|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История 7 класc|История 7 класс]]>>Образование. Наука. Устное народное творчество<metakeywords>Образование, Наука, Устное народное творчество, урок, класс, история</metakeywords>''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История_7_класс|История 7 класс]]>>Образование. Наука. Устное народное творчество<metakeywords>Образование, Наука, Устное народное творчество, урок, класс, история</metakeywords>''' |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | Какие выдающиеся памятники культуры были созданы в Киевской Руси ещё до периода политической раздробленности? | + | Какие выдающиеся памятники культуры были созданы в Киевской Руси ещё до периода политической раздробленности? |
| | | |
- | <br>'''Образование. Наука'''<br>В средневековье образование, наука и культура развивались под непосредственным влиянием церкви. Христианское богослужение требовало грамотных людей, и церковь их воспитывала. Летописи не сообщают, существовала ли какая-нибудь система образования на Руси, но известно, что были учителя-дьяки, действовали школы при церквях и монастырях. О распространении письменности среди разных слоёв населения свидетельствуют многочисленные надписи на изделиях ремесленников — посудинах, кирпичах, крестах, иконах, мечах и т. п. | + | <br>'''Образование. Наука'''<br>В средневековье образование, наука и культура развивались под непосредственным влиянием церкви. Христианское богослужение требовало грамотных людей, и церковь их воспитывала. Летописи не сообщают, существовала ли какая-нибудь система образования на Руси, но известно, что были учителя-дьяки, действовали школы при церквях и монастырях. О распространении письменности среди разных слоёв населения свидетельствуют многочисленные надписи на изделиях ремесленников — посудинах, кирпичах, крестах, иконах, мечах и т. п. |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 138.jpg|350px]]<br>''Древнерусские берестяные грамоты''<br> |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_138.jpg|350px]]<br>''Древнерусские берестяные грамоты''<br>
| + | Уникальными являются «берестяные грамоты» - надписи на берёзовой коре, найденные археологами сначала в Новгороде, а позднее и в Украине — в Звенигороде. Береста была дешёвым материалом: стоило прокипятить её в воде, и она становилась пригодной для письма. Писали по ней писалами — специальными металлическими стержнями. По подсчётам учёных, в больших городах около десяти процентов населения было грамотным. |
| | | |
- | Уникальными являются «берестяные грамоты» - надписи на берёзовой коре, найденные археологами сначала в Новгороде, а позднее и в Украине — в Звенигороде. Береста была дешёвым материалом: стоило прокипятить её в воде, и она становилась пригодной для письма. Писали по ней писалами — специальными металлическими стержнями. По подсчётам учёных, в больших городах около десяти процентов населения было грамотным.
| + | <br>Развитие торговли и интенсивное строительство требовали не только знания грамоты, но и искусности в арифметике. Кроме четырёх правил арифметики, на Руси изучали и дроби, использовали их при расчётах.<br>Развивалась медицина. В «Изборнике» Святослава помещены медицинские статьи, описывающие различные заболевания, а также рекомендации ио их лечению. Изучением медицины и лечением больных занимались не только народные врачи — знахари, волхвы, но и вельможи. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия составила медицинский справочник «Мази», в котором рассказывается о гигиене тела, влиянии климата на организм, о сне, банях, гигиене матери и ребёнка, лечении ран. Известный монах Печерского монастыря Агапит успешно лечил больных, и слава о нём шла по всей Руси.<br> |
| | | |
- | <br>Развитие торговли и интенсивное строительство требовали не только знания грамоты, но и искусности в арифметике. Кроме четырёх правил арифметики, на Руси изучали и дроби, использовали их при расчётах.<br>Развивалась медицина. В «Изборнике» Святослава помещены медицинские статьи, описывающие различные заболевания, а также рекомендации ио их лечению. Изучением медицины и лечением больных занимались не только народные врачи — знахари, волхвы, но и вельможи. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия составила медицинский справочник «Мази», в котором рассказывается о гигиене тела, влиянии климата на организм, о сне, банях, гигиене матери и ребёнка, лечении ран. Известный монах Печерского монастыря Агапит успешно лечил больных, и слава о нём шла по всей Руси.<br>
| + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 139.jpg|200px]] |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_139.jpg|200px]]
| + | ''Принадлежности для письма на восковой поверхности и бересте<br><br>Что такое воск?'' Объясните, иллюстрируя примерами, как его использовали в Киевской Руси.<br> |
| | | |
- | ''Принадлежности для письма на восковой поверхности и бересте<br><br>Что такое воск?'' Объясните, иллюстрируя примерами, как его использовали в Киевской Руси.<br>
| + | Киевская Русь оставила нам в наследство богатый и разнообразный фольклор, передававшийся от поколения к поколению, ставший важным источником более поздних литературных произведений и летописей. Древние народные песни, предания, сказки, легенды, пословицы сохранили и донесли до нас духовный мир наших предков, их мировосприятие, мораль. |
| | | |
- | Киевская Русь оставила нам в наследство богатый и разнообразный фольклор, передававшийся от поколения к поколению, ставший важным источником более поздних литературных произведений и летописей. Древние народные песни, предания, сказки, легенды, пословицы сохранили и донесли до нас духовный мир наших предков, их мировосприятие, мораль.
