|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История 7 класc|История 7 класс]]>>«Слово о полку Игореве» — исторический источник и литературный памятник Киевской Руси<metakeywords>Слово о полку Игореве, исторический источник, литературный памятник Киевской Руси, урок</metakeywords>''' | + | '''[[Гипермаркет знаний - первый в мире!|Гипермаркет знаний]]>>[[История|История]]>>[[История_7_класс|История 7 класс]]>>«Слово о полку Игореве» — исторический источник и литературный памятник Киевской Руси<metakeywords>Слово о полку Игореве, исторический источник, литературный памятник Киевской Руси, урок</metakeywords>''' |
| | | |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | «Слово о полку Игореве» — одно из первых литературных произведений древней Украины. Однако «Слово...» интересует не только литературоведов, оно является важным историческим источником. Летопись оставила нам упоминание о поражении новгород-северского князя Игоря в 1185 г. в битве с половцами. Этот эпизод — основа произведения. В нём с подробностями, которые могли быть известны только участнику, изложена история похода князя Игоря.<br> | + | «Слово о полку Игореве» — одно из первых литературных произведений древней Украины. Однако «Слово...» интересует не только литературоведов, оно является важным историческим источником. Летопись оставила нам упоминание о поражении новгород-северского князя Игоря в 1185 г. в битве с половцами. Этот эпизод — основа произведения. В нём с подробностями, которые могли быть известны только участнику, изложена история похода князя Игоря.<br> |
| | | |
- | Причину неудачи этого похода автор видит в нескончаемых княжеских междоусобицах на территории Киевской Руси. Поэтому призывает князей к объединению перед опасностью, постоянно приходящей из степей. | + | Причину неудачи этого похода автор видит в нескончаемых княжеских междоусобицах на территории Киевской Руси. Поэтому призывает князей к объединению перед опасностью, постоянно приходящей из степей. |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 128.jpg|350px]]<br>''Н. Рерих.<br>Затмение 1 мая 1185г.''<br><br>''О чём свидетельствуют изображения икон на стягах древнерусского войска?''<br> |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_128.jpg|350px]]<br>''Н. Рерих.<br>Затмение 1 мая 1185г.''<br><br>''О чём свидетельствуют изображения икон на стягах древнерусского войска?''<br>
| + | Когда войско Игоря выступите поход, произошло затмение солнца.<br>По тогдашним представлениям, это был недобрый знак, и князю советовали вернуться домой. Сднако Игорь решил продолжить поход:<br>«Братья мои, друзья верные!<br>Лучше нам изрубленными быть<br>Чем плена испытать!» |
| | | |
- | Когда войско Игоря выступите поход, произошло затмение солнца.<br>По тогдашним представлениям, это был недобрый знак, и князю советовали вернуться домой. Сднако Игорь решил продолжить поход:<br>«Братья мои, друзья верные!<br>Лучше нам изрубленными быть<br>Чем плена испытать!»
