Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона
УРОК 12
ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Храм Афины В Селинунте. Храм Зевса В Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона
Высочайшего совершенства греческое искусство достигло в рельефе. Особенность греческого рельефа состоит не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении мacтeров находить именно те формы и тот линейный ритм, кoтoрые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю. Эволюцию рельефа от