| + | <br>Немало произведений посвящено воинам — это дружинные песни и былины. При дворах князей жили поэты-певцы, прославлявшие своих властителей. В «Слове о полку Игореве» как мастер поэтического слова упоминается Боян. |
| | | |
- | <br>Немало произведений посвящено воинам — это дружинные песни и былины. При дворах князей жили поэты-певцы, прославлявшие своих властителей. В «Слове о полку Игореве» как мастер поэтического слова упоминается Боян. | + | <br>До нашего времени дошли в основном фольклорные произведения, в своё время записанные в летописях и книгах. Из них мы узнаём о свадебных, праздничных песнях, пословицах и присказках Киевской Руси.<br><br>'''В записную книжку эрудита<br>Загадочный Боян'''<br>Одна из самых загадочных фигур истории литературы — поэт-певец Боян. Время не оста¬вило нам информации ни о происхождении, ни о годах жизни поэта, ни о его творчестве. И всё-таки мы знаем, что Боян - личность не только реальная, но и выделявшаяся среди подобных себе благодаря умению и мастерству. Ведь именно Бояна видел перед собой ав¬тор «Слова...», приступая к своему повествованию. И хотя отмежевался от Бояна как от придворного поэта, но оставил нам характеристику творческой манеры мастера слова: |
| | | |
- | <br>До нашего времени дошли в основном фольклорные произведения, в своё время записанные в летописях и книгах. Из них мы узнаём о свадебных, праздничных песнях, пословицах и присказках Киевской Руси.<br><br>'''В записную книжку эрудита<br>Загадочный Боян'''<br>Одна из самых загадочных фигур истории литературы — поэт-певец Боян. Время не оста¬вило нам информации ни о происхождении, ни о годах жизни поэта, ни о его творчестве. И всё-таки мы знаем, что Боян - личность не только реальная, но и выделявшаяся среди подобных себе благодаря умению и мастерству. Ведь именно Бояна видел перед собой ав¬тор «Слова...», приступая к своему повествованию. И хотя отмежевался от Бояна как от придворного поэта, но оставил нам характеристику творческой манеры мастера слова:
| + | <br>Боян бо наш вещий, |
- | | + | |
- | <br>Боян бо наш вещий, | + | |
| | | |
| Как хотел кому песню творить, | | Как хотел кому песню творить, |
Строка 33: |
Строка 33: |
| Серым волком по земле, | | Серым волком по земле, |
| | | |
- | Сизым орлом под тучами. | + | Сизым орлом под тучами. |
| | | |
- | ...Налагал он на живые струны | + | ...Налагал он на живые струны |
| | | |
- | Вещие персты свои | + | Вещие персты свои |
| | | |
- | И сами они славу князьям рокотали. | + | И сами они славу князьям рокотали. |
| | | |
- | <br>Созданные Бояном и другими поэтами того времени песни-прославления, так же, как и былины-старины, принадлежат к героическому эпосу, развивавшемуся под воздейс¬твием исторических событий огромного значения, всколыхнувших Киевскую Русь, — образование государства, введение христианства, войны с кочевниками... Именно эти важные события, а также яркие личности, в частности князья Святослав Игоревич, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, их деятельность по созданию [[Возникновение_ранних_государств|государства]], военные походы и победы были темами былин и песен. | + | <br>Созданные Бояном и другими поэтами того времени песни-прославления, так же, как и былины-старины, принадлежат к героическому эпосу, развивавшемуся под воздейс¬твием исторических событий огромного значения, всколыхнувших Киевскую Русь, — образование государства, введение христианства, войны с кочевниками... Именно эти важные события, а также яркие личности, в частности князья Святослав Игоревич, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, их деятельность по созданию [[Возникновение ранних государств|государства]], военные походы и победы были темами былин и песен. |
- | | + | |
- | ''<br>1. Кто из вероятных авторов «Слова...» считал себя учеником Бояна? Как вы думаете, какие чувства испытывал автор по отношению к Бояну?''<br>
| + | |
| | | |
| + | ''<br>1. Кто из вероятных авторов «Слова...» считал себя учеником Бояна? Как вы думаете, какие чувства испытывал автор по отношению к Бояну?''<br> |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| ''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. [[История|История]] Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.<br>Прислано читателями из интернет-сайта''<br> | | ''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. [[История|История]] Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.<br>Прислано читателями из интернет-сайта''<br> |
| | | |
- | | + | <br> |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 12:36, 20 ноября 2012
Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>>Образование. Наука. Устное народное творчество
Какие выдающиеся памятники культуры были созданы в Киевской Руси ещё до периода политической раздробленности?
