KNOWLEDGE HYPERMARKET


Положение в государстве во времена правления Ярославичей
(Новая страница: «'''Гипермаркет знаний>>История>>[[Исто...»)
м
 
Строка 1: Строка 1:
-
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[История 7 класc|История 7 класс]]&gt;&gt;Положение в государстве во времена правления Ярославичей<metakeywords>Положение в государстве, во времена правления Ярославичей, урок, история, класс</metakeywords>'''  
+
'''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]&gt;&gt;[[История|История]]&gt;&gt;[[История_7_класс|История 7 класс]]&gt;&gt;Положение в государстве во времена правления Ярославичей<metakeywords>Положение в государстве, во времена правления Ярославичей, урок, история, класс</metakeywords>'''  
<br>  
<br>  
Строка 5: Строка 5:
1.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Вспомните, опираясь на знания по истории средних веков, что та¬кое феодальная раздробленность.<br>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp; ''Что такое триумвират?'' Вспомните из истории Древнего мира, ка¬ким государством и в какой период руководил триумвират.<br>&nbsp;<br>Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 г. в возрасте 76 лет. Похоронили его в Софийском соборе в мраморном саркофаге. Сохранилась надпись XI в. на стене храма об этом событии. Останки славного князя сохранились до наших времён. Помня о том, сколько крови пролилось во время братоубийственной войны за киевский престол после смерти отца, Ярослав Мудрый позаботился, чтобы между его сыновьями подобного не произошло. Он завещал такой принцип наследования власти, при котором на киевский престол садится старший среди братьев. Когда он умирает, его место занимает следующий по старшинству брат. Таким образом, каждый из сыновей должен был побывать на киевском столе. Ожидая своей очереди, братья правили отдельными землями, признавая верховенство своего старшего брата.  
1.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Вспомните, опираясь на знания по истории средних веков, что та¬кое феодальная раздробленность.<br>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp; ''Что такое триумвират?'' Вспомните из истории Древнего мира, ка¬ким государством и в какой период руководил триумвират.<br>&nbsp;<br>Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 г. в возрасте 76 лет. Похоронили его в Софийском соборе в мраморном саркофаге. Сохранилась надпись XI в. на стене храма об этом событии. Останки славного князя сохранились до наших времён. Помня о том, сколько крови пролилось во время братоубийственной войны за киевский престол после смерти отца, Ярослав Мудрый позаботился, чтобы между его сыновьями подобного не произошло. Он завещал такой принцип наследования власти, при котором на киевский престол садится старший среди братьев. Когда он умирает, его место занимает следующий по старшинству брат. Таким образом, каждый из сыновей должен был побывать на киевском столе. Ожидая своей очереди, братья правили отдельными землями, признавая верховенство своего старшего брата.  
 +
<br>
 +
У Ярослава Мудрого было пятеро сыновей, и каждого из них он наделил отдельным княжеством. Самый старший Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяслав, Игорь — Волынь, а Вячеслав — Смоленщину. Внуку Ростиславу досталась Галицкая земля. Трое старших братьев образовали между собой политический союз — триумвират — и вместе управляли государством. Совместно ходили в военные походы против кочевников: торков и половцев. Но единственной их целью было расширение и увеличение собственных владений, зачастую за счёт своих братьев. Так, в 1057 г. после смерти Вячеслава старшие братья перевели Игоря из Волыни в Смоленск, а Волынь захватил Изяслав. Когда Игорь умер, трое братьев разделили между собой Смоленские земли. В 1067 г Изяслав, Святослав и Всеволод захватили Полоцкое<br>княжество, а полоцкого князя бросили в киевскую тюрьму. Позже Святослав занял Новгород, а Всеволод — Смоленск. Такие действия трёх братьев возмутили младших представителей династии Рюриковичей, и в конце XI в. начинается жестокая борьба за киевский престол и удельные княжества.
-
У Ярослава Мудрого было пятеро сыновей, и каждого из них он наделил отдельным княжеством. Самый старший Изяслав получил Киев, Святослав Чернигов, Всеволод — Переяслав, Игорь — Волынь, а Вячеслав — Смоленщину. Внуку Ростиславу досталась Галицкая земля. Трое старших братьев образовали между собой политический союз — триумвират — и вместе управляли государством. Совместно ходили в военные походы против кочевников: торков и половцев. Но единственной их целью было расширение и увеличение собственных владений, зачастую за счёт своих братьев. Так, в 1057 г. после смерти Вячеслава старшие братья перевели Игоря из Волыни в Смоленск, а Волынь захватил Изяслав. Когда Игорь умер, трое братьев разделили между собой Смоленские земли. В 1067 г Изяслав, Святослав и Всеволод захватили Полоцкое<br>княжество, а полоцкого князя бросили в киевскую тюрьму. Позже Святослав занял Новгород, а Всеволод — Смоленск. Такие действия трёх братьев возмутили младших представителей династии Рюриковичей, и в конце XI в. начинается жестокая борьба за киевский престол и удельные княжества.
+
<br>Княжеские междоусобицы усилились в связи с появлением новых внешних врагов — половцев.<br>'''<br>Торки''' - племена тюрков, кочевавшие в южнорусских степях в X-XIII вв.  
-
<br>Княжеские междоусобицы усилились в связи с появлением новых внешних врагов — половцев.<br>'''<br>Торки''' - племена тюрков, кочевавшие в южнорусских степях в X-XIII вв.
+
'''<br>Половцы''' — тюркский кочевой народ, населявший в XI—ХIII вв. степи между Дунаем и Волгой, в том числе Крым и бассейн Дона и Северского Донца.<br>
-
'''<br>Половцы''' — тюркский кочевой народ, населявший в XI—ХIII вв. степи между Дунаем и Волгой, в том числе Крым и бассейн Дона и Северского Донца.<br>
+
[[Image:UstoriyaUkr7kl 100.jpg|200px]]
-
[[Image:ustoriyaUkr7kl_100.jpg|200px]]
+
<br>
 +