| + | <br>«Слово...» дополняет летописные данные важными подробностями и обобщениями. Из него мы узнаём о положении дел на юге Pyci i, «когда редко пахари перекликались, зато часто вороны крякали, трупы деля». Автор произведения описывает вооружение, движение войска, тактику боя IT Т. п.<br>В поэме упоминаются детали княжеского быта. Оказывается, о языческих богах на Руси хорошо помнили и через двести лет после официального принятия христианства. Из «Слова...» можно узнать, что, в случае успешного похода русичей на врага и захвата многочисленных пленных, «продавались невольницы по ногате, а невольники — по резане» (ногата, резана — денежные единицы; равнялись 1 /20 гривны и 1 /50 гривны соответственно).<br>Автор поэмы даёт краткие характеристики-прозвища князей: черниговский Олег — Гориславич (потому что часто затевал междоусобицы), галицкий Ярослав — Осмомысл (потому что владел восемью языками), курский Всеволод — Буй Тур (храбрый, как тур — дикий бык, зубр). |
| | | |
- | <br>«Слово...» дополняет летописные данные важными подробностями и обобщениями. Из него мы узнаём о положении дел на юге Pyci i, «когда редко пахари перекликались, зато часто вороны крякали, трупы деля». Автор произведения описывает вооружение, движение войска, тактику боя IT Т. п.<br>В поэме упоминаются детали княжеского быта. Оказывается, о языческих богах на Руси хорошо помнили и через двести лет после официального принятия христианства. Из «Слова...» можно узнать, что, в случае успешного похода русичей на врага и захвата многочисленных пленных, «продавались невольницы по ногате, а невольники — по резане» (ногата, резана — денежные единицы; равнялись 1 /20 гривны и 1 /50 гривны соответственно).<br>Автор поэмы даёт краткие характеристики-прозвища князей: черниговский Олег — Гориславич (потому что часто затевал междоусобицы), галицкий Ярослав — Осмомысл (потому что владел восемью языками), курский Всеволод — Буй Тур (храбрый, как тур — дикий бык, зубр). | + | <br>Опираясь на текст «Слова...», мы можем сделать вывод, что Русь XII в. — земледельческая страна. Даже описание боя метафорически воссоздаёт процесс 124 жатвы и молотьбы:<br>Не снопы кладут... —<br>Кладут головы молодецкие<br>Молотят цепами булатными<br>Стелют на току жизни<br>Отвеваютъ душу от тела.<br>Берега кровавые...<br>Не добром — хлебом засеянные, —<br>Засеянные костями сыновей русских...<br>Со страниц поэмы звучит политический призыв к<br>объединению князей в борьбе против общего врага:<br>Ярослав и все внуки Всеслава!<br>Преклоните вы свои хоругви<br>Уложите в ножны мечи опорочены<br>Потеряли потому что вы дедовскую славу!<br>Вы своими распрями<br>Начали приводить неверных<br>На землю Русскую...<br>...Из-за бедственных междоусобиц<br>От земли Половецкой! |
| | | |
- | <br>Опираясь на текст «Слова...», мы можем сделать вывод, что Русь XII в. — земледельческая страна. Даже описание боя метафорически воссоздаёт процесс 124 жатвы и молотьбы:<br>Не снопы кладут... —<br>Кладут головы молодецкие<br>Молотят цепами булатными<br>Стелют на току жизни<br>Отвеваютъ душу от тела.<br>Берега кровавые...<br>Не добром — хлебом засеянные, —<br>Засеянные костями сыновей русских...<br>Со страниц поэмы звучит политический призыв к<br>объединению князей в борьбе против общего врага:<br>Ярослав и все внуки Всеслава!<br>Преклоните вы свои хоругви<br>Уложите в ножны мечи опорочены<br>Потеряли потому что вы дедовскую славу!<br>Вы своими распрями<br>Начали приводить неверных<br>На землю Русскую...<br>...Из-за бедственных междоусобиц<br>От земли Половецкой! | + | <br>Поэма переведена на многие языки мира. Её издавна перепевали и переводили украинские писатели... Ей посвящено большое количество исследований. А вот авторство самого «Слова о полку Игореве» до сих пор не установлено, хотя версий существует несколько. Автором называют то боярина Петра Бориславича, то самого новгород-северского князя, то Владимира — сына галицкого князя Ярослава Осмомысла... Последняя версия наиболее приемлема: Владимир действительно был поэтически одарённым человеком, считал себя учеником Бояна (об этом историческом персонаже вы узнаете позже — см. с. 135), получил хорошее образование. К тому же был братом Ярославны — жены князя Игоря.<br> |
