|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | ''' Практикум для закрепления материала<br><br>Проверьте себя<br>'''<br>1. Что такое правовое государство и гражданское общество?<br>2. Каковы основные черты правового государства?<br>3. Какое объективное противоречие следует учитывать при рассмотрении проблемы правового государства?<br>4. Главный признак правового государства — верховенство закона. Что под этим понимается?<br>5. Как взаимосвязаны права человека и правовое государство? Права человека и гражданское общество?<br><br>'''Задания для самостоятельной работы<br>'''<br>1. Прочитайте отрывок из лекции Александра Аузана. Каким образом он связывает развитие демократии с развитием гражданского общества? Согласны ли вы с позицией автора? | + | ''' Практикум для закрепления материала<br><br>Проверьте себя<br>'''<br>1. Что такое правовое государство и гражданское общество?<br>2. Каковы основные черты правового государства?<br>3. Какое объективное противоречие следует учитывать при рассмотрении проблемы правового государства?<br>4. Главный признак правового государства — верховенство закона. Что под этим понимается?<br>5. Как взаимосвязаны права человека и правовое государство? Права человека и гражданское общество?<br><br>'''Задания для самостоятельной работы<br>'''<br>1. Прочитайте отрывок из лекции Александра Аузана. Каким образом он связывает развитие демократии с развитием гражданского общества? Согласны ли вы с позицией автора? |
| | | |
- | Простейшие формы самоорганизации, которые лежат в поле гражданского общества, — это уже демократические институты. Демократия — ведь вещь очень простая. Это способ достижения договоренности о коллективных действиях — и все. Я утверждаю, что товарищество собственников жилья, где новые русские в состоянии договориться со старыми интеллигентными старушками об установке домофона, — это зародыш национальной демократии. Я утверждаю, что кредитный союз, где потребители в состоянии договориться с малым бизнесом об условиях кредитования и о ставке, — это зародыш национальной демократии. Потому что там, где есть способность разных сил прийти к договору о коллективных действиях, решается основная задача демократии. В этом, мне кажется, состоит, если хотите, первый закон гражданской политики. | + | Простейшие формы самоорганизации, которые лежат в поле гражданского общества, — это уже демократические институты. Демократия — ведь вещь очень простая. Это способ достижения договоренности о коллективных действиях — и все. Я утверждаю, что товарищество собственников жилья, где новые русские в состоянии договориться со старыми интеллигентными старушками об установке домофона, — это зародыш национальной демократии. Я утверждаю, что кредитный союз, где потребители в состоянии договориться с малым бизнесом об условиях кредитования и о ставке, — это зародыш национальной демократии. Потому что там, где есть способность разных сил прийти к договору о коллективных действиях, решается основная задача демократии. В этом, мне кажется, состоит, если хотите, первый закон гражданской политики. |
| | | |
- | Демократия рождается там, где есть самоорганизация разного. И первый шаг к демократии — это даже не выборность, хотя я очень сильно сомневаюсь, что люди в гаражном кооперативе согласятся, чтобы руководство им назначал мэр. И все-таки дело не в выборности. В России умеют выбирать царей. Но они от этого не перестают быть царями. | + | Демократия рождается там, где есть самоорганизация разного. И первый шаг к демократии — это даже не выборность, хотя я очень сильно сомневаюсь, что люди в гаражном кооперативе согласятся, чтобы руководство им назначал мэр. И все-таки дело не в выборности. В России умеют выбирать царей. Но они от этого не перестают быть царями. |
| | | |
- | Первый шаг к демократии — это отношение к власти как к сервису. Потому что царь, который оказывает массу мелких услуг, — это уже не царь. Если к власти относятся как к ремонтной конторе, к туристическому агентству, к транспортной организации... Вот здесь, от этих первых форм самоорганизации разных сил, делается шаг к развитию серьезных институтов демократии. | + | Первый шаг к демократии — это отношение к власти как к сервису. Потому что царь, который оказывает массу мелких услуг, — это уже не царь. Если к власти относятся как к ремонтной конторе, к туристическому агентству, к транспортной организации... Вот здесь, от этих первых форм самоорганизации разных сил, делается шаг к развитию серьезных институтов демократии. |
| | | |
- | 2. Найдите в СМИ, в том числе в сети Интернет, факты, свидетельствующие о том, что принцип верховенства права прокладывает себе дорогу в России, а также факты, свидетельствующие о сложности этого процесса. | + | 2. Найдите в СМИ, в том числе в сети Интернет, факты, свидетельствующие о том, что принцип верховенства права прокладывает себе дорогу в России, а также факты, свидетельствующие о сложности этого процесса. |
| | | |
- | 3. Проанализируйте Конституцию РФ 1993 года: найдите положения, закрепляющие в Основном законе страны принципы правового государства. | + | 3. Проанализируйте Конституцию РФ 1993 года: найдите положения, закрепляющие в Основном законе страны принципы правового государства. |
| | | |