'''В записную книжку эрудита<br>Половецкие бабы'''<br>Едва ли не наиболее интересными памятниками культуры поздних кочевников периода Средневековья являются половецкие каменные скульптуры, более известные как «каменные бабы». Половцы ставили их на курганах в XI — первой трети XIII в., таким образом отдавая дань памяти своим предкам. Изображались как мужчины так и женщины. Это были люди, занимавшие высокое положение в половецком обществе — ханы, главы родов, знатные воины и их жёны.<br>
 +
Еще в начале XX в. таких каменных статуй было очень много на территории степной Украины, в частности в бассейне Северского Донца. Но позже большинство этих скульптур было утрачено, а сохранившиеся сосредоточены в музейных коллекциях.
-
'''В записную книжку эрудита<br>Половецкие бабы'''<br>Едва ли не наиболее интересными памятниками культуры поздних кочевников периода Средневековья являются половецкие каменные скульптуры, более известные как «каменные бабы». Половцы ставили их на курганах в XI — первой трети XIII в., таким образом отдавая дань памяти своим предкам. Изображались как мужчины так и женщины. Это были люди, занимавшие высокое положение в половецком обществе — ханы, главы родов, знатные воины и их жёны.<br>
+
<br>''1. Как вы думаете, почему большинство половецких баб на протяжении восьми веков сохранились в степях, а в XX в. практически исчезли?''<br>[[Image:UstoriyaUkr7kl 101.jpg]]
-
Еще в начале XX в. таких каменных статуй было очень много на территории степной Украины, в частности в бассейне Северского Донца. Но позже большинство этих скульптур было утрачено, а сохранившиеся сосредоточены в музейных коллекциях.
+
''Половецкие бабы — экспонаты Исторического музея в Киеве''
-
<br>''1. Как вы думаете, почему большинство половецких баб на протяжении восьми веков сохранились в степях, а в XX в. практически исчезли?''<br>[[Image:ustoriyaUkr7kl_101.jpg]]
+
<br>  
-
''Половецкие бабы — экспонаты Исторического музея в Киеве''
+
[[Image:UstoriyaUkr7kl 102.jpg|350px]]
 +
''Н. Рерих Половецкий стан''<br><br>Во второй половине XI в. половецкие племена перешли из северо-западных казахских территорий в южноукраинские степи и вытеснили печенегов. Основными занятиями половцев было кочевое скотоводство и торговля. Впервые эти кочевники упоминаются в русских летописях около 1054 г. С 1055 г. они постоянно нападали на Русь, опустошая Киевскую, Переяславскую и Черниговскую земли.
 +
<br>В начале сентября 1068 г. половцы напали на Переяславскую землю. Переяславский князь Всеволод обратился за помощью к своим братьям — Изяславу, князю киевскому, и Святославу, князю черниговскому. Изяслав собрал в Киеве ополчение, состоящее из местного населения. Каждый из братьев привёл свою дружину. Битва с половцами состоялась на р. Альта и закончилась поражением трёх братьев Ярославичей.<br>
-
[[Image:ustoriyaUkr7kl_102.jpg|350px]]
+
'''Вотчина''' - (древнерус. «отчина» — родительская собственность) — наследственная земельная собственность князей, бояр и других членов господствующей верхушки в Киевской Руси и средневековой Украине.  
-
''Н. Рерих Половецкий стан''<br><br>Во второй половине XI в. половецкие племена перешли из северо-западных казахских территорий в южноукраинские степи и вытеснили печенегов. Основными занятиями половцев было кочевое скотоводство и торговля. Впервые эти кочевники упоминаются в русских летописях около 1054 г. С 1055 г. они постоянно нападали на Русь, опустошая Киевскую, Переяславскую и Черниговскую земли.
+
<br>Первые вотчины возникают во II половине XI в. сначала как княжеские; боярские вотчины образуются в XI и ХП вв. До того земля была в коллективной собственности господствующего сословия.  
-
<br>В начале сентября 1068 г. половцы напали на Переяславскую землю. Переяславский князь Всеволод обратился за помощью к своим братьям — Изяславу, князю киевскому, и Святославу, князю черниговскому. Изяслав собрал в Киеве ополчение, состоящее из местного населения. Каждый из братьев привёл свою дружину. Битва с половцами состоялась на р. Альта и закончилась поражением трёх братьев Ярославичей.<br>
+
<br>Известно три пути возникновения вотчин:<br>а)&nbsp;&nbsp;&nbsp; перерастание родоплеменной собственности на землю в феодальную;<br>б)&nbsp;&nbsp;&nbsp; предоставление земель вассалам;<br>в)&nbsp;&nbsp;&nbsp; захват феодалами земель свободных общинников.
-
'''Вотчина''' - (древнерус. «отчина» — родительская собственность) — наследственная земельная собственность князей, бояр и других членов господствующей верхушки в Киевской Руси и средневековой Украине.
+
<br>После XII в. вотчина иногда образовывалась путём покупки земель у крестьян боярами и княжескими дружинниками.<br><br>С остатками дружин князья бежали в свои земли.  
-
<br>Первые вотчины возникают во II половине XI в. сначала как княжеские; боярские вотчины образуются в XI и ХП вв. До того земля была в коллективной собственности господствующего сословия.
+
<br>Уцелевшие киевские ополченцы также вернулись в Киев. Они стали требовать от князя Изяслава, чтобы тот организовал новый поход на половцев с их участием. Вместо этого Изяслав выжидал. Ополченцы собрали народное вече на Подоле и начали требовать от Изяслава коней и оружие. Киевский князь отказал им, боясь вооружать возбуждённый народ. Это стало поводом к восстанию в Киеве. 15 сентября 1068 г. восставшие киевляне освободили Всеслава Полоцкого из тюрьмы и посадили его княжить в [[Перестройка Киева. Церковная и культурная жизнь. Образование|Киеве]]. Потом пошли в княжеский двор, ограбили его и забрали большое количество золота и серебра. Изяслав с небольшой частью бояр убежал в Польшу.  
-
<br>Известно три пути возникновения вотчин:<br>а)&nbsp;&nbsp;&nbsp; перерастание родоплеменной собственности на землю в феодальную;<br>б)&nbsp;&nbsp;&nbsp; предоставление земель вассалам;<br>в)&nbsp;&nbsp;&nbsp; захват феодалами земель свободных общинников.
+