| | | |
- | <br>Поэма переведена на многие языки мира. Её издавна перепевали и переводили украинские писатели... Ей посвящено большое количество исследований. А вот авторство самого «Слова о полку Игореве» до сих пор не установлено, хотя версий существует несколько. Автором называют то боярина Петра Бориславича, то самого новгород-северского князя, то Владимира — сына галицкого князя Ярослава Осмомысла... Последняя версия наиболее приемлема: Владимир действительно был поэтически одарённым человеком, считал себя учеником Бояна (об этом историческом персонаже вы узнаете позже — см. с. 135), получил хорошее образование. К тому же был братом Ярославны — жены князя Игоря.<br>
| + | Стройность композиции, поэтическая насыщенность, переходы ритмизованной прозы в неритмизованную часть текста, ярко представленные образы Игоря, других персонажей, описание природы как действующего лица, сочувствующего русичам, использование мифологических образов и картин, народной символики — всё это свидетельствует о том, что «Слово о полку Игореве» — произведение высокой художественной пробы, ставшее шедевром и древнеукраинской, и мировой литературы.<br><br>[[Image:UstoriyaUkr7kl 129.jpg|350px]]<br>''В. Васнецов.<br>После побоища''<br><br>Опишите доспехи погибших воинов. ''Какие чувства вызывает эта картина?''<br> |
| | | |
- | Стройность композиции, поэтическая насыщенность, переходы ритмизованной прозы в неритмизованную часть текста, ярко представленные образы Игоря, других персонажей, описание природы как действующего лица, сочувствующего русичам, использование мифологических образов и картин, народной символики — всё это свидетельствует о том, что «Слово о полку Игореве» — произведение высокой художественной пробы, ставшее шедевром и древнеукраинской, и мировой литературы.<br><br>[[Image:ustoriyaUkr7kl_129.jpg|350px]]<br>''В. Васнецов.<br>После побоища''<br><br>Опишите доспехи погибших воинов. ''Какие чувства вызывает эта картина?''<br>
| + | '''Исторические источники<br>Ярославна — первый женский образ в древнеукраинской литературе'''<br>Ефросинию — дочь галицкого князя Ярослава Осмомысла — выдали замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича. Супруги верно и искренне любили друг друга. Именно эта дочь галицкого князя стала прообразом героини повести «Слово о полку Игореве». Ярославна — образ прекрасной древнерусской женщины, княгини, взятый из тогдашней эпохи и воспроизведённый с большой художественной силой. Образ Ярославны положил начало бесконечной гадерее славных украинок в отечественной литературе. Место, отведённое в повести Ефросинии Ярославне, по объёму невелико. Оно ограничено лишь сценой «плача-причитания» новгород-северской княгини. Однако эта часть «[[«Слово о Полку Игореве»|Слова о полку Игореве]]» — одна из самых сильных и самых эмощ юнальных. |
| | | |
- | '''Исторические источники<br>Ярославна — первый женский образ в древнеукраинской литературе'''<br>Ефросинию — дочь галицкого князя Ярослава Осмомысла — выдали замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича. Супруги верно и искренне любили друг друга. Именно эта дочь галицкого князя стала прообразом героини повести «Слово о полку Игореве». Ярославна — образ прекрасной древнерусской женщины, княгини, взятый из тогдашней эпохи и воспроизведённый с большой художественной силой. Образ Ярославны положил начало бесконечной гадерее славных украинок в отечественной литературе. Место, отведённое в повести Ефросинии Ярославне, по объёму невелико. Оно ограничено лишь сценой «плача-причитания» новгород-северской княгини. Однако эта часть «[[«Слово_о_Полку_Игореве»|Слова о полку Игореве]]» — одна из самых сильных и самых эмощ юнальных.
