KNOWLEDGE HYPERMARKET


Тезисы и конспект, их сходство и различия. Воспроизведение предложенного текста в сжатой форме (письменно).

ТЕЗИСЫ КАК СПОСОБ ЗАПИСИ ПРОЧИТАННОГО
1.    Вспомните, в чём состоит сходство и чем различаются такие виды записи прочитанного, как план, выписки и тезисы.
2.    I. Прочитайте текст; определите его основную мысль; докажите, что он относится к научному стилю речи.  Какие новые сведения о тезисах вы получили из этого текста?
В работе с книгой используются такие способы фиксации услышанного и прочитанного, как план, тезисы, выписки, конспект.
План — краткий последовательный перечень основных мыслей автора — является самой первой формой записи прочитанного. Он предшествует тезисам и конспекту — более сложным и содержательным формам записи. Составление плана помогает читателю определить круг вопросов, затронутых в произведении, установить связь между его частями и прочно овладеть материалом.
Однако план отражает лишь то, о чём сказано в произведении, а не то, что и как сказано, то есть не передаёт фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нём. Поэтому план хорош, когда надо восстановить в памяти знакомый текст.
Выводы и обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения, называют тезисами.
Если в плане произведения мы только называем основные положения, то в тезисах раскрываем само содержание этих положений. Записать прочитанное в виде тезисов — значит записать опорные мысли текста. Разницу между планом и тезисами установить нетрудно: в плане мысль называется (ставьте всегда вопрос: о чём говорится?), в тезисах формулируется (что именно об этом говорится?).


Различают два вида тезирования — отбор авторских тезисов из текста; формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами.
Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений — простые тезисы; в развёрнутом виде, то есть с дополнительными утверждениями, — сложные тезисы.
Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому при осмыслении и запоминании текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана. Тезисы — один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями и долговременной практикой. Они полнее всего позволяют обобщить материал, передать его суть в кратких формулировках, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, то есть применяются, когда надо дать представление о сути проблемы.
Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Тезисы непременно следует нумеровать — так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого, — так облегчается пользование ими.

(По А. Семенюк.)

II. Ответьте на вопросы.
1.    Какие вы знаете способы записи прослушанного или прочитанного? Каким из них вам приходится чаще всего пользоваться?
2.    Какие виды тезирования различают?
3.    Какая последовательность необходима в работе над составлением тезисов прочитанного?
4.    В каких жизненных ситуациях нужно человеку составление тезисов?
3. I. Прочитайте текст. Определите его тему и мысль. К какому стилю речи он относится? Можно ли его назвать статьёй? (Статья — это научное или публицистическое произведение небольшого размера в сборнике, журнале, газете и т. п. Различают такие разновидности статей — передовая, вводная, общественно-политическая, литературно-критическая, языковедческая или лингвистическая, полемическая, научно-популярная.)

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
Что такое текст? На первый взгляд кажется, что на этот вопрос совсем нетрудно ответить. Текст есть текст. Он состоит из предложений, имеет начало и конец. Но так ли это? Зачем тогда понадобилось лингвистам выделять особую область изучения языка и назвать её лингвистикой текста?
Долгое время наука о языке ограничивалась изучением отдельных единиц языка — звуков, слов, словосочетаний и предложений.
Теперь лингвисты начали изучать более крупные отрезки речи: сочетания предложений, сложное синтаксическое целое, абзац и целый законченный текст. Выяснилось, что текст имеет свои особенности построения. В нём проявляются черты, не свойственные предложению. Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные части текста объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими, менее чётко выделяемыми в ткани текста. К ним относятся повторение слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. Кроме того, даже ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.
В процессе дальнейших наблюдений учёные выяснили, что текст — это цельность и завершённость, а предложения в большинстве случаев этими свойствами не обладают. Текст заключает в себе разные виды сообщений, а предложение обычно содержит только один их вид. В зависимости от того, что именно сообщается, можно выделить три вида сообщений, которые будем называть информациями: фактуальной, концептуальной и подтекстовой.
Фактуальная информация текста — это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета и др.
Концептуальная информация — это выражение мировоззрения автора, основной мысли, идеи произведения. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Больше того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.
Подтекстовая информация также не выражена словами, она только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл.
Текст может быть и очень маленьким (например, справка), и очень большим (например, роман). Самая малая единица текста — сложное синтаксическое целое. Следующая единица — абзац, который иногда совпадает с синтаксическим целым (границы здесь размыты). Текст может делиться и на дру гие части: так называемые отбивки (пропуски ряда строк), главки, главы, части — и даже может состоять из нескольких книг. Это деление называют объёмным.
Существуют различные формы изложения, например: по вествование, описание, авторские рассуждения, диалоги или вообще беседы персонажей. Такое деление текста назовём контекстным, т. е. делением на контексты повествования, контексты описания и т. д. Эти контексты в художественных произведениях перемежаются, вливаются один в другой и образуют развёртывание сюжетной линии, не нарушая (в иногда и сознательно нарушая) последовательность изложения.
Текст характеризуется своей завершённостью; разве только писатель в стилистических или каких-либо иных целях намеренно оставляет текст незавершённым. Это свойство текста разительно отличает его от предложения или от синтаксического целого. Завершённость текста — понятие относительное, поскольку оно связано в некоторой степени с индивидуальным представлением автора о том, где надо поставить точку.
В текстах отражается жизнь во всех её многообразных планах: общественном, культурном, личном, художественном. Тексты поэтому соотносятся с разными функциональными стилями языка. Каждый такой стиль имеет свои жанровые особенности, которые определяют характер текста.
(По И. Гальперину.)


И. Пользуясь приведённой памяткой, составьте тезисы статьи и запишите   их.


КАК СОСТАВЛЯТЬ ТЕЗИСЫ СТАТЬИ
1.    Предварительно просмотрите статью, продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.
2.    Внимательно прочитайте статью, определите её основную мысль.
3.    Разделите статью на смысловые части, определите микротемы.
4.    Сформулируйте  пункты  плана,  логически  связав  их между собой.
5.    Воспринимая текстовую информацию, стремитесь чётко представить себе, что является главным для автора, а что для вас как читателя.
6.    Выберите для тезисов основные идеи  и  положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определённой последовательности.
7.    Руководствуйтесь  основным  принципом   тезирования текста — не допускайте искажения содержания.
8. Составьте тезисы какой-либо лингвистической или литературоведческой статьи, а затем, используя эти материалы, подготовьтесь к выступлению перед одноклассниками на одном из занятий по русскому языку.