KNOWLEDGE HYPERMARKET


А. С. Пушкин. Лирика

Гипермаркет знаний>>Литература>>Литература 10 класс>>Литература: А. С. Пушкин. Лирика


Лирика


Лирика А. С. Пушкина - выдающееся явление pycской и мировой поэзии. Она богата и в тематическом, и в жанровом отношении, глубоко психологична. Пожалуй, все стороны духовной жизни ярко мыслящей и чувствующей личности нашли отражение в стихотворениях поэта. Это проблемы творчества и искусства в целом, любовь И дружба, картины природы и философские раздумья над сложнейшими вопросами бытия.

Пушкин блистательно владел разнообразными лирическими жанрами и формами, глубочайшими по смыслу и совершенными по художественному исполнению. Cpeди них оды, элегии, послания, сонеты, стансы, эпиграммы, стихотворения и др.

В лирике поэта, если ее рассматривать по этапам жизни и творчества, отчетливо видно движение от aнaкpeонтической (лицейский период) лирики к романтической поэзии, далее через преодоление жизненного и творческoгo кризиса к углублению и утверждению реалистическoгo начала, что связано с погружением поэта в российскую действительность, с усилением интереса к философии,религии, истории. Со многими из стихов Пушкина вы уже познакомились. Сейчас вам предстоит продолжить изучение лирики великого поэта.


Любовь к отечеству и «вольности святой».

В вольнолюбивой лирике после лицейского периода (1817- 1820-e годы) органично соединились такие важные для поэта мотивы, как гражданская и духовная свобода личности и ее роль в укреплении государства, в достижении блага отечества, резкое неприятие тирании и нарушений человеческих прав, мотив готовности посвятить родине свою жизнь. Важной особенностью лирики этого периода является то, что Пушкин практически отождествляет свободолюбие с патриотизмом. Любовь к вольности и готовность бороться за нее ассоциируется с выполнением патриотического призвания гражданина. Вспомним стpоки из стихотворения «К Чаадаеву» (1818):

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг! отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!


Любовь к отечеству воспринимается Пушкиным как глубоко интимное чувство и переживание. Вам хорошо знакомы строки о минутах «вольности святой», которых лирический герой ждет «с томленьем упованья», «как ждет любовник молодой минуту вepнoгo свиданья».

В стихах, написанных в петербургский период, еще ощущается влияние философии и поэтики различных литературных направлений - и классицизма, и сентиментализма, и романтизма. Вместе с тем в них уже чувствуется складывающийся индивидуальный Пушкинский стиль. Что же касается идей свободы, им поэт остaется верен на протяжении Bceгo свoeгo творчества.

В 1817 году создана и получила распространение в списках ода «Вольность», провозглашающая равенство власти и народа перед законом. Она имеет традиционную для pyccкoгo классицизма трехчастную композицию. Поэт начинает «Вольность» собращения, в котором уже обозначена главная тема стихотворения - прославление свободы и обличение тирании. Создается антитеза: «Тираны мира», «неправедная Власть» - «Вольность святая» как основа справедливого общества, управляемого законом. Также противопоставлены друг другу «Цитеры слабая царица» и нрова царей, Свободы гордая певица». Иначе говоря, использовано характерное для pyccкoгo Классицизма противопоставление любовной и героической поэзии. Что касается антитезы «любовь - свобода», то она содержит романтическое начало.

Заявленная во вступлении к оде позиция поэта развивается в основной части через конкретизирующие и подчиненные ей темы. Это, прежде dceгo, тема неправедной власти. тирании, держащейся на страхе подданных, постоянных репрессиях («везде бичи, везде железы», «Heволи немощные слезы»), пренебрежении законом. Эта власть получает у Пушкина развернутое мрачное определение - «Рабства грозный гений и Славы роковая страсть», в котором соединяются попрание человеческих прав и непомерное тщеславие.

Теме роковой власти противостоит тема торжества закона в государстве, которая дополняется мотивом paвенства перед законом всех граждан.

...венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Следующая тема, развивающая основную, - взаимодействие народа, закона и власти. Может ли народ нaсильственно сменить власть путем восстания, революции? Пушкин категорически это отрицает и на исторических примерах (Французская революция 1789 года, - воцарение Наполеона, убийство в результате заговора российского императора Павла 1) показывает гибельность вольного обращения с законом или пренебрежения о им. Поэт кратко и емко передает страшные исторические картины насильственной гибели монархов и орудие цареубийства называет «преступной секирой», а плаху, на которую взошел Людовик, «кровавой плахой Bepoломства». Свержение власти во Франции в результате восстания обернулось установлением жестокой диктатуры Наполеона.

И се - злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Здесь использован прием резкого перехода от мотива осуждения беззакония революционных вождей к нeотвратимости новой тирании. Отношение к Наполеону вызвано событиями Отечественной войны 1812 года.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу...

В стихотворении мы читаем призыв: «Восстаньте, падшие рабы!» Нет ли тут HeKoeгo противоречия: с одной стороны, поэт выступает против насильственного свepжения власти, с другой - стимулирует восстание? Нет, здесь речь идет не о восстании, а о духовном росте общества, которое должно преодолеть страх перед тиранией и осознать роль закона в защите своих человеческих и гражданских прав.

Завершается ода выводом - обращением к царям, в котором вновь сформулировано философско-социальное кредо юного Пушкина.

Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Однако мы ощущаем противоречие между существующим и должным положением дел, что свойственно классицизму. Утверждая идеальную модель общества, автор не может привести конкретных исторических примеров, подтверждающих существование такoгo государства, и при водит лишь негативные примеры, вызванные несоблюдением главенства закона в жизни той или иной страны.

Влияние классицизма на создание этого стихотворения проявилось в характерных для оды чертах: обращение к читателям, открытое обличения порока. Hpaвоучительный пафос, использование архаизмов для придания торжественности и особой значимости выскaзываемых автором суждений, рисуемых им картин (забвенье, глас, за сими, потаенны, врата, днесь и т. д», упоминание мифологических или античных гeроев (Клии страшный глас, Калигулы последний час и др».

Интересно взглянуть на графику стихотворения. Taкие философско-нравственные и социальные понятия, как Вольность, Свобода, Рабство, гeнии, Судьба, Законе, Вероломство пишутся с прописной буквы. Возможно, поэт этим приемом подчеркивает их особую значимость.

Стихотворение «Деревню» датируется 1819 годом. Оно написано под впечатлением двух поездок в родовое имение - село Михайловское.

В стихотворении ощущается воздействие традиций сентиментальной и романтической поэзии. «Деревня» состоит из двух противопоставленных друг другу частей. В первой - детально изображенная картина Михайловскoгo: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами», «ручьи в кустарниках», «лазурные равнины», «парус рыбаря», «ряд холмов и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты» и т. д. Поэт использует лексику, характерную для пейзажной лирики сентименталистов и романтиков: на лоне счастья и забвенья, мирный шум дубров, сей, лазурные равнинн, мельницы крылаты, отрадный глас и др.

В начале первой части - антитеза, свойственная певцам сельской жизни: поэт отдает предпочтение «празнности вольной» перед великосветскими забавами столичной знати. Прекрасные картины природы настраивают поэта на философские размышления об истинных ценностях:

и не завидовать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом...


Первая часть завершается обращением в духе романтиков к оракулам веков, т. е. великим писателям и философам, чей «отрадный глас» слышнее звучал в «уединенье величавом», чьи « творческие думы в душевной зреют глубине».

Вторая часть резко отличается от предшествующей. Если в первой в восторженном стиле передавались кapтины природы и чувства внутренней удовлетворенности, то во второй - с чувством глубокой горечи бичуются дикие крепостнические нравы, «невежества убийственный позор», постоянное нарушение прав крестьянина, полностью зависящего от «неумолимого Владельца», от прихоти «бесчувственной злодея». Поэт называет права, отнятые произволом сельского тирана: «и труд, и собственность, и время земледельца», право на личное счастье.

Пушкин создает зримые образы «Барства дикого» и «Рабства тощего»

Соответственно во второй части меняется и тональность авторской речи. От мирной созерцательности поэт переходит к негодованию, гнeвнoму обличению. Резкий контраст возникает уже в начальной строке второй части:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает...

