завоевание, начало темных веков  
1200 г. до н.э. – дорийское завоевание, начало темных веков  
-
<br> '''Искусство древней Греции'''
+
<br> '''Искусство древней Греции'''  
-
XII-X вв. до н.э. Темные века, формирование греческого этноса
+
XII-X вв. до н.э. Темные века, формирование греческого этноса  
IX-VIII вв. до н.э. – геометрика  
IX-VIII вв. до н.э. – геометрика  
Строка 57: Строка 57:
490-450 гг. до н.э. - ранняя классика  
490-450 гг. до н.э. - ранняя классика  
-
450-400 гг. до н.э. - высокая классика
+
450-400 гг. до н.э. - высокая классика  
400-323 гг. до н.э. - поздняя классика III-I вв. (322-31 гг. до н.э.) - эллинизм  
400-323 гг. до н.э. - поздняя классика III-I вв. (322-31 гг. до н.э.) - эллинизм  
-
<br> '''Искусство этрусков и Древнего Рима'''
+
<br> '''Искусство этрусков и Древнего Рима'''  
-
VIII-III вв. до н.э. - искусство этрусков
+
VIII-III вв. до н.э. - искусство этрусков  
-
II-I вв. до н.э. - римское искусство эпохи республики
+
II-I вв. до н.э. - римское искусство эпохи республики  
I-II вв. н.э. - искусство ранней империи  
I-II вв. н.э. - искусство ранней империи  
-
III-IV вв. – искусство поздней империи
+
III-IV вв. – искусство поздней империи  
III-V вв. - раннехристианское искусство  
III-V вв. - раннехристианское искусство  
Строка 77: Строка 77:
476 г. – падение Западной Римской империи  
476 г. – падение Западной Римской империи  
-
<br> '''Византия '''
+
<br> '''Византия '''  
-
IV-VII вв. - эпоха Константина Великого и Юстиниана
+
IV-VII вв. - эпоха Константина Великого и Юстиниана  
730-843 гг. - период иконоборчества  
730-843 гг. - период иконоборчества  
Строка 95: Строка 95:
1453 г. - турецкое завоевание  
1453 г. - турецкое завоевание  
-
<br> '''Западная Европа'''
+
<br> '''Западная Европа'''  
-
IV-V вв. – Великое переселение народов
+
IV-V вв. – Великое переселение народов  
-
VI-VIII вв. - искусство варварских королевств
+
VI-VIII вв. - искусство варварских королевств  
к. VIII-X вв. - искусство Каролингов и Оттонов  
к. VIII-X вв. - искусство Каролингов и Оттонов  
-
XI-XII вв. - Романика
+
XI-XII вв. - Романика  
XII-XV вв. - Готика  
XII-XV вв. - Готика  
Строка 111: Строка 111:
Арс Нова в Нидерландах и Франции  
Арс Нова в Нидерландах и Франции  
-
XVIв. – Реформация в западной церкви
+
XVIв. – Реформация в западной церкви  
1490-1530 – Высокое Возрождение  
1490-1530 – Высокое Возрождение  
Строка 117: Строка 117:
XVI в. в Северной Европе -1530-1600 – Северное Возрождение  
XVI в. в Северной Европе -1530-1600 – Северное Возрождение  
 +
<br>
-
 
+
'''Позднее Возрождение и Маньеризм'''  
-
'''Позднее Возрождение и Маньеризм'''
+
XVII - Барокко и Классицизм  
XVII - Барокко и Классицизм  
-
1730-1760-е – Рококо
+
1730-1760-е – Рококо  
1789 – Революция во Франции  
1789 – Революция во Франции  
Строка 129: Строка 129:
1770-1830 - Неоклассицизм (1800-1830-е гг. - Ампир)  
1770-1830 - Неоклассицизм (1800-1830-е гг. - Ампир)  
-
1780-1830 - Романтизм
+
1780-1830 - Романтизм  
1830-1890 - Историзм, Реализм  
1830-1890 - Историзм, Реализм  
-
1870-1910 – Импрессионизм, Модерн (Ар Нуво)
+
1870-1910 – Импрессионизм, Модерн (Ар Нуво)  
-
1905 - фовизм, экспрессионизм 1910 - начало Модернизма (кубизм, абстрактное искусство), Ар Деко
+
1905 - фовизм, экспрессионизм 1910 - начало Модернизма (кубизм, абстрактное искусство), Ар Деко  
-
1920 - Дадаизм
+
1920 - Дадаизм  
1930- Сюрреализм  
1930- Сюрреализм  
-
1940 - "Новая вещественность", Абстрактный Экспрессионизм
+
1940 - "Новая вещественность", Абстрактный Экспрессионизм  
1950 – Поп-арт  
1950 – Поп-арт  
-
1960- оп-арт, боди-арт и т.д.
+
1960- оп-арт, боди-арт и т.д.  
 +
 
