|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Русский язык|Русский язык]]>>[[Русский язык 9 класс|Русский язык 9 класс]]>>Русский язык: Текст. Признаки текста, композиционные особенности. Логическая и микротемная структура текста. Лингвистика текста''' <metakeywords>Русский язык, класс, урок, на тему, 9 класс, Текст, Признаки текста, композиционные особенности, Логическая и микротемная структура текста, Лингвистика текста</metakeywords>
| + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[Русский язык|Русский язык]]>>[[Русский язык 9 класс|Русский язык 9 класс]]>>Русский язык: Текст. Признаки текста, композиционные особенности. Логическая и микротемная структура текста. Лингвистика текста''' <metakeywords>Русский язык, класс, урок, на тему, 9 класс, Текст, Признаки текста, композиционные особенности, Логическая и микротемная структура текста, Лингвистика текста</metakeywords> |
| | | |
- |
| + | <br> |
| | | |
- | ТЕКСТ. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА, КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ЛОГИЧЕСКАЯ И МИКРОТЕМНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
| + | <br>1. Проверь себя |
| | | |
- | <br>1. Проверь себя
| + | Выберите правильный вариант ответа. |
| | | |
- | Выберите правильный вариант ответа.
| + | 1. Текст — это:<br><u>''А''</u> высказывание, состоящее из [[Виды_предложений_по_цели_высказывания|'''предложений''']], объединённых по смыслу; <br><u>''Б''</u> высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость. |
| | | |
- | 1. Текст — это:<br><u>''А''</u> высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу; <br><u>''Б''</u> высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
| + | 2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:<br><u>''А''</u> полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке; <br><u>''Б''</u> наличии в тексте от двух до пяти абзацев. |
| | | |
- | 2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в:<br><u>''А''</u> полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке; <br><u>''Б''</u> наличии в тексте от двух до пяти абзацев.
| + | 3. Членимость — это свойство текста:<br><u>''А''</u> делиться на предложения, [[Абзац|'''абзацы''']], части, главы; <br><u>''Б''</u> делиться на три части. |
| | | |
- | 3. Членимость — это свойство текста:<br><u>''А''</u> делиться на предложения, абзацы, части, главы; <br><u>''Б''</u> делиться на три части.
| + | 4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:<br><u>''А''</u> раскрытии авторского замысла;<br><u>''Б''</u> последовательности и логичности предложений, составляющих текст. |
| | | |
- | 4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в:<br><u>''А''</u> раскрытии авторского замысла;<br><u>''Б''</u> последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
| + | 5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:<br><u>А</u> наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств; <br><u>''Б''</u> ключевых словах текста. |
| | | |
- | 5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в:<br><u>А</u> наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств; <br><u>''Б''</u> ключевых словах текста.
| + | 6. Микротема — это:<br><u>''А''</u> идея, заключённая в первом абзаце;<br><u>''Б''</u> «малая тема», одно из слагаемых темы текста. |
| | | |
- | 6. Микротема — это:<br><u>''А''</u> идея, заключённая в первом абзаце;<br><u>''Б''</u> «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
| + | <br>2. Слушание с опорой на текст |
| | | |
- | <br>2. Слушание с опорой на текст
| + | І. Прослушайте текст. |
| | | |
- | І. Прослушайте текст.
| + | ІІ. Назовите главные признаки текста, в качестве примеров используйте приведённый в упражнении текст: |
| | | |
- | ІІ. Назовите главные признаки текста, в качестве примеров используйте приведённый в упражнении текст: а) докажите, что текст имеет структурную завершённость; укажите зачин, основную часть, концовку;<br>б) докажите, что текст имеет смысловую завершённость: каким был авторский замысел, полностью ли он раскрыт?<br>в) назовите признаки, определяющие целостность данного текста: назовите его тему (о чём говорится?), идею (что хотел сказать автор?), текстозаглавьте.
| + | а) докажите, что текст имеет структурную завершённость; укажите зачин, основную часть, концовку;<br>б) докажите, что текст имеет смысловую завершённость: каким был авторский замысел, полностью ли он раскрыт?<br>в) назовите признаки, определяющие целостность данного текста: назовите его тему (о чём говорится?), идею (что хотел сказать автор?), текст озаглавьте. |
| | | |
- | ІІІ. Составьте план текста.
| + | ІІІ. Составьте план текста. |
| | | |
- | В 1887 году Илья Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев».
| + | В 1887 году Илья Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев». |
| | | |
- | В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. Это уже не просто сцена из жизни Запорожской Сечи, а военный совет, решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку Запорожского Войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читаем ясное сознание всей ответственности.
| + | В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. Это уже не просто сцена из жизни [[Виникнення_Запорізької_Січі.|'''Запорожской Сечи''']], а военный совет, решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку Запорожского Войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читаем ясное сознание всей ответственности. |
| | | |
- | Зима 1887-1888 гг. была почти целиком посвящена «Запорожцам».