<br>Весной 1069 г. Изяслав вместе с братом своей жены, польским королём Болеславом ll Смелым, двинулся на Киев. Киевляне опять организовали ополчение и совместно с дружиной и князем Всеславом выступили навстречу врагам к г. Белгород. Но Всеслав оказался трусом. Он ночью оставил дружину, киевское ополчение и убежал к себе в Полоцк. Ополченцы остались без руководителя. Это вынудило их вернуться в Киев. Изяслав послал в Киев своего сына Мстислава, который жестоко расправился с повстанцами. И в мае 1069 г. Изяслав уже опять княжил в Киеве.  
-
<br>После XII в. вотчина иногда образовывалась путём покупки земель у крестьян боярами и княжескими дружинниками.<br><br>С остатками дружин князья бежали в свои земли.
+
<br>Было восстановлено правление трёх Ярославичей. В 1072 г. состоялось совещание князей в Вышгороде. Оно было посвящено перенесению мощей Святых Бориса и Глеба в новую церковь. Тогда же князья Ярославичи внесли изменения и дополнения в кодекс законов «Русская правда». Они выдали новый свод законов под названием «Правда Ярославичей». Изменения в первую очередь касались собственности на землю. Если в «Русской правде» собственность на землю была коллективной, то в «Правде Ярославичей» декларируется индивидуальная собственность на землю, пока ещё исключительно княжеская. В новом кодексе были заложены принципы управления государством тремя братьями, поскольку государство было общей собственностью потомков Ярослава. Ярославичи считали города с землями, завещанными им отцом, своей вотчиной (отчиной). Отсюда происходит современное, всем знакомое слово «Отчизна».  
-
<br>Уцелевшие киевские ополченцы также вернулись в Киев. Они стали требовать от князя Изяслава, чтобы тот организовал новый поход на половцев с их участием. Вместо этого Изяслав выжидал. Ополченцы собрали народное вече на Подоле и начали требовать от Изяслава коней и оружие. Киевский князь отказал им, боясь вооружать возбуждённый народ. Это стало поводом к восстанию в Киеве. 15 сентября 1068 г. восставшие киевляне освободили Всеслава Полоцкого из тюрьмы и посадили его княжить в [[Перестройка_Киева._Церковная_и_культурная_жизнь._Образование|Киев]]е. Потом пошли в княжеский двор, ограбили его и забрали большое количество золота и серебра. Изяслав с небольшой частью бояр убежал в Польшу.
+
<br>Таким образом, формирование феодальных вотчинных отношений оказывало влияние на политическую жизнь государства и приводило к политической [[Феодальная раздробленность Руси|раздробленности]].<br><br>'''В записную книжку эрудита<br>Две дочки Всеволода Ярославича — две судьбы'''<br>У князя Всеволода Ярославича были две дочери — Анна (Янка) и Евпраксия. По-раз- ному сложились их судьбы.<br>Анна Всеволодовна родилась около 1068 г. Во время своего второго пребывания на ки¬евском престоле князь Всеволод отправил в Византию посольство, которое возглавила его дочь Анна. Выбор князя не был продиктован семейными интересами: на послов возлагалась важная государственная миссия, успех которой полностью зависел от сме¬калки, настойчивости, тактичности, в конечном счёте — высокой культуры и образо¬ванности главы делегации. Этими качествами среди отцовского окружения заметно выделялась Анна Всеволодовна. С государственным поручением она справилась успешно, ещё и привезла в Киев нового митрополита. Немногим позже состоялось обручение Анны с сыном византийского императора Константина Дукой Старшим. Одна¬ко до свадьбы дело не дошло, и Анна стала монахиней, приняв имя Янка. Но княжна не превратилась в затворницу, отдававшуюся лишь молитвам и постам. Вскоре она стала игуменьей Андреевского (Яичиного) монастыря, построенного для неё отцом. Здесь она основала первую на Руси школу для девочек, где преподавала ученицам чтение, письмо, различные ремёсла.  
-
<br>Весной 1069 г. Изяслав вместе с братом своей жены, польским королём Болеславом ll Смелым, двинулся на Киев. Киевляне опять организовали ополчение и совместно с дружиной и князем Всеславом выступили навстречу врагам к г. Белгород. Но Всеслав оказался трусом. Он ночью оставил дружину, киевское ополчение и убежал к себе в Полоцк. Ополченцы остались без руководителя. Это вынудило их вернуться в Киев. Изяслав послал в Киев своего сына Мстислава, который жестоко расправился с повстанцами. И в мае 1069 г. Изяслав уже опять княжил в Киеве.
+
<br>Жизнь второй дочери киевского князя Евпраксии Всеволодовны — тернистый путь скитаний и страданий. 12-летней девочкой отец отправил её на чужбину, в Саксонию, обручив с маркграфом Генрихом Штаденским. В Германии Евпраксия несколько лет находилась в Кведлиибургском монастыре на попечении аббатисы Адельгейды. В 1086 г. состоялась свадьба с маркграфом, но брак длился недолго: в следующем году Генрих умер, а Евпраксия вернулась в монастырь. Здесь с ней познакомился император Священной Римской империи Генрих IV, и в 1089 г. они сыграли свадьбу. При коронации, состоявшейся в Кёльне, Евпраксия получила имя Адельгейда. Императрица принимала участие в политической жизни, сопровождала мужа в его деловых поездках и тому подобное. От Генриха IV Адельгейда претерпела много страданий и впоследствии вернулась на [[Византия и Русь|Русь]]. Там Адельгейда-Евпраксия постриглась в монахини.  
-
<br>Было восстановлено правление трёх Ярославичей. В 1072 г. состоялось совещание князей в Вышгороде. Оно было посвящено перенесению мощей Святых Бориса и Глеба в новую церковь. Тогда же князья Ярославичи внесли изменения и дополнения в кодекс законов «Русская правда». Они выдали новый свод законов под названием «Правда Ярославичей». Изменения в первую очередь касались собственности на землю. Если в «Русской правде» собственность на землю была коллективной, то в «Правде Ярославичей» декларируется индивидуальная собственность на землю, пока ещё исключительно княжеская. В новом кодексе были заложены принципы управления государством тремя братьями, поскольку государство было общей собственностью потомков Ярослава. Ярославичи считали города с землями, завещанными им отцом, своей вотчиной (отчиной). Отсюда происходит современное, всем знакомое слово «Отчизна».
+
<br>Украинский писатель П. Загребельный описал в одном из художественных произведений («Евпраксия») жизненный путь Евпраксии Всеволодовны.  
-
 
