|
|
Строка 5: |
Строка 5: |
| <br> | | <br> |
| | | |
- | В технике используется множество способов, с помощью которых получают различные [[Графические_информационные_модели._Полные_уроки|графические изображения]]. Наиболее употребимые из них создавались и совершенствовались в течение многих веков.<br> | + | В технике используется множество способов, с помощью которых получают различные [[Графические информационные модели. Полные уроки|графические изображения]]. Наиболее употребимые из них создавались и совершенствовались в течение многих веков.<br> |
| | | |
- | <br>К сожалению, [[История|история]] сохранила не много исторических документов, по которым возможно проследить эволюцию графических способов отображения информации. Однако совершенно очевидно, что их основы закладывались в глубокой древности.<br> | + | <br>К сожалению, [[История|история]] сохранила не много исторических документов, по которым возможно проследить эволюцию графических способов отображения информации. Однако совершенно очевидно, что их основы закладывались в глубокой древности.<br> |
| | | |
- | <br>Рассматривая историю развития изображений, принятых в технике, следует обратиться к истокам — [[Зарождение_искусства._Художественный_образ_—_основное_средство_отражения_и_познания_мира_в_первобытном_искусстве|первобытным]] рисункам и древним пиктограммам. Именно в них берет свое начало, зарождается и формируется графический язык, основой которого являются способы изображений. Из истории вы знаете, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В дальнейшем на его основе развивалось рисунчатое письмо. В древности многие народы любую [[Восприятие_и_представление_информации|информацию]] (донесения о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания, любовные послания) передавали с помощью рисунков. На рис. 2, а изображено иероглифическое письмо, выполненное с помощью символов — иероглифов. Расшифровка некоторых иероглифов приведена на рис. 2, б. Древние иероглифы, как правило, представ ляют собой контурные рисунки. Именно эта особенность изображения «роднит» его с контурными изображениями чертежа.<br> | + | <br>Рассматривая историю развития изображений, принятых в технике, следует обратиться к истокам — [[Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве|первобытным]] рисункам и древним пиктограммам. Именно в них берет свое начало, зарождается и формируется графический язык, основой которого являются способы изображений. Из истории вы знаете, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В дальнейшем на его основе развивалось рисунчатое письмо. В древности многие народы любую [[Восприятие и представление информации|информацию]] (донесения о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания, любовные послания) передавали с помощью рисунков. На рис. 2, а изображено иероглифическое письмо, выполненное с помощью символов — иероглифов. Расшифровка некоторых иероглифов приведена на рис. 2, б. Древние иероглифы, как правило, представ ляют собой контурные рисунки. Именно эта особенность изображения «роднит» его с контурными изображениями чертежа.<br> |
| | | |
- | <br>Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков.<br><br> | + | <br>Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков.<br><br> |
| | | |
- | Одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.) считается так называемый [[Піднесення_Вавилона._Хаммурапі_та_його_закони._Господарське_і_повсякденне_життя._Суспільство.|вавилонский]] чертеж, выполненный на глиняной табличке.<br><br> | + | Одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.) считается так называемый [[Піднесення Вавилона. Хаммурапі та його закони. Господарське і повсякденне життя. Суспільство.|вавилонский]] чертеж, выполненный на глиняной табличке.<br><br> |
| | | |
| Рисунки, планы, чертежи эпохи средневековья не указывают на какое-либо заметное развитие существовавших способов изображений. Однако есть основания утверждать, что в этот период зарождался архитектурный чертеж. | | Рисунки, планы, чертежи эпохи средневековья не указывают на какое-либо заметное развитие существовавших способов изображений. Однако есть основания утверждать, что в этот период зарождался архитектурный чертеж. |
| | | |
- | [[Image:Черч.jpg|300px|Иероглифическое письмо]]
| + | [[Image:Черч.jpg|300px|Иероглифическое письмо]] |
| | | |
- | ''Иероглифическое письмо''<br><br> | + | ''Иероглифическое письмо''<br><br> |
| | | |
