Личные инструменты

2168
з математики

132
учня

168
для 11 класу

443
відкореговано


Вашій увазі

24638
уроків


Устное выступление

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 10 класс>> Устное выступление



                                                                  Устное выступление


1-09-18.jpgК публицистическому стилю речи относятся не  только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления — речи, доклады на общественно-политические, нравственно-этические темы.

Главная задача устного выступления — это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
В публицистических выступлениях широко используются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.
В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и общественно- политическая, и разговорная. Если затрагиваются вопросы науки или техники, то встречаются и некоторые широкоупотребительные термины.

211. Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминаниях» писателя В. Вересаева.
Старушка украла жестяной3 чайник, стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет. Поднялся Плевако.

— Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь...

Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

1-09-20.jpg 1. Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими речевыми средствами?
2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжественного стиля. Какой оттенок придается им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок?

3. Как вы понимаете слово двунадесят? Разберите его по составу. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте?

1-09-18.jpgКаждому из вас в жизни не раз приходилось или  придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить?

1.    К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи: о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать; продумать выводы и обобщения.

Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, против чего предостеречь.

2.    Необходима личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Но если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты, авторитеты.

3.    Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из героинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над произношением. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

4.    Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

5.    Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей своей главной мыслью, аргументацией, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сделать своими единомышленниками.

6.    Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях — посредством жестов, скупых, но выразительных.

7.    Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий его план, в котором должно быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

8.    Постарайтесь по плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем- либо из товарищей произнесите его вслух (или запишите на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдельных слов.

Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех либо раздадутся реплики, вопросы.

Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление, кроме хорошего знания оратором своей темы, требует от него живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем он говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

212. Запишите текст, применяя правила правописания. Составьте его план.

Обществен(?)ые устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях а может быть с лекц..ями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искус(?)тве орат..ров и лекторов. (Не)стоит здесь повторять все что известно об ораторском искусстве. Скажу одно самое простое что(бы) выступление было интересным выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точ(?)ку зрения убедить в ней материал лекции должен быть для него самого привлекательным в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям заставить их почу(?)ствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея одна мысль которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует но и запомнится.

А (по)существу всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой(либо) идеи мысли стремитесь построить как поддер..ку того положительного что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных п..зиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д. Лихачев.)

213*. На основе теоретических сведений («Устное выступление») и текста упражнения 212 подготовьте два выступления: а) «Языковые и композиционные особенности устного публичного выступления»; б) «Как подготовиться к устному выступлению».

214. Прочитайте рассказ И. Андроникова (см. стр. 162). Какие вы сделаете для себя выводы о мастерстве рассказчика? Что помогает овладеть таким мастерством? Напишите об этом.

Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устными рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недоросля» смешно и похоже изображал Сумарокова. И, как пишет в биографии Фонвизина II. А. Вяземский, «забавляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар пере- дражнивания, представлял в лицах и начальника своего — шутка невинная!».

В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Гоголь, Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображения и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреплялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово.

Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сцены, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рассказ, рассказ «из жизни» — бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулисами, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михайло Семенович Щепкин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «животики надрывали», воспроизводил монолог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Алены, где ни неба, ни земли, ни воды, — одна зыбь поднебесная и часовой ходит...

Прославился в этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухоплаватель», «У пушки», создатель легендарного образа отставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказывавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих.

Большой популярностью пользовались устные выступления со сцены И. Л. Андроникова — о писателях, артистах, ученых. Многие из его устных выступлений записаны и опубликованы.


                                                      ИСТОРИЯ ЭТОГО РАССКАЗА


Это первая попытка перевести в буквы рассказ, который долгие годы существует только в устной моей передаче и входит в число самых для меня важных «устных рассказов». Но...

Бумага способна закрепить текст. И бессильна передать самый «спектакль», игру — тембр голоса, манеру произношения, «поведения лица», жесты, «мизансцены», а главное, интонации. И тем самым интонационный подтекст.