+
-
<br>Таким образом, формирование феодальных вотчинных отношений оказывало влияние на политическую жизнь государства и приводило к политической [[Феодальная_раздробленность_Руси|раздробленности]].<br><br>'''В записную книжку эрудита<br>Две дочки Всеволода Ярославича — две судьбы'''<br>У князя Всеволода Ярославича были две дочери — Анна (Янка) и Евпраксия. По-раз- ному сложились их судьбы.<br>Анна Всеволодовна родилась около 1068 г. Во время своего второго пребывания на ки¬евском престоле князь Всеволод отправил в Византию посольство, которое возглавила его дочь Анна. Выбор князя не был продиктован семейными интересами: на послов возлагалась важная государственная миссия, успех которой полностью зависел от сме¬калки, настойчивости, тактичности, в конечном счёте — высокой культуры и образо¬ванности главы делегации. Этими качествами среди отцовского окружения заметно выделялась Анна Всеволодовна. С государственным поручением она справилась успешно, ещё и привезла в Киев нового митрополита. Немногим позже состоялось обручение Анны с сыном византийского императора Константина Дукой Старшим. Одна¬ко до свадьбы дело не дошло, и Анна стала монахиней, приняв имя Янка. Но княжна не превратилась в затворницу, отдававшуюся лишь молитвам и постам. Вскоре она стала игуменьей Андреевского (Яичиного) монастыря, построенного для неё отцом. Здесь она основала первую на Руси школу для девочек, где преподавала ученицам чтение, письмо, различные ремёсла.
+
-
 
