|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Права человека и справедливость<br>'''<br>Соотношение понятий «право», «права человека» и «справедливость» заставляет задуматься: не вступают ли они в противоречие друг с другом? | + | ''' Права человека и справедливость<br>'''<br>Соотношение понятий «право», «права человека» и «справедливость» заставляет задуматься: не вступают ли они в противоречие друг с другом? |
| | | |
- | У понятия «справедливость» нет общепринятого значения. Одно из наиболее известных определений принадлежит римскому императору Юстиниану. Он назвал справедливость «постоянным и вечным желанием дать каждому по заслугам». | + | У понятия «справедливость» нет общепринятого значения. Одно из наиболее известных определений принадлежит римскому императору Юстиниану. Он назвал справедливость «постоянным и вечным желанием дать каждому по заслугам». |
| | | |
- | Одной из фундаментальных основ прав человека, собственно, как и права в широком смысле слова, является идея справедливости. В общественном сознании понятия права и справедливости связаны. Не случайно это нашло отражение и в языке: в латинском языке юстиция (justitia) — означает справедливость. Если мы выводим закон из системы общественных отношений, в центре которых стоит человек, то справедливым будет закон, не ущемляющий права и свободы человека. Поэтому в современных демократических странах как один из критериев качества законов рассматривается то, насколько они способствуют обеспечению прав человека. | + | Одной из фундаментальных основ прав человека, собственно, как и права в широком смысле слова, является идея справедливости. В общественном сознании понятия права и справедливости связаны. Не случайно это нашло отражение и в языке: в латинском языке юстиция (justitia) — означает справедливость. Если мы выводим закон из системы общественных отношений, в центре которых стоит человек, то справедливым будет закон, не ущемляющий права и свободы человека. Поэтому в современных демократических странах как один из критериев качества законов рассматривается то, насколько они способствуют обеспечению прав человека. |
| | | |
- | Напротив, закон, делающий нормой нарушение прав человека, может рассматриваться как несправедливый закон. В такой системе координат может появиться понятие «преступный закон». Такое понятие абсурдно, если мы считаем законодателя источником права: принятый закон, став обязательной нормой, не может быть преступен; преступно лишь то, что противоречит закону. Однако, если для нас фундаментальной правовой нормой будут права человека, закон, который влечет за собой их грубое подавление, вполне может быть назван преступным. | + | Напротив, закон, делающий нормой нарушение прав человека, может рассматриваться как несправедливый закон. В такой системе координат может появиться понятие «преступный закон». Такое понятие абсурдно, если мы считаем законодателя источником права: принятый закон, став обязательной нормой, не может быть преступен; преступно лишь то, что противоречит закону. Однако, если для нас фундаментальной правовой нормой будут права человека, закон, который влечет за собой их грубое подавление, вполне может быть назван преступным. |
| | | |
- | В середине ХХ века как преступные были охарактеризованы некоторые законы нацистской Германии, открывшие путь к геноциду и преступлениям против человечества. Несмотря на то что формально-юридических ошибок в этих законах мы можем не обнаружить, они противоречили естественным правам человека и соответствующему им пониманию справедливости. | + | В середине ХХ века как преступные были охарактеризованы некоторые законы нацистской Германии, открывшие путь к геноциду и преступлениям против человечества. Несмотря на то что формально-юридических ошибок в этих законах мы можем не обнаружить, они противоречили естественным правам человека и соответствующему им пониманию справедливости. |
| | | |
- | Таким образом, идея справедливости, гармоничная для естественных прав, не вступает в противоречие с правами человека. Хороший закон должен вобрать в себя эту гармонию. <br><br> | + | Таким образом, идея справедливости, гармоничная для естественных прав, не вступает в противоречие с правами человека. Хороший закон должен вобрать в себя эту гармонию. <br><br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 15:34, 8 апреля 2012
Гипермаркет знаний>>Право>>Право 10 класс>> Права человека и справедливость
Права человека и справедливость
Соотношение понятий «право», «права человека» и «справедливость» заставляет задуматься: не вступают ли они в противоречие друг с другом?
У понятия «справедливость» нет общепринятого значения. Одно из наиболее известных определений принадлежит римскому императору Юстиниану. Он назвал справедливость «постоянным и вечным желанием дать каждому по заслугам».
Одной из фундаментальных основ прав человека, собственно, как и права в широком смысле слова, является идея справедливости. В общественном сознании понятия права и справедливости связаны. Не случайно это нашло отражение и в языке: в латинском языке юстиция (justitia) — означает справедливость. Если мы выводим закон из системы общественных отношений, в центре которых стоит человек, то справедливым будет закон, не ущемляющий права и свободы человека. Поэтому в современных демократических странах как один из критериев качества законов рассматривается то, насколько они способствуют обеспечению прав человека.
Напротив, закон, делающий нормой нарушение прав человека, может рассматриваться как несправедливый закон. В такой системе координат может появиться понятие «преступный закон». Такое понятие абсурдно, если мы считаем законодателя источником права: принятый закон, став обязательной нормой, не может быть преступен; преступно лишь то, что противоречит закону. Однако, если для нас фундаментальной правовой нормой будут права человека, закон, который влечет за собой их грубое подавление, вполне может быть назван преступным.
В середине ХХ века как преступные были охарактеризованы некоторые законы нацистской Германии, открывшие путь к геноциду и преступлениям против человечества. Несмотря на то что формально-юридических ошибок в этих законах мы можем не обнаружить, они противоречили естественным правам человека и соответствующему им пониманию справедливости.
Таким образом, идея справедливости, гармоничная для естественных прав, не вступает в противоречие с правами человека. Хороший закон должен вобрать в себя эту гармонию.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Права человека. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 224 с.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|