Настроение поэта постоянно меняется. От обличения существующих порядков оно переходит к раздумью о сущности поэтического творчества и возможности поэта повлиять на общественные нравы.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?..

Поэт ставит перед собой вопрос о роли поэзии в жизни общества. Ответ на Heгo будет дан в творчестве Пушкина значительно позднее «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Поэту» и др».

Падение рабства в стране должно произойти не peволюционным, а законным путем, по воле просвещенного монарха: «И рабство, падшее по манию царя....

Свобода, о которой мечтал Пушкин и многие прогрессивные деятели первой трети XIX века, названа поэтом просвещенной. Однако надежда на ее достижение выскaзана уже со знаком вопроса:

И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Так на интонации раздумья заканчивается стихотворение «Деревня».


Романтическая лирика периода южной ссылки.

В конце 1810-x - начале 1820-x годов Пушкин окончательно формируется как поэт-романтик. Одним из eгo любимых романтических образов становится образ моря, символизирующий свободную и могущественную стихию, влекущую воображение поэта. Морской пейзаж в творчестве романтиков помогает выразить настроение личности, ощущающей себя независимой и самоценной, порой страдающей и разочарованной. Именно поэтому и В. А. Жуковский, и А. С. Пушкин, и Ф. И. Тютчев рисуют в стихах одушевленный образ моря, обращаются к нему как к живому собеседнику. Море вдохновляло поэтов на создание прежде Bceгo элегий, в которых мысли и чувства, навеянные образом бескрайней стихии, приобретают обобщенно-философский и в то же время исключительно личностный характер.

Знаменательно, что период южной ссылки Пушкина открывается и завершается двумя романтическими элегиями, посвященными морю, - «Погасло дневное свeтило...» (1820) и «Е морю,) (1824).

«Ночью на корабле я написал Элегию...» - писал Пушкин брату Льву Сергеевичу 24 сентября 1820 года. В печати стихотворение «Погасло дневное светило...» появилось в том же году, впоследствии была добавлена помета «Подражание Байрону.

Элегия написана в форме монолога, содержащего гpyстные размышления о былом и предстоящем. Она привлекает своей искренностью и задушевностью, взволнованн остью и напевными интонациями. Основная тема элегии - добровольное изгнание лирического героя, покидающего «брега печальные» «туманной родины» и стремящегося «С волненьем и тоской» в «волшебные края» «земли полуденной». Ведущая тема раскрывается через мотивы душевного страдания, разочарованности в «легкокрылой радости», непрочности дружеских связей, предательства, безумной и трагической любви. Вместе с тем присутствует мотив мечты и надежды. Литературоведы отмечают, что эти романтические мотивы являются сквозными в южной лирике Пушкина.

Ключевыми словами и словосочетаниями этой романтической элегии, отражающими внутреннее состояние лирического героя, стали послушное ветрило, угрюмый океан, с волненьем и тоской, восnоминанье, безумная любовь, желаний и надежд томительный обман, грозная прихоть обманчивых морей, nотерянная младость и т. д.

Колоритен образ морской стихии: она названа то Океаном, то морем синим. Эта стихия грозная и угрюмая, обманчивая и подверженная прихоти страстей.Волнение моря необходимо лирическому герою, так как оно созвучно с eгo настроением, борением страстей в eгo собственной душе.

«Погасло дневное светило...», как и романтические поэмы, написанные в период первой ссылки, напоминают многими чертами поэзию Дж. Г. Байрона. Как отмeчал известный ученый-филолог Д. Д. Благой, «байроновщина стихов Пушкина действительно лежала на caмой поверхности: море, корабль, лирическое обращение к тому и другому, стремление поэта к «пределам дальним». Именно это и побудило сaмого Пушкина придать стихам... подзаголовок: «Подражение Байрону».


Лирика любви.

Тема любви - одна из главных в лирике Пушкина. Если в лицейские и послелицейские годы эта тема воплощается в духе анакреонтической поэзии, то впоследствии она приобретает иной характер: чувства и любовные переживания становятся глубже.

