KNOWLEDGE HYPERMARKET


Период раннего Средневековья. Византия. Полные уроки
(Новая страница: «'''Гипермаркет знаний>>История>>[[Исто...»)
Строка 42: Строка 42:
Древние античные центры культуры и цивилизации восточного и центрального Средиземноморья продолжали функционировать. Следовательно византийцы сохранили непосредственную связь с культурными и идеологическими традициями античности, которые, правда, подвергались принципиальному переосмыслению. Благодаря этой связи средневековая культура Византии всегда имела в своем русле так называемый антикизующую струю, что дало основания говорить о многочисленных периоды предвозрождения (македонское, комнинское, палеологское - названия по династиями византийских императоров). В действительности же в Византии античные традиции никогда полностью не исчезали, следовательно возрождаться и не имели оснований. На улицах византийских городов продолжали стоять многочисленные эллинистические статуи, поэты продолжали писать традиционные дифирамбы и поэмы, империя не оставляла надежд на восстановление политического единства с Западом. Здесь продолжало действовать кодифицировано в VI в. императором Юстинианом римское право, работали унаследованные от поздней античности школы (хотя философские школы, включая Афинскую Академию, был принудительно закрыт тем самым Юстинианом).  
Древние античные центры культуры и цивилизации восточного и центрального Средиземноморья продолжали функционировать. Следовательно византийцы сохранили непосредственную связь с культурными и идеологическими традициями античности, которые, правда, подвергались принципиальному переосмыслению. Благодаря этой связи средневековая культура Византии всегда имела в своем русле так называемый антикизующую струю, что дало основания говорить о многочисленных периоды предвозрождения (македонское, комнинское, палеологское - названия по династиями византийских императоров). В действительности же в Византии античные традиции никогда полностью не исчезали, следовательно возрождаться и не имели оснований. На улицах византийских городов продолжали стоять многочисленные эллинистические статуи, поэты продолжали писать традиционные дифирамбы и поэмы, империя не оставляла надежд на восстановление политического единства с Западом. Здесь продолжало действовать кодифицировано в VI в. императором Юстинианом римское право, работали унаследованные от поздней античности школы (хотя философские школы, включая Афинскую Академию, был принудительно закрыт тем самым Юстинианом).  
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-1.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-1.jpg]]  
-
'''Юстиниан'''
+
'''Юстиниан'''  
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-2.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-2.jpg]]  
-
 
+
-
'''Юстиниан и супруга'''
+
 +
'''Юстиниан и супруга'''
 +
<br>
Выдающийся церковный и культурный деятель Григорий Богослов (IV в.) Называл традиционное образование самым драгоценным наследством христиан от прошлого. Собственно, благодаря использованию в учебном процессе и определенном интереса к сохранению культурной традиции произведения античных писателей и мыслителей смогли дойти до наших дней. Византийцы упорно именовались "ромеями", то есть римлянами, хотя пользовались модернизированным вариантом классического греческого языка и другими приобретениями эллинистической культуры.  
Выдающийся церковный и культурный деятель Григорий Богослов (IV в.) Называл традиционное образование самым драгоценным наследством христиан от прошлого. Собственно, благодаря использованию в учебном процессе и определенном интереса к сохранению культурной традиции произведения античных писателей и мыслителей смогли дойти до наших дней. Византийцы упорно именовались "ромеями", то есть римлянами, хотя пользовались модернизированным вариантом классического греческого языка и другими приобретениями эллинистической культуры.  
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-3.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-3.jpg]]  
-
 