- | В [[Музыка_эпохи_Возрождения|эпоху Возрождения]] открывались законы перспективы, закладывались практические основы отображения технической информации новыми графическими способами. Великим Леонардо да Винчи (1452-1519) в наследство потомкам были оставлены графические изображения летательного аппарата, метательных машин. Они были выполнены особым способом, который его современники называли «конической перспективой». Этот способ не потерял своей актуальности по сей день. В настоящее время он называется «линейной перспективой» и используется в архитектуре, рисунке, живописи, дизайне.<br><br> | + | В [[Музыка эпохи Возрождения|эпоху Возрождения]] открывались законы перспективы, закладывались практические основы отображения технической информации новыми графическими способами. Великим Леонардо да Винчи (1452-1519) в наследство потомкам были оставлены графические изображения летательного аппарата, метательных машин. Они были выполнены особым способом, который его современники называли «конической перспективой». Этот способ не потерял своей актуальности по сей день. В настоящее время он называется «линейной перспективой» и используется в архитектуре, рисунке, живописи, дизайне.<br><br> |
| | | |
- | Несмотря на то что рисунок не дает полного представления о внутреннем устройстве и действительных размерах изображаемого объекта, долгое время им пользовались как основным техническим документом, с помощью которого строили различные сооружения. Так, например, знаменитый своей архитектурой Софийский собор в Киеве (XI в.) был воздвигнут по рисункам. В [[Топографическая_и_временная_символика_храма._Стилистическое_многообразие_крестово-купольных_храмов_Древней_Руси._Собор_Св._Софии_в_Киеве|Древней Руси]] по рисункам были построены новгородские и московские храмы и многие другие замечательные памятники старины.<br><br> | + | Несмотря на то что рисунок не дает полного представления о внутреннем устройстве и действительных размерах изображаемого объекта, долгое время им пользовались как основным техническим документом, с помощью которого строили различные сооружения. Так, например, знаменитый своей архитектурой Софийский собор в Киеве (XI в.) был воздвигнут по рисункам. В [[Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве|Древней Руси]] по рисункам были построены новгородские и московские храмы и многие другие замечательные памятники старины.<br><br> |
| | | |
- | Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения — технические рисунки.<br><br> | + | Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения — технические рисунки.<br><br> |
| | | |
- | Развитие способов изображений на Руси шло самобытным путем. На миниатюрах ХIV-ХV вв. мы можем увидеть изображения, которые напоминают современные аксонометрические изображения и технические рисунки, используемые в настоящее время в технической графике (рис. 3).<br> | + | Развитие способов изображений на Руси шло самобытным путем. На миниатюрах ХIV-ХV вв. мы можем увидеть изображения, которые напоминают современные аксонометрические изображения и технические рисунки, используемые в настоящее время в технической графике (рис. 3).<br> |
| | | |
- | <br>[[Image:Черч 1.jpg|300px|Изображение пушек]]<br> | + | <br>[[Image:Черч 1.jpg|300px|Изображение пушек]]<br> |
| | | |
- | ''Изображение пушек''<br> | + | ''Изображение пушек''<br> |
| | | |
- | <br> | + | <br> |
| | | |
- | Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками» (чертежниками), упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана IV. Другие изображения — чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета», и широко использовались русскими мастерами и строителями. Примером может служить чертеж-план части [[Византийский_стиль_в_иконописи._Икона_Богоматери_Владимирской._Феофан_Грек._Деисус_иконостаса_Благовещенского_собора_Московского_Кремля|Кремля]], выполненный П. Годуновым в начале XVII в. (рис. 4). | + | Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками» (чертежниками), упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана IV. Другие изображения — чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета», и широко использовались русскими мастерами и строителями. Примером может служить чертеж-план части [[Византийский стиль в иконописи. Икона Богоматери Владимирской. Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля|Кремля]], выполненный П. Годуновым в начале XVII в. (рис. 4). |
| | | |
- | <br> | + | <br> |
| | | |
| [[Image:Черч 2.jpg|300px|План Кремля]] | | [[Image:Черч 2.jpg|300px|План Кремля]] |
| | | |
- | ''План Кремля''<br> | + | ''План Кремля''<br> |
| | | |