| + | Зима 1887-1888 гг. была почти целиком посвящена «Запорожцам». |
| | | |
- | Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей.
| + | Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей. |
| | | |
- | Кто только не прошёл через мастерскую художника! Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба»), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрий») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художник брал не всё, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его представлении образа.
| + | Кто только не прошёл через мастерскую художника! Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба»), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрий») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художник брал не всё, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его представлении образа. |
| | | |
- | В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке в Академии художеств. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь.
| + | В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке в Академии художеств. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь. |
| | | |
- | Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Сирко, писарь, судья, Тарас Бульба и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.
| + | Каждый день сотни зрителей заполняют залы [[Музей_Бабы-яги._Тайна_особого_зрения|'''музеев''']], и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Сирко, писарь, судья, Тарас Бульба и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа. |
| | | |
- | <br>3. Устное сочинение-описание по картине
| + | <br>3. Устное сочинение-описание по картине |
| | | |
- | <u>''Работа в группах''</u>. Творческое задание. Каждый участник группы составляет устное описание внешности и характера одного из упомянутых в тексте персонажей картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
| + | <u>''Работа в группах''</u>. Творческое задание. Каждый участник группы составляет устное описание внешности и характера одного из упомянутых в тексте персонажей картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». |
| | | |
- | <br><u>''Способы смысловой (логической) связи предложений в тексте''</u>
| + | <br><u>''Способы смысловой (логической) связи предложений в тексте''</u> |
| | | |
- | Текст в переводе с латинского означает «ткань, сплетение, структура».
| + | Текст в переводе с латинского означает «ткань, сплетение, структура». |
| | | |
- | Одним из признаков текста является связность. Связь в тексте бывает <u>смысловой</u> и <u>грамматической</u>.
| + | Одним из признаков текста является связность. Связь в тексте бывает <u>смысловой</u> и <u>грамматической</u>. |
| | | |
- | Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Например: ''Кто благоразумен, / тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), / тот стоек (новое). Кто стоек (данное), / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).''
| + | Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Например: ''Кто благоразумен, / тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), / тот стоек (новое). Кто стоек (данное), / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).'' |
| | | |
- | Наиболее распространённая модель связи предложений в тексте называется <u>последовательной</u>, или <u>цепной</u>. ''Новое'' в первом предложении становится ''данным'' во втором, ''новое'' во втором — ''данным'' в третьем и т. д. Следующее предложение начинается с того, чем заканчивается предыдущее.<br>
| + | Наиболее распространённая модель связи предложений в тексте называется <u>последовательной</u>, или <u>цепной</u>. ''Новое'' в первом предложении становится ''данным'' во втором, ''новое'' во втором — ''данным'' в третьем и т. д. Следующее предложение начинается с того, чем заканчивается предыдущее.<br> |
| | | |
- | <u>Параллельная</u> связь состоит в том, что ''данное'' есть в первом предложении. Все последующие предложения содержат ''новое'', потому что они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются. Например:
| + | <u>Параллельная</u> связь состоит в том, что ''данное'' есть в первом предложении. Все последующие предложения содержат ''новое'', потому что они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются. Например: |
| | | |
- | Берегите друг друга, (''данное'') <br> Добротой согревайте, (''новое'') <br> Берегите друг друга, <br> Обижать не давайте, (''новое'')
| + | Берегите друг друга, (''данное'') <br> Добротой согревайте, (''новое'') <br> Берегите друг друга, <br> Обижать не давайте, (''новое'') |
| | | |
- | Берегите друг друга.<br> Суету позабудьте (''новое'')<br> И в минуту досуга<br> Рядом с другом побудьте, (''новое'')
| + | Берегите друг друга.<br> Суету позабудьте (''новое'')<br> И в минуту досуга<br> Рядом с другом побудьте, (''новое'') |
| | | |
- | Берегите друг друга<br> Без притворства и лести, (''новое'')<br> Берегите друг друга: <br> Ненадолго мы вместе! (''новое'')<br> (''О. Высоцкая'')
| + | Берегите друг друга<br> Без притворства и лести, (''новое'')<br> Берегите друг друга: <br> Ненадолго мы вместе! (''новое'')<br> (''О. Высоцкая'') |
| | | |
- | Параллельная связь обеспечивает точность высказывания, поэтому её используют в научном стиле. Кроме того, предложения придают тексту торжественность, пафосность. Однако повтор слов при такой связи может вносить в текст монотонность.
| + | Параллельная связь обеспечивает точность высказывания, поэтому её используют в научном стиле. Кроме того, предложения придают тексту торжественность, пафосность. Однако повтор слов при такой связи может вносить в текст [[Исследование_функций_на_монотонность|'''монотонность''']]. |
| | | |
- | Чаще всего параллельную связь используют в поэтической речи, так как повтор слов носит эмоциональный, экспрессивный характер.