+
-
<br>Жизнь второй дочери киевского князя Евпраксии Всеволодовны — тернистый путь скитаний и страданий. 12-летней девочкой отец отправил её на чужбину, в Саксонию, обручив с маркграфом Генрихом Штаденским. В Германии Евпраксия несколько лет находилась в Кведлиибургском монастыре на попечении аббатисы Адельгейды. В 1086 г. состоялась свадьба с маркграфом, но брак длился недолго: в следующем году Генрих умер, а Евпраксия вернулась в монастырь. Здесь с ней познакомился император Священной Римской империи Генрих IV, и в 1089 г. они сыграли свадьбу. При коронации, состоявшейся в Кёльне, Евпраксия получила имя Адельгейда. Императрица принимала участие в политической жизни, сопровождала мужа в его деловых поездках и тому подобное. От Генриха IV Адельгейда претерпела много страданий и впоследствии вернулась на [[Византия_и_Русь|Русь]]. Там Адельгейда-Евпраксия постриглась в монахини.
+
-
 
+
-
<br>Украинский писатель П. Загребельный описал в одном из художественных произведений («Евпраксия») жизненный путь Евпраксии Всеволодовны.
+
<br>''1. Как вы думаете, почему принадлежность к княжеской семье, наличие большого материального достатка не обеспечили личного счастья дочерям князя Всеволода?''<br><br>  
<br>''1. Как вы думаете, почему принадлежность к княжеской семье, наличие большого материального достатка не обеспечили личного счастья дочерям князя Всеволода?''<br><br>  
 +
<br>
 +
''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. [[История|История]] Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.<br>Прислано читателями с интернет-сайта''
-
''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. [[История|История]] Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.<br>Прислано читателями с интернет-сайта''
+
<br>  
-
 
