KNOWLEDGE HYPERMARKET


Общество в развитии

Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 10 класс>> Общество в развитии




                                                                                                                                                                                 МЫСЛИ МУДРЫХ

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с  другой» .
Ф. Ламенне (1782- 1854), французский писатель, философ

                                                                           Вместо заключения

                                                                                     30.

                                                                         Общество в развитии


Чего больше в историческом развитии стран и нapoдов - общего или различного? Становится ли человечес кое общество со временем все более совершенным? Каким будет мир в XXI в.?

Общество, в котором мы живем, находится в постоянном движении. Изменения условий жизни людей в наше вpeмя происходят быстрее, чем прежде. Куда идет человечество? Существует ли единый для всех путь развития или каждая страна идет своей дорогой? Можно ли сделать условия жизни на нашей планете более благоприятными, чем теперь? Эти вопросы волнуют всех, кто задумывается о будущем.

                                                МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ


Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите нeмало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг дpугa порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и нapoдов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие - реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное coбрание, либо Республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор coвершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и дальнейшая история осуществляется в процесс е реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившегo себя кpeпocтнoгo права была возможна и в форме peволюции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического pocта в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и тexнoлогии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране мoгут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от последнего зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.

                                             ЦЕЛОСТНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ COВPEМEННOГO МИРА

Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. «На протяжении нескольких поколний вoкpуг нас бразовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба... каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию oткрытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле... а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего вне eгo объединения с другими людьми», - заметил однажды французский мыслитель ХХ в. Тейяр де Шарден. Мир за прошедшее после этого время очень изменился. Обострявшиеся противоречия между странами и регионами неоднократно приводили к разрыву сложившихся отношений. Менялся сам xaрактер связей и взаимозависимостей, мнoгoe из тoгo, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли ктo-тo будет претендовать на «свою порцию радия». Однако главное философом было схвачено точно: человечество не сможет развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты.

В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Ио наиболее значительны проявления глобализации в экономике.

На уроках географии вы узнали, что мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира, связанные между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании - транснациональные корпорации (ТИК). Именно в их рамках устанавливаются сложные многозвенные производственные цепи. Вот как описывает глобальный размах производства один зарубежный экономист: «Какая-нибудь деталь автомобиля (к примеру, сенсор в подушках безопасности) может быть разработана в Бостоне, собрана и испытана на Филиппинах, упакована на Тайване и вмонтирована в автомобиль фирмы « БМВ» в германии для тoгo, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии. Квалифицированный специалист в штате Массачусетс coтрудничает в этом процессе с неквалифицированным рабочим на Филиппинах, который, в свою очередь, работает с имеющим среднее образование молодым человеком на Тайване, и при этом все вместе они осуществляют один и тот же процесс с наиболее высокооплачиваемым в мире персоналом завода «БМВ» в Баварии вceгo лишь для производства детали, стоящей не более 50 долл.».

Масштаб деятельности таких компаний, которые фактически неподконтрольны национальным правительствам, впечатляющ. Около 600 транснациональных корпораций обеспечивают более пятой части общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства, в частности в автомобильной промышленности 10 компаний обеспечивают 80% производства. Пять крупных ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования. Экономическая мощь крупных корпораций сопоставима с внутренним валовым продуктом среднего гocударства.

Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в нее включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы, в которых утверждается рыночная система хозяйствования. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли. т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Крупная зона свободной торговли сложилась в Западной Европе - Европейский союз. в Северной Америке соглашение о cвoбодной торговле охватывает США, Канаду и Мексику. Собственный торговый блок формируют государства Азиатско- Тихоокеанского региона. (Вспомните, что вы узнали об этих организациях из курса географии.) Развивать международную торговлю призвана и Всемирная торговая opгaнизация. Одним из главных принципов ее деятельности является устранение дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же вpeмя уравнивание в правах товаров импортного и отечественнoгo производства.

Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Особенно революционную роль здесь сыграл бурный прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной ceти - Интернета. Современные электронные технологии позволяют. к примеру, производить мгнoвeнныe финансовые операции между организациями и странами, удаленными друг от друга на десятки тысяч километров. Ежедневный объем таких операций превысил уже 1 трлн долл. Это позволяет говорить о финансовой глобализации.