| + | Чаще всего параллельную связь используют в поэтической речи, так как повтор слов носит эмоциональный, экспрессивный характер. |
| | | |
- | <u>Смешанный тип связи</u> основывается на параллельном и последовательном соединении частей. Связь в таком случае осуществляется за счёт общего задания: раскрыть главную мысль, а также за счёт той картины действительности, которую рисуют предложения все вместе. Например: ''Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку заволокло белое молоко тумана, а поле и деревни виднелись далеко-далеко. Дергач замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей жвачку коровы да чей-нибудь сонный петух-недотёпа трепыхал крыльями и гоготал спросонья, не зная о том, время или не время петь (В. Белов).'' Чаще всего смешанный тип связи используется в пейзажных описаниях в художественном стиле.
| + | <u>Смешанный тип связи</u> основывается на параллельном и последовательном соединении частей. Связь в таком случае осуществляется за счёт общего задания: раскрыть главную мысль, а также за счёт той картины действительности, которую рисуют предложения все вместе. Например: ''Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку заволокло белое молоко тумана, а поле и деревни виднелись далеко-далеко. Дергач замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей жвачку коровы да чей-нибудь сонный петух-недотёпа трепыхал крыльями и гоготал спросонья, не зная о том, время или не время петь (В. Белов).'' Чаще всего смешанный тип связи используется в пейзажных описаниях в художественном стиле. |
| | | |
- | <br>
| + | <br> |
| | | |
- | 4. Перевод
| + | 4. Перевод |
| | | |
- | І. Переведите текст на русский язык. Укажите в каждом последующем предложении повторяющуюся информацию (''данное'') и новую информацию (''новое''). Определите вид связи предложений в тексте.
| + | І. Переведите текст на русский язык. Укажите в каждом последующем предложении повторяющуюся информацию (''данное'') и новую информацию (''новое''). Определите вид связи предложений в тексте. |
| | | |
- | ІІ. Сформулируйте тему, идею, озаглавьте текст.
| + | ІІ. Сформулируйте тему, идею, озаглавьте текст. |
| | | |
- | Притягальна сила українського історичного життя й української культури для найпрогресивніших представників російського освіченого суспільства міститься в ідейно-моральній чистоті, величі й красі українського світу ідей, пафосі боротьби проти неправди і зла, незламних прагненнях до свободи. Саме тут криються таємниця сили українського впливу і чари українського світу, який захоплює навіть чужинців. Щодо цього вельми показове ставлення представників російського суспільства до українського поета Тараса Шевченка. Про те, який авторитет мав Тарас Шевченко серед російського суспільства, свідчать його сучасники у спогадах. Зокрема у спогадах К. Юнге читаємо: «У нас був обід на честь Шевченка, на якому були присутні, крім наших спільних друзів, ще багато земляків-українців... Говорилося багато щирих і зворушливих промов... Шевченко був такий розчулений, що не міг закінчити своєї промови від сліз...»<br> (''За П. Голубенком'')
| + | Притягальна сила українського історичного життя й [[Особливості_розвитку_української_культури._Освіта._Вищі_навчальні_заклади|'''української культури''']] для найпрогресивніших представників російського освіченого суспільства міститься в ідейно-моральній чистоті, величі й красі українського світу ідей, пафосі боротьби проти неправди і зла, незламних прагненнях до свободи. Саме тут криються таємниця сили українського впливу і чари українського світу, який захоплює навіть чужинців. Щодо цього вельми показове ставлення представників російського суспільства до українського поета Тараса Шевченка. Про те, який авторитет мав Тарас Шевченко серед російського суспільства, свідчать його сучасники у спогадах. Зокрема у спогадах К. Юнге читаємо: «У нас був обід на честь [[Бесіда-розповідь_про_Тараса_Шевченка|'''Шевченка''']], на якому були присутні, крім наших спільних друзів, ще багато земляків-українців... Говорилося багато щирих і зворушливих промов... Шевченко був такий розчулений, що не міг закінчити своєї промови від сліз...»<br> (''За П. Голубенком'') |
| | | |
- | <u>С л о в а р ь</u>:<br>''Промова (укр.) ''— ''(рус.) ''речь, выступление.
| + | <u>С л о в а р ь</u>:<br>''Промова (укр.) ''— ''(рус.) ''речь, выступление. |
| | | |
- | <br>5. Сжатый пересказ
| + | <br>5. Сжатый пересказ |
| | | |
- | І. Сформулируйте тему, идею, дайте заголовок тексту. Определите количество микротем в тексте, составьте простой план. Какой способ связи предложений в тексте — цепной или параллельный?
| + | І. Сформулируйте тему, идею, дайте заголовок тексту. Определите количество микротем в тексте, составьте простой план. Какой способ связи предложений в тексте — цепной или параллельный? |
| | | |
- | ІІ. Составьте сжатый пересказ текста.
