|
|
(1 промежуточная версия не показана) | Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | <br>''' Зачем нужен закон?<br>'''<br>Имеются два принципиально различных подхода к предназначению закона. Определения закона, которые мы рассматривали в начале занятия в общих чертах, передают эти различия. | + | <u>'''Зачем нужен закон?'''</u>'''<br>'''<br>Имеются два принципиально различных подхода к предназначению закона. Определения [[Закон_и_права_человека|закона]], которые мы рассматривали в начале занятия в общих чертах, передают эти различия. |
| | | |
- | В первом случае закон рассматривается в качестве государственного инструмента наведения порядка. На первый план выводятся интересы государства. При этом нет никаких гарантий, что этот интерес не будет сведен к интересу какого-либо правителя. Закон, принятый в такой системе координат, может освятить произвол государственной власти. Абсолютизируется воля законодателя, рассматриваемая в отрыве от социально-экономических, политических и правовых условий. | + | В первом случае закон рассматривается в качестве государственного инструмента наведения порядка. На первый план выводятся интересы государства. При этом нет никаких гарантий, что этот интерес не будет сведен к интересу какого-либо правителя. Закон, принятый в такой системе координат, может освятить произвол государственной власти. Абсолютизируется воля законодателя, рассматриваемая в отрыве от социально-экономических, политических и правовых условий. |
| | | |
- | В данном случае право трактуется как нормы, порожденные и зависимые от государства, что с легкостью приводит к оправданию любых актов государственной власти, не связанных никакими соображениями гуманности, естественного права и справедливости, к поощрению произвола властвующих диктаторов, партий или группировок. Такое понимание права и закона долгое время навязывалось советскому обществу.<br><br>карт<br><br>Во втором случае на первый план выводится общественная польза. Закон выступает в качестве регулятора отношений в обществе. Содержание законов обуславливается социально-экономическими, политическими, правовыми и другими реалиями. Законом становятся только те нормы, которые принимаются обществом и, может быть, уже давно существуют; теперь же им придается нормативная форма. | + | В данном случае право трактуется как нормы, порожденные и зависимые от государства, что с легкостью приводит к оправданию любых актов государственной власти, не связанных никакими соображениями гуманности, естественного права и [[Права_человека_и_справедливость|справедливости]], к поощрению произвола властвующих диктаторов, партий или группировок. Такое понимание права и закона долгое время навязывалось советскому обществу.<br><br>[[Image:22-03-012.jpg|300px|юстиция значит справедливость]]<br><br>Во втором случае на первый план выводится общественная польза. Закон выступает в качестве регулятора отношений в обществе. Содержание законов обуславливается социально-экономическими, политическими, правовыми и другими реалиями. Законом становятся только те [[Социальные_нормы_и_отклоняющееся_поведение|нормы]], которые принимаются обществом и, может быть, уже давно существуют; теперь же им придается нормативная форма. |
| | | |
- | Смысл такого подхода к законам точно передал Дж. Локк, утверждая, что гражданские законы государств «лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться. Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе. Это — свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека. В то время как естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы». Таким образом, по мнению Локка, закон является выражением норм естественного права, ограничивающим свободы людей лишь в той мере, чтобы свободы одних не ущемляли свободы других, т.е. закон придает естественным правам рамки, делающие более комфортными общественные отношения. | + | Смысл такого подхода к законам точно передал Дж. Локк, утверждая, что гражданские законы государств «лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться. Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом [[B._Г._Короленко._«В_дурном_обществе»|обществе]]. Это — свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека. В то время как естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы». Таким образом, по мнению Локка, закон является выражением норм естественного права, ограничивающим свободы людей лишь в той мере, чтобы свободы одних не ущемляли свободы других, т.е. закон придает естественным правам рамки, делающие более комфортными общественные отношения. |
| | | |
- | Выводя право и закон из общественных отношений, можно заметить, что законы в таком случае нацелены в первую очередь на самореализацию человека, обеспечивают его права и свободы, помогают установить для этого оптимальные правовые, политические и т.д. условия развития. Понятно, что в реальности не всегда даже в странах развитой демократии удается выстроить все законодательство на таких основах. Но в любом случае законы выступают как внешняя оболочка правовой системы, соответствующая сложившейся в обществе социально-политической ситуации.<br><br><br> | + | Выводя право и закон из общественных отношений, можно заметить, что законы в таком случае нацелены в первую очередь на самореализацию человека, обеспечивают его права и свободы, помогают установить для этого оптимальные правовые, политические и т.д. условия развития. Понятно, что в реальности не всегда даже в странах развитой демократии удается выстроить все [[Современное_российское_законодательство|законодательство]] на таких основах. Но в любом случае законы выступают как внешняя оболочка правовой системы, соответствующая сложившейся в обществе социально-политической ситуации.<br><br><br> |
| + | |
| + | ''Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Права человека. [[10_класс_уроки|10 класс]]: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 224 с.'' |
| | | |
| <br> | | <br> |
- |
| |
- | ''Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Права человека. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 224 с.''
| |
- |
| |
- | <br> <br>
| |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 13:24, 22 августа 2012
Гипермаркет знаний>>Право>>Право 10 класс>> Зачем нужен закон
Зачем нужен закон?
Имеются два принципиально различных подхода к предназначению закона. Определения закона, которые мы рассматривали в начале занятия в общих чертах, передают эти различия.
В первом случае закон рассматривается в качестве государственного инструмента наведения порядка. На первый план выводятся интересы государства. При этом нет никаких гарантий, что этот интерес не будет сведен к интересу какого-либо правителя. Закон, принятый в такой системе координат, может освятить произвол государственной власти. Абсолютизируется воля законодателя, рассматриваемая в отрыве от социально-экономических, политических и правовых условий.
В данном случае право трактуется как нормы, порожденные и зависимые от государства, что с легкостью приводит к оправданию любых актов государственной власти, не связанных никакими соображениями гуманности, естественного права и справедливости, к поощрению произвола властвующих диктаторов, партий или группировок. Такое понимание права и закона долгое время навязывалось советскому обществу.
Во втором случае на первый план выводится общественная польза. Закон выступает в качестве регулятора отношений в обществе. Содержание законов обуславливается социально-экономическими, политическими, правовыми и другими реалиями. Законом становятся только те нормы, которые принимаются обществом и, может быть, уже давно существуют; теперь же им придается нормативная форма.
Смысл такого подхода к законам точно передал Дж. Локк, утверждая, что гражданские законы государств «лишь настолько справедливы, насколько они основываются на законе природы, посредством которого они должны регулироваться и истолковываться. Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе. Это — свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека. В то время как естественная свобода заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы». Таким образом, по мнению Локка, закон является выражением норм естественного права, ограничивающим свободы людей лишь в той мере, чтобы свободы одних не ущемляли свободы других, т.е. закон придает естественным правам рамки, делающие более комфортными общественные отношения.
Выводя право и закон из общественных отношений, можно заметить, что законы в таком случае нацелены в первую очередь на самореализацию человека, обеспечивают его права и свободы, помогают установить для этого оптимальные правовые, политические и т.д. условия развития. Понятно, что в реальности не всегда даже в странах развитой демократии удается выстроить все законодательство на таких основах. Но в любом случае законы выступают как внешняя оболочка правовой системы, соответствующая сложившейся в обществе социально-политической ситуации.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Права человека. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 224 с.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|