 +
1980-е - Постмодернизм
 +
 
 +
 
 +
 
 +
<u>''Виды искусства''</u>
-
1980-е - Постмодернизм
+
<br>'''Архитектура'''&nbsp; - это монументальный вид искусства, цель -&nbsp;&nbsp; создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, интенсивности солнечного света, от характера ландшафта,&nbsp; сейсмической безопасности и т. д.<br><br>Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.<br><br>Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.<br><br>ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО<br><br>Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.<br><br>ГРАФИКА<br><br>Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.<br><br>Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.<br><br>Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.<br><br>В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.<br><br>ЖИВОПИСЬ<br><br>Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.<br><br>Живопись подразделяется на:<br><br>- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.<br><br>- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.<br><br>Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):<br><br>- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.<br><br>- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.<br><br>- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.<br><br>- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.<br><br>- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.<br><br>- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.<br><br>-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.<br><br>В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.<br><br>СКУЛЬПТУРА<br><br>Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.<br><br>Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.<br><br>Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:<br><br>- горельеф - высокий рельеф,<br><br>- барельеф - низкий рельеф,<br><br>- контррельеф - врезной рельеф.<br><br>По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.<br><br>Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:<br><br>- памятники,<br><br>- монументы,<br><br>- мемориалы.<br><br>Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.<br><br>Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).<br><br>ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.<br><br>Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.<br><br>К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.<br><br>Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.<br><br>Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.<br><br>Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.<br><br>Основными народными промыслами России являются:<br><br>- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;<br><br>- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;<br><br>- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;<br><br>- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;<br><br>- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская<br><br>- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра<br><br>- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;<br><br>- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;<br><br>- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,<br><br>- Роспись по ткани - Павловские платки и шали<br><br>- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.<br><br>ЛИТЕРАТУРА<br><br>Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.<br><br>В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.<br><br>Литература подразделяется на:<br><br>- Художественную<br><br>- Учебную<br><br>- Историческую<br><br>- Научную<br><br>- Справочную<br><br>Основными жанрами литературы являются:<br><br>- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.<br><br>- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.<br><br>- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:<br><br>- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.<br><br>- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.<br><br>- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой<br><br>- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.<br><br>- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.<br><br>- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.<br><br>- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.<br><br>Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.<br><br>МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО<br><br>Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.<br><br>Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:<br><br>- на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;<br><br>- на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.<br><br>Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.<br><br>Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.<br><br>ХОРЕОГРАФИЯ<br><br>Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.<br><br>Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.<br><br>Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.<br><br>Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.<br><br>ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО<br><br>Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.<br><br>Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.<br><br>Театральные постановки подразделяются по жанрам:<br><br>- Драма;<br><br>- Трагедия;<br><br>- Комедия;<br><br>- Мюзикл и т.д.<br><br>Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.<br><br>ФОТОИСКУССТВО.<br><br>Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.<br><br>Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).<br><br>Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.<br><br>Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.<br><br>Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.<br><br>КИНОИСКУССТВО<br><br>Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.<br><br>Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.<br><br>Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.<br><br>Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.<br><br>Определены также жанры кино:<br><br>- драма,<br><br>- трагедия,<br><br>- фантастика,<br><br>- комедия,<br><br>- историческое и т.д.