| + | ІІ. Составьте сжатый пересказ текста. |
| | | |
- | ІІІ. Устно составьте описание памятника А. Чехову в Ялте.
| + | ІІІ. Устно составьте описание памятника А. Чехову в Ялте. |
| | | |
- | В Ялте, на улице Кирова, 32, в феврале 2006 года состоялось открытие филиала Дома-музея А. П. Чехова — «Чехов и Украина». Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. До 1888 года город относился к Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) и большинство горожан были украинцы. В речи и письмах А. Чехов то и дело использовал украинские выражения, пословицы и поговорки. Во время поездки из Таганрога в Харцызск (ныне город в Донецкой области) писатель остро ощущал пряные запахи украинской степи, вслушивался в стрекотание кузнечиков, любовался парящими высоко в небе коршунами. В повести «Степь» А. Чехов дал красочное описание южнорусских просторов, по в контрасте между поэзией степной природы и прозой человеческих отношений.
| + | В Ялте, на улице Кирова, 32, в феврале 2006 года состоялось открытие филиала Дома-музея А. П. Чехова — «Чехов и Украина». Антон Павлович [[А._П._Чехов|'''Чехов''']] родился в Таганроге. До 1888 года город относился к Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) и большинство горожан были украинцы. В речи и письмах А. Чехов то и дело использовал украинские выражения, пословицы и поговорки. Во время поездки из Таганрога в Харцызск (ныне город в Донецкой области) писатель остро ощущал пряные запахи украинской степи, вслушивался в стрекотание кузнечиков, любовался парящими высоко в небе коршунами. В повести «Степь» А. Чехов дал красочное описание южнорусских просторов, по в контрасте между поэзией степной природы и прозой человеческих отношений. |
| | | |
- | В летние месяцы 1888 и 1889 годов А. Чехов с семьёй отдыхал на Украине, под Сумами, на даче Лука, которая была частью старинной дворянской усадьбы помещиков Линтварёвых. Их две старшие дочери были врачами, и Чехов вместе с ними лечил местных крестьян, а младшая открыла народную школу, преподавала детям на их родном украинском языке. Друзьям он писал: «Уж очень у меня хорошо, так хорошо, что и описать нельзя! Природа великолепна, всюду красиво, простора пропасть, люди хорошие...» Желая побольше узнать об Украине, А. Чехов совершает поездки по городам и сёлам Сумщины и Полтавщины. Всего он проехал в коляске более 400 вёрст. Во время этих поездок Антон Павлович изучал местные говоры, свадебные обряды, национальные обычаи, традиции, костюмы, проникся глубоким уважением к трудолюбивым крестьянам. Видя их сноровку в страдную пору молотьбы, наблюдая за работой на сенокосе, Чехов писал: «На Украине сенокос — самое поэтичное время!» Позже он уехал в Италию и оттуда написал о том, сколь великолепны побережья Адриатического моря, а закончил письмо так: «Но Лука лучше!»
| + | В летние месяцы 1888 и 1889 годов А. Чехов с семьёй отдыхал на Украине, под Сумами, на даче Лука, которая была частью старинной дворянской усадьбы помещиков Линтварёвых. Их две старшие дочери были врачами, и Чехов вместе с ними лечил местных крестьян, а младшая открыла народную школу, преподавала детям на их родном украинском языке. Друзьям он писал: «Уж очень у меня хорошо, так хорошо, что и описать нельзя! Природа великолепна, всюду красиво, простора пропасть, люди хорошие...» Желая побольше узнать об Украине, А. Чехов совершает поездки по городам и сёлам Сумщины и Полтавщины. Всего он проехал в коляске более 400 вёрст. Во время этих поездок Антон Павлович изучал местные говоры, свадебные обряды, национальные обычаи, [[Пасха._Традиция_красить_яйца|'''традиции''']], костюмы, проникся глубоким уважением к трудолюбивым крестьянам. Видя их сноровку в страдную пору молотьбы, наблюдая за работой на сенокосе, Чехов писал: «На Украине сенокос — самое поэтичное время!» Позже он уехал в Италию и оттуда написал о том, сколь великолепны побережья Адриатического моря, а закончил письмо так: «Но Лука лучше!» |
| | | |
- | Дни, проведённые писателем на гостеприимной украинской земле, вошли яркой страницей в его творческую биографию.<br> (''По материалам интернет-изданий'')
| + | Дни, проведённые писателем на гостеприимной украинской земле, вошли яркой страницей в его творческую биографию.<br> |
| | | |
- | <br>6. Слушание с опорой на текст
| + | (''По материалам интернет-изданий'') |
| | | |
- | І. Прослушайте текст. Определите границы зачина, основной части, концовки. Какой из видов зачина использован?
| + | <br>6. Слушание с опорой на текст |
| | | |
- | ІІ. Сформулируйте микротему каждого абзаца, понаблюдайте и определите, какой тип связи предложений использован в каждом абзаце: для этого найдите данное и новое в каждом предложении.
