Гипермаркет знаний>>Технология >>Технология 3 класс>> Цветы на павловопосадской шали
Уроки 29—30
ЦВЕТЫ НА ПАВЛОВОПАСАДСКОЙ ШАЛИ
Творческое задание
| Задачи
| Материалы и инструменты
| План уроков
| Итоги
|
Выполнение на ткани многоцветной ручной набойки по мотивам павловопосадских шалей и платков
| 1. Развитие полученных на уроках изобразительного искусства представлений третьеклассников о технологии ручной набойки на платках и шалях, способах отделки края изделий. 2. Освоение приемов конструирования манеры для набойки из доступных материалов (картона, тесьмы и др.) методом имитации. 3. Знакомство с приемами выполнения с помощью манеры замкнутого многоцветного орнамента на заготовке из ткани, украшения краев изделия бахромой
| Для изготовления манер: картон, бархатная бумага, клей, карандаш, кисточка для клея, ножницы. Для набойки: ткань однотонная любого цвета, гуашь, кисть для краски, подкладные листы (бумага и полиэтиленовая пленка)
| 1. Беседа о традициях павловопосадской ручной набойки на платках и шалях. 2. Работа по технологической карте. Анализ приемов изготовления манеры из картона и других материалов. 3. «Твоя мастерская». Конструирование по собственному замыслу манеры из картона с добавлением разных материалов по мотивам традиционной павловопосадской набойки приемами вырезания, наклеивания. 4. Беседа о последовательности выполнения традиционной многоцветной набойки замкнутого орнамента. 5. Анализ технологической карты. Планирование порядка подготовки основы из ткани и выполнения на ней многоцветной набойки. 6. Подготовка из ткани основы для шали, набивка на ткани композиции замкнутого орнамента на основе вариации и импровизации по мотивам композиций павлоопосадских платков, оформление краев изделия бахромой
| Оформляется выставка работ учащихся. Выбираются наиболее праздничные, нарядные изделия, близкие по типу композиции, цветовой гамме к традиционным павловским платкам
|
' 'Примерный ход уроков
Данные уроки способствуют приобщению третьеклассников к искусству ручной набойки. На этих уроках, конечно же, используется прием имитации, но имитируются в основном только материалы для манеры (деревянную основу и детали изображения заменяют картонными) и красители (гуашь вместо анилиновых красок). Сам процесс набойки на данных уроках в общих чертах очень похож на реальный, что повышает интерес к работе у школьников и позволяет активизировать и развивать творческие способности учеников.
На уроке 29 ученики по материалам учебника знакомятся со знаменитыми традиционными изделиями павловопосадских мастеров — красочными и нарядными шалями, платками, которые и в наши дни не потеряли своего значения для модниц.
Из рассказа педагога ученики узнают о сложности и длительности процесса ручной набойки шали. Вначале подготавливали материю — ее отбеливали и красили, затем нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме или приклеивали к столу, обтянутому толстым сукном, войлоком. Узор для ручной набойки шали в зависимости от ее величины разбивался на 4, 16 или 24 части. Каждая из частей узора переводилась через кальку на набивную доску — манеру. Для изготовления манеры нужны породы деревьев, обладающих плотностью и твердостью: груша, самшит, орех, белый клен, бук. Предварительно просушенное дерево клеится в несколько слоев. В середину помещают более мягкое и дешевое дерево — сосну, ель, березу, липу. Склеенная таким образом основа манеры долго служит и не дает трещин при высыхании. Мастер-резчик выбирает из подготовленной доски фон рисунка, оставляя узор выпуклым. Потом манеру пропитывают лаком, чтобы она не портилась от влаги. С выпуклых мест (с орнамента) лак счищают, чтобы краска лучше приставала к этим местам. Затем на обратной (верхней) стороне манеры вырезают углубления для пальцев, чтобы манеру можно было легко снять с ткани или точно положить на нее. Для нанесения тонкого контурного узора выпуклые детали манеры отливают из металла и укрепляют на набойной доске.
На уроках изобразительного искусства ученики познакомились с излюбленными цветочными мотивами павловопосадской набойки, нарисовали свой вариант композиции узора для шали, продумали ее цветовое решение. На уроке художественного труда школьники выполняют манеры для набойки из картона.
Изготовление манеры:
• Манеру для набойки можно изготовлять двумя разными способами. Первый из них предложен на с. 108—109 учебника: школьники выполняют эскиз замкнутого орнамента, вырезают четвертую часть эскиза, выкраивают такого же размера основу из картона и детали орнамента. Наклеивают на основу детали, которые в набойке имеют одинаковый цвет. Делают столько манер, сколько видов цвета будет использовано в орнаменте.
