|
|
Строка 13: |
Строка 13: |
| '''Ход урока'''<br> | | '''Ход урока'''<br> |
| | | |
- | [[Image:отцы.jpg]] | + | [[Image:Отцы.jpg|298x298px]] |
| | | |
| Роман Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, стал не просто одним из лучших произведений автора, но и одним из его романов,который горячо обсуждали и критиковали. Причиной критики, резких высказываний и обвинений в адрес самого автора стал созданный им образ главного героя - Базарова. Базаров - это герой инсаровского типа, который появляется и действует теперь уже на родной земле. Он действительно нигилист, многое отвергает, ничего не воспринимает на веру. | | Роман Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, стал не просто одним из лучших произведений автора, но и одним из его романов,который горячо обсуждали и критиковали. Причиной критики, резких высказываний и обвинений в адрес самого автора стал созданный им образ главного героя - Базарова. Базаров - это герой инсаровского типа, который появляется и действует теперь уже на родной земле. Он действительно нигилист, многое отвергает, ничего не воспринимает на веру. |
Строка 19: |
Строка 19: |
| В его характере, поведении Тургенев сумел показать типические черты нового поколения, которое пришло на смену либералам. Эти люди значительно больше верили опытному знанию, чем теоретическим абстрагированием. Поэтому и Базаров «не верит» в науку. Подвергает сомнению все, чтобы выяснить, что пригодно, а что нет. Он враг абстракций, понимает ограниченность «общих определений» и не признает абсолютных истин. Он любит «отдельные факты» и конкретные знания. | | В его характере, поведении Тургенев сумел показать типические черты нового поколения, которое пришло на смену либералам. Эти люди значительно больше верили опытному знанию, чем теоретическим абстрагированием. Поэтому и Базаров «не верит» в науку. Подвергает сомнению все, чтобы выяснить, что пригодно, а что нет. Он враг абстракций, понимает ограниченность «общих определений» и не признает абсолютных истин. Он любит «отдельные факты» и конкретные знания. |
| | | |
- | Поэтому и искусству, по мнению Базарова, должна быть отведена лишь иллюстративная роль. Базаровское отрицание распространяется не только на «принципы», искусство - оно простирается значительно дальше. Базаров проводит резкую границу между народными требованиями, стремлениями, потребностями и народными суевериями. Отстаивая первые, он выступает против других. | + | Поэтому и искусству, по мнению Базарова, должна быть отведена лишь иллюстративная роль. Базаровское отрицание распространяется не только на «принципы», искусство - оно простирается значительно дальше. Базаров проводит резкую границу между народными требованиями, стремлениями, потребностями и народными суевериями. Отстаивая первые, он выступает против других. |
| | | |
- | [[Image:ася.jpg]] | + | [[Image:Ася.jpg|302x302px]] |
| | | |
| Аристократическая гордость Базарова вызвана тем, что его дед землю пахал, что любой крестьянин признает в нем соотечественника, он умеет говорить с народом, на правах «своего» может, если нужно, не стесняясь, говорить о народе жестокую правду. Базаров относится к заведомо героических натур. Он связан с народом, но в то же время и далек от него. Он наполовину вырос из земли, но действительно наполовину. Это слово для самого автора имеет важный смысл. Тургенев чувствует, что «негативный направление» Базарова берет свою силу и свои истоки в тех подспудно течениях, которые долгие годы струятся незримо, но в грозные периоды истории выбрасывают на поверхность русской жизни Распутиным и Пугачева. | | Аристократическая гордость Базарова вызвана тем, что его дед землю пахал, что любой крестьянин признает в нем соотечественника, он умеет говорить с народом, на правах «своего» может, если нужно, не стесняясь, говорить о народе жестокую правду. Базаров относится к заведомо героических натур. Он связан с народом, но в то же время и далек от него. Он наполовину вырос из земли, но действительно наполовину. Это слово для самого автора имеет важный смысл. Тургенев чувствует, что «негативный направление» Базарова берет свою силу и свои истоки в тех подспудно течениях, которые долгие годы струятся незримо, но в грозные периоды истории выбрасывают на поверхность русской жизни Распутиным и Пугачева. |
Строка 29: |
Строка 29: |
| Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением ещё вещь не трудная .Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман имеющий всевозможные направления поклонник вечной истины вечной красоты он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный а так сказать всегдашний писал критик.<br> Свой роман сам автор видел как инструмент "схватывания" и постижения своеобразия общественного процесса, следовательно, все то, что было предметом отражения, И. С. Тургенев рассматривал как основное, самое существенное, такое, что существует и осуществляется само по себе, по собственным ( социальными) законами, а свой роман - только как средство (поэтического в данном случае) его отражение (введение в светлое поле сознания). | | Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением ещё вещь не трудная .Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман имеющий всевозможные направления поклонник вечной истины вечной красоты он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный а так сказать всегдашний писал критик.<br> Свой роман сам автор видел как инструмент "схватывания" и постижения своеобразия общественного процесса, следовательно, все то, что было предметом отражения, И. С. Тургенев рассматривал как основное, самое существенное, такое, что существует и осуществляется само по себе, по собственным ( социальными) законами, а свой роман - только как средство (поэтического в данном случае) его отражение (введение в светлое поле сознания). |