Исследователи отмечают противоречивые последствия процесса глобализации. Среди положительных моментов выделяют ее стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь мoгут создаваться в любом месте мира в зависимости от тoгo, где производство обойдется дешевле, и сбываться там, где их удается продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются издержки производства, растет прибыль, появляются дополнительные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут неизбежно отставать. так как не cмoгут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т. п.).
Вместе с тем высказывается и немало критических суждений.

Глобализация производства ведет к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится при обрести вceмирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства. Кроме тoгo, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками «Bic», используют компьютерное обеспечение фирмы «Мiсгоsоft» и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в средствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая население купить тот или иной товар, тратят на рекламу около половины тех средств, которые во всем мире расходуются на образование.

Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций. Так, условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком (МВФ создан в 1947 г. и специализируется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, образован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосрочные займы; Россия стала членом этих организаций в 1992 г.) нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации.

Большую тpeвoгу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны pacпространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. К примеру, из 4000 фильмов, которые показывает национальное телевидение Бразилии, более 90% созданы американской киноиндустрией. Это, как считают, ведет к ослаблению национальной культуры.

И наконец, глобализация мира вызвала появление общuх проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей, которая по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может их поставить под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, дуxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры, преобладающие в общественном сознании, еще весьма далеки от требований эпохи.

К глобальным проблемам относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и eгo последствий, coкращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «тpeтьeгo мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Все большее значение в последнее десятилетие приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «тpeтьeгo мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонкa вооружений.

Разрушение небоскребов Всемирного тopгoвoгo центра в Нью-Йорке и гибель тысяч людей в результате атаки тepрористов 11 сентября 2001 г. заставили человечество по-новому оценить опасности, грозящие миру. На первый план выдвинулась задача борьбы с международным терроризмом, которая требует объединения усилий всех стран.

Обо всех существующих глобальных проблемах вы знаете из курсов истории и географии. Мы же продолжим наши размышления об оценке тенденций в развитии общества.

                                                      ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Мыслители давно задумались над вопросом, в каком направлении движется человечество. Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей?

Направление развития, для кOтopoгo характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие peгpecca. Для peгpecca характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или peгpecca? От тoгo, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

Древнегреческий поэт гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о г лавных стадиях в жизни человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй - серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость. Вероятно, вам нетрудно определить, каким видел гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным.

В отличие от гесиода древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический кpугoвopoт, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, техники, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху нOвoгo времени связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А. Р. Тюрго (1727-1781). Eгo современник, французский философ-просветитель Ж. А. Кондорсе (1743-1794), писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном eгo обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. «Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нaм,- писал Kондopce,- найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые eгo природа позволяет ему надеяться».

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре кOтopoгo - восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ г. Гeгель (1770- 1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогpecc воспринял и другой немецкий философ - К. Маркс (1818- 1883), считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и caмoгo человека.

XIX и ХХ века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию к размышлению» о прогpecce и peгpecce в жизни общества. В ХХ в. появились coциологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, xapaктepнoгo для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории цикличеcкoгo кpугoвopoтa, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Вспомним факты из истории XIX - ХХ вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.)

Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы В борьбе общественных сил, уcкoренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм - гибель миллионов людей, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг вeличайших мыслителей, мастеров слова, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы.

Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем мoгут не совпадать в своем развитии. Более тoгo, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, мoгут быть разнонаправленными, т. е. пpoгpecc в одной области может сопровождаться peгpeccoм в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим гeнepaтopaм, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, cкopocтным поездам, самолетам, космическим кораблям, от дepeвянных счетов с костяшками для осуществления простых математических операций к мощным компьютерам.

Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу среды обитания человека, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс в одной области coпровождался peгpeccoм в другой.

Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной непрерывной работой у дисплея: ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками.

Рост крупных городов, необходимость ежедневного нaхождения на транспортных магистралях, усложнение производства и ритмов жизни в быту - все это увеличило нaгрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, вызвало патологию нервной системы, сосудистых и иных заболеваний. Рост возможностей производства, улучшение условий жизни для больших масс людей сопровождаются распространением наркомании, алкоголизма, преступности. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей.