В романтической любовной лирике Пушкина присутствует идеальный образ женщины («Все в ней гармония, все диво, / Все выше мира и страстей...»), оказывающей oгpoмнoe воздействие на лирического героя. Образ возлюбленной - это возвышенный и божественный образ:

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, -
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдру!' остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
«Красавица»

Не случайно стихотворение, посвященное Наталии Николаевне гончаровой, называется «Мадона»1. Поэт, любуясь внешней и духовной красотой изображенной на иконе Пречистой Девы с божественным Спасителем. Haходит свой идеал: «Творец / Тебя мне ниспослал, моя Мадона, / Чистейшей прелести чистейший образец».


Философские мотивы.

В стихотворениях Пушкина просматривается эволюция eгo творческого метода: постепенный переход от романтического к реалистическому способу восприятия действительности, выражения мыслей, чувств, настроений автора и лирического героя.

1 Традиционно используется орфография А. С. Пушкина.

В романтический период творчества поэта тема свободы, являясь одной из главных, при обретает философский характер: появляются ноты пессимистического, а иногда и трагического ее осмысления. Возникает антитеза «поэт - толпа». Толпа не только не понимает, но даже враждебно относится к вольнолюбивым настроениям поэта. Все это порождает сомнение и скептицизм.

Проблема свободы в ее трагическом освещении принимает глубокий философский смысл в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...», написанном в 1823 гoду, кризисном для Пушкина.

Тематика стихотворения определяется уже эпиграфом «Изыде сеятель сеяти семена своя» - цитатой из евангельской притчи о сеятеле. В ней говорится, что вышел сеятель и стал разбрасывать семена. Одно упало при дороге и было поклевано птицами; другое упало на камeнистую почву, быстро взошло и погибло, так как не имело корня. Третье попало в тернии, и сорная трава заглушила eгo. Четвертое упало на благодатную почву и принесло большие плоды. Рассказав народу эту притчу, Христос объяснил ее значение. Он сказал, что семя это слово Божие, дорога символизирует сердце человека неразумного и потому не принимающего слова о доброй жизни. Каменистая почва - это духовно слабый человек, по своей трусости отказавшийся от божественной мудрости. Почва, на которой произрастают тернии, символизирует людей, отягощенных материальными заботами, каждодневной суетой. Благодатная почва - это душа человека, готoвoгo к восприятию слова Божия и желающего понять eгo, делающего добро людям.

В черновике письма Пушкина к А. И. Typгeнeву от 1 декабря 1823 года читаем: «...на днях я закаялся и, смотря на запад Европы и вокpyг себя, обратился к Евангелию и произнес сию притчу в подражание Иисусовой».

Стихотворение состоит из двух строф, содержание которых противопоставлено друг другу. Первая строфа характеристика лирического героя, поэта, попытавшегося пробудить людей от рабства и убедившегося в бесплодности своей деятельности, вторая - гнeвнoe обличение, обращенное к тем «мирным народам», которые пребывают в духовном рабстве и не могут в силу этого откликнуться на вольнолюбивые призывы.

Для более глубокого понимания пушкинского взгляда на духовное состояние людей, не развивающих в себе чувства собственного достоинства, идей свободы и добра, следует обратиться к стихотворению («Мое беспечное Heзнанье...» «сбывало, в сладком ослепленье...» ).

И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный.
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
«Мое беспечное незнанье...»

Суетность, предпочтение сиюминутных интересов высоким истинам - все это и есть неподготовленность людей к усвоению вековой мудрости, гуманистических позиций, которые пытается донести до них поэт.

Последние шесть строк почти дословно перешли в стихотворение «Свободы сеятель пустынный...». Изменения, произведенные в трех строках, усиливают обличительно-иронический пафос произведения.

В октябре - ноябре 1824 года Пушкин создал цикл из девяти стихотворений «Подражания Корану». Творчески перерабатывая содержание сур (глав) Корана, поэт выpaжает свое отношение к системе ценностей священной книги мусульман. Известный литературовед Г. А. Гуковский оценил этот стихотворный цикл как реалистическое воссоздание восточной культуры. Из кpaткoгo изложения Корана Пушкин создал законченную развернутую кapтину.

В заключительных строках стихотворения содержится не только признание путником всемогущества Бога это очевидно, но и радостное чувство от познанного:

Святые восторги наполнили грудь:
И с Богом он дале пускается в путь.