| | | |
- | [[Image:отц.jpg]]<br> "Отцы и дети" традиционно интерпретируются как отражение полемики между либералами и демократами в некоторой степени как весомое событие этой полемики, разгоревшейся с новой силой именно с появлением романа. Любовь Базарова к Одинцовой истолковывается в указанной перспективе как дополнительный, хотя и важный, эпизод. Главное же, поведение Базарова отношении Одинцово характеризуется как отречение тех благородных целей, которые вдохновляли реальных демократов. Издавна известное определение Базарова как трагической фигуры связывается с его социальным статусом и поведением. Такое определение Базарова мы знаем со слов самого И. С. Тургенева. Писатель ссылается на Достоевского, якобы угадал его замысел. Однако трагичность Базарова Тургенев связывал с преждевременностью появления героя на исторической арене, что и делало его обреченным на гибель. Это, с одной стороны, фактически неверно, поскольку время революционных демократов уже наступил. С другой стороны, необходимым следствием гибели трагического героя должна быть изменение состояния мира, переход от ненадлежащего к должному. В романе это изменение действительно происходит, но она не сопряжена ни связью с социальными конфликтами. Поскольку социальная причина не признается достаточным для формирования и решения трагического конфликта, вопрос, таким образом, остается открытым. Хотя за полтора века истории изучения "Отцов и детей" эту проблему не оставлено без внимания, она лишь немного смущала ученых. Между тем проблема является важной и заслуживает внимания исследователей. <br> Надо отметить, что в последнее десятилетие исследовательские акценты в изучении романа существенно сместились. Социологические и даже социокультурные обобщения, а, тем более, перепевы классических толкований уступили место более или менее успешным загальноестетичним и собственно теоретико-литературным исследованиям. Заметным явлением стала монография С.М. Аюпова "Поэтика и стиль романа И. С. Тургенева" Отцы и дети "Эта работа отмечена многими острыми наблюдениями, местами даже экзотического характера при поддержке этимологических и нумерологических толкований. | + | [[Image:Отц.jpg|340x340px]]<br> "Отцы и дети" традиционно интерпретируются как отражение полемики между либералами и демократами в некоторой степени как весомое событие этой полемики, разгоревшейся с новой силой именно с появлением романа. Любовь Базарова к Одинцовой истолковывается в указанной перспективе как дополнительный, хотя и важный, эпизод. Главное же, поведение Базарова отношении Одинцово характеризуется как отречение тех благородных целей, которые вдохновляли реальных демократов. Издавна известное определение Базарова как трагической фигуры связывается с его социальным статусом и поведением. Такое определение Базарова мы знаем со слов самого И. С. Тургенева. Писатель ссылается на Достоевского, якобы угадал его замысел. Однако трагичность Базарова Тургенев связывал с преждевременностью появления героя на исторической арене, что и делало его обреченным на гибель. Это, с одной стороны, фактически неверно, поскольку время революционных демократов уже наступил. С другой стороны, необходимым следствием гибели трагического героя должна быть изменение состояния мира, переход от ненадлежащего к должному. В романе это изменение действительно происходит, но она не сопряжена ни связью с социальными конфликтами. Поскольку социальная причина не признается достаточным для формирования и решения трагического конфликта, вопрос, таким образом, остается открытым. Хотя за полтора века истории изучения "Отцов и детей" эту проблему не оставлено без внимания, она лишь немного смущала ученых. Между тем проблема является важной и заслуживает внимания исследователей. <br> Надо отметить, что в последнее десятилетие исследовательские акценты в изучении романа существенно сместились. Социологические и даже социокультурные обобщения, а, тем более, перепевы классических толкований уступили место более или менее успешным загальноестетичним и собственно теоретико-литературным исследованиям. Заметным явлением стала монография С.М. Аюпова "Поэтика и стиль романа И. С. Тургенева" Отцы и дети "Эта работа отмечена многими острыми наблюдениями, местами даже экзотического характера при поддержке этимологических и нумерологических толкований. |
| | | |