+
-
'''Григорий Богослов'''
+
 +
'''Григорий Богослов'''
 +
<br>
На иконах византийских храмов нередко изображали некоторых античных философов, зачастую Платона. В плотном связи с традициями античной философии происходило развитие философии христианской (учения о Логосе Гераклита, Эпикурейское учения о душевных наслаждений, стоическая этика и теория ценностей, крайний аскетизм и юродство, неоплатоническую учение о иерархическое строение вселенной, о эманации и др.). Естественные знания базировались на античных традициях и развивали их.  
На иконах византийских храмов нередко изображали некоторых античных философов, зачастую Платона. В плотном связи с традициями античной философии происходило развитие философии христианской (учения о Логосе Гераклита, Эпикурейское учения о душевных наслаждений, стоическая этика и теория ценностей, крайний аскетизм и юродство, неоплатоническую учение о иерархическое строение вселенной, о эманации и др.). Естественные знания базировались на античных традициях и развивали их.  
Строка 64: Строка 64:
На Западе ситуация была совершенно иной. Вследствие Великого переселения народов, которое сопровождалось не только войнами, но и многочисленными эпидемиями, периодами голода и другими катаклизмами, античная инфраструктура городов и путей сообщения была полностью разрушена. Древний Рим, в V в. неоднократно ограблен "варварами", благодаря их христианизованным потомкам, с течением времени поднялся из руин, но уже не столько как политический, а прежде всего как культурно-религиозный центр Запада. Под влиянием более развитой римско-эллинской культуры "варварские" общества переживают процесс романизации (который начался еще во времена Римской империи), усваивают латинский язык как письменную и даже священную, перенимают некоторые римские правовые институты, другие остатки римской культуры. Образованные римляне занимали высокие должности в "варварских правительствах". Виднейшими посредниками между античностью и новым культурным периодом выступили на Западе богослов Августин Блаженный, философ Боэций, энциклопедисты Кассиодор и Исидор Севильский. Постепенно осознавалась необходимость сбора остатков разрушенного и награбленного "варварами" как образцов и материала для создания новой культуры. До зрелого и позднего Средневековья античная литература и философия (хотя не в оригинале, а в комментариях церковных деятелей) изучались в школах и университетах.  
На Западе ситуация была совершенно иной. Вследствие Великого переселения народов, которое сопровождалось не только войнами, но и многочисленными эпидемиями, периодами голода и другими катаклизмами, античная инфраструктура городов и путей сообщения была полностью разрушена. Древний Рим, в V в. неоднократно ограблен "варварами", благодаря их христианизованным потомкам, с течением времени поднялся из руин, но уже не столько как политический, а прежде всего как культурно-религиозный центр Запада. Под влиянием более развитой римско-эллинской культуры "варварские" общества переживают процесс романизации (который начался еще во времена Римской империи), усваивают латинский язык как письменную и даже священную, перенимают некоторые римские правовые институты, другие остатки римской культуры. Образованные римляне занимали высокие должности в "варварских правительствах". Виднейшими посредниками между античностью и новым культурным периодом выступили на Западе богослов Августин Блаженный, философ Боэций, энциклопедисты Кассиодор и Исидор Севильский. Постепенно осознавалась необходимость сбора остатков разрушенного и награбленного "варварами" как образцов и материала для создания новой культуры. До зрелого и позднего Средневековья античная литература и философия (хотя не в оригинале, а в комментариях церковных деятелей) изучались в школах и университетах.  
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-4.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-4.jpg]]  
-
 
+
-
Византийский храм св.Софии
+
 +
Византийский храм св.Софии
 +
<br>
Естественно, что из массива греко-римского наследия новая культурная эпоха наиболее переняла не от классического периода, а от Поздней античности, для которой были характерны интерес выразительными средствами искусства, увлечение символикой, аллегориями, эмблематический образами, которые должны были отражать не внешние, а внутренние, сущностные характеристики лиц, предметов и явлений. Характерно, что впервые уже вполне в средневековом духе теоретически наметил задачи и художественный метод нового искусства принципиальный язычник III в., лидер философской школы неоплатоников Плотин. В частности, в живописи Плотин призывал изображать все предметы так, чтобы избегать присущей людям несовершенства зрения, в результате которой предметы, расположенные дальше от наблюдателя, выглядят меньше и бледнее, чем расположенные ближе. Следует изображать их так, как они выглядят вблизи при всестороннем освещении. Живопись должна избегать пространственной глубины и теней, чтобы сквозь материальную оболочку достичь изображения сущности. Изображаемая поверхность должна излучать сияние, которое является "блеском внутренней формы вещи", то есть, за Плотином, ее настоящей красотой.  
Естественно, что из массива греко-римского наследия новая культурная эпоха наиболее переняла не от классического периода, а от Поздней античности, для которой были характерны интерес выразительными средствами искусства, увлечение символикой, аллегориями, эмблематический образами, которые должны были отражать не внешние, а внутренние, сущностные характеристики лиц, предметов и явлений. Характерно, что впервые уже вполне в средневековом духе теоретически наметил задачи и художественный метод нового искусства принципиальный язычник III в., лидер философской школы неоплатоников Плотин. В частности, в живописи Плотин призывал изображать все предметы так, чтобы избегать присущей людям несовершенства зрения, в результате которой предметы, расположенные дальше от наблюдателя, выглядят меньше и бледнее, чем расположенные ближе. Следует изображать их так, как они выглядят вблизи при всестороннем освещении. Живопись должна избегать пространственной глубины и теней, чтобы сквозь материальную оболочку достичь изображения сущности. Изображаемая поверхность должна излучать сияние, которое является "блеском внутренней формы вещи", то есть, за Плотином, ее настоящей красотой.  
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-5.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-5.jpg]]  
-
 