| + | І. Прослушайте текст. Определите границы зачина, основной части, концовки. Какой из видов зачина использован? |
| | | |
- | ІІІ. Подготовьте пересказ абзаца, где присутствует смешанная связь.
| + | ІІ. Сформулируйте микротему каждого абзаца, понаблюдайте и определите, какой тип связи предложений использован в каждом абзаце: для этого найдите данное и новое в каждом предложении. |
| | | |
- | Только что поднималось солнышко. В поле слезяная роса и глубокое небо сулили ведренный день. А в лесу ещё пахло вчерашним зноем. Катерина босиком бежала с косами по лесной дорожке и всё оглядывалась, Катюшка с Гришкой еле за ней успевали. Катюшка несла корзину с едой, Гришка волок чайник с водой. Дорожка то и дело виляла промеж сосен, то опускалась в болотце, то взбегала на брусничные холмики. Тришкины кожаные сапоги иногда скользили на иголках. Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только нарождался вдали.
| + | ІІІ. Подготовьте пересказ абзаца, где присутствует смешанная связь. |
| | | |
- | Устал Гришка, но терпел. Ему и реветь хотелось, и не реветь хотелось, и было от чего-то обидно и горько. Втайне от самого себя Гришка хотел, чтобы его сейчас пожалели, но, если б его пожалели, Гришка бы разревелся от злости, и вот он не знал, что виновато во всём этом.
| + | Только что поднималось солнышко. В поле слезяная роса и глубокое небо сулили ведренный день. А в лесу ещё пахло вчерашним зноем. Катерина босиком бежала с косами по лесной дорожке и всё оглядывалась, Катюшка с Гришкой еле за ней успевали. Катюшка несла корзину с едой, Гришка волок чайник с водой. Дорожка то и дело виляла промеж сосен, то опускалась в болотце, то взбегала на брусничные холмики. Тришкины кожаные сапоги иногда скользили на иголках. Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только нарождался вдали. |
| | | |
- | Дорожка вдруг вынырнула из леса на полянку. Катерина взяла у Гришки чайник с водой, подвесила на еловый сучок. Гришкины слёзы рассосались где-то в носу.
| + | Устал Гришка, но терпел. Ему и реветь хотелось, и не реветь хотелось, и было от чего-то обидно и горько. Втайне от самого себя Гришка хотел, чтобы его сейчас пожалели, но, если б его пожалели, Гришка бы разревелся от злости, и вот он не знал, что виновато во всём этом. |
| | | |
- | Катерина наставила косу себе и Катюшке. Катюшка взяла косу. Коса была ей велика. Выбрала поровней лужайку, тюкнула раз, другой. Катюшка собрала все силёнки, взмахнула косой. Неожиданно для неёсамой получилось очень хорошо, трава с белыми ромашками, с розовым клевером легла ровнымполукругом. И вот Катюшка, чтобы не забыть рисунок движения, заторопилась и взмахнула другой раз.Носок косы воткнулся глубоко в землю. Еле-еле вытащила косу, растерянно обернулась к матери.
| + | Дорожка вдруг вынырнула из леса на полянку. Катерина взяла у Гришки чайник с водой, подвесила на еловый сучок. Гришкины слёзы рассосались где-то в носу. |
| | | |
- | Катерина тут же, одним затылком, почувствовала взгляд дочери, остановилась:
| + | Катерина наставила косу себе и Катюшке. Катюшка взяла косу. Коса была ей велика. Выбрала поровней лужайку, тюкнула раз, другой. Катюшка собрала все силёнки, взмахнула косой. Неожиданно для неёсамой получилось очень хорошо, трава с белыми ромашками, с розовым клевером легла ровнымполукругом. И вот Катюшка, чтобы не забыть рисунок движения, заторопилась и взмахнула другой раз.Носок косы воткнулся глубоко в землю. Еле-еле вытащила косу, растерянно обернулась к матери. |
| | | |
- | — Жми, доченька, на пятку, носок-то должен по верху ходить. Да не торопись, захватывай понемножку.
| + | Катерина тут же, одним затылком, почувствовала взгляд дочери, остановилась: |
| | | |
- | И Катюшка прошла свой первый в жизни прокос.<br> (''В. Белов'')
| + | — Жми, доченька, на пятку, носок-то должен по верху ходить. Да не торопись, захватывай понемножку. |
| | | |
- | VI. Найдите в тексте слова ограниченного употребления (диалекты), объясните их значение.
| + | И Катюшка прошла свой первый в жизни прокос.<br> (''В. Белов'') |
| | | |
- | 7.` Домашнее задание
| + | VI. Найдите в тексте слова ограниченного употребления (диалекты), объясните их значение. |
| | | |
- | I. Запишите перевод текста упражнения 4.
| + | 7.` Домашнее задание |
| | | |
- | II. Подчеркните в каждом последующем предложении часть, в которой заключена повторяющаясяинформация (данное).