| + | <br>Автор с присущим ему блестящим талантом сумел передать безграничную тоску Ярославны по любимому мужу, попавшему в смертельную беду — половецкий плен. Помочь в несчастье она просит саму природу — её могучие силы. Возможно, они действительно прислушались к плачу-причитанию княгини, и князю удалось бежать? |
- | | + | |
- | <br>Автор с присущим ему блестящим талантом сумел передать безграничную тоску Ярославны по любимому мужу, попавшему в смертельную беду — половецкий плен. Помочь в несчастье она просит саму природу — её могучие силы. Возможно, они действительно прислушались к плачу-причитанию княгини, и князю удалось бежать? | + | |
| | | |
| <br>О Днепр-Славута!<br>Пробил ты каменные горы | | <br>О Днепр-Славута!<br>Пробил ты каменные горы |
Строка 29: |
Строка 29: |
| Сквозь землю Половецкую,<br>Качаешь корабли Святослава,<br>К полкам неся Кобяковым.<br>Принеси же ты, хозяин,<br>Ко мне моего милого,<br>А не слала бы я слёз ему горючих | | Сквозь землю Половецкую,<br>Качаешь корабли Святослава,<br>К полкам неся Кобяковым.<br>Принеси же ты, хозяин,<br>Ко мне моего милого,<br>А не слала бы я слёз ему горючих |
| | | |
- | На море пораньше! | + | На море пораньше! |
| | | |
- | <br>''1. Почему «Слово о полку Игореве» не только литературное произведение, но и интересный исторический источник?''<br> | + | <br>''1. Почему «Слово о полку Игореве» не только литературное произведение, но и интересный исторический источник?''<br> |
| | | |
- | [[Image:ustoriyaUkr7kl_130.jpg|300px]] | + | [[Image:UstoriyaUkr7kl 130.jpg|300px]] |
| | | |
- | ''Древнерусские всадники<br><br>Правильно ли художник изобразил древнерусских всадников? ''Ответ обоснуйте.<br> | + | ''Древнерусские всадники<br><br>Правильно ли художник изобразил древнерусских всадников? ''Ответ обоснуйте.<br> |
| | | |
- | '''В записную книжку эрудита'''<br>Одним из главных персонажей «Слова о полку Игореве» является Всеволод Святославич (около 1155 — май 1196) — князь трубчевский и курский, младший брат Игоря Свято славича. Он был женат на внучке Юрия Долгорукого, Ольге Глебовне. Во время апрельско-майского 1185 г. рейда в половецкую степь он проявил чрезвычайное мужество в битве, за что автором «Слова о полку Игореве» назван был Буй-Туром и Яр-Туром.<br>Славный яр-тур Всеволод!<br>Стоишь ты на поле ратном,<br>Сыплешь на воинов стрелами,<br>Гремишь о шлемы половецкие Мечами закалёнными. | + | '''В записную книжку эрудита'''<br>Одним из главных персонажей «Слова о полку Игореве» является Всеволод Святославич (около 1155 — май 1196) — князь трубчевский и курский, младший брат Игоря Свято славича. Он был женат на внучке Юрия Долгорукого, Ольге Глебовне. Во время апрельско-майского 1185 г. рейда в половецкую степь он проявил чрезвычайное мужество в битве, за что автором «Слова о полку Игореве» назван был Буй-Туром и Яр-Туром.<br>Славный яр-тур Всеволод!<br>Стоишь ты на поле ратном,<br>Сыплешь на воинов стрелами,<br>Гремишь о шлемы половецкие Мечами закалёнными. |
| | | |
- | <br>Личное бесстрашие Всеволода вдохновляло воинов-дружинников и ополченцев, окружённых половцами. Всеволод действительно был человеком могучего телосложения и большой физической силы. Об этом свидетельствует и антропологическое исследование его черепа, сохранившегося в гробнице Благовещенской церкви в Чернигове. | + | <br>Личное бесстрашие Всеволода вдохновляло воинов-дружинников и ополченцев, окружённых половцами. Всеволод действительно был человеком могучего телосложения и большой физической силы. Об этом свидетельствует и антропологическое исследование его черепа, сохранившегося в гробнице Благовещенской церкви в Чернигове. |
| | | |