В этом отрывке отчетливо ощущается смена интонаций. Неторопливое эпическое повествование сменяется диалогом путника и Бога, затем осуществляется переход от горестных эмоций к радостным, которые нарастают с каждой строчкой. И венцом испытанного путником востopгa становится лаконично и емко выраженная философская мысль об осознании человеком божественной воли.

Среди философских мотивов, развиваемых в лирике последнего десятилетия, внимание Пушкина привлекают вечные вопросы человеческого бытия - жизнь и смерть, непрерывное обновление жизни, борьба добра и зла в мире и в самом человеке, внутренняя сущность человека и т. д.

Пушкина постоянно волнует тема смерти и смены поколений, о чем он и пишет в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829). Однако ожидание cвoeгo ухода соседствует с философским оптимизмом, пониманием и принятием разумности вечного закона обновления жизни. Эта мысль звучит и в других стихотворениях Пушкина философской направленности.

К таким произведениям относится «Элегию) (1830). Стихотворение состоит из двух частей. В первой части друг другу противостоят развернутые метафоры «безумных лет угасшее веселье» (годы юности, жизнелюбивые настроения) и «грядущего волнуемое море» (воображаемое будущее). Лирический герой видит перед собой унылый путь, будущее сулит ему лишь труд и гope. Вторая часть как будто находится в противоречии с первой, она наполняется оптимистическими настроениями и надеждами, что «будут наслажденья меж горестей, забот и тpeволненья». Вместе с тем продолжает развиваться тема непрерывности жизни. И юность и зрелость обладают своей неповторимостью, привлекательностью и богатыми возможностями самореализации личности как в творческом, так и в человеческом отношении.

И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Элегическому отношению к жизни с eгo подчинением непреодолимым законам времени противопоставлено coзнательное приятие страданий, что просветляет трагизм человеческого бытия.

Переосмысляются в сознании Пушкина и основные жизненные ценности. В 1834 году создается стихотворение «Пора, мой дрyг, пора! покоя сердце просит...». Тяготясь обязанностями камер-юнкера при императорском дворе, поэт мечтает выйти в отставку и поселиться с ceмейством в деревне.

Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых Heг.

Обращаясь к Наталии Николаевне, Пушкин формулирует в афористической фразе философскую мысль: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». И это принимается им как залог приятия жизни такой, как она есть, как условие ощущения свободы творчества.

Стихотворение «...Вновь я посеТил...» (1835), как и «Деревня», написано под влиянием посещения Михайловского, но по прошествии десяти лет после ссылки. Подробно дается описание сельского пейзажа, но уже в иной, реалистической манере. Поэт неторопливо размышляет о прошлом, настоящем, будущем. Читатель уже не слышит восторженных и пафосных обращений. Вся жизнь мысленно проходит перед взором поэта. Он видит перед собой «холм лесистый», нивы и пажити, pыбака с убогим неводом, вместо «мельниц крилатых» ему открывается скривившаяся мельница, «насилу крылья ворочая при ветре» и т. д. Везде признаки изменений и, порой, увядания. И на этом фоне возникают раздумья о себе и собственной судьбе.

И сам, покорный общему закону,
Переменился я...

Однако жизнь идет не только в сторону умирания и разрушения, нарождается и новое.

...младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети...

И это напоминает поэту о движении жизни, ее вечном обновлении.

Финал стихотворения отличается радостным воодуwевлением. В нем воедино сливается прошлое, настоящее и будущее. Одно из ярких философских стихотворений Пушкина - («Отцы пустынники И жены непорочны...» (1836). Оно было написано в день поминовения жены-мироносицы Марии Магдалины. В поэтической форме перелагается молитва Ефрема Сирина, читаемая в церкви во время Великого поста. «Господи и Владыко живота мoeгo (жизни моей), дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (не дай .мне). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, господи Царю, даруй ми зрети «мне видеть) моя прегрешения и не осуждати брата Moeгo, яко благословен еси (ты есть) во веки веков. Аминь».

Примечательно, что поэт выделяет эту молитву из множества других.

Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой...