+
-
 
+
  '''<u>Содержание урока</u>'''
  '''<u>Содержание урока</u>'''

Текущая версия на 12:34, 15 ноября 2012

Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>>Положение в государстве во времена правления Ярославичей


1.    Вспомните, опираясь на знания по истории средних веков, что та¬кое феодальная раздробленность.
2.    Что такое триумвират? Вспомните из истории Древнего мира, ка¬ким государством и в какой период руководил триумвират.
 
Ярослав Мудрый умер 20 февраля 1054 г. в возрасте 76 лет. Похоронили его в Софийском соборе в мраморном саркофаге. Сохранилась надпись XI в. на стене храма об этом событии. Останки славного князя сохранились до наших времён. Помня о том, сколько крови пролилось во время братоубийственной войны за киевский престол после смерти отца, Ярослав Мудрый позаботился, чтобы между его сыновьями подобного не произошло. Он завещал такой принцип наследования власти, при котором на киевский престол садится старший среди братьев. Когда он умирает, его место занимает следующий по старшинству брат. Таким образом, каждый из сыновей должен был побывать на киевском столе. Ожидая своей очереди, братья правили отдельными землями, признавая верховенство своего старшего брата.


У Ярослава Мудрого было пятеро сыновей, и каждого из них он наделил отдельным княжеством. Самый старший Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяслав, Игорь — Волынь, а Вячеслав — Смоленщину. Внуку Ростиславу досталась Галицкая земля. Трое старших братьев образовали между собой политический союз — триумвират — и вместе управляли государством. Совместно ходили в военные походы против кочевников: торков и половцев. Но единственной их целью было расширение и увеличение собственных владений, зачастую за счёт своих братьев. Так, в 1057 г. после смерти Вячеслава старшие братья перевели Игоря из Волыни в Смоленск, а Волынь захватил Изяслав. Когда Игорь умер, трое братьев разделили между собой Смоленские земли. В 1067 г Изяслав, Святослав и Всеволод захватили Полоцкое
княжество, а полоцкого князя бросили в киевскую тюрьму. Позже Святослав занял Новгород, а Всеволод — Смоленск. Такие действия трёх братьев возмутили младших представителей династии Рюриковичей, и в конце XI в. начинается жестокая борьба за киевский престол и удельные княжества.


Княжеские междоусобицы усилились в связи с появлением новых внешних врагов — половцев.