Что касается обеда, о котором рассказ, то тут соединились впечатления от многих встреч с Алексеем Николаевичем Толстым и от единственной с Василием Ивановичем Качаловым (потом-то, когда я уже исполнял этот рассказ публично, я не раз видел В. И. Качалова). Но в ту, раннюю пору недостаточность впечатлений восполняла память о спектаклях с Качаловым, которые я видел по два и даже по три раза.

Надо ли говорить, что рассказу предшествовало множество интонационных «эскизов», долгие, почти непроизвольные поиски интонаций, тембров, психологических наблюдений, вхождений в образ, за которыми можно было бы угадать «строение характера». <...>

Алексея Николаевича Толстого я знал в продолжение двадцати лет, в различные периоды его жизни и в самых различных обстоятельствах... <...>

Вскоре в кругу друзей, а потом и перед широким кругом знакомых я начал воспроизводить с преувеличением характер его речи, суждения, шутки, и говоренное им, и не говоренное им никогда, но в его духе. А потом мог в его образе, его голосом, в его манере импровизировать с ходу, без затруднений, потому что в эти минуты я больше был им и гораздо меньше собой.

Как-то зашли к нему соседи... По просьбе «публики» я показал Толстого и Маршака. От Алексея Толстого перешли к Льву Толстому, заговорили о спектакле «Воскресение» во МХАТе, о том, как исполняет роль «От автора» Василий Иванович Качалов. Я стал показывать, как Качалов читает, и упомянул про обед у Толстого. Шварц (драматург) потребовал, чтобы я показал все по порядку и в лицах. (Он часто заставлял меня вводить в оборот новые, еще не опробованные сюжеты.) Тут он сказал:

—    Сейчас же расскажи, как он приехал, как встретил его Толстой...
Я удивился:
—    У меня такого рассказа нет.
—    Нет, так будет.
—    Я даже не знаю, с чего начать.
—    А ты начни, и начнется.
—    Сперва они разговаривали в передней...
—    Так иди в переднюю и начинай.
Я вышел и голосом Толстого позвал:
—    Туся, Вася Качалов приехал!..

И рассказал все без запинки — примерно то, что вы уже знаете. Закончил цокотом лошадиных подков, изобразив это цоканье языком. С детства я цокал, изображая бег лошади, но не знал, к чему применить эти звуки. Наконец применение нашлось.

Когда я умолк, Шварц с хохотом стал при мне разбирать и пересказывать эту историю.

С тех пор я исполнял эту историю постоянно.4 В клубах интеллигенции.4 В гостях.4 В концертах. В войсках Калининского фронта. На Южном фронте. В партизанском отряде на Смоленской земле. Как и в других моих устных рассказах, текст каждый раз изменялся, применительно к аудитории, к ее представлениям. И каждый раз словесное наполнение и степень сходства диктовались чувством такта по отношению к теме, к аудитории и, естественно, к изображаемым мною лицам. Но, несмотря на порою лихие трансформации текста, сложившаяся конструкция оставалась. И многие части текста сохраняются до сих пор.

Вначале я исполнял этот рассказ в редакциях, в кулуарах Ленинградской Публичной библиотеки, в Пушкинском Доме, в гостях. В Москве начал исполнять на своих вечерах. Наконец и Толстой увидел себя.4 И себя — Качалов.4 Потом вместе с Алексеем Николаевичем Толстым я приехал к Алексею Максимовичу Горькому. И так случилось, что Горький попросил повторить этот рассказ еще и еще раз для вновь прибывавших к нему гостей. А через две недели мне снова посчастливилось в четвертый раз исполнить его перед Горьким. И Толстой ободрял меня своим доброжелательным смехом. Горький же не только одобрил рассказы, но заметил при этом импровизационные различия в тексте. Потом я не раз исполнял эту историю в доме Алексея Николаевича Толстого для гостей. Потом...

Потом это превратилось в воспоминание.

С ходом времени смешное улавливается все меньше. Да и сам рассказ стал строже — по исполнению. В 1946 году я записал его на магнитную ленту. Затем отрывок из него вошел в телевизионный фильм. И вот, наконец, первая попытка положить этот текст на бумагу. Судить о том, что из этого получилось, — не мне.