Образование. Наука В средневековье образование, наука и культура развивались под непосредственным влиянием церкви. Христианское богослужение требовало грамотных людей, и церковь их воспитывала. Летописи не сообщают, существовала ли какая-нибудь система образования на Руси, но известно, что были учителя-дьяки, действовали школы при церквях и монастырях. О распространении письменности среди разных слоёв населения свидетельствуют многочисленные надписи на изделиях ремесленников — посудинах, кирпичах, крестах, иконах, мечах и т. п.
Древнерусские берестяные грамоты
Уникальными являются «берестяные грамоты» - надписи на берёзовой коре, найденные археологами сначала в Новгороде, а позднее и в Украине — в Звенигороде. Береста была дешёвым материалом: стоило прокипятить её в воде, и она становилась пригодной для письма. Писали по ней писалами — специальными металлическими стержнями. По подсчётам учёных, в больших городах около десяти процентов населения было грамотным.
Развитие торговли и интенсивное строительство требовали не только знания грамоты, но и искусности в арифметике. Кроме четырёх правил арифметики, на Руси изучали и дроби, использовали их при расчётах. Развивалась медицина. В «Изборнике» Святослава помещены медицинские статьи, описывающие различные заболевания, а также рекомендации ио их лечению. Изучением медицины и лечением больных занимались не только народные врачи — знахари, волхвы, но и вельможи. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия составила медицинский справочник «Мази», в котором рассказывается о гигиене тела, влиянии климата на организм, о сне, банях, гигиене матери и ребёнка, лечении ран. Известный монах Печерского монастыря Агапит успешно лечил больных, и слава о нём шла по всей Руси.
Принадлежности для письма на восковой поверхности и бересте
Что такое воск? Объясните, иллюстрируя примерами, как его использовали в Киевской Руси.
Киевская Русь оставила нам в наследство богатый и разнообразный фольклор, передававшийся от поколения к поколению, ставший важным источником более поздних литературных произведений и летописей. Древние народные песни, предания, сказки, легенды, пословицы сохранили и донесли до нас духовный мир наших предков, их мировосприятие, мораль.
Немало произведений посвящено воинам — это дружинные песни и былины. При дворах князей жили поэты-певцы, прославлявшие своих властителей. В «Слове о полку Игореве» как мастер поэтического слова упоминается Боян.
До нашего времени дошли в основном фольклорные произведения, в своё время записанные в летописях и книгах. Из них мы узнаём о свадебных, праздничных песнях, пословицах и присказках Киевской Руси.
В записную книжку эрудита Загадочный Боян Одна из самых загадочных фигур истории литературы — поэт-певец Боян. Время не оста¬вило нам информации ни о происхождении, ни о годах жизни поэта, ни о его творчестве. И всё-таки мы знаем, что Боян - личность не только реальная, но и выделявшаяся среди подобных себе благодаря умению и мастерству. Ведь именно Бояна видел перед собой ав¬тор «Слова...», приступая к своему повествованию. И хотя отмежевался от Бояна как от придворного поэта, но оставил нам характеристику творческой манеры мастера слова:
Боян бо наш вещий,
Как хотел кому песню творить,
Растекался мыслью по дереву,
Серым волком по земле,
Сизым орлом под тучами.
...Налагал он на живые струны
Вещие персты свои
И сами они славу князьям рокотали.
Созданные Бояном и другими поэтами того времени песни-прославления, так же, как и былины-старины, принадлежат к героическому эпосу, развивавшемуся под воздейс¬твием исторических событий огромного значения, всколыхнувших Киевскую Русь, — образование государства, введение христианства, войны с кочевниками... Именно эти важные события, а также яркие личности, в частности князья Святослав Игоревич, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, их деятельность по созданию государства, военные походы и победы были темами былин и песен.
1. Кто из вероятных авторов «Слова...» считал себя учеником Бояна? Как вы думаете, какие чувства испытывал автор по отношению к Бояну?
Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил. Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|