| + | I. Запишите перевод текста упражнения 4. |
| | | |
- |
| + | II. Подчеркните в каждом последующем предложении часть, в которой заключена повторяющаясяинформация (данное). |
| | | |
- | <br>''А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс''
| + | |
| | | |
- | ''Отослано читателями из интернет-сайтов''<br>
| + | <br>''А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс'' |
| | | |
- | <sub>Полные списки тем по предметам и классам, [[Русский язык 9 класс|материалы]] для подготовки к урокам по русскому языку 9 класс, календарно-тематическое планирование уроков русского языка, бесплатно [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|скачать рефераты]], домашняя работа, вопросы и ответы</sub>
<br>
| + | ''Отослано читателями из интернет-сайтов''<br> |
| + | |
| + | <sub>Полные списки тем по предметам и классам, [[Русский язык 9 класс|материалы]] для подготовки к урокам по русскому языку 9 класс, календарно-тематическое планирование уроков русского языка, бесплатно [[Гипермаркет знаний - первый в мире!|скачать рефераты]], домашняя работа, вопросы и ответы</sub> <br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] конспект уроку и опорный каркас | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] конспект уроку и опорный каркас |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] презентация урока | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] презентация урока |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] акселеративные методы и интерактивные технологии | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] акселеративные методы и интерактивные технологии |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] закрытые упражнения (только для использования учителями) | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] закрытые упражнения (только для использования учителями) |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] оценивание | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] оценивание |
| | | |
| '''<u>Практика</u>''' | | '''<u>Практика</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] [http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5_%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82._%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B0,_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8._%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8_%D0%B8_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0 задачи и упражнения,самопроверка] | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] [http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5_%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82._%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B0,_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8._%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8_%D0%B8_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0 задачи и упражнения,самопроверка] |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] практикумы, лабораторные, кейсы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] практикумы, лабораторные, кейсы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] домашнее задание | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] домашнее задание |
| | | |
| '''<u>Иллюстрации</u>''' | | '''<u>Иллюстрации</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] рефераты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] рефераты |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] фишки для любознательных | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] фишки для любознательных |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] шпаргалки | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] шпаргалки |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты |
| | | |
| '''<u>Дополнения</u>''' | | '''<u>Дополнения</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] внешнее независимое тестирование (ВНТ) | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] внешнее независимое тестирование (ВНТ) |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] учебники основные и дополнительные | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] учебники основные и дополнительные |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] тематические праздники, слоганы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] тематические праздники, слоганы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] статьи | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] статьи |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] национальные особенности | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] национальные особенности |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] словарь терминов | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] словарь терминов |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] прочие | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] прочие |
| | | |
| '''<u>Только для учителей</u>''' | | '''<u>Только для учителей</u>''' |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] [http://xvatit.com/Idealny_urok.html идеальные уроки] | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] [http://xvatit.com/Idealny_urok.html идеальные уроки] |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] календарный план на год | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] календарный план на год |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] методические рекомендации | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] методические рекомендации |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] программы | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] программы |
- | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px]] [http://xvatit.com/forum/ обсуждения] | + | [[Image:1236084776 kr.jpg|10x10px|1236084776 kr.jpg]] [http://xvatit.com/forum/ обсуждения] |
| | | |
- | <br>Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам].
| + | <br>Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, [http://xvatit.com/index.php?do=feedback напишите нам]. |
| | | |
| Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум]. | | Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - [http://xvatit.com/forum/ Образовательный форум]. |
Текущая версия на 09:28, 15 октября 2012
Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 9 класс>>Русский язык: Текст. Признаки текста, композиционные особенности. Логическая и микротемная структура текста. Лингвистика текста
1. Проверь себя
Выберите правильный вариант ответа.
1. Текст — это: А высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу; Б высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в: А полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке; Б наличии в тексте от двух до пяти абзацев.
3. Членимость — это свойство текста: А делиться на предложения, абзацы, части, главы; Б делиться на три части.
4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в: А раскрытии авторского замысла; Б последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в: А наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств; Б ключевых словах текста.
6. Микротема — это: А идея, заключённая в первом абзаце; Б «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
2. Слушание с опорой на текст
І. Прослушайте текст.
ІІ. Назовите главные признаки текста, в качестве примеров используйте приведённый в упражнении текст:
а) докажите, что текст имеет структурную завершённость; укажите зачин, основную часть, концовку; б) докажите, что текст имеет смысловую завершённость: каким был авторский замысел, полностью ли он раскрыт? в) назовите признаки, определяющие целостность данного текста: назовите его тему (о чём говорится?), идею (что хотел сказать автор?), текст озаглавьте.
ІІІ. Составьте план текста.
В 1887 году Илья Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев».
В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. Это уже не просто сцена из жизни Запорожской Сечи, а военный совет, решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку Запорожского Войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читаем ясное сознание всей ответственности.
Зима 1887-1888 гг. была почти целиком посвящена «Запорожцам».
Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей.
Кто только не прошёл через мастерскую художника! Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба»), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрий») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художник брал не всё, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его представлении образа.
В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке в Академии художеств. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь.
Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Сирко, писарь, судья, Тарас Бульба и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.
3. Устное сочинение-описание по картине
Работа в группах. Творческое задание. Каждый участник группы составляет устное описание внешности и характера одного из упомянутых в тексте персонажей картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Способы смысловой (логической) связи предложений в тексте
Текст в переводе с латинского означает «ткань, сплетение, структура».
Одним из признаков текста является связность. Связь в тексте бывает смысловой и грамматической.
Учёные сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы двигаться, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. В тексте мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, — повторяем какую-то часть предыдущего предложения (это «данное»). Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую информацию, нужную для развития мысли. Основная функция «данного» — связывать между собой предложения, «нового» — развивать мысль в тексте. На «новое» ставится логическое ударение. Например: Кто благоразумен, / тот воздержан (новое). Кто воздержан (данное), / тот стоек (новое). Кто стоек (данное), / тот невозмутим. Кто невозмутим, / тот беспечален. Кто беспечален, / тот счастлив. Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).
Наиболее распространённая модель связи предложений в тексте называется последовательной, или цепной. Новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором — данным в третьем и т. д. Следующее предложение начинается с того, чем заканчивается предыдущее.
Параллельная связь состоит в том, что данное есть в первом предложении. Все последующие предложения содержат новое, потому что они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются. Например:
Берегите друг друга, (данное) Добротой согревайте, (новое) Берегите друг друга, Обижать не давайте, (новое)
Берегите друг друга. Суету позабудьте (новое) И в минуту досуга Рядом с другом побудьте, (новое)
Берегите друг друга Без притворства и лести, (новое) Берегите друг друга: Ненадолго мы вместе! (новое) (О. Высоцкая)
Параллельная связь обеспечивает точность высказывания, поэтому её используют в научном стиле. Кроме того, предложения придают тексту торжественность, пафосность. Однако повтор слов при такой связи может вносить в текст монотонность.
Чаще всего параллельную связь используют в поэтической речи, так как повтор слов носит эмоциональный, экспрессивный характер.
Смешанный тип связи основывается на параллельном и последовательном соединении частей. Связь в таком случае осуществляется за счёт общего задания: раскрыть главную мысль, а также за счёт той картины действительности, которую рисуют предложения все вместе. Например: Пришедшая ночь была светла и спокойна. Реку заволокло белое молоко тумана, а поле и деревни виднелись далеко-далеко. Дергач замолк, опять стало совсем тихо. Иногда в каком-нибудь хлеву звучал колокол жующей жвачку коровы да чей-нибудь сонный петух-недотёпа трепыхал крыльями и гоготал спросонья, не зная о том, время или не время петь (В. Белов). Чаще всего смешанный тип связи используется в пейзажных описаниях в художественном стиле.
4. Перевод
І. Переведите текст на русский язык. Укажите в каждом последующем предложении повторяющуюся информацию (данное) и новую информацию (новое). Определите вид связи предложений в тексте.
ІІ. Сформулируйте тему, идею, озаглавьте текст.
Притягальна сила українського історичного життя й української культури для найпрогресивніших представників російського освіченого суспільства міститься в ідейно-моральній чистоті, величі й красі українського світу ідей, пафосі боротьби проти неправди і зла, незламних прагненнях до свободи. Саме тут криються таємниця сили українського впливу і чари українського світу, який захоплює навіть чужинців. Щодо цього вельми показове ставлення представників російського суспільства до українського поета Тараса Шевченка. Про те, який авторитет мав Тарас Шевченко серед російського суспільства, свідчать його сучасники у спогадах. Зокрема у спогадах К. Юнге читаємо: «У нас був обід на честь Шевченка, на якому були присутні, крім наших спільних друзів, ще багато земляків-українців... Говорилося багато щирих і зворушливих промов... Шевченко був такий розчулений, що не міг закінчити своєї промови від сліз...» (За П. Голубенком)
С л о в а р ь: Промова (укр.) — (рус.) речь, выступление.
5. Сжатый пересказ
І. Сформулируйте тему, идею, дайте заголовок тексту. Определите количество микротем в тексте, составьте простой план. Какой способ связи предложений в тексте — цепной или параллельный?
ІІ. Составьте сжатый пересказ текста.
ІІІ. Устно составьте описание памятника А. Чехову в Ялте.
В Ялте, на улице Кирова, 32, в феврале 2006 года состоялось открытие филиала Дома-музея А. П. Чехова — «Чехов и Украина». Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. До 1888 года город относился к Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область) и большинство горожан были украинцы. В речи и письмах А. Чехов то и дело использовал украинские выражения, пословицы и поговорки. Во время поездки из Таганрога в Харцызск (ныне город в Донецкой области) писатель остро ощущал пряные запахи украинской степи, вслушивался в стрекотание кузнечиков, любовался парящими высоко в небе коршунами. В повести «Степь» А. Чехов дал красочное описание южнорусских просторов, по в контрасте между поэзией степной природы и прозой человеческих отношений.