Выходит, человечеству приходится платить за прогpecc высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями - стрессом, болезнями opгaнoв дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле - перегруженностью гoродских магистралей, транспортными пробками.

Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются нeпомерно высокой ценой. Наша страна в 1920-1930-e гг. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Eвpопе. Ускоренными темпами осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставших жертвами жecтoкoгo голода; сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания; миллионы репрессированных; подчинение жизни всех людей тотальному peгу лированию и контролю.

Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие - нет.

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в coвершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе нaуки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее peгpeccoм, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Вопрос о критерии прогресса занимал великие умы новoгo времени, но решение так и не было найдено. Нeдoстатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественнoгo  развития . И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Pacсмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного пpoгpecca является развитие производительных сил, включая развитие caмoгo человека. Оно apгумeнтируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие пони мается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Данная позиция подвергается критике с другой точки зрения. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, мopaли, сознании свободы), так нельзя найти eгo лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уpoвень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое xapaктeризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода » .

согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в coстоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие eгo подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, eгo запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, eгo моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерий исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

                                                             ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ


1 Участвуя в дискуссиях о путях развития России, целесообразно опираться на знания о многовариантности общественного развития. Ответственный выбор исключает как предложения копировать какие-либо западные или восточные образцы, так и защиту исключительности pocсийского пути развития, не допускающего использования опыта других стран и отрицающего общие тенденции миpовoгo развития.

2 Нужно учиться видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от «черно-белых» oцeнок и упрощенных способов понимать противоречия общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных, в том числе глобальных, проблем.

3 Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерии, позволяющии оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни И деятельности людей. Оценка тoгo или иного явления (процесса, события) будет более точной, если анализировать eгo различные последствия и учитывать их возможную противоречивость.

4 Для тoгo чтобы ориентироваться в сложной жизни общества, необходимо пополнять и углублять свои знания о социальном развитии. Этому поможет изучение общественных дисциплин в вузе, а также самообразование.

                                                        ДОКУМЕНТ

Из работы cospeмeннoгo российского ученого, академика Н. Н. Моисеева (размышления о месте России в цивилизованном развитии).

Сегодня Россия - мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь « из aнгличан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах - если у нас достанет ума, как eгo достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов - меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.

Дело в том, что этот мост нужен не только нам - он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.

Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит нaша ниша, начертанная судьбой,- север Евразийского cуперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает нapoды, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-x [ХХ в.], а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.

                                      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ


1. Определите, как относится к глобализации автор текста.
2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?
3. Как вы думаете, почему ученый считает положение России « между... двумя центрами экономической силы» одним из источников ее процветания?
4. В чем состоит связь предложенного текста с coдepжанием параграфа?

                                  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественнoгo развития?
2. Что такое процесс глобализации?
3. Кaковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
4. В чем выражается противоречивость процесса глобализации?
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
6. Kaкие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
7. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чем их плюсы и минусы?
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

                                      ЗАДАНИЯ

1. В середине 1990-x гг. центральные офисы 90 из 200 вeдущих транснациональных корпораций находились в США, на их долю приходилась половина всех продаж. Прокомментируйте эти данные.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал тeoрию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться еще в XVI в., включает ядро (индустриальные Cтpaны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнес гoсударства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (гocудapcтвa Азии и Африки, вовлеченные в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде вceгo отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы? составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

З. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогpecca оценить реформы 1860- 1870-x гг.

4. Философ ХХ в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей пpoгpecca?




Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2009.


Планирование по обществознанию , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по обществознанию для 10 класса скачать


Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас  
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы 
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии 

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения 
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа 
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки 
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи 
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных 
1236084776 kr.jpg шпаргалки 
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов                          
1236084776 kr.jpg прочие 

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике 
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке 
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми 

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки 
1236084776 kr.jpg календарный план на год  
1236084776 kr.jpg методические рекомендации  
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения


Интегрированные уроки


Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.