+
-
'''Плотин'''
+
-
 
+
 +
'''Плотин'''
-
[[Image:ist17-3-polllllnn.gif]]
+
<br>
 +
[[Image:Ist17-3-polllllnn.gif]]
 +
<br>
Предусмотренное церковным календарем круглогодичное почитание Христа и Марии Богородицы, а также ангелов, святых, различных реликвий и чудесных событий заслонили собой многочисленные культы языческих богов и связанных с ними традиций. Искусство также многими идеологами средневековой культуры, начиная с Василия Великого (IV в.), Трактовалось как Библия для неграмотных. Традиции племенного язычества, комплекс народных обычаев и коллективных представлений, который опирался на мифопоэтическое восприятие действительности, устная поэзия, упорный острый юмор карнавалов - все это со временем нашло отражение в средневековой культуре. Большое значение для развития "высокой", элитной культуры Средневековья имели традиции родоплеменной знати, из которых позже развились придворный этикет и традиции рыцарства.  
Предусмотренное церковным календарем круглогодичное почитание Христа и Марии Богородицы, а также ангелов, святых, различных реликвий и чудесных событий заслонили собой многочисленные культы языческих богов и связанных с ними традиций. Искусство также многими идеологами средневековой культуры, начиная с Василия Великого (IV в.), Трактовалось как Библия для неграмотных. Традиции племенного язычества, комплекс народных обычаев и коллективных представлений, который опирался на мифопоэтическое восприятие действительности, устная поэзия, упорный острый юмор карнавалов - все это со временем нашло отражение в средневековой культуре. Большое значение для развития "высокой", элитной культуры Средневековья имели традиции родоплеменной знати, из которых позже развились придворный этикет и традиции рыцарства.  
Строка 90: Строка 90:
В архитектуре Киевской Руси произошло переплетение привнесенных и местных традиций. Именно из Византии было заимствовано архитектурную форму крестово-купольного храма, основой которого является квадрат, разделенный четырьмя столбами, а помещения, которые присоединяются к подкупольного пространства, образуют архитектурный крест. Храм мог быть расширен за счет достроек к этим прилегающих помещений. Это было важным нововведением. По этой схеме были сведены Десятинную церковь и собор св. Софии в Киеве.  
В архитектуре Киевской Руси произошло переплетение привнесенных и местных традиций. Именно из Византии было заимствовано архитектурную форму крестово-купольного храма, основой которого является квадрат, разделенный четырьмя столбами, а помещения, которые присоединяются к подкупольного пространства, образуют архитектурный крест. Храм мог быть расширен за счет достроек к этим прилегающих помещений. Это было важным нововведением. По этой схеме были сведены Десятинную церковь и собор св. Софии в Киеве.  
-
[[Image:ist10_polnuroki_t17-6.jpg]]
+
[[Image:Ist10 polnuroki t17-6.jpg]]  
=== Закрепление выученного материала  ===
=== Закрепление выученного материала  ===
Строка 124: Строка 124:
| Расширение границ
| Расширение границ
|-
|-
-
|  
+
| &nbsp;
-
|  
+
| &nbsp;
-
|  
+
| &nbsp;
|}
|}
-
=== Видеоматериал к уроку ===
+
=== Видеоматериал к уроку ===
{{#ev:youtube|ZI7ljydCIUg}}  
{{#ev:youtube|ZI7ljydCIUg}}  
Строка 149: Строка 149:
*uk.wikipedia.org
*uk.wikipedia.org
-
Над уроком работали:  
+
'''Над уроком работали:'''
 +
 
 +
Колногорцева И. М.
 +
 
 +
Петрова М. Г.
 +
 
 +
Любименко В.В.
<br> Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.  
<br> Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.  