В летние месяцы 1888 и 1889 годов А. Чехов с семьёй отдыхал на Украине, под Сумами, на даче Лука, которая была частью старинной дворянской усадьбы помещиков Линтварёвых. Их две старшие дочери были врачами, и Чехов вместе с ними лечил местных крестьян, а младшая открыла народную школу, преподавала детям на их родном украинском языке. Друзьям он писал: «Уж очень у меня хорошо, так хорошо, что и описать нельзя! Природа великолепна, всюду красиво, простора пропасть, люди хорошие...» Желая побольше узнать об Украине, А. Чехов совершает поездки по городам и сёлам Сумщины и Полтавщины. Всего он проехал в коляске более 400 вёрст. Во время этих поездок Антон Павлович изучал местные говоры, свадебные обряды, национальные обычаи, традиции, костюмы, проникся глубоким уважением к трудолюбивым крестьянам. Видя их сноровку в страдную пору молотьбы, наблюдая за работой на сенокосе, Чехов писал: «На Украине сенокос — самое поэтичное время!» Позже он уехал в Италию и оттуда написал о том, сколь великолепны побережья Адриатического моря, а закончил письмо так: «Но Лука лучше!»
Дни, проведённые писателем на гостеприимной украинской земле, вошли яркой страницей в его творческую биографию.
(По материалам интернет-изданий)
6. Слушание с опорой на текст
І. Прослушайте текст. Определите границы зачина, основной части, концовки. Какой из видов зачина использован?
ІІ. Сформулируйте микротему каждого абзаца, понаблюдайте и определите, какой тип связи предложений использован в каждом абзаце: для этого найдите данное и новое в каждом предложении.
ІІІ. Подготовьте пересказ абзаца, где присутствует смешанная связь.
Только что поднималось солнышко. В поле слезяная роса и глубокое небо сулили ведренный день. А в лесу ещё пахло вчерашним зноем. Катерина босиком бежала с косами по лесной дорожке и всё оглядывалась, Катюшка с Гришкой еле за ней успевали. Катюшка несла корзину с едой, Гришка волок чайник с водой. Дорожка то и дело виляла промеж сосен, то опускалась в болотце, то взбегала на брусничные холмики. Тришкины кожаные сапоги иногда скользили на иголках. Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел, потому что было очень рано и ветер ещё только нарождался вдали.
Устал Гришка, но терпел. Ему и реветь хотелось, и не реветь хотелось, и было от чего-то обидно и горько. Втайне от самого себя Гришка хотел, чтобы его сейчас пожалели, но, если б его пожалели, Гришка бы разревелся от злости, и вот он не знал, что виновато во всём этом.
Дорожка вдруг вынырнула из леса на полянку. Катерина взяла у Гришки чайник с водой, подвесила на еловый сучок. Гришкины слёзы рассосались где-то в носу.
Катерина наставила косу себе и Катюшке. Катюшка взяла косу. Коса была ей велика. Выбрала поровней лужайку, тюкнула раз, другой. Катюшка собрала все силёнки, взмахнула косой. Неожиданно для неёсамой получилось очень хорошо, трава с белыми ромашками, с розовым клевером легла ровнымполукругом. И вот Катюшка, чтобы не забыть рисунок движения, заторопилась и взмахнула другой раз.Носок косы воткнулся глубоко в землю. Еле-еле вытащила косу, растерянно обернулась к матери.
Катерина тут же, одним затылком, почувствовала взгляд дочери, остановилась:
— Жми, доченька, на пятку, носок-то должен по верху ходить. Да не торопись, захватывай понемножку.
И Катюшка прошла свой первый в жизни прокос. (В. Белов)
VI. Найдите в тексте слова ограниченного употребления (диалекты), объясните их значение.
7.` Домашнее задание
I. Запишите перевод текста упражнения 4.
II. Подчеркните в каждом последующем предложении часть, в которой заключена повторяющаясяинформация (данное).
А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Полные списки тем по предметам и классам, материалы для подготовки к урокам по русскому языку 9 класс, календарно-тематическое планирование уроков русского языка, бесплатно скачать рефераты, домашняя работа, вопросы и ответы
Содержание урока
конспект уроку и опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы и интерактивные технологии
закрытые упражнения (только для использования учителями)
оценивание
Практика
задачи и упражнения,самопроверка
практикумы, лабораторные, кейсы
уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
домашнее задание
Иллюстрации
иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
рефераты
фишки для любознательных
шпаргалки
юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты
Дополнения
внешнее независимое тестирование (ВНТ)
учебники основные и дополнительные
тематические праздники, слоганы
статьи
национальные особенности
словарь терминов
прочие
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|