KNOWLEDGE HYPERMARKET


Подробный пересказ без опоры на вспомогательные материалы обучающего текста.

Проанализируйте приведённые тексты, выполняя задания и отвечая на вопросы.
I. Прочитайте тексты.

Назовите тему анализируемого текста. Определите основную мысль. Ответьте одним предложением на вопрос: о чём этот текст?
Какие вопросы возникли у вас после его чтения? Сформулируйте их. Встретились ли в тексте слова, значение которых вам надо    выяснить по толковому словарю? Назовите их.
Составьте план текста. Прокомментируйте информацию, которую   вы получили, прочитав текст.
Скажите, на что указывает название текста: на тему или основную мысль. К какому типу речи относится данный текст? Обоснуйте свою точку зрения. Определите стиль текста.
1.    НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ
(1831 — 1894)

Воспитанник петербургской Академии художеств, он сохранял довольно стойкую приверженность к классическим сюжетам, резонно полагая, что исторические события, античные, евангельские темы дают талантливому живописцу возможность высказать свои мысли о вечных проблемах человека, мира, морали. «Литературность» подобной живописи отнюдь не исключала её чисто художественных достоинств. Но внешние эффекты служили передаче идеи; художника вдохновляла надежда как-то повлиять на своих зрителей, вызвать у них не только ощущение, впечатление, но и мысль...
Замечательные портреты А. И. Герцена (написанный за границей, он был тайно привезён в Россию и даже на посмертной выставке художника не разрешён к показу), Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, известное полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» и многие другие работы принесли Ге известность, признание. Но уже в начале 80-х годов под влиянием знакомства с Л. Толстым и его философским учением на первое место в творчестве Ге выступает привлекавшая его и раньше евангельская тема.
Христос на допросе у Пилата... Апоплексический, по-военному стриженный под бобрик затылок римского наместника Иудеи. Лениво-презрительный жест холёной руки: «Что есть истина?» Христос безмолвствует, ибо истина, правда не нужны.
1.    Когда я позавтракал, я стал готовить уроки.
2.    После завтрака я стал готовить уроки.
3.    Позавтракав, я стал готовить уроки.
2.    Вы уже запомнили предлоги, которые помогают узнавать обособленные обстоятельства,  выраженные именами существительными.  Составьте три предложения с выбранными вами предлогами.
Несмотря на, ввиду, при наличии, вследствие, благодаря, за неимением, вопреки, в силу, по случаю, при отсутствии.
3.    С какой интонацией читаются предложения с обособленными членами
предложения? Подтвердите свой ответ, прочитав примеры, выбранные вами
из текстов.
4.    Объясните постановку знаков препинания в предложениях с обособлен
ными второстепенными членами предложения; в предложениях с однород
ными членами; в сложных предложениях с подчинением.
V. Повторите орфограммы.
1.    Вспомните следующие дефисные написания:

1) дефис в сложных словах с пол-; 

2) дефис в сложных прилагательных; 

3) дефис в неопределённых местоимениях;

4) дефис между частями слова в наречиях;

5) дефис в сложных  предлогах; 

6) дефис между словами и частицами -то,  -ка, -таки;
7) дефис в междометиях.

Проиллюстрируйте каждый  случай примерами.


2.    Объясните условия выбора слитного и раздельного написания выделенных
слов.
1. Санная экспедиция должна была идти на Север в продолжение шести или восьми недель. 2. Весна в этом году вследствие обилия зимних снегов началась поздно. 3. По мере приближения к берегу море начало оживляться: появились огромные медузы, стаи мелких и крупных рыб. 4. Впоследствии он не раз вспоминал об этой истории. 5. В течение осени и зимы галки живут за счёт человека. Зато другую часть года, в продолжение весны и лета, они усердно работают на нас, истребляя бесчисленное количество насекомых и гусениц.
3.    Объясните написание слов с к и нн.
Тетеревиный, полотняный, равнинный, каминный, прокопчённый, журавлиный, берестяной, выветренный, холстинный, обеденный, пламенный, взвинченный, тыквенный, торжественный, ветреный, безветренный, информационный, редакционный, телефонный, бешеный, суконный, серебряный, стеклянный, лиственный, крашеный, дивизионный.
Просвечивают камешки сквозь прозрачную, ещё чистую воду Ладожского озера (увы, другое оно в наши дни!). Одинокая фигура крестьянина, тощая коровёнка,— «Забытая деревня». Самая знаменитая картина Куинджи — «Лунная ночь на Днепре». Бездонное небо, зеленоватый, фосфорический, колдовской свет луны (он так ярок, что некоторые зрители подозревали тут какой-то фокус и старались заглянуть за полотно, думая найти там фонарь). Со временем полотно сильно потемнело (Куинджи экспериментировал, по-новому смешивал краски), но до сих пор «Лунная ночь на Днепре» производит поистине волшебное впечатление. Эта картина стала вершиной творчества Куинджи.
Его творческое наследие — результат огромного труда — одно из самых крупных явлений русского искусства. Поэтом в живописи называли Куинджи, его полотна открывают нам поэтический мир родной природы.
Чистые реки, нетронутые леса — неужели всё это осталось в XIX веке?
(Из журнала.)


II. Составьте диалоги (монологи).
1.    Как вы объяснили бы своему младшему брату (сестре), что такое живопись,
что это за вид искусства?
2.    Хорошая картина всегда вызывает у нас какое-то настроение: радостное,
если краски яркие, праздничные; грустное, если художник рассказывает о
чём-то печальном и его кисть смешивает на палитре и кладёт на полотно
тёмные, мрачные краски. Понимаете ли вы особый язык живописи, тайны
палитры  художника?  Порассуждайте  об  этом  с  другом.  Покажите  своё
умение  «читать» картину, анализируя живописное полотно,  которое вам
хорошо запомнилось.
3.    Вам надо представить на выставку два портрета:    портрет уверенного в
себе, удачливого, весёлого молодого человека и портрет робкого,  застен
чивого, неуверенного молодого человека. Обсудите с товарищем, как лучше
изобразить этих двух людей. Какими будут фон картины, одежда, выражение
лиц и т. д.? Словесно нарисуйте эти портреты.
4. Вы посетили выставку картин юных художников. Вам особенно понравились картины художницы, которая оказалась знакомой вашего друга. Составьте диалог, в котором выразите приветствие, комплимент и прощание. Используйте устойчивые  формулы общения.
III. Подготовьте небольшие рассказы.
1. Вы прочитали отрывки о двух художниках — представителях разных Жанров (портретная и пейзажная живопись). Какова специфика каждого Жанра? Какие возможности заложены в каждом из них? Изложите свою точку зрения.

Вечная тема, вечные вопросы: выбор пути, служение человечеству, человек и власть,— и что-то ещё, нечто неуловимое, что заставляет задержаться именно у этих полотен, что-то, именуемое искрой Божьей...
(Из журнала.)
2.    Глубокое впечатление на выставке, которая открылась в Петербурге весной 1871 года, производил на зрителей большой  холст Николая  Николаевича  Ге  «Пётр  I допрашивает
царевича Алексея в Петергофе».
Пётр сидит, сжав поручень кресла, в отделанном на голландский манер сумрачном зале дворца «Монплезир», у крытого тяжёлой тканой скатертью стола и глядит на сына, долговязого и нескладного, высоколобого и бледного, с узким подбородком, потупленными глазами и безвольно повисшей кистью руки.
Трагическая страница прошлого была рассказана в картине по-человечески просто, без показного драматизма и эффектных жестов. Но как много крылось за этой минутой тяжкого молчания, последовавшей, быть может, вслед за вспышкой неудержимого петровского гнева, за ударом по столу могучего кулака, от которого полетел на пол листок, исписанный перечнем предательств сына, ставшего поперёк дороги отцу и Родине.
Веление сердца и чувство долга, предательство и верность, сила духа и шаткое безволие — двое на бело-чёрном в крупную клетку полу, две фигуры на шахматной доске истории...
(Л. Волынский.)


3.    АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ
(1841 — 1910)

Куинджи справедливо считают одним из «первооткрывателей» русского пейзажа. Многих его предшественников привлекала прелесть вечнозелёных рощ и лазурных небес Италии, Греции, Крыма, античные развалины на крымских холмах; тусклой и невыразительной представлялась скупая северная природа. Куинджи был в числе тех, кто сумел взглянуть влюбленными глазами на студёные северные реки, освещенные солнцем берёзовые рощи, покрытые соломой мужицкие избы, размытые весенней распутицей дороги и передать зрителям ощущение красоты того привычного, родного, что знаешь с детства и что начинаешь по-настоящему ценить, лишь оказавшись на чужбине.
Разве (не) тайной было его фосфорическое св..чение, когда в безлу..ую июл..скую ноч.. рука, опуще..ая в чёрную тёплую воду, вдруг оз..рялась, вся осыпа..ая голубыми искрами...

(В. Катаев.)