Проанализируйте приведённые тексты, выполняя задания и отвечая на вопросы. I. Прочитайте тексты. Докажите, что анализируемый отрывок является текстом. Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи здесь использованы? К какому типу речи относится текст (повествование, описание, рассуждение)? Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения. Определите тему и основную мысль текста.
1. ВСТРЕЧА С ДЕТСТВОМ Коля прошёл в свою комнату. Всё в ней оставалось на прежних местах, как в тот последний день, когда он уезжал из дома. Только стало темней от разросшейся за окнами сирени. Коля сел к старенькому столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже забытые вещи: коллекцию уральских камней, развинченный на части старинный телефон, высушенные листья растений. Всё это показалось Коле таким давнишним, что он даже рассмеялся. Будто это не заветные и когда-то любимые мальчишечьи вещи, а склад рухляди скряги Плюшкина. И вместе с тем ему было бы жаль расстаться с этими вещами. Они, конечно, утратили свою былую значимость, но он оставался благодарен им за прошлые радости, за игру воображения, которую они в нём вызывали. Сейчас, встретившись с ними, он долго их рассматривал, а затем тщательно сложил в ящик стола в том порядке, в котором они лежали. (По К. Паустовскому.)
2. ПОБЕГ ДОМОЙ В лесу было тихо и сыро. Наплакавшись вдоволь, Лужин заметил, что заморосило. Тогда он встал с земли, нашёл знакомую тропинку и побежал, спотыкаясь о корни, со смутной, мстительной мыслью — добраться до дома и там спрятаться, провести там зиму, питаясь в кладовой вареньем и сыром. Тропинка, минут десять проюлив в лесу, спустилась к реке, которая была сплошь в кольцах от дождя, и ещё через пять минут показался лесопильный завод, мельница, мост, где по щиколотку утопаешь в опилках, дорожка вверх и через голые кусты сирени — дом. Он прокрался вдоль стены, увидел, что окно гостиной открыто, и, взобравшись около водосточной трубы на зелёный облупленный карниз, перевалился через подоконник. В гостиной он остановился, прислушался. Подумав, он осторожно открыл дверь и, вздрагивая от звонкого эха, слишком поспешно после отъезда хозяев вселившегося в дом, метнулся по коридору и оттуда, по лестнице, на чердак. Чердак был особенный, с оконцем, через которое можно было смотреть вниз, на лестницу. В доме было совершенно тихо. Погодя, снизу, из кабинета отца, донёсся заглушённый звон телефона. Звон продолжался с перерывами довольно долго. Потом опять тишина... (По В. Набокову.)
3. Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас сможет вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и... И всё-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Велико число сказок (учёные насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас обычно не более десятка... Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминал о том блаженном состоянии, которое «каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим вечером бесконечно однообразные и, между тем, всегда новые, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы о бабе-яге — костяной ноге, об избушке на курьих ножках и т. д.». ... Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным, мышлением. Одним словом, сказки — это сказки. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем намного добрее и намного чище... (Ю. Круглое.)
II. Составьте диалоги (монологи). 1. Ваш друг недавно переехал в новый район и пригласил вас в гости. Расспросите его, как к нему добираться, какая самая удобная и короткая дорога. 2. Вспомните ваши любимые детские фильмы. Поговорите с товарищем о том, что вам в них нравилось и не нравилось, что бы вы хотели изменить. 3. Обсудите с товарищем, какой подарок вы считаете наиболее подходящим и наиболее приятным для вашего общего друга. 4. Вам необходимо привлечь чьё-либо внимание (возможные ситуации: вы — в магазине, вы — в чужом городе, вы — среди друзей). Какие устойчивые формулы общения вы используете?
III. Подготовьте небольшие рассказы. 1. Убирая комнату, вы наткнулись на свою детскую игрушку (мишку, куклу, машину). Какие мысли возникли у вас, когда вы взяли в руки эту игрушку? 2. Если бы вам представилась возможность снять фильм для детей, какой бы теме он был посвящен? О чём бы вы хотели рассказать в нём? 3. Расскажите о случае из вашего детства (весёлом, юмористическом, грустном), который вам особенно запомнился и о котором хотелось бы вспомнить.
IV. Объясните постановку знаков препинания. 1. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; определите виды придаточных (текст 1). 2. В предложениях с однородными членами и обобщающими словами (тексты 1, 3). 3. В предложениях с причастными и деепричастными оборотами (тексты 1, 2, 3). V. Ответьте на вопросы и выполните задания. 1. Какую роль играют удвоенные согласные в приведённых парах слов? Вести — ввести, поделать — подделать, стеной — стенной. 2. Почему можно сказать «купить пять книг», «накупить много книг», но нельзя сказать — «накупить пять книг»? 3. Определите, слова каких частей речи можно образовать с помощью каждого из приведённых суффиксов. По каким из этих суффиксов можно определить род имён существительных? Свои ответы подтвердите примерами. -чив-, -арь, -чанин, -ну-, -ствова-, -ич-, -тельн-, -ющ-, -онн-, -ыва-, -ищ-, -ыш-, -ист-, -ышк-, -ски, -иц-, -ок
VI. Повторите орфограммы. 1. Рассмотрите таблицу. Скажите, какие правила она иллюстрирует. Дополните таблицу примерами из текстов. 2. Найдите в текстах слова с орфограммой «Употребление ь для обозначения мягкости согласных». Определите, в какой части слова находится данная орфограмма. 3. Выпишите из текстов слова и приведите свои примеры для иллюстрации орфограмм «Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з, с)» и «Правописание приставки с-». Объясните написание слов. 4. Выразительно прочитайте. Назовите орфограммы, объясните их с по мощью правил.
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам...
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там. (А. Пушкин.)
|