Древние античные центры культуры и цивилизации восточного и центрального Средиземноморья продолжали функционировать. Следовательно византийцы сохранили непосредственную связь с культурными и идеологическими традициями античности, которые, правда, подвергались принципиальному переосмыслению. Благодаря этой связи средневековая культура Византии всегда имела в своем русле так называемый антикизующую струю, что дало основания говорить о многочисленных периоды предвозрождения (македонское, комнинское, палеологское - названия по династиями византийских императоров). В действительности же в Византии античные традиции никогда полностью не исчезали, следовательно возрождаться и не имели оснований. На улицах византийских городов продолжали стоять многочисленные эллинистические статуи, поэты продолжали писать традиционные дифирамбы и поэмы, империя не оставляла надежд на восстановление политического единства с Западом. Здесь продолжало действовать кодифицировано в VI в. императором Юстинианом римское право, работали унаследованные от поздней античности школы (хотя философские школы, включая Афинскую Академию, был принудительно закрыт тем самым Юстинианом).
Древние античные центры культуры и цивилизации восточного и центрального Средиземноморья продолжали функционировать. Следовательно византийцы сохранили непосредственную связь с культурными и идеологическими традициями античности, которые, правда, подвергались принципиальному переосмыслению. Благодаря этой связи средневековая культура Византии всегда имела в своем русле так называемый антикизующую струю, что дало основания говорить о многочисленных периоды предвозрождения (македонское, комнинское, палеологское - названия по династиями византийских императоров). В действительности же в Византии античные традиции никогда полностью не исчезали, следовательно возрождаться и не имели оснований. На улицах византийских городов продолжали стоять многочисленные эллинистические статуи, поэты продолжали писать традиционные дифирамбы и поэмы, империя не оставляла надежд на восстановление политического единства с Западом. Здесь продолжало действовать кодифицировано в VI в. императором Юстинианом римское право, работали унаследованные от поздней античности школы (хотя философские школы, включая Афинскую Академию, был принудительно закрыт тем самым Юстинианом).
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-1.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-1.jpg]]
-
'''Юстиниан'''
+
'''Юстиниан'''
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-2.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-2.jpg]]
-
+
-
'''Юстиниан и супруга'''
+
+
'''Юстиниан и супруга'''
+
<br>
Выдающийся церковный и культурный деятель Григорий Богослов (IV в.) Называл традиционное образование самым драгоценным наследством христиан от прошлого. Собственно, благодаря использованию в учебном процессе и определенном интереса к сохранению культурной традиции произведения античных писателей и мыслителей смогли дойти до наших дней. Византийцы упорно именовались "ромеями", то есть римлянами, хотя пользовались модернизированным вариантом классического греческого языка и другими приобретениями эллинистической культуры.
Выдающийся церковный и культурный деятель Григорий Богослов (IV в.) Называл традиционное образование самым драгоценным наследством христиан от прошлого. Собственно, благодаря использованию в учебном процессе и определенном интереса к сохранению культурной традиции произведения античных писателей и мыслителей смогли дойти до наших дней. Византийцы упорно именовались "ромеями", то есть римлянами, хотя пользовались модернизированным вариантом классического греческого языка и другими приобретениями эллинистической культуры.
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-3.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-3.jpg]]
-
+
-
'''Григорий Богослов'''
+
+
'''Григорий Богослов'''
+
<br>
На иконах византийских храмов нередко изображали некоторых античных философов, зачастую Платона. В плотном связи с традициями античной философии происходило развитие философии христианской (учения о Логосе Гераклита, Эпикурейское учения о душевных наслаждений, стоическая этика и теория ценностей, крайний аскетизм и юродство, неоплатоническую учение о иерархическое строение вселенной, о эманации и др.). Естественные знания базировались на античных традициях и развивали их.
На иконах византийских храмов нередко изображали некоторых античных философов, зачастую Платона. В плотном связи с традициями античной философии происходило развитие философии христианской (учения о Логосе Гераклита, Эпикурейское учения о душевных наслаждений, стоическая этика и теория ценностей, крайний аскетизм и юродство, неоплатоническую учение о иерархическое строение вселенной, о эманации и др.). Естественные знания базировались на античных традициях и развивали их.