- | [[Image:Тургенев.jpg]]<br> С нашей точки зрения, любая попытка выявления отличного общепринятого, фона прочтения одного из самых известных романов русской литературы заслуживает поддержки и широкое обсуждение. <br> Одним из наиболее перспективных направлений в переосмыслении романа является прояснение онтологического трагизма романного конфликта. Правда, пока это направление реализуется только в масштабах статей, посвященных, как правило, расширению интертекстуальный пространства интерпретации "Отцов и детей". В то же время усиливается внимание к внутренним, так сказать, ресурсов романа, остававшиеся до сих пор практически нетронутым. Впрочем, надо отметить, философская доминанта соответствующих исследований тяготеет больше к размышлениям "по мотивам", чем к постижению имманентной философии романа, если о такой можно говорить. | + | [[Image:Тургенев.jpg|291x360px]]<br> С нашей точки зрения, любая попытка выявления отличного общепринятого, фона прочтения одного из самых известных романов русской литературы заслуживает поддержки и широкое обсуждение. <br> Одним из наиболее перспективных направлений в переосмыслении романа является прояснение онтологического трагизма романного конфликта. Правда, пока это направление реализуется только в масштабах статей, посвященных, как правило, расширению интертекстуальный пространства интерпретации "Отцов и детей". В то же время усиливается внимание к внутренним, так сказать, ресурсов романа, остававшиеся до сих пор практически нетронутым. Впрочем, надо отметить, философская доминанта соответствующих исследований тяготеет больше к размышлениям "по мотивам", чем к постижению имманентной философии романа, если о такой можно говорить. |
| | | |
- | [[Image:отцы ид.jpg]]<br> Если же говорить об органическом расширение нашего участия в шедевре Тургенева, то наиболее интересным и перспективным является четко оформленный интерес к протагонистов-антагонистов романа: Павла Петровича и Базарова. (Говоря об органичности, мы имеем в виду ту довольно редкую обстоятельство в "жизни классики", когда осмысление хрестоматийного произведения осуществляется не за счет новомодных переоценок ценностей, а в надежном и одновременно не в совсем, так сказать, обжитом русле устойчивого отношения к " текста ".) Надо полагать, что растущий интерес к фундаментальной трагичности романа Тургенева заслуживает более глубокое осмысление в собственное литературоведческом аспекте. Конечно, такая работа востребована лишь, если говорить серьезно, девульгаризациею, десоциологизациею истории "святой" (Ю. Манн) русской литературы.<br><br> Отредактировано и прислано Китаевым В.А | + | [[Image:Отцы ид.jpg|353x421px]]<br> Если же говорить об органическом расширение нашего участия в шедевре Тургенева, то наиболее интересным и перспективным является четко оформленный интерес к протагонистов-антагонистов романа: Павла Петровича и Базарова. (Говоря об органичности, мы имеем в виду ту довольно редкую обстоятельство в "жизни классики", когда осмысление хрестоматийного произведения осуществляется не за счет новомодных переоценок ценностей, а в надежном и одновременно не в совсем, так сказать, обжитом русле устойчивого отношения к " текста ".) Надо полагать, что растущий интерес к фундаментальной трагичности романа Тургенева заслуживает более глубокое осмысление в собственное литературоведческом аспекте. Конечно, такая работа востребована лишь, если говорить серьезно, девульгаризациею, десоциологизациею истории "святой" (Ю. Манн) русской литературы.<br><br> Отредактировано и прислано Китаевым В.А |
| | | |
| Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам]. | | Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам]. |
Версия 10:17, 17 декабря 2010
Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс.Полные уроки>>Литература: Отцы и дети .Полные уроки
Тема:Отцы и дети.
Цель урока: Анализ, характер и ознакомление с произведением.
Тип урока: Учебно-воспитательный.
Ход урока
Роман Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, стал не просто одним из лучших произведений автора, но и одним из его романов,который горячо обсуждали и критиковали. Причиной критики, резких высказываний и обвинений в адрес самого автора стал созданный им образ главного героя - Базарова. Базаров - это герой инсаровского типа, который появляется и действует теперь уже на родной земле. Он действительно нигилист, многое отвергает, ничего не воспринимает на веру.
В его характере, поведении Тургенев сумел показать типические черты нового поколения, которое пришло на смену либералам. Эти люди значительно больше верили опытному знанию, чем теоретическим абстрагированием. Поэтому и Базаров «не верит» в науку. Подвергает сомнению все, чтобы выяснить, что пригодно, а что нет. Он враг абстракций, понимает ограниченность «общих определений» и не признает абсолютных истин. Он любит «отдельные факты» и конкретные знания.
Поэтому и искусству, по мнению Базарова, должна быть отведена лишь иллюстративная роль. Базаровское отрицание распространяется не только на «принципы», искусство - оно простирается значительно дальше. Базаров проводит резкую границу между народными требованиями, стремлениями, потребностями и народными суевериями. Отстаивая первые, он выступает против других.