- | 4. Прочитайте выдержку из «Исторических писем» П.Л. Лаврова. Если личность, говорящая о своей любви к прогрессу, не хочет критически пораздумать об условиях его осуществления, то она, в сущности, прогресса никогда не желала, да и не была даже никогда в состоянии искренно желать его. Если личность, сознающая условия прогресса, ждет сложа руки, чтобы он осуществился сам собою, без всяких усилий со стороны, то она есть худший враг прогресса, самое гадкое препятствие на пути к нему… | + | 4. Прочитайте выдержку из «Исторических писем» П.Л. Лаврова. Если личность, говорящая о своей любви к прогрессу, не хочет критически пораздумать об условиях его осуществления, то она, в сущности, прогресса никогда не желала, да и не была даже никогда в состоянии искренно желать его. Если личность, сознающая условия прогресса, ждет сложа руки, чтобы он осуществился сам собою, без всяких усилий со стороны, то она есть худший враг прогресса, самое гадкое препятствие на пути к нему… |
| | | |
- | Ни литература, ни искусство, ни наука не спасают от безнравственного индифферентизма. Они не заключают и не обусловливают сами по себе прогресса. Они доставляют лишь для него орудия. Они накопляют для него силы. Но лишь тот литератор, художник или ученый действительно служит прогрессу, который сделал все, что мог, для приложения сил, им приобретенных, к распространению и укреплению цивилизации своего времени; кто боролся со злом, воплощал свои художественные идеалы, научные истины, философские идеи, публицистические стремления в произведения, жившие полной жизнью его времени, и в действия, строго соответственные количеству его сил… | + | Ни литература, ни искусство, ни наука не спасают от безнравственного индифферентизма. Они не заключают и не обусловливают сами по себе прогресса. Они доставляют лишь для него орудия. Они накопляют для него силы. Но лишь тот литератор, художник или ученый действительно служит прогрессу, который сделал все, что мог, для приложения сил, им приобретенных, к распространению и укреплению цивилизации своего времени; кто боролся со злом, воплощал свои художественные идеалы, научные истины, философские идеи, публицистические стремления в произведения, жившие полной жизнью его времени, и в действия, строго соответственные количеству его сил… |
| | | |
- | • Можно ли говорить о том, что автор связывает прогресс с развитием гражданского общества? Поясните вашу точку зрения, обоснуйте ее примерами из текста. | + | • Можно ли говорить о том, что автор связывает прогресс с развитием гражданского общества? Поясните вашу точку зрения, обоснуйте ее примерами из текста. |
| | | |
- | • Как вы понимаете термин автора «безнравственный индифферентизм»? Какое он может иметь отношение к идее гражданского общества? | + | • Как вы понимаете термин автора «безнравственный индифферентизм»? Какое он может иметь отношение к идее гражданского общества? |
| | | |
- | • Что может сделать человек, чтобы общество развивалось по пути прогресса? | + | • Что может сделать человек, чтобы общество развивалось по пути прогресса? |
| | | |
- | 5. Какие вам известны институты гражданского общества, действующие в городе (селе), где вы живете? Что вы знаете о деятельности этих институтов? Подготовьте сообщение об одной из общественных организаций вашего города (села), для этого договоритесь о встрече с руководителем организации, посетите офис, проведите интервьюирование членов организации, проанализируйте сообщения в СМИ о деятельности этой организации. <br><br>'''Темы для рефератов и сообщений'''<br><br>1. Существует ли в России гражданское общество?<br>2. Проблемы формирования правового государства в России.<br><br>'''Словарь понятий'''<br><br>'''''Правовое государство''''' — система государственно-властных отношений, которая обеспечивает верховенство права во всех сферах общественной жизни, равенство прав и свобод личности, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и реальную ответственность государства перед личностью и обществом. | + | 5. Какие вам известны институты гражданского общества, действующие в городе (селе), где вы живете? Что вы знаете о деятельности этих институтов? Подготовьте сообщение об одной из общественных организаций вашего города (села), для этого договоритесь о встрече с руководителем организации, посетите офис, проведите интервьюирование членов организации, проанализируйте сообщения в СМИ о деятельности этой организации. <br><br>'''Темы для рефератов и сообщений'''<br><br>1. Существует ли в России гражданское общество?<br>2. Проблемы формирования правового государства в России.<br><br>'''Словарь понятий'''<br><br>'''''Правовое государство''''' — система государственно-властных отношений, которая обеспечивает верховенство права во всех сферах общественной жизни, равенство прав и свобод личности, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и реальную ответственность государства перед личностью и обществом. |
| | | |
- | '''''Гражданское общество'''''(в содержательном смысле) — совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. | + | '''''Гражданское общество'''''(в содержательном смысле) — совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства. |
| | | |
- | '''''Гражданское общество'''''(в ценностном смысле) — общество свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством, беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности. <br><br><br> | + | '''''Гражданское общество'''''(в ценностном смысле) — общество свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством, беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности. <br><br><br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 15:39, 8 апреля 2012
Гипермаркет знаний>>Право>>Право 10 класс>> Практикум для закрепления материала - 6
Практикум для закрепления материала
Проверьте себя
1. Что такое правовое государство и гражданское общество? 2. Каковы основные черты правового государства? 3. Какое объективное противоречие следует учитывать при рассмотрении проблемы правового государства? 4. Главный признак правового государства — верховенство закона. Что под этим понимается? 5. Как взаимосвязаны права человека и правовое государство? Права человека и гражданское общество?