Версия 14:07, 13 июля 2011

Гипермаркет знаний>>История>>История 10 класс>>История: Период раннего Средневековья. Византия. Полные уроки

Содержание

Цель урока

изучить особенности некоторых сфер жизни византийцев, изучить соотношение византийской и русской культур, их переплетение

Задачи урока

  • узнать об особенностях развития Византии в период раннего Средневековья
  • запомнить основных исторических личностей периода, их заслуги
  • закрепить выученный материал
  • усовершенствовать навыки ведения дискуссии
  • научиться критическому отношению к видеоматериалу

План урока

  • Приветствие и мотивация
  • Изучение нового материала
  • Закрепление выученного материала
  • Домашнее задание
  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Исторические личности

  • Юстиниан І
  • Лев VI
  • Лев III
  • Комнины (династия)

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы

Прием 2. Проверка отсутствующих

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

Древние античные центры культуры и цивилизации восточного и центрального Средиземноморья продолжали функционировать. Следовательно византийцы сохранили непосредственную связь с культурными и идеологическими традициями античности, которые, правда, подвергались принципиальному переосмыслению. Благодаря этой связи средневековая культура Византии всегда имела в своем русле так называемый антикизующую струю, что дало основания говорить о многочисленных периоды предвозрождения (македонское, комнинское, палеологское - названия по династиями византийских императоров). В действительности же в Византии античные традиции никогда полностью не исчезали, следовательно возрождаться и не имели оснований. На улицах византийских городов продолжали стоять многочисленные эллинистические статуи, поэты продолжали писать традиционные дифирамбы и поэмы, империя не оставляла надежд на восстановление политического единства с Западом. Здесь продолжало действовать кодифицировано в VI в. императором Юстинианом римское право, работали унаследованные от поздней античности школы (хотя философские школы, включая Афинскую Академию, был принудительно закрыт тем самым Юстинианом).

Ist10 polnuroki t17-1.jpg

Юстиниан

Ist10 polnuroki t17-2.jpg

Юстиниан и супруга


Выдающийся церковный и культурный деятель Григорий Богослов (IV в.) Называл традиционное образование самым драгоценным наследством христиан от прошлого. Собственно, благодаря использованию в учебном процессе и определенном интереса к сохранению культурной традиции произведения античных писателей и мыслителей смогли дойти до наших дней. Византийцы упорно именовались "ромеями", то есть римлянами, хотя пользовались модернизированным вариантом классического греческого языка и другими приобретениями эллинистической культуры.

Ist10 polnuroki t17-3.jpg

Григорий Богослов


На иконах византийских храмов нередко изображали некоторых античных философов, зачастую Платона. В плотном связи с традициями античной философии происходило развитие философии христианской (учения о Логосе Гераклита, Эпикурейское учения о душевных наслаждений, стоическая этика и теория ценностей, крайний аскетизм и юродство, неоплатоническую учение о иерархическое строение вселенной, о эманации и др.). Естественные знания базировались на античных традициях и развивали их.

На Западе ситуация была совершенно иной. Вследствие Великого переселения народов, которое сопровождалось не только войнами, но и многочисленными эпидемиями, периодами голода и другими катаклизмами, античная инфраструктура городов и путей сообщения была полностью разрушена. Древний Рим, в V в. неоднократно ограблен "варварами", благодаря их христианизованным потомкам, с течением времени поднялся из руин, но уже не столько как политический, а прежде всего как культурно-религиозный центр Запада. Под влиянием более развитой римско-эллинской культуры "варварские" общества переживают процесс романизации (который начался еще во времена Римской империи), усваивают латинский язык как письменную и даже священную, перенимают некоторые римские правовые институты, другие остатки римской культуры. Образованные римляне занимали высокие должности в "варварских правительствах". Виднейшими посредниками между античностью и новым культурным периодом выступили на Западе богослов Августин Блаженный, философ Боэций, энциклопедисты Кассиодор и Исидор Севильский. Постепенно осознавалась необходимость сбора остатков разрушенного и награбленного "варварами" как образцов и материала для создания новой культуры. До зрелого и позднего Средневековья античная литература и философия (хотя не в оригинале, а в комментариях церковных деятелей) изучались в школах и университетах.