- | <br>В Курске и Трубчевске Всеволод княжил, очевидно, на правах младшего князя, охраняя границы русской земли от южных соседей-степняков. Поэтому в летописях о нём почти не упоминается. Его имя стало известно потомкам благодаря автору «Слова о полку Игореве», который увековечил как князя, так и его дружинников. | + | <br>В Курске и Трубчевске Всеволод княжил, очевидно, на правах младшего князя, охраняя границы русской земли от южных соседей-степняков. Поэтому в летописях о нём почти не упоминается. Его имя стало известно потомкам благодаря автору «Слова о полку Игореве», который увековечил как князя, так и его дружинников. |
| | | |
- | <br>''1. Что вам известно о князе Юрии Долгоруком?''<br><br>1. Выберите правильный ответ:<br>Киевская Русь была единой централизованной монархией до: а) 1097 г.; б) 1125 г.; в) 1152 г.; г) 1251 г.; д) 1132 г.<br>2. Что произошло в 1169 году в Киеве?<br>3. Сколько городов было в Черниговской земле:<br>а) 26; б) 15; в) 46; г) 54?<br>4. Покажите на карте княжества, на которые распалось Киевское го¬сударство, а также их столицы.<br>5. Перескажите легенду об основании города Переяслава.<br>6. Дополните предложение:<br>В Чернигове был построен один из лучших соборов древней Руси .... Михайловская и Благовещенская церкви были украшены ..., ..., ..., что свидетельствовало о высоком мастерстве местных зодчих.<br>7. Назовите причины политической раздробленности Киевской Руси.<br>8. Что осталось общим в удельных княжествах, в чём проявлялся их статус независимости?<br>9. Как вы понимаете смысл фрагмента из «Слова о полку Игоре¬ве»:<br>«Уже опустите стяги свои,<br>Вложите свои мечи пощербленные:<br>Ибо выскочили вы из дедовской славы!»<br> | + | <br>''1. Что вам известно о князе Юрии Долгоруком?''<br><br>1. Выберите правильный ответ:<br>Киевская Русь была единой централизованной монархией до: а) 1097 г.; б) 1125 г.; в) 1152 г.; г) 1251 г.; д) 1132 г.<br>2. Что произошло в 1169 году в Киеве?<br>3. Сколько городов было в Черниговской земле:<br>а) 26; б) 15; в) 46; г) 54?<br>4. Покажите на карте княжества, на которые распалось Киевское го¬сударство, а также их столицы.<br>5. Перескажите легенду об основании города Переяслава.<br>6. Дополните предложение:<br>В Чернигове был построен один из лучших соборов древней Руси .... Михайловская и Благовещенская церкви были украшены ..., ..., ..., что свидетельствовало о высоком мастерстве местных зодчих.<br>7. Назовите причины политической раздробленности Киевской Руси.<br>8. Что осталось общим в удельных княжествах, в чём проявлялся их статус независимости?<br>9. Как вы понимаете смысл фрагмента из «Слова о полку Игоре¬ве»:<br>«Уже опустите стяги свои,<br>Вложите свои мечи пощербленные:<br>Ибо выскочили вы из дедовской славы!»<br> |
| | | |
| + | <br> |
| | | |
| + | ''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. [[История|История]] Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.<br>Прислано читателями из интернет-сайта'' |
| | | |
- | ''Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. [[История|История]] Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.<br>Прислано читателями из интернет-сайта''
| + | <br> |
- | | + | |
- | | + | |
| | | |
| '''<u>Содержание урока</u>''' | | '''<u>Содержание урока</u>''' |
Текущая версия на 11:44, 20 ноября 2012
Гипермаркет знаний>>История>>История 7 класс>>«Слово о полку Игореве» — исторический источник и литературный памятник Киевской Руси
«Слово о полку Игореве» — одно из первых литературных произведений древней Украины. Однако «Слово...» интересует не только литературоведов, оно является важным историческим источником. Летопись оставила нам упоминание о поражении новгород-северского князя Игоря в 1185 г. в битве с половцами. Этот эпизод — основа произведения. В нём с подробностями, которые могли быть известны только участнику, изложена история похода князя Игоря.
Причину неудачи этого похода автор видит в нескончаемых княжеских междоусобицах на территории Киевской Руси. Поэтому призывает князей к объединению перед опасностью, постоянно приходящей из степей.