Задания для самостоятельной работы
1. Прочитайте отрывок из лекции Александра Аузана. Каким образом он связывает развитие демократии с развитием гражданского общества? Согласны ли вы с позицией автора?
Простейшие формы самоорганизации, которые лежат в поле гражданского общества, — это уже демократические институты. Демократия — ведь вещь очень простая. Это способ достижения договоренности о коллективных действиях — и все. Я утверждаю, что товарищество собственников жилья, где новые русские в состоянии договориться со старыми интеллигентными старушками об установке домофона, — это зародыш национальной демократии. Я утверждаю, что кредитный союз, где потребители в состоянии договориться с малым бизнесом об условиях кредитования и о ставке, — это зародыш национальной демократии. Потому что там, где есть способность разных сил прийти к договору о коллективных действиях, решается основная задача демократии. В этом, мне кажется, состоит, если хотите, первый закон гражданской политики.
Демократия рождается там, где есть самоорганизация разного. И первый шаг к демократии — это даже не выборность, хотя я очень сильно сомневаюсь, что люди в гаражном кооперативе согласятся, чтобы руководство им назначал мэр. И все-таки дело не в выборности. В России умеют выбирать царей. Но они от этого не перестают быть царями.
Первый шаг к демократии — это отношение к власти как к сервису. Потому что царь, который оказывает массу мелких услуг, — это уже не царь. Если к власти относятся как к ремонтной конторе, к туристическому агентству, к транспортной организации... Вот здесь, от этих первых форм самоорганизации разных сил, делается шаг к развитию серьезных институтов демократии.
2. Найдите в СМИ, в том числе в сети Интернет, факты, свидетельствующие о том, что принцип верховенства права прокладывает себе дорогу в России, а также факты, свидетельствующие о сложности этого процесса.
3. Проанализируйте Конституцию РФ 1993 года: найдите положения, закрепляющие в Основном законе страны принципы правового государства.
4. Прочитайте выдержку из «Исторических писем» П.Л. Лаврова. Если личность, говорящая о своей любви к прогрессу, не хочет критически пораздумать об условиях его осуществления, то она, в сущности, прогресса никогда не желала, да и не была даже никогда в состоянии искренно желать его. Если личность, сознающая условия прогресса, ждет сложа руки, чтобы он осуществился сам собою, без всяких усилий со стороны, то она есть худший враг прогресса, самое гадкое препятствие на пути к нему…
Ни литература, ни искусство, ни наука не спасают от безнравственного индифферентизма. Они не заключают и не обусловливают сами по себе прогресса. Они доставляют лишь для него орудия. Они накопляют для него силы. Но лишь тот литератор, художник или ученый действительно служит прогрессу, который сделал все, что мог, для приложения сил, им приобретенных, к распространению и укреплению цивилизации своего времени; кто боролся со злом, воплощал свои художественные идеалы, научные истины, философские идеи, публицистические стремления в произведения, жившие полной жизнью его времени, и в действия, строго соответственные количеству его сил…
• Можно ли говорить о том, что автор связывает прогресс с развитием гражданского общества? Поясните вашу точку зрения, обоснуйте ее примерами из текста.
• Как вы понимаете термин автора «безнравственный индифферентизм»? Какое он может иметь отношение к идее гражданского общества?
• Что может сделать человек, чтобы общество развивалось по пути прогресса?
5. Какие вам известны институты гражданского общества, действующие в городе (селе), где вы живете? Что вы знаете о деятельности этих институтов? Подготовьте сообщение об одной из общественных организаций вашего города (села), для этого договоритесь о встрече с руководителем организации, посетите офис, проведите интервьюирование членов организации, проанализируйте сообщения в СМИ о деятельности этой организации.
Темы для рефератов и сообщений
1. Существует ли в России гражданское общество? 2. Проблемы формирования правового государства в России.
Словарь понятий
Правовое государство — система государственно-властных отношений, которая обеспечивает верховенство права во всех сферах общественной жизни, равенство прав и свобод личности, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и реальную ответственность государства перед личностью и обществом.
Гражданское общество(в содержательном смысле) — совокупность межличностных отношений и социальных институтов (семья, образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства.
Гражданское общество(в ценностном смысле) — общество свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством, беспрепятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Права человека. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 224 с.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|