- | В России существовали графические способы, которые позволяли изобразить машину, архитектурное сооружение с нескольких сторон, чтобы получить более полное представление об их форме и размерах. Но так как эти изображения проекционно не связывались между собой, ими было трудно пользоваться. В конце [[Гетьманщина_наприкінці_XVII_–_на_початку_XVIIІ_cт._Повні_уроки|XVII в.]] в России вводятся масштабные изображения (рис. 5). | + | В России существовали графические способы, которые позволяли изобразить машину, архитектурное сооружение с нескольких сторон, чтобы получить более полное представление об их форме и размерах. Но так как эти изображения проекционно не связывались между собой, ими было трудно пользоваться. В конце [[Гетьманщина наприкінці XVII – на початку XVIIІ cт. Повні уроки|XVII в.]] в России вводятся масштабные изображения (рис. 5). |
| | | |
- | <br> | + | <br> |
| | | |
| [[Image:Черч 3.jpg|237x144px|Чертеж конца 17 ст.]] | | [[Image:Черч 3.jpg|237x144px|Чертеж конца 17 ст.]] |
| | | |
- | ''Чертеж конца 17 ст.''<br> | + | ''Чертеж конца 17 ст.''<br> |
| | | |
- | На чертежах начинают указывать масштабы и размеры. Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. В XVIII в. условный (иногда примитивный) рисунок уступает место другому виду графического изображения — [[Моделирование_по_чертежу|чертежу]]. Русские чертежники и сам царь Петр I выполняли чертежи методом, который позже будет назван методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра I преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, названные профилями (профиль спереди, сверху) (рис. 6), которые стали прообразами современных изображений в системе трех проекций, используемых на чертежах. | + | На чертежах начинают указывать масштабы и размеры. Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. В XVIII в. условный (иногда примитивный) рисунок уступает место другому виду графического изображения — [[Моделирование по чертежу|чертежу]]. Русские чертежники и сам царь Петр I выполняли чертежи методом, который позже будет назван методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра I преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, названные профилями (профиль спереди, сверху) (рис. 6), которые стали прообразами современных изображений в системе трех проекций, используемых на чертежах. |
| | | |
| [[Image:Черч 4.jpg|300px|Чертеж профилей ботика 18 ст.]] | | [[Image:Черч 4.jpg|300px|Чертеж профилей ботика 18 ст.]] |
Строка 57: |
Строка 57: |
| ''Чертеж профилей ботика 18 ст.''<br> | | ''Чертеж профилей ботика 18 ст.''<br> |
| | | |
- | <br> | + | <br> |
| | | |
- | С большим мастерством выполняли чертежи крупнейшие русские механики и изобретатели. Сохранились чертежи мостов через Неву, семафорного телеграфа, водохода и другие проекты, выполненные И.П. Кулибиным. Интерес представляют способы отображения формы [[Из_чего_делают_изделия|изделия]] на чертежах, используемые: Федором Борзовым при создании подъемного ворота, Р. Глинковым при проектировании деталей прядильно-чесальной машины (рис. 7), И.И. Ползуновым при изобретении парового двигателя, отцом и сыном Черепановыми при строительстве первого в России паровоза. | + | С большим мастерством выполняли чертежи крупнейшие русские механики и изобретатели. Сохранились чертежи мостов через Неву, семафорного телеграфа, водохода и другие проекты, выполненные И.П. Кулибиным. Интерес представляют способы отображения формы [[Из чего делают изделия|изделия]] на чертежах, используемые: Федором Борзовым при создании подъемного ворота, Р. Глинковым при проектировании деталей прядильно-чесальной машины (рис. 7), И.И. Ползуновым при изобретении парового двигателя, отцом и сыном Черепановыми при строительстве первого в России паровоза. |
| | | |
| [[Image:Черч 5.jpg|300px|Чертежи Ф. Борзова и Р. Глинкова]] | | [[Image:Черч 5.jpg|300px|Чертежи Ф. Борзова и Р. Глинкова]] |
Строка 65: |
Строка 65: |
| ''Чертежи Ф. Борзова и Р. Глинкова''<br> | | ''Чертежи Ф. Борзова и Р. Глинкова''<br> |
| | | |
- | <br> | + | <br> |
| | | |
- | Дошедшие до нас рисунки и чертежи XVII-XVIII вв. свидетельствуют не только о высоком [[Искусство|искусстве]] их выполнения, но и об использовании метода прямоугольного проецирования задолго до его теоретического обоснования.<br> | + | Дошедшие до нас рисунки и чертежи XVII-XVIII вв. свидетельствуют не только о высоком [[Искусство|искусстве]] их выполнения, но и об использовании метода прямоугольного проецирования задолго до его теоретического обоснования.<br> |
| | | |