Таким образом, нравственные ценности, заключенные в молитве Ефрема Сирина, Пушкин провозглашает философией своей жизни и творчества.


Тема искусства, судьбы художника и творческого вдохновения.

Поэзия Пушкина настолько богата и кpaсочна, настолько каждое eгo стихотворение насыщено мыслью и чувствами, что порой бывает трудно отнести eгo к какой-то одной теме. Вольнолюбие неотделимо от философских раздумий о ценностях земной жизни, в свободолюбивых и философских стихах очень часты размышления о судьбе поэта, роли искусства в жизни общества, рождении творческого вдохновения. Со многими стихами о роли поэта и eгo поэзии вы уже познакоми лись в средней школе. Обратим внимание еще на нeкоторые грани этой темы.

Многопланово небольшое по объему стихотворение «Арион» (1827). Один из главных eгo мотивов - чудодейственная сила вечно живого искусства.

Арион - древнегреческий поэт и музыкант VII- VI веков до н. э., о котором существует мнoгo легенд. Одну из них - о eгo чудесном спасении дельфином от Морских пиратов - частично использовал Пушкин при создании стихотворения. Арион, осыпанный дарами коринфского царя, возвращался на корабле к себе на родину. Матросы, желая воспользоваться богатствами, решили убить eгo. Арион попросил разрешения спеть последнюю песню. Чудесное пение взволновало дельфина, и, когда певец бросился в волны, тот подхватил eгo и спас.

Пушкин положил древнюю легенду в основу стихотворения, изменив ее. Обычно смысл произведения связывают с событиями 14 декабря 1825 года и заключительную строчку «Я гимны прежние пою...» интерпретируют как выражение поэтом верности друзьям-декабристам и их идеям. Что касается верности дружеским чувствам, нeсомненно, однако слово гимн употребляется и в «Вольности» «...ты гимны смелые внушала.»; то были гимны в честь святости и незыблемости закона, под защитой котopoгo должны находиться как вольность, так и трон. По мнению пушкиниста В. С. Непомнящего, в строке о «гимнах прежних» речь идет не о верности идеям дeкaбризма, а о верности самому себе, своим прежним убеждениям.

Сравним поведение во время бури кормщика, который «в молчанье правил грузный челн», и Ариона, полнoгo «беспечной веры». По мнению литературоведа, в этом различии в отношении к жизни и заключается спасение одного и гибель других. «Пушкин сохраняет мысль о спасительной силе искусства, склонного доверять жизни, а не враждовать с ней» (В. Непомнящий).

В сонете «Поэту» (1830) развиваются мотивы признания заслуг поэта перед обществом, предваряющие тему итогового пушкинского стихотворения «Я памятник ceбе воздвиг нерукотворный...».

Размышления об искусстве принимают характер философских раздумий. Поэт предъявляет к себе самые высокие требования и потому имеет право заявить: «Ты сам свой высший суд». Он взыскательный художник, обладающий свободным умом и воспринимающий свой труд на ниве искусства как благородный подвиг. Именно тaкая самооценка и позволяет ему не зависеть от мнения толпы, от шума «восторженных похвал».

Некоторые фразы стихотворения, отражающие философские выводы поэта, стали афоризмами и вошли в современную речь «Не дорожи любовию народной», «Влечет тебя свободный ум», «Ты сам свой высший суд»).

Философия подлинных жизненных ценностей выpaжена Пушкиным в стихотворении «(Из Пивдемонти») (1836). Оно состоит из двух частей. В первой - перечисление принятых в обществе, но отрицаемых поэтом цeнностей. Он oтвepгaeт и установившиеся после революционных эпох политические системы, определяющиеся взаимоотношения народа, отдельной личности и государства. В том числе поэтом отвергается и парламентаризм как чуждый интересам народа «<зависеть от царя, зависеть от народа»). Во второй части представлены цeнности, понимаемые как истинные: свобода духовная и твоpческая.

Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в Bocтopгax умиленья.
- Вот счастье! вот права...


Теперь уже личная и творческая независимость значительно выше ценится Пушкиным, чем все гражданские и политические свободы. Ему необходимо духовное раскрепощение личности.


Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.


Помощь школьнику онлайн, Литература для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.