Н. Рерих. Затмение 1 мая 1185г.
О чём свидетельствуют изображения икон на стягах древнерусского войска?
Когда войско Игоря выступите поход, произошло затмение солнца. По тогдашним представлениям, это был недобрый знак, и князю советовали вернуться домой. Сднако Игорь решил продолжить поход: «Братья мои, друзья верные! Лучше нам изрубленными быть Чем плена испытать!»
«Слово...» дополняет летописные данные важными подробностями и обобщениями. Из него мы узнаём о положении дел на юге Pyci i, «когда редко пахари перекликались, зато часто вороны крякали, трупы деля». Автор произведения описывает вооружение, движение войска, тактику боя IT Т. п. В поэме упоминаются детали княжеского быта. Оказывается, о языческих богах на Руси хорошо помнили и через двести лет после официального принятия христианства. Из «Слова...» можно узнать, что, в случае успешного похода русичей на врага и захвата многочисленных пленных, «продавались невольницы по ногате, а невольники — по резане» (ногата, резана — денежные единицы; равнялись 1 /20 гривны и 1 /50 гривны соответственно). Автор поэмы даёт краткие характеристики-прозвища князей: черниговский Олег — Гориславич (потому что часто затевал междоусобицы), галицкий Ярослав — Осмомысл (потому что владел восемью языками), курский Всеволод — Буй Тур (храбрый, как тур — дикий бык, зубр).
Опираясь на текст «Слова...», мы можем сделать вывод, что Русь XII в. — земледельческая страна. Даже описание боя метафорически воссоздаёт процесс 124 жатвы и молотьбы: Не снопы кладут... — Кладут головы молодецкие Молотят цепами булатными Стелют на току жизни Отвеваютъ душу от тела. Берега кровавые... Не добром — хлебом засеянные, — Засеянные костями сыновей русских... Со страниц поэмы звучит политический призыв к объединению князей в борьбе против общего врага: Ярослав и все внуки Всеслава! Преклоните вы свои хоругви Уложите в ножны мечи опорочены Потеряли потому что вы дедовскую славу! Вы своими распрями Начали приводить неверных На землю Русскую... ...Из-за бедственных междоусобиц От земли Половецкой!
Поэма переведена на многие языки мира. Её издавна перепевали и переводили украинские писатели... Ей посвящено большое количество исследований. А вот авторство самого «Слова о полку Игореве» до сих пор не установлено, хотя версий существует несколько. Автором называют то боярина Петра Бориславича, то самого новгород-северского князя, то Владимира — сына галицкого князя Ярослава Осмомысла... Последняя версия наиболее приемлема: Владимир действительно был поэтически одарённым человеком, считал себя учеником Бояна (об этом историческом персонаже вы узнаете позже — см. с. 135), получил хорошее образование. К тому же был братом Ярославны — жены князя Игоря.
Стройность композиции, поэтическая насыщенность, переходы ритмизованной прозы в неритмизованную часть текста, ярко представленные образы Игоря, других персонажей, описание природы как действующего лица, сочувствующего русичам, использование мифологических образов и картин, народной символики — всё это свидетельствует о том, что «Слово о полку Игореве» — произведение высокой художественной пробы, ставшее шедевром и древнеукраинской, и мировой литературы.
В. Васнецов. После побоища
Опишите доспехи погибших воинов. Какие чувства вызывает эта картина?
Исторические источники Ярославна — первый женский образ в древнеукраинской литературе Ефросинию — дочь галицкого князя Ярослава Осмомысла — выдали замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича. Супруги верно и искренне любили друг друга. Именно эта дочь галицкого князя стала прообразом героини повести «Слово о полку Игореве». Ярославна — образ прекрасной древнерусской женщины, княгини, взятый из тогдашней эпохи и воспроизведённый с большой художественной силой. Образ Ярославны положил начало бесконечной гадерее славных украинок в отечественной литературе. Место, отведённое в повести Ефросинии Ярославне, по объёму невелико. Оно ограничено лишь сценой «плача-причитания» новгород-северской княгини. Однако эта часть «Слова о полку Игореве» — одна из самых сильных и самых эмощ юнальных.