Торки
- племена тюрков, кочевавшие в южнорусских степях в X-XIII вв.


Половцы
— тюркский кочевой народ, населявший в XI—ХIII вв. степи между Дунаем и Волгой, в том числе Крым и бассейн Дона и Северского Донца.

UstoriyaUkr7kl 100.jpg


В записную книжку эрудита
Половецкие бабы

Едва ли не наиболее интересными памятниками культуры поздних кочевников периода Средневековья являются половецкие каменные скульптуры, более известные как «каменные бабы». Половцы ставили их на курганах в XI — первой трети XIII в., таким образом отдавая дань памяти своим предкам. Изображались как мужчины так и женщины. Это были люди, занимавшие высокое положение в половецком обществе — ханы, главы родов, знатные воины и их жёны.

Еще в начале XX в. таких каменных статуй было очень много на территории степной Украины, в частности в бассейне Северского Донца. Но позже большинство этих скульптур было утрачено, а сохранившиеся сосредоточены в музейных коллекциях.


1. Как вы думаете, почему большинство половецких баб на протяжении восьми веков сохранились в степях, а в XX в. практически исчезли?
UstoriyaUkr7kl 101.jpg

Половецкие бабы — экспонаты Исторического музея в Киеве


UstoriyaUkr7kl 102.jpg

Н. Рерих Половецкий стан

Во второй половине XI в. половецкие племена перешли из северо-западных казахских территорий в южноукраинские степи и вытеснили печенегов. Основными занятиями половцев было кочевое скотоводство и торговля. Впервые эти кочевники упоминаются в русских летописях около 1054 г. С 1055 г. они постоянно нападали на Русь, опустошая Киевскую, Переяславскую и Черниговскую земли.


В начале сентября 1068 г. половцы напали на Переяславскую землю. Переяславский князь Всеволод обратился за помощью к своим братьям — Изяславу, князю киевскому, и Святославу, князю черниговскому. Изяслав собрал в Киеве ополчение, состоящее из местного населения. Каждый из братьев привёл свою дружину. Битва с половцами состоялась на р. Альта и закончилась поражением трёх братьев Ярославичей.

Вотчина - (древнерус. «отчина» — родительская собственность) — наследственная земельная собственность князей, бояр и других членов господствующей верхушки в Киевской Руси и средневековой Украине.


Первые вотчины возникают во II половине XI в. сначала как княжеские; боярские вотчины образуются в XI и ХП вв. До того земля была в коллективной собственности господствующего сословия.


Известно три пути возникновения вотчин:
а)    перерастание родоплеменной собственности на землю в феодальную;
б)    предоставление земель вассалам;
в)    захват феодалами земель свободных общинников.


После XII в. вотчина иногда образовывалась путём покупки земель у крестьян боярами и княжескими дружинниками.

С остатками дружин князья бежали в свои земли.


Уцелевшие киевские ополченцы также вернулись в Киев. Они стали требовать от князя Изяслава, чтобы тот организовал новый поход на половцев с их участием. Вместо этого Изяслав выжидал. Ополченцы собрали народное вече на Подоле и начали требовать от Изяслава коней и оружие. Киевский князь отказал им, боясь вооружать возбуждённый народ. Это стало поводом к восстанию в Киеве. 15 сентября 1068 г. восставшие киевляне освободили Всеслава Полоцкого из тюрьмы и посадили его княжить в Киеве. Потом пошли в княжеский двор, ограбили его и забрали большое количество золота и серебра. Изяслав с небольшой частью бояр убежал в Польшу.


Весной 1069 г. Изяслав вместе с братом своей жены, польским королём Болеславом ll Смелым, двинулся на Киев. Киевляне опять организовали ополчение и совместно с дружиной и князем Всеславом выступили навстречу врагам к г. Белгород. Но Всеслав оказался трусом. Он ночью оставил дружину, киевское ополчение и убежал к себе в Полоцк. Ополченцы остались без руководителя. Это вынудило их вернуться в Киев. Изяслав послал в Киев своего сына Мстислава, который жестоко расправился с повстанцами. И в мае 1069 г. Изяслав уже опять княжил в Киеве.