Аристократическая гордость Базарова вызвана тем, что его дед землю пахал, что любой крестьянин признает в нем соотечественника, он умеет говорить с народом, на правах «своего» может, если нужно, не стесняясь, говорить о народе жестокую правду. Базаров относится к заведомо героических натур. Он связан с народом, но в то же время и далек от него. Он наполовину вырос из земли, но действительно наполовину. Это слово для самого автора имеет важный смысл. Тургенев чувствует, что «негативный направление» Базарова берет свою силу и свои истоки в тех подспудно течениях, которые долгие годы струятся незримо, но в грозные периоды истории выбрасывают на поверхность русской жизни Распутиным и Пугачева.
Сам Тургенев во многом не соглашался со своим героем. Он был приверженцем постепенных изменений, либеральных реформ, поэтому спорил со своим героем, боролся с ним, но понимал и давал почувствовать читателю, что боролся с гигантом, мнение и жизнь, чья натура и сила не могут не вызывать уважения.
Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением ещё вещь не трудная .Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман имеющий всевозможные направления поклонник вечной истины вечной красоты он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный а так сказать всегдашний писал критик. Свой роман сам автор видел как инструмент "схватывания" и постижения своеобразия общественного процесса, следовательно, все то, что было предметом отражения, И. С. Тургенев рассматривал как основное, самое существенное, такое, что существует и осуществляется само по себе, по собственным ( социальными) законами, а свой роман - только как средство (поэтического в данном случае) его отражение (введение в светлое поле сознания).
"Отцы и дети" традиционно интерпретируются как отражение полемики между либералами и демократами в некоторой степени как весомое событие этой полемики, разгоревшейся с новой силой именно с появлением романа. Любовь Базарова к Одинцовой истолковывается в указанной перспективе как дополнительный, хотя и важный, эпизод. Главное же, поведение Базарова отношении Одинцово характеризуется как отречение тех благородных целей, которые вдохновляли реальных демократов. Издавна известное определение Базарова как трагической фигуры связывается с его социальным статусом и поведением. Такое определение Базарова мы знаем со слов самого И. С. Тургенева. Писатель ссылается на Достоевского, якобы угадал его замысел. Однако трагичность Базарова Тургенев связывал с преждевременностью появления героя на исторической арене, что и делало его обреченным на гибель. Это, с одной стороны, фактически неверно, поскольку время революционных демократов уже наступил. С другой стороны, необходимым следствием гибели трагического героя должна быть изменение состояния мира, переход от ненадлежащего к должному. В романе это изменение действительно происходит, но она не сопряжена ни связью с социальными конфликтами. Поскольку социальная причина не признается достаточным для формирования и решения трагического конфликта, вопрос, таким образом, остается открытым. Хотя за полтора века истории изучения "Отцов и детей" эту проблему не оставлено без внимания, она лишь немного смущала ученых. Между тем проблема является важной и заслуживает внимания исследователей. Надо отметить, что в последнее десятилетие исследовательские акценты в изучении романа существенно сместились. Социологические и даже социокультурные обобщения, а, тем более, перепевы классических толкований уступили место более или менее успешным загальноестетичним и собственно теоретико-литературным исследованиям. Заметным явлением стала монография С.М. Аюпова "Поэтика и стиль романа И. С. Тургенева" Отцы и дети "Эта работа отмечена многими острыми наблюдениями, местами даже экзотического характера при поддержке этимологических и нумерологических толкований.
С нашей точки зрения, любая попытка выявления отличного общепринятого, фона прочтения одного из самых известных романов русской литературы заслуживает поддержки и широкое обсуждение. Одним из наиболее перспективных направлений в переосмыслении романа является прояснение онтологического трагизма романного конфликта. Правда, пока это направление реализуется только в масштабах статей, посвященных, как правило, расширению интертекстуальный пространства интерпретации "Отцов и детей". В то же время усиливается внимание к внутренним, так сказать, ресурсов романа, остававшиеся до сих пор практически нетронутым. Впрочем, надо отметить, философская доминанта соответствующих исследований тяготеет больше к размышлениям "по мотивам", чем к постижению имманентной философии романа, если о такой можно говорить.
Если же говорить об органическом расширение нашего участия в шедевре Тургенева, то наиболее интересным и перспективным является четко оформленный интерес к протагонистов-антагонистов романа: Павла Петровича и Базарова. (Говоря об органичности, мы имеем в виду ту довольно редкую обстоятельство в "жизни классики", когда осмысление хрестоматийного произведения осуществляется не за счет новомодных переоценок ценностей, а в надежном и одновременно не в совсем, так сказать, обжитом русле устойчивого отношения к " текста ".) Надо полагать, что растущий интерес к фундаментальной трагичности романа Тургенева заслуживает более глубокое осмысление в собственное литературоведческом аспекте. Конечно, такая работа востребована лишь, если говорить серьезно, девульгаризациею, десоциологизациею истории "святой" (Ю. Манн) русской литературы.
Отредактировано и прислано Китаевым В.А
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|