Версия 11:14, 6 мая 2011

Гипермаркет знаний>>Искусство

Определение термина


Искусство

История искусства:

Первобытность

40 т.л. до н.э. - появление кроманьонца - человека современного типа

30 т.л. до н.э. - появление искусства 8 т.л. до н.э. - конец палеолита (иногда считают 12-8 т.л. мезолитом)

3-2 т.л. до н.э. - конец неолита, начало эпохи бронзы

Древний восток

Возникновение первых цивилизаций в Египте и в Междуречье (Шумер, Аккад).

Египет Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднее Царство (XXI-XVIII вв.до н.э.),

Новое Царство (XVI-XI вв. до н.э.),

\Амарнская эпоха (XIV в. до н.э.)

Шумер (XXXII-XX вв. до н.э.)

Аккад (XXIV-XX вв. до н.э.) XX-XVII вв. до н.э. - Старовавилонский период

X-VII вв. до н.э. - Новый Вавилон и Ассирия

IX в. - 331 г. до н.э. Персидская держава Ахеменидов

Искусство эгейского мира и ахейцев

2500-2000 гг. до н.э.

Кикладская культура 2000-1450 гг. до н.э.

Критская культура 1800 г. до н.э. - приход ахейцев на Пелопонесс

1450 г. до н.э. – завоевание ахейцами Крита, формирование смешанной культуры

1200 г. до н.э. – дорийское завоевание, начало темных веков


Искусство древней Греции

XII-X вв. до н.э. Темные века, формирование греческого этноса

IX-VIII вв. до н.э. – геометрика

VII-VI вв. до н.э. – архаика

490-450 гг. до н.э. - ранняя классика

450-400 гг. до н.э. - высокая классика

400-323 гг. до н.э. - поздняя классика III-I вв. (322-31 гг. до н.э.) - эллинизм


Искусство этрусков и Древнего Рима

VIII-III вв. до н.э. - искусство этрусков

II-I вв. до н.э. - римское искусство эпохи республики

I-II вв. н.э. - искусство ранней империи

III-IV вв. – искусство поздней империи

III-V вв. - раннехристианское искусство

395 г. – разделение Римской империи на Восточную и Западную

476 г. – падение Западной Римской империи


Византия

IV-VII вв. - эпоха Константина Великого и Юстиниана

730-843 гг. - период иконоборчества

867-1057 гг. - "Македонский ренессанс"

1057-1204 гг. - эпоха Комнинов

1204 г. – IV крестовый поход

1204-1261 – Латинская империя

1261-1453 гг. - "Палеологовский ренессанс"

1453 г. - турецкое завоевание


Западная Европа

IV-V вв. – Великое переселение народов

VI-VIII вв. - искусство варварских королевств

к. VIII-X вв. - искусство Каролингов и Оттонов

XI-XII вв. - Романика

XII-XV вв. - Готика

к. XIII-XIV в. – Проторенессанс в Италии

Арс Нова в Нидерландах и Франции

XVIв. – Реформация в западной церкви

1490-1530 – Высокое Возрождение

XVI в. в Северной Европе -1530-1600 – Северное Возрождение


Позднее Возрождение и Маньеризм

XVII - Барокко и Классицизм

1730-1760-е – Рококо

1789 – Революция во Франции

1770-1830 - Неоклассицизм (1800-1830-е гг. - Ампир)

1780-1830 - Романтизм

1830-1890 - Историзм, Реализм

1870-1910 – Импрессионизм, Модерн (Ар Нуво)

1905 - фовизм, экспрессионизм 1910 - начало Модернизма (кубизм, абстрактное искусство), Ар Деко

1920 - Дадаизм

1930- Сюрреализм

1940 - "Новая вещественность", Абстрактный Экспрессионизм

1950 – Поп-арт

1960- оп-арт, боди-арт и т.д.

1980-е - Постмодернизм


Виды искусства


Архитектура  - это монументальный вид искусства, цель -   создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, интенсивности солнечного света, от характера ландшафта,  сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

- горельеф - высокий рельеф,

- барельеф - низкий рельеф,

- контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

- памятники,

- монументы,

- мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

- Художественную

- Учебную

- Историческую

- Научную

- Справочную

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

- на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

- на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

- Драма;

- Трагедия;

- Комедия;

- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

- драма,

- трагедия,

- фантастика,

- комедия,

- историческое и т.д.