Было восстановлено правление трёх Ярославичей. В 1072 г. состоялось совещание князей в Вышгороде. Оно было посвящено перенесению мощей Святых Бориса и Глеба в новую церковь. Тогда же князья Ярославичи внесли изменения и дополнения в кодекс законов «Русская правда». Они выдали новый свод законов под названием «Правда Ярославичей». Изменения в первую очередь касались собственности на землю. Если в «Русской правде» собственность на землю была коллективной, то в «Правде Ярославичей» декларируется индивидуальная собственность на землю, пока ещё исключительно княжеская. В новом кодексе были заложены принципы управления государством тремя братьями, поскольку государство было общей собственностью потомков Ярослава. Ярославичи считали города с землями, завещанными им отцом, своей вотчиной (отчиной). Отсюда происходит современное, всем знакомое слово «Отчизна».


Таким образом, формирование феодальных вотчинных отношений оказывало влияние на политическую жизнь государства и приводило к политической раздробленности.

В записную книжку эрудита
Две дочки Всеволода Ярославича — две судьбы

У князя Всеволода Ярославича были две дочери — Анна (Янка) и Евпраксия. По-раз- ному сложились их судьбы.
Анна Всеволодовна родилась около 1068 г. Во время своего второго пребывания на ки¬евском престоле князь Всеволод отправил в Византию посольство, которое возглавила его дочь Анна. Выбор князя не был продиктован семейными интересами: на послов возлагалась важная государственная миссия, успех которой полностью зависел от сме¬калки, настойчивости, тактичности, в конечном счёте — высокой культуры и образо¬ванности главы делегации. Этими качествами среди отцовского окружения заметно выделялась Анна Всеволодовна. С государственным поручением она справилась успешно, ещё и привезла в Киев нового митрополита. Немногим позже состоялось обручение Анны с сыном византийского императора Константина Дукой Старшим. Одна¬ко до свадьбы дело не дошло, и Анна стала монахиней, приняв имя Янка. Но княжна не превратилась в затворницу, отдававшуюся лишь молитвам и постам. Вскоре она стала игуменьей Андреевского (Яичиного) монастыря, построенного для неё отцом. Здесь она основала первую на Руси школу для девочек, где преподавала ученицам чтение, письмо, различные ремёсла.


Жизнь второй дочери киевского князя Евпраксии Всеволодовны — тернистый путь скитаний и страданий. 12-летней девочкой отец отправил её на чужбину, в Саксонию, обручив с маркграфом Генрихом Штаденским. В Германии Евпраксия несколько лет находилась в Кведлиибургском монастыре на попечении аббатисы Адельгейды. В 1086 г. состоялась свадьба с маркграфом, но брак длился недолго: в следующем году Генрих умер, а Евпраксия вернулась в монастырь. Здесь с ней познакомился император Священной Римской империи Генрих IV, и в 1089 г. они сыграли свадьбу. При коронации, состоявшейся в Кёльне, Евпраксия получила имя Адельгейда. Императрица принимала участие в политической жизни, сопровождала мужа в его деловых поездках и тому подобное. От Генриха IV Адельгейда претерпела много страданий и впоследствии вернулась на Русь. Там Адельгейда-Евпраксия постриглась в монахини.


Украинский писатель П. Загребельный описал в одном из художественных произведений («Евпраксия») жизненный путь Евпраксии Всеволодовны.


1. Как вы думаете, почему принадлежность к княжеской семье, наличие большого материального достатка не обеспечили личного счастья дочерям князя Всеволода?


Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями с интернет-сайта


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока и опорный каркас
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 
1236084776 kr.jpg акселеративные методы обучения

Практика
1236084776 kr.jpg тесты, тестирование онлайн
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg практикумы и тренинги
1236084776 kr.jpg вопросы для дискуссий в классе

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg видео- и аудиоматериалы
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg статьи (МАН)
1236084776 kr.jpg литература основная и дополнительная
1236084776 kr.jpg словарь терминов

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg календарные планы
1236084776 kr.jpg учебные программы
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg обсуждения

New2.jpg Идеальные уроки-кейсы

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.