Ist10 polnuroki t17-4.jpg

Византийский храм св.Софии


Естественно, что из массива греко-римского наследия новая культурная эпоха наиболее переняла не от классического периода, а от Поздней античности, для которой были характерны интерес выразительными средствами искусства, увлечение символикой, аллегориями, эмблематический образами, которые должны были отражать не внешние, а внутренние, сущностные характеристики лиц, предметов и явлений. Характерно, что впервые уже вполне в средневековом духе теоретически наметил задачи и художественный метод нового искусства принципиальный язычник III в., лидер философской школы неоплатоников Плотин. В частности, в живописи Плотин призывал изображать все предметы так, чтобы избегать присущей людям несовершенства зрения, в результате которой предметы, расположенные дальше от наблюдателя, выглядят меньше и бледнее, чем расположенные ближе. Следует изображать их так, как они выглядят вблизи при всестороннем освещении. Живопись должна избегать пространственной глубины и теней, чтобы сквозь материальную оболочку достичь изображения сущности. Изображаемая поверхность должна излучать сияние, которое является "блеском внутренней формы вещи", то есть, за Плотином, ее настоящей красотой.

Ist10 polnuroki t17-5.jpg

Плотин


Файл:Ist17-3-polllllnn.gif


Предусмотренное церковным календарем круглогодичное почитание Христа и Марии Богородицы, а также ангелов, святых, различных реликвий и чудесных событий заслонили собой многочисленные культы языческих богов и связанных с ними традиций. Искусство также многими идеологами средневековой культуры, начиная с Василия Великого (IV в.), Трактовалось как Библия для неграмотных. Традиции племенного язычества, комплекс народных обычаев и коллективных представлений, который опирался на мифопоэтическое восприятие действительности, устная поэзия, упорный острый юмор карнавалов - все это со временем нашло отражение в средневековой культуре. Большое значение для развития "высокой", элитной культуры Средневековья имели традиции родоплеменной знати, из которых позже развились придворный этикет и традиции рыцарства.

В результате взаимодействия рудиментов античного рабовладельческого и "варварского" родоплеменного строя развиваются новые общественные отношения феодализма. Производственные отношения в условиях Средних веков опирались на собственность феодала на землю и долевую собственность крестьянина. Крепостная зависимость крестьянина от феодала почти не отличалась от рабства, однако феодализм создал некоторые возможности развития экономики, прогресса культуры. Наряду с собственностью феодала существовала личная собственность крестьян и ремесленников.

Фишки для любопытных

В архитектуре Киевской Руси произошло переплетение привнесенных и местных традиций. Именно из Византии было заимствовано архитектурную форму крестово-купольного храма, основой которого является квадрат, разделенный четырьмя столбами, а помещения, которые присоединяются к подкупольного пространства, образуют архитектурный крест. Храм мог быть расширен за счет достроек к этим прилегающих помещений. Это было важным нововведением. По этой схеме были сведены Десятинную церковь и собор св. Софии в Киеве.

Ist10 polnuroki t17-6.jpg

Закрепление выученного материала

1. Чем связаны русская и византийская культуры?

2. Что такое "греческий огонь"?

3. Кто входил в сенат?

4. Кто был самым крупным землевладельцем в 8 веке?

5. Какой эдикт издал Лев ІІІ?

6. Расскажите об аграрной политике византийских властей.

Домашнее задание

  • Изучить материал темы по учебнику
  • Заполнить словарики дат и терминов
  • По желанию: сделать доклад на тему "Политические отношения Руси и Византии"

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Заполнить табличку с помощью учебника

Византия при Юстиниане

Религиозность Законотворчество Расширение границ
     

Видеоматериал к уроку





Использованные источники

  • Урок изучения нового материала по теме: "Византийская империя — наследница Рима" Колногорцевой И. М., учителя истории (festival.1september.ru)
  • Урок МХК "Мир византийской культуры" Петровой М. Г., учителя МХК (festival.1september.ru)
  • Носков В. В., Климов О. Ю. Всеобщая история. 10 класс. Учебник. Базовый уровень - Вентана-Граф, 2011 г.
  • lesson-history.narod.ru
  • uk.wikipedia.org

Над уроком работали:

Колногорцева И. М.

Петрова М. Г.

Любименко В.В.


Скомпонированно и отредактированно Любименко В.В.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > История > История 10 класс