Можно применить другой способ выполнения манеры:
• Скрои квадрат из однотонной ткани (не только белой, но и розовой, желтой, красной, синей) — основу для шали. • Сложи основу из ткани вчетверо, хорошо прогладь складки; измерь сторону получившегося квадрата. • Выполни из картона основу для манеры — квадрат со стороной на 1—2 см меньше, чем сложенная вчетверо заготовка из ткани. • Выкрои из картона силуэты цветов и листьев, обведи каждое изображение еще два раза, вырежи и склей вместе по три одинаковые детали. • Наклей детали на основу манеры. • Приклей к обратной стороне манеры ручку из полоски картона. • Сделай на этой же стороне четкую пометку (в виде кружочка, галочки) в том углу манеры, где находится верхняя часть изображения.
Перед обсуждением четвертого пункта плана рекомендуем поискать ответ на вопрос: почему силуэты цветов и листьев нужно склеивать из нескольких слоев картона? Для решения этой проблемы необходимо обратить внимание учеников на то, что отпечатки узора на ткани получаются четкими только тогда, когда силуэты изображений на манере выпуклые, заметно выступают над поверхностью фона.
Верхний слой силуэта изображения (на который при набойке наносят краску) можно сделать не из картона, а из бархатной бумаги, сукна, поролона. На следующем уроке класс превращается в набойную мастерскую. Из рассказа педагога и текста учебника школьники узнают о приемах традиционной ручной набойки. Набойка выполнялась в набойной мастерской на специальном большом столе, покрытом толстым сукном. На столе поверх сукна расстилали ткань. Рядом с этим столом был столик поменьше, на котором лежали готовые манеры. Еще в помещении находился металлический ящик, на дне которого лежал кусок толстого войлока. На него наливали краску и специальной щеткой равномерно размазывали ее по войлоку. Набойщик прижимал манеру к краске на войлоке, затем прикладывал ее к расстеленной на столе ткани и пристукивал кулаком или деревянным молотком — набивал (чтобы каждый элемент узора хорошо отпечатывался). Затем вновь наносил краску на манеру и делал следующий отпечаток. Для набивки замкнутого орнамента на платке манеру нужно было при каждом новом отпечатке поворачивать под прямым углом, перемещать по кругу. Закончив набивать первой манерой, мастер брал вторую и печатал детали узора другого цвета. И так до тех пор, пока не отпечатает весь узор. В узоре могло быть до 10 и более цветов или оттенков.
В процессе знакомства с технологической картой ученики высказывают свое мнение о том, с какой целью стол для набойки нужно застилать мягким материалом, почему краску на манеру нужно наносить перед каждым новым отпечатком, для чего нужно постукивать по манере или надавливать на нее, почему при набойке замкнутого орнамента необходимо поворачивать манеру по кругу.
На предыдущем уроке ученики прогладили сложенную вчетверо заготовку из ткани. При этом получились четкие складки, по которым в процессе набойки можно ровно наложить манеру.
Перед началом практической работы ученики определяют цветовую гамму набойки с учетом цвета ткани.
Выполнение орнамента на заготовке (с. 110—111):
• Организуй «стол набойщика» — положи на парту несколько старых газет или журналов, на них полиэтиленовую пленку (пакет, файл), затем — заготовку из ткани. • Нанеси краску на силуэт цветка и приложи манеру к ткани. Стороны манеры должны совпасть с проработанными на ткани складками. Пометку в углу манеры поверни к центру ткани. • Надави на манеру, чтобы все части рисунка хорошо пропечатались, затем сними ее. • Вновь нанеси краску на силуэт цветка, поверни манеру на четверть оборота, чтобы пометка снова была обращена к центру ткани, и сделай отпечаток. • Отпечатай силуэт цветка на других частях ткани. • Нанеси краску на силуэты листьев и выполни их отпечатки. После выполнения каждого отпечатка не забывай вновь наносить краску на манеру. При повороте манеры следи, чтобы пометка всегда была обращена к центру ткани. • Можно внести дополнения в композицию узора: добавить мелкие отпечатки — точки, небольшие кружочки, серединки цветов. Такие изображения делают тычком (обратной стороной карандаша, кисти, пасты от шариковой ручки и др.). • Оформи края изделия бахромой.
Готовое изделие нужно просушить и аккуратно прогладить утюгом.
Дополнительная литература
1. Буткевич Я. М. История орнамента: учебное пособие / Я. М. Буткевич. — М., 2003. 2. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: учебное пособие / Р. А. Гильман. — М., 2003. 3. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практ. пособие для руковод. школьных кружков. В 2 ч. / под ред. В. А. Барадулина, О. В. Тонкус. — М., 1987. — Ч. 2. 4. Русские шали: альбом / авт.-сост. Г. А. Макаровская. — М., 1986.
Шпикалова Т. Я. Технология. Художественный труд. 3 класс. Методическое пособие, Под редакцией Т. Я. Шпикаловой, М: Просвещение, 2009 г.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|