- | Большой вклад в развитие технической графики внес Я.А. Севастьянов, издав в 1818 г. труд, который<br> позволил придать чертежам большую информативность. Развитию технической графики посвятили свои труды профессора А.И. Добряков, H.A. Рынин, Д.И. Каргин, Н.Ф. Четверухин и другие.<br> | + | Большой вклад в развитие технической графики внес Я.А. Севастьянов, издав в 1818 г. труд, который<br> позволил придать чертежам большую информативность. Развитию технической графики посвятили свои труды профессора А.И. Добряков, H.A. Рынин, Д.И. Каргин, Н.Ф. Четверухин и другие.<br> |
| | | |
- | С течением времени изображения совершенствовались, видоизменялись, становились удобными для работы и постепенно преобразовывались в изображения современного чертежа (рис. 1).<br> | + | С течением времени изображения совершенствовались, видоизменялись, становились удобными для работы и постепенно преобразовывались в изображения современного чертежа (рис. 1).<br> |
| | | |
- | Вся история развития чертежа неразрывно связана с [[История_открытий_и_прогресса|техническим прогрессом]]. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.<br> | + | Вся история развития чертежа неразрывно связана с [[История открытий и прогресса|техническим прогрессом]]. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.<br> |
| | | |
- | Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием «кружала» — циркуля, «наугольника» — угольника и разных угломерных «снастей», что занимало много времени. В начале [[Культура_XX_століття|XX столетия]] была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, которые значительно упростили этот процесс и ускорили разработку проектно-конструкторской документации. Однако создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка, с которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение».<br> | + | Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием «кружала» — циркуля, «наугольника» — угольника и разных угломерных «снастей», что занимало много времени. В начале [[Культура XX століття|XX столетия]] была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, которые значительно упростили этот процесс и ускорили разработку проектно-конструкторской документации. Однако создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка, с которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение».<br> |
| | | |
- | Графический язык часто называют международным техническим языком общения, потому что технически грамотные люди могут читать чертежи, выполненные в разных странах мира.<br><br>''Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова - Черчение, [[9_класс_уроки|9 класс]]<br>Отослано читателями из интернет-сайтов''<br> | + | Графический язык часто называют международным техническим языком общения, потому что технически грамотные люди могут читать чертежи, выполненные в разных странах мира.<br><br>''Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова - Черчение, [[9 класс уроки|9 класс]]<br>Отослано читателями из интернет-сайтов''<br> |
| | | |
| <br> | | <br> |
Версия 11:51, 27 августа 2012
Гипермаркет знаний>>Черчение 9 класс>>Черчение: Об истории возникновения графических способов изображений и чертежа
В технике используется множество способов, с помощью которых получают различные графические изображения. Наиболее употребимые из них создавались и совершенствовались в течение многих веков.
К сожалению, история сохранила не много исторических документов, по которым возможно проследить эволюцию графических способов отображения информации. Однако совершенно очевидно, что их основы закладывались в глубокой древности.
Рассматривая историю развития изображений, принятых в технике, следует обратиться к истокам — первобытным рисункам и древним пиктограммам. Именно в них берет свое начало, зарождается и формируется графический язык, основой которого являются способы изображений. Из истории вы знаете, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В дальнейшем на его основе развивалось рисунчатое письмо. В древности многие народы любую информацию (донесения о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания, любовные послания) передавали с помощью рисунков. На рис. 2, а изображено иероглифическое письмо, выполненное с помощью символов — иероглифов. Расшифровка некоторых иероглифов приведена на рис. 2, б. Древние иероглифы, как правило, представ ляют собой контурные рисунки. Именно эта особенность изображения «роднит» его с контурными изображениями чертежа.
Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков.
Одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.) считается так называемый вавилонский чертеж, выполненный на глиняной табличке.
