ОТЗЫВ О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА 1. Вам, наверное, приходилось составлять отзывы и писать рецензии на литературные произведения, высказывания товарищей, кинофильмы и др. Какие трудности возникали у вас при этом? 2. Прочитайте текст и скажите, каким требованиям должен отвечать отзыв о произведении искусства. Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем, кинофильмом, телепередачей и т. д. Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на разных людей разное впечатление. Это рождает споры, и они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его. Обычно это делается с помощью отзыва или рецензии. В основе рецензии лежит анализ произведения искусства, его содержательной стороны и художественных достоинств.
Отзыв — это обмен впечатлениями, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор — сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими восторгается. В отзыве, как правило, можно выделить: 1) часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение; 2) часть, в которой обосновывается, аргументируется высказанная оценка. Но, конечно, содержание отзыва, как и его форма, зависит от того, кто его адресат, какова его цель, задача.
Адресатами отзыва могут быть: друг, родители, товарищи по классу, автор произведения, Дом детской книги, библиотекарь и др. Задачи, цели отзывов могут быть различными: поделиться впечатлениями о книге, поставить в отзыве вопрос дискуссионного характера и т. д. Если цель отзыва — привлечь внимание к книге, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев, то такой отзыв может быть написан в форме статьи в стенгазету, здесь уместен публицистический стиль. Если цель отзыва — желание поделиться впечатлением о прочитанном, а адресат (друг, родители, автор произведения) далеко, то формой такого отзыва может стать письмо. Но и в данном случае следует учитывать личность адресата: письмо к другу, родителям отличается большей непринуждённостью, «разговорностью» в сравнении с письмом к автору произведения.
Отзыв, цель которого — помочь разобраться в прочитанном, близок к рецензии. В нём даётся не только оценка произведения, но и частичный его анализ: обращается внимание на способы раскрытия идейного содержания произведения, роль художественно-выразительных средств. Часто в отзывах пересказывают содержание произведения. Но это нужно делать не всегда. Краткий пересказ книги может быть, например, в отзывах-письмах родителям, которым вы пишите о том, что читали. Если ваш отзыв обращен к другу, товарищам по классу, которые не читали ещё этого произведения, вряд ли следует подробно пересказывать его содержание. Можно пересказать что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать ребят, если вы хотите, чтобы они прочитали книгу, о которой вы написали отзыв. И, конечно, совсем исключается пересказ произведения в отзыве-письме к автору книги. Её содержание ему хорошо известно: писателя интересует, чем вам понравилась или не понравилась его книга. (По Г. Богдановой.)
3. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Скажите, можно ли его назвать отзывом о произведении искусства. Как автор обосновывает свою мысль о высоком уровне первой книги начинающего писателя Владимира Галкина? Какой вывод делается в заключительной части текста? Чудеса продолжают происходить и в наш расчисленный, строгий, научно-технический, тревожный атомный век. Одно из таких непредсказуемых чудес сейчас перед вами — «Сибирские сказы» Владимира Галкина. Казалось бы, давно прошла пора, закатилась светлая звезда русских сказочников и сказителей, и последними из могикан были Павел Бажов, Степан Писахов, Борис Шергин, ушли и немногие старики, хранители народных поверий и мифов; современные бабушки и дедушки уже не поют внучатам старины, не потешают прибаутками, сложенными при царе Горохе, не увлекают сладко-тревожными, не из книг почерпнутыми историями о Бове-королевиче да Иване-царевиче. Что ж, прервалась ветвь, ушла в историю традиция, и будем утешаться тем, что кое-что из необъятного устного народного творчества всё-таки уцелело и время от времени появляется в разных сборниках разных издательств. Новых же, не литературно-сочинённых, не деланных, а естественно, как трава под солнцем, выросших сказок и сказов ждать больше неоткуда, разве удачливая фольклорная экспедиция что-то раскопает в неизведанной глухомани. Так думал, так полагал, так считал до недавнего времени не я один. А потому, когда перед поездкой на семинар молодых литераторов Сибири в числе других рукописей легли на рабочий стол «Сибирские сказы» В. Галкина, я отложил знакомство с ними напоследок, не ожидая ничего, кроме вычурной и вымученной стилизации. Как же я ошибался! Это выяснилось тотчас же. Я читал так, как читают в милом далёком детстве, целиком и полностью уходя в волшебный, простодушно и наивно, но без остатка забирающий в себя прекрасный мир правды-вымысла. Но откуда, спрашивается, это взялось? Разве мог молодой человек (по профессии учитель) сам придумать Седого медведя, Ямщицкого деда, Луговую деву и других, сколь неожиданно ных, столь же ярких и запоминающихся чудесных сказочных героев? А народные характеры, то добрые, то злые, — их ведь тоже не сочинишь... Отгадка проста. В немногословном и внешне хмуром Владимире Галкине, помимо несомненно литературного таланта, живёт — и осознанно и генетически — огромное уважение к преданию, к памяти народной. Среди его предков, коренных сибиряков, были крестьяне, ямщики. Бабушки В. Галкина охотно рассказывали ему в детстве услышанное от своих бабушек и дедушек. Потом были годы учёбы, работы, проб пера. И хотя первые литературные опыты были в чём-то и удачными (рассказы печатались в газетах), чувства правильности пути Галкин не испытывал, смутно стремился к чему-то иному. И вдруг как будто некие шоры с глаз упали: вот же оно, своё, родное!.. На «Сибирские сказы» у Владимира Галкина ушло около десяти лет. Книга получилась невелика по объёму, но зато такая, занимательность и полезность которой трудно переоценить. Решусь предсказать: «Сибирским сказам» суждена долгая и счастливая жизнь, со временем они войдут в число любимых книг детей и взрослых. (В. Коробов.) 4. Прочитайте работы ваших ровесников и определите, какой текст представляет собой отзыв, а какой ближе к рецензии. Докажите своё мнение. 1. Из многих картин Татьяны Яблонской наибольшее впечатление на меня произвело полотно «Лето». Мне нравится этот неброский пейзаж: белые хаты-мазанки под высокими кровлями, круглые кроны деревьев в садах. И такие же круглые ветлы над водами неширокой речки. Полосатые огороды. За селом на пастбище стадо коров. И бегущие на переднем плане девочки в белом. Сколько таких сёл в Украине! Не сосчитать! Да и художница не стремилась нарисовать конкретное село. Для неё, я думаю, важно было показать вообще село, вообще лето. Это наше общее лето, воспоминание о нём. Может быть, это даже не воспоминание, а настроение — хорошее настроение от всех хороших летних дней, которые были у нас в жизни, да по отдельности не запомнились. 2. Недавно я рассматривала альбом с репродукциями картин художницы Татьяны Яблонской. Особенно поразила меня картина под названием «Жизнь». Почему художница назвала так своё произведение? Об этом надо хорошо подумать. В хате на лавке сидит бабушка, тёмная, сухонькая от старости, держит внучка на руках. Картина, конечно, о том, что старуха долгую жизнь прожила, и прожила не зря, о том, что у внука вся жизнь впереди, и тоже не пустая — нужная людям жизнь. Сошлись то, что было, и то, что впереди, прошлое и будущее. Жизнь не останавливается. Всякий человек продолжает дело, которое начали до него другие люди. О старых крестьянках, великих труженицах, мудрых, сильных и добрых, о наших матерях и бабушках картина Яблонской «Жизнь». Старуха с внуком сидит у стены, сплошь увешанной фотографиями. Они как бы зовут нас подумать не только о жизни одной крестьянской семьи, а о жизни всего народа, о его прошлом и настоящем. Большую роль в картине играет свет. Если делать всё по правилам, надо осветить льющимся из окна светом не ту стену в комнате, где висят фотографии, а противоположную, которой на картине нет. Но художница не ошиблась: она нарочно, направила главный свет на стену с фотографиями, потому что эта стена — самая важная для старой крестьянки. Автор полотна как бы говорит нам: пусть перед всеми откроется жизнь, про которую рассказывают фотографии на стене. Картина «Жизнь» — белая, молчаливая. Думы у бабушки мудрые, память ясная. Вся жизнь течёт перед ней тихой, широкой речкой. Картина залита ровным, спокойным светом. Белые стены, на них белые рушники. Белая занавеска. Белый платок на голове бабушки. Белая рубашка внучка. Художница умело подобрала тончайшие оттенки одного и того же цвета. Картина показывает нам великую силу природы, предназначение человека на земле. 5. Прочитайте отзывы. Соответствует ли избранная форма адресату речи и задачам высказывания? Кто из авторов отзыва а) пытается привлечь внимание друзей к произведению искусства; б) делится впечатлениями о нём с другими; в) выражает впечатления от произведения искусства лишь для себя?
1. Привет, Алла! Почему давно не пишешь? Чем занимаешься? Что прочитала за последнее время? Недавно я познакомилась с повестью Ольги Кобылянской «Земля». Книга меня потрясла! В ней рассказывается о двух братьях: Михаиле и Савве, которые не поделили между собой землю и поэтому один убивает другого. Представляешь! Из-за земли. Да, я не отрицаю, что земля — самое главное для крестьянина, но лишить жизни родного брата из-за этого — это противоестественно. Она того не стоит! Мне кажется, что преступление Саввы закономерно: ему в детстве было позволено всё. Вот он и вырос эгоистом. Недаром говорят: от того, что закладывается в детстве, зависит вся жизнь. Печальная история, но поучительная. Напиши и ты мне о том, какая книга произвела на тебя, Алла, наибольшее впечатление. Твоя подруга Таня
2. 15 марта. Только что слушала музыку Моцарта. Понравились все концерты, но больше всего симфония для скрипки с оркестром. Прежде всего тема произведения, которая раскрывается вначале, а затем повторяется в бесчисленных вариациях. Звучание оркестра гармонически сливается с соло скрипки. Музыка проникает глубоко в душу, задевает самые потаённые струны сердца. Закрываешь глаза — и чудится тебе журчание горной речушки, то тихо пробегающей по камням, то стремящейся вниз и преодолевающей препятствия — не большие водопады. Эти созвучия, как весна, вызывают все лучшие чувства, заставляют задуматься о вечном, о гармонии, о мудром устройстве мироздания, о красоте всего живущего на земле. (Екатерина В.)
3. Мне очень понравилась повесть Виктора Астафьева «Пас тух и пастушка». Это произведение о войне, о судьбе поколения, которое прямо со школьной скамьи пошло защищать родину, о внезапной и большой любви, которая обрушилась на молодых героев и стала для них единственной в жизни. Начинается повесть с эпизодов напряжённого боя. Взвод лейтенанта Костяева выдерживает схватку с врагом, каждый, боец сделал всё, чтобы победить. Окончен бой. Эвакуированы раненые, погребены павшие. Остатки взвода расположились на отдых в уцелевшей избе... Но не буду рассказывать, что произошло дальше с лейтенантом Костяевым. Прочитайте эту замечательную повесть, она вам понравится, заставит о многом задуматься. (Анатолий Л.) 6. Составьте отзыв о каком-либо понравившемся произведении искусства.
Представив одну из ситуаций: 1) вы делитесь своими впечатлениями о Прочитанной книге (просмотренном кинофильме) с друзьями; 2) вы пишите отзыв о произведении искусства для школьной стенгазеты; 3) вы делаете записи о произведении искусства в личном дневнике; 4) вы высказываете в
письме своё мнение о художественном произведении редакции молодёжного издания (или автору). При составлении текста отзыва используйте, по возможности, следующие сочетания слов: в произведении досказывается; в рассказе повествуется (говорится, речь идёт о...); повествование ведет ся от лица...; я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, на мои взгляд, как мне кажется; автор удачно (убедительно, ярко)...; в произве дении ставится такая важная проблема (поднимается такой важный вопрос), как...; к сожалению, герой... и др. Ориентируйтесь также на памятку. 11 КЛАС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ И ПУНКТУАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
КАК СОСТАВЛЯТЬ ОТЗЫВ О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА 1. Определите адресата речи, цели и задачи высказыва ния. 2. Подберите нужную форму отзыва (письмо, сообщение, запись впечатлений в дневнике, статья в газету и др.). 3. Определите стиль и тип речи. 4. Выскажите своё мнение о произведении искусства и мотивируйте его. Сопоставьте своё мнение с мнениями дру гих людей, должным образом аргументируйте разные точки зрения, подбирая доказательства для обоснования той или иной точки зрения. 5. Обратите внимание на речевое оформление отзыва. Упо требляйте лишь те языковые средства, которые характерны для избранного стиля и жанра высказывания. 6. Придерживайтесь требований к речи и культуре об щения.
|