Строка 64:
Строка 64:
На Западе ситуация была совершенно иной. Вследствие Великого переселения народов, которое сопровождалось не только войнами, но и многочисленными эпидемиями, периодами голода и другими катаклизмами, античная инфраструктура городов и путей сообщения была полностью разрушена. Древний Рим, в V в. неоднократно ограблен "варварами", благодаря их христианизованным потомкам, с течением времени поднялся из руин, но уже не столько как политический, а прежде всего как культурно-религиозный центр Запада. Под влиянием более развитой римско-эллинской культуры "варварские" общества переживают процесс романизации (который начался еще во времена Римской империи), усваивают латинский язык как письменную и даже священную, перенимают некоторые римские правовые институты, другие остатки римской культуры. Образованные римляне занимали высокие должности в "варварских правительствах". Виднейшими посредниками между античностью и новым культурным периодом выступили на Западе богослов Августин Блаженный, философ Боэций, энциклопедисты Кассиодор и Исидор Севильский. Постепенно осознавалась необходимость сбора остатков разрушенного и награбленного "варварами" как образцов и материала для создания новой культуры. До зрелого и позднего Средневековья античная литература и философия (хотя не в оригинале, а в комментариях церковных деятелей) изучались в школах и университетах.
На Западе ситуация была совершенно иной. Вследствие Великого переселения народов, которое сопровождалось не только войнами, но и многочисленными эпидемиями, периодами голода и другими катаклизмами, античная инфраструктура городов и путей сообщения была полностью разрушена. Древний Рим, в V в. неоднократно ограблен "варварами", благодаря их христианизованным потомкам, с течением времени поднялся из руин, но уже не столько как политический, а прежде всего как культурно-религиозный центр Запада. Под влиянием более развитой римско-эллинской культуры "варварские" общества переживают процесс романизации (который начался еще во времена Римской империи), усваивают латинский язык как письменную и даже священную, перенимают некоторые римские правовые институты, другие остатки римской культуры. Образованные римляне занимали высокие должности в "варварских правительствах". Виднейшими посредниками между античностью и новым культурным периодом выступили на Западе богослов Августин Блаженный, философ Боэций, энциклопедисты Кассиодор и Исидор Севильский. Постепенно осознавалась необходимость сбора остатков разрушенного и награбленного "варварами" как образцов и материала для создания новой культуры. До зрелого и позднего Средневековья античная литература и философия (хотя не в оригинале, а в комментариях церковных деятелей) изучались в школах и университетах.
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-4.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-4.jpg]]
-
+
-
Византийский храм св.Софии
+
+
Византийский храм св.Софии
+
<br>
Естественно, что из массива греко-римского наследия новая культурная эпоха наиболее переняла не от классического периода, а от Поздней античности, для которой были характерны интерес выразительными средствами искусства, увлечение символикой, аллегориями, эмблематический образами, которые должны были отражать не внешние, а внутренние, сущностные характеристики лиц, предметов и явлений. Характерно, что впервые уже вполне в средневековом духе теоретически наметил задачи и художественный метод нового искусства принципиальный язычник III в., лидер философской школы неоплатоников Плотин. В частности, в живописи Плотин призывал изображать все предметы так, чтобы избегать присущей людям несовершенства зрения, в результате которой предметы, расположенные дальше от наблюдателя, выглядят меньше и бледнее, чем расположенные ближе. Следует изображать их так, как они выглядят вблизи при всестороннем освещении. Живопись должна избегать пространственной глубины и теней, чтобы сквозь материальную оболочку достичь изображения сущности. Изображаемая поверхность должна излучать сияние, которое является "блеском внутренней формы вещи", то есть, за Плотином, ее настоящей красотой.