Рисунки, планы, чертежи эпохи средневековья не указывают на какое-либо заметное развитие существовавших способов изображений. Однако есть основания утверждать, что в этот период зарождался архитектурный чертеж.
Иероглифическое письмо
В эпоху Возрождения открывались законы перспективы, закладывались практические основы отображения технической информации новыми графическими способами. Великим Леонардо да Винчи (1452-1519) в наследство потомкам были оставлены графические изображения летательного аппарата, метательных машин. Они были выполнены особым способом, который его современники называли «конической перспективой». Этот способ не потерял своей актуальности по сей день. В настоящее время он называется «линейной перспективой» и используется в архитектуре, рисунке, живописи, дизайне.
Несмотря на то что рисунок не дает полного представления о внутреннем устройстве и действительных размерах изображаемого объекта, долгое время им пользовались как основным техническим документом, с помощью которого строили различные сооружения. Так, например, знаменитый своей архитектурой Софийский собор в Киеве (XI в.) был воздвигнут по рисункам. В Древней Руси по рисункам были построены новгородские и московские храмы и многие другие замечательные памятники старины.
Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения — технические рисунки.
Развитие способов изображений на Руси шло самобытным путем. На миниатюрах ХIV-ХV вв. мы можем увидеть изображения, которые напоминают современные аксонометрические изображения и технические рисунки, используемые в настоящее время в технической графике (рис. 3).
Изображение пушек
Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками» (чертежниками), упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана IV. Другие изображения — чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета», и широко использовались русскими мастерами и строителями. Примером может служить чертеж-план части Кремля, выполненный П. Годуновым в начале XVII в. (рис. 4).
План Кремля
В России существовали графические способы, которые позволяли изобразить машину, архитектурное сооружение с нескольких сторон, чтобы получить более полное представление об их форме и размерах. Но так как эти изображения проекционно не связывались между собой, ими было трудно пользоваться. В конце XVII в. в России вводятся масштабные изображения (рис. 5).
Чертеж конца 17 ст.
На чертежах начинают указывать масштабы и размеры. Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. В XVIII в. условный (иногда примитивный) рисунок уступает место другому виду графического изображения — чертежу. Русские чертежники и сам царь Петр I выполняли чертежи методом, который позже будет назван методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра I преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, названные профилями (профиль спереди, сверху) (рис. 6), которые стали прообразами современных изображений в системе трех проекций, используемых на чертежах.
Чертеж профилей ботика 18 ст.
С большим мастерством выполняли чертежи крупнейшие русские механики и изобретатели. Сохранились чертежи мостов через Неву, семафорного телеграфа, водохода и другие проекты, выполненные И.П. Кулибиным. Интерес представляют способы отображения формы изделия на чертежах, используемые: Федором Борзовым при создании подъемного ворота, Р. Глинковым при проектировании деталей прядильно-чесальной машины (рис. 7), И.И. Ползуновым при изобретении парового двигателя, отцом и сыном Черепановыми при строительстве первого в России паровоза.
Чертежи Ф. Борзова и Р. Глинкова
Дошедшие до нас рисунки и чертежи XVII-XVIII вв. свидетельствуют не только о высоком искусстве их выполнения, но и об использовании метода прямоугольного проецирования задолго до его теоретического обоснования.
Большой вклад в развитие технической графики внес Я.А. Севастьянов, издав в 1818 г. труд, который позволил придать чертежам большую информативность. Развитию технической графики посвятили свои труды профессора А.И. Добряков, H.A. Рынин, Д.И. Каргин, Н.Ф. Четверухин и другие.
С течением времени изображения совершенствовались, видоизменялись, становились удобными для работы и постепенно преобразовывались в изображения современного чертежа (рис. 1).
Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.
Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием «кружала» — циркуля, «наугольника» — угольника и разных угломерных «снастей», что занимало много времени. В начале XX столетия была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, которые значительно упростили этот процесс и ускорили разработку проектно-конструкторской документации. Однако создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка, с которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение».
Графический язык часто называют международным техническим языком общения, потому что технически грамотные люди могут читать чертежи, выполненные в разных странах мира.
Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова - Черчение, 9 класс Отослано читателями из интернет-сайтов
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|