1-09-21.jpg Проанализируйте синтаксис рассказа И. Андроникова: какие предложения в нем преобладают, как они оформляются интонационно, как это связано со знаками препинания? Обратите внимание на виды придаточных предложений и на предложения с однородными членами, на использование причастных и деепричастных оборотов. Какова их роль в этом тексте?

215*. Учитесь импровизировать, т. е. составлять устный рассказ без предварительной подготовки: а) на фантастическую или сказочную тему (с описанием внешности действующих лиц); б) воспроизводя хорошо знакомые вам бытовые сцены, сцены из школьной жизни; в) по сюжетам теле- и кинофильмов, спектаклей, художественных произведений. Старайтесь войти в роль изображаемого персонажа, запомнить ход событий и вместе с тем постоянно варьировать словесное оформление, смысловые оттенки реплик, обрисовку характерных деталей. Одну из таких импровизаций исполните в классе, на уроке.
216. Что вам чаще всего вспоминается, когда вы надолго отлучаетесь из своего дома? Расскажите о деталях, которые особенно ярко вспоминаются.

Расскажите так, чтобы слушатели (или читатели) вам поверили, вместе с вами почувствовали красоту и значимость того, что волнует вашу душу, хотя оно, может быть, совсем обычное, простое, неприметное для постороннего глаза (дерево, ручеек, заветная дорожка, переулок, любимое занятие дома, знакомые, родные лица). Озаглавьте свой текст так, чтобы его название и содержание отражали основную мысль. После устного воспроизведения запишите его.

217*. Знаете ли вы лично хорошего рассказчика? Попробуйте передать письменно один из его рассказов, сохраняя стиль и образные выражения речи (сначала устно, потом письменно).

218.    Спишите и прокомментируйте каждую из пословиц: как она характеризует устную речь? Расскажите о содержащихся в пословицах орфографических и пунктуационных трудностях, предварительно сгруппировав их.

1. Нач..л с кувшина конч..л о бочке. 2. В огород.. буз..на а в Киеве дядька. 3. Много слов много ог..ворок. 4. Серде..ное слово до сер(?)ца доход..т. 5. Слова жемчуг но когда их много они теряют цену. 6. Слово с..р..бро молчание золото. 7. Слово не в..р..бей вылет..т не пойма..шь. 8. Слово молв..т е..л..вей поет.
219.    Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нем мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление о своем понимании взаимосвязи и соотношении этих двух свойств человеческой души, их восприятии разными людьми.

Добро (не)мож..т быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп ибо он бескорыстен и не преследует выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда когда он явно (не)мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым то(есть) (не)добрым. Повторяю истинно добрый поступок не может быть глуп он (вне)оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. (Д. Лихачев.)

1-09-18.jpg Доклад— наиболее сложная и ответственная фор- ма устных выступлений, отличающаяся полнотой раскрытия темы и законченностью.
В докладе, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис (основное положение), который надо раскрыть, доказать, и тезисы частные. Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше, при рассказе об устном выступлении. Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности.

1. Доклад тщательно готовится заранее, кратко, в виде тезисов формулируется каждое его положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

2.    Выступление строится с учетом главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе. От того, как присутствующие относятся к вашей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход всего доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать примерами, обосновать авторитетными ссылками, а какой можно не развертывать или совсем опустить.

3.    «Для успеха речи важно течение мысли лектора, — писал А. Кони. — Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо так построить речь, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., чтобы был естественный переход от одного к другому».

4.    Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием аналогии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.

5.    Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы и тревоги, перспективы и ожидания.

6.    Выступая с докладом, можно пользоваться тезисами и рабочими записями. Конкретная ситуация в ходе выступления требует (и довольно часто) особых слов, а иногда и перестройки всего выступления. При этом важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.

В докладе используются слова следует, нужно, необходимо, должно быть. Надо избегать семантически опустошенных слов: вот, это, это самое, так, ну, того, собственно говоря, мол, одним словом, можно сказать, э-э-э и др.

220. Подготовьте доклад о жизни одного из замечательных людей науки или искусства: выдающегося русского лингвиста, географа, физика, общественного деятеля, художника, артиста.



Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М. : Просвещение, 2009. — 287 с.


Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по русскому языку, рефераты и конспекты уроков по русскому языку для 10 класса скачать



Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников
 
Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 
 
Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.