Естественно, что из массива греко-римского наследия новая культурная эпоха наиболее переняла не от классического периода, а от Поздней античности, для которой были характерны интерес выразительными средствами искусства, увлечение символикой, аллегориями, эмблематический образами, которые должны были отражать не внешние, а внутренние, сущностные характеристики лиц, предметов и явлений. Характерно, что впервые уже вполне в средневековом духе теоретически наметил задачи и художественный метод нового искусства принципиальный язычник III в., лидер философской школы неоплатоников Плотин. В частности, в живописи Плотин призывал изображать все предметы так, чтобы избегать присущей людям несовершенства зрения, в результате которой предметы, расположенные дальше от наблюдателя, выглядят меньше и бледнее, чем расположенные ближе. Следует изображать их так, как они выглядят вблизи при всестороннем освещении. Живопись должна избегать пространственной глубины и теней, чтобы сквозь материальную оболочку достичь изображения сущности. Изображаемая поверхность должна излучать сияние, которое является "блеском внутренней формы вещи", то есть, за Плотином, ее настоящей красотой.
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-5.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-5.jpg]]
-
+
-
'''Плотин'''
+
-
+
+
'''Плотин'''
-
[[Image:ist17-3-polllllnn.gif]]
+
<br>
+
[[Image:Ist17-3-polllllnn.gif]]
+
<br>
Предусмотренное церковным календарем круглогодичное почитание Христа и Марии Богородицы, а также ангелов, святых, различных реликвий и чудесных событий заслонили собой многочисленные культы языческих богов и связанных с ними традиций. Искусство также многими идеологами средневековой культуры, начиная с Василия Великого (IV в.), Трактовалось как Библия для неграмотных. Традиции племенного язычества, комплекс народных обычаев и коллективных представлений, который опирался на мифопоэтическое восприятие действительности, устная поэзия, упорный острый юмор карнавалов - все это со временем нашло отражение в средневековой культуре. Большое значение для развития "высокой", элитной культуры Средневековья имели традиции родоплеменной знати, из которых позже развились придворный этикет и традиции рыцарства.
Предусмотренное церковным календарем круглогодичное почитание Христа и Марии Богородицы, а также ангелов, святых, различных реликвий и чудесных событий заслонили собой многочисленные культы языческих богов и связанных с ними традиций. Искусство также многими идеологами средневековой культуры, начиная с Василия Великого (IV в.), Трактовалось как Библия для неграмотных. Традиции племенного язычества, комплекс народных обычаев и коллективных представлений, который опирался на мифопоэтическое восприятие действительности, устная поэзия, упорный острый юмор карнавалов - все это со временем нашло отражение в средневековой культуре. Большое значение для развития "высокой", элитной культуры Средневековья имели традиции родоплеменной знати, из которых позже развились придворный этикет и традиции рыцарства.
Строка 90:
Строка 90:
В архитектуре Киевской Руси произошло переплетение привнесенных и местных традиций. Именно из Византии было заимствовано архитектурную форму крестово-купольного храма, основой которого является квадрат, разделенный четырьмя столбами, а помещения, которые присоединяются к подкупольного пространства, образуют архитектурный крест. Храм мог быть расширен за счет достроек к этим прилегающих помещений. Это было важным нововведением. По этой схеме были сведены Десятинную церковь и собор св. Софии в Киеве.
В архитектуре Киевской Руси произошло переплетение привнесенных и местных традиций. Именно из Византии было заимствовано архитектурную форму крестово-купольного храма, основой которого является квадрат, разделенный четырьмя столбами, а помещения, которые присоединяются к подкупольного пространства, образуют архитектурный крест. Храм мог быть расширен за счет достроек к этим прилегающих помещений. Это было важным нововведением. По этой схеме были сведены Десятинную церковь и собор св. Софии в Киеве.
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-6.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-6.jpg]]
=== Закрепление выученного материала ===
=== Закрепление выученного материала ===
Строка 124:
Строка 124:
| Расширение границ
| Расширение границ
|-
|-
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
|}
|}
-
=== Видеоматериал к уроку ===
+
=== Видеоматериал к уроку ===
{{#ev:youtube|ZI7ljydCIUg}}
{{#ev:youtube|ZI7ljydCIUg}}
Строка 149:
Строка 149:
*uk.wikipedia.org
*uk.wikipedia.org
-
Над уроком работали:
+
'''Над уроком работали:'''
+
+
Колногорцева И. М.
+
+
Петрова М. Г.
+
+
Любименко В.В.
<br> Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.
<br> Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.
изучить особенности некоторых сфер жизни византийцев, изучить соотношение византийской и русской культур, их переплетение
Задачи урока
узнать об особенностях развития Византии в период раннего Средневековья
запомнить основных исторических личностей периода, их заслуги
закрепить выученный материал
усовершенствовать навыки ведения дискуссии
научиться критическому отношению к видеоматериалу
План урока
Приветствие и мотивация
Изучение нового материала
Закрепление выученного материала
Домашнее задание
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Исторические личности
Юстиниан І
Лев VI
Лев III
Комнины (династия)
Ход урока
Приветствие и мотивация
Прием 1. Приветствие и объявление темы
Прием 2. Проверка отсутствующих
Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?
Изучение нового материала
Древние античные центры культуры и цивилизации восточного и центрального Средиземноморья продолжали функционировать. Следовательно византийцы сохранили непосредственную связь с культурными и идеологическими традициями античности, которые, правда, подвергались принципиальному переосмыслению. Благодаря этой связи средневековая культура Византии всегда имела в своем русле так называемый антикизующую струю, что дало основания говорить о многочисленных периоды предвозрождения (македонское, комнинское, палеологское - названия по династиями византийских императоров). В действительности же в Византии античные традиции никогда полностью не исчезали, следовательно возрождаться и не имели оснований. На улицах византийских городов продолжали стоять многочисленные эллинистические статуи, поэты продолжали писать традиционные дифирамбы и поэмы, империя не оставляла надежд на восстановление политического единства с Западом. Здесь продолжало действовать кодифицировано в VI в. императором Юстинианом римское право, работали унаследованные от поздней античности школы (хотя философские школы, включая Афинскую Академию, был принудительно закрыт тем самым Юстинианом).
Юстиниан
Юстиниан и супруга
Выдающийся церковный и культурный деятель Григорий Богослов (IV в.) Называл традиционное образование самым драгоценным наследством христиан от прошлого. Собственно, благодаря использованию в учебном процессе и определенном интереса к сохранению культурной традиции произведения античных писателей и мыслителей смогли дойти до наших дней. Византийцы упорно именовались "ромеями", то есть римлянами, хотя пользовались модернизированным вариантом классического греческого языка и другими приобретениями эллинистической культуры.
Григорий Богослов
На иконах византийских храмов нередко изображали некоторых античных философов, зачастую Платона. В плотном связи с традициями античной философии происходило развитие философии христианской (учения о Логосе Гераклита, Эпикурейское учения о душевных наслаждений, стоическая этика и теория ценностей, крайний аскетизм и юродство, неоплатоническую учение о иерархическое строение вселенной, о эманации и др.). Естественные знания базировались на античных традициях и развивали их.
На Западе ситуация была совершенно иной. Вследствие Великого переселения народов, которое сопровождалось не только войнами, но и многочисленными эпидемиями, периодами голода и другими катаклизмами, античная инфраструктура городов и путей сообщения была полностью разрушена. Древний Рим, в V в. неоднократно ограблен "варварами", благодаря их христианизованным потомкам, с течением времени поднялся из руин, но уже не столько как политический, а прежде всего как культурно-религиозный центр Запада. Под влиянием более развитой римско-эллинской культуры "варварские" общества переживают процесс романизации (который начался еще во времена Римской империи), усваивают латинский язык как письменную и даже священную, перенимают некоторые римские правовые институты, другие остатки римской культуры. Образованные римляне занимали высокие должности в "варварских правительствах". Виднейшими посредниками между античностью и новым культурным периодом выступили на Западе богослов Августин Блаженный, философ Боэций, энциклопедисты Кассиодор и Исидор Севильский. Постепенно осознавалась необходимость сбора остатков разрушенного и награбленного "варварами" как образцов и материала для создания новой культуры. До зрелого и позднего Средневековья античная литература и философия (хотя не в оригинале, а в комментариях церковных деятелей) изучались в школах и университетах.
Византийский храм св.Софии
Естественно, что из массива греко-римского наследия новая культурная эпоха наиболее переняла не от классического периода, а от Поздней античности, для которой были характерны интерес выразительными средствами искусства, увлечение символикой, аллегориями, эмблематический образами, которые должны были отражать не внешние, а внутренние, сущностные характеристики лиц, предметов и явлений. Характерно, что впервые уже вполне в средневековом духе теоретически наметил задачи и художественный метод нового искусства принципиальный язычник III в., лидер философской школы неоплатоников Плотин. В частности, в живописи Плотин призывал изображать все предметы так, чтобы избегать присущей людям несовершенства зрения, в результате которой предметы, расположенные дальше от наблюдателя, выглядят меньше и бледнее, чем расположенные ближе. Следует изображать их так, как они выглядят вблизи при всестороннем освещении. Живопись должна избегать пространственной глубины и теней, чтобы сквозь материальную оболочку достичь изображения сущности. Изображаемая поверхность должна излучать сияние, которое является "блеском внутренней формы вещи", то есть, за Плотином, ее настоящей красотой.
Предусмотренное церковным календарем круглогодичное почитание Христа и Марии Богородицы, а также ангелов, святых, различных реликвий и чудесных событий заслонили собой многочисленные культы языческих богов и связанных с ними традиций. Искусство также многими идеологами средневековой культуры, начиная с Василия Великого (IV в.), Трактовалось как Библия для неграмотных. Традиции племенного язычества, комплекс народных обычаев и коллективных представлений, который опирался на мифопоэтическое восприятие действительности, устная поэзия, упорный острый юмор карнавалов - все это со временем нашло отражение в средневековой культуре. Большое значение для развития "высокой", элитной культуры Средневековья имели традиции родоплеменной знати, из которых позже развились придворный этикет и традиции рыцарства.
В результате взаимодействия рудиментов античного рабовладельческого и "варварского" родоплеменного строя развиваются новые общественные отношения феодализма. Производственные отношения в условиях Средних веков опирались на собственность феодала на землю и долевую собственность крестьянина. Крепостная зависимость крестьянина от феодала почти не отличалась от рабства, однако феодализм создал некоторые возможности развития экономики, прогресса культуры. Наряду с собственностью феодала существовала личная собственность крестьян и ремесленников.
Фишки для любопытных
В архитектуре Киевской Руси произошло переплетение привнесенных и местных традиций. Именно из Византии было заимствовано архитектурную форму крестово-купольного храма, основой которого является квадрат, разделенный четырьмя столбами, а помещения, которые присоединяются к подкупольного пространства, образуют архитектурный крест. Храм мог быть расширен за счет достроек к этим прилегающих помещений. Это было важным нововведением. По этой схеме были сведены Десятинную церковь и собор св. Софии в Киеве.
Закрепление выученного материала
1. Чем связаны русская и византийская культуры?
2. Что такое "греческий огонь"?
3. Кто входил в сенат?
4. Кто был самым крупным землевладельцем в 8 веке?
5. Какой эдикт издал Лев ІІІ?
6. Расскажите об аграрной политике византийских властей.
Домашнее задание
Изучить материал темы по учебнику
Заполнить словарики дат и терминов
По желанию: сделать доклад на тему "Политические отношения Руси и Византии"
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Заполнить табличку с помощью учебника
Византия при Юстиниане
Религиозность
Законотворчество
Расширение границ
Видеоматериал к уроку
Использованные источники
Урок изучения нового материала по теме: "Византийская империя — наследница Рима" Колногорцевой И. М., учителя истории (festival.1september.ru)
Урок МХК "Мир византийской культуры" Петровой М. Г., учителя МХК (festival.1september.ru)
Носков В. В., Климов О. Ю. Всеобщая история. 10 класс. Учебник. Базовый уровень - Вентана-Граф, 2011 г.
lesson-history.narod.ru
uk.wikipedia.org
Над уроком работали:
Колногорцева И. М.
Петрова М. Г.
Любименко В.В.
Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.
Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.