Автор с присущим ему блестящим талантом сумел передать безграничную тоску Ярославны по любимому мужу, попавшему в смертельную беду — половецкий плен. Помочь в несчастье она просит саму природу — её могучие силы. Возможно, они действительно прислушались к плачу-причитанию княгини, и князю удалось бежать?
О Днепр-Славута! Пробил ты каменные горы
Сквозь землю Половецкую, Качаешь корабли Святослава, К полкам неся Кобяковым. Принеси же ты, хозяин, Ко мне моего милого, А не слала бы я слёз ему горючих
На море пораньше!
1. Почему «Слово о полку Игореве» не только литературное произведение, но и интересный исторический источник?
Древнерусские всадники
Правильно ли художник изобразил древнерусских всадников? Ответ обоснуйте.
В записную книжку эрудита Одним из главных персонажей «Слова о полку Игореве» является Всеволод Святославич (около 1155 — май 1196) — князь трубчевский и курский, младший брат Игоря Свято славича. Он был женат на внучке Юрия Долгорукого, Ольге Глебовне. Во время апрельско-майского 1185 г. рейда в половецкую степь он проявил чрезвычайное мужество в битве, за что автором «Слова о полку Игореве» назван был Буй-Туром и Яр-Туром. Славный яр-тур Всеволод! Стоишь ты на поле ратном, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы половецкие Мечами закалёнными.
Личное бесстрашие Всеволода вдохновляло воинов-дружинников и ополченцев, окружённых половцами. Всеволод действительно был человеком могучего телосложения и большой физической силы. Об этом свидетельствует и антропологическое исследование его черепа, сохранившегося в гробнице Благовещенской церкви в Чернигове.
В Курске и Трубчевске Всеволод княжил, очевидно, на правах младшего князя, охраняя границы русской земли от южных соседей-степняков. Поэтому в летописях о нём почти не упоминается. Его имя стало известно потомкам благодаря автору «Слова о полку Игореве», который увековечил как князя, так и его дружинников.
1. Что вам известно о князе Юрии Долгоруком?
1. Выберите правильный ответ: Киевская Русь была единой централизованной монархией до: а) 1097 г.; б) 1125 г.; в) 1152 г.; г) 1251 г.; д) 1132 г. 2. Что произошло в 1169 году в Киеве? 3. Сколько городов было в Черниговской земле: а) 26; б) 15; в) 46; г) 54? 4. Покажите на карте княжества, на которые распалось Киевское го¬сударство, а также их столицы. 5. Перескажите легенду об основании города Переяслава. 6. Дополните предложение: В Чернигове был построен один из лучших соборов древней Руси .... Михайловская и Благовещенская церкви были украшены ..., ..., ..., что свидетельствовало о высоком мастерстве местных зодчих. 7. Назовите причины политической раздробленности Киевской Руси. 8. Что осталось общим в удельных княжествах, в чём проявлялся их статус независимости? 9. Как вы понимаете смысл фрагмента из «Слова о полку Игоре¬ве»: «Уже опустите стяги свои, Вложите свои мечи пощербленные: Ибо выскочили вы из дедовской славы!»
Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. — К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил. Прислано читателями из интернет-сайта
Содержание урока
конспект урока и опорный каркас
презентация урока
интерактивные технологии
акселеративные методы обучения
Практика
тесты, тестирование онлайн
задачи и упражнения
домашние задания
практикумы и тренинги
вопросы для дискуссий в классе
Иллюстрации
видео- и аудиоматериалы
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты
Дополнения
рефераты
шпаргалки
фишки для любознательных
статьи (МАН)
литература основная и дополнительная
словарь терминов
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
календарные планы
учебные программы
методические рекомендации
обсуждения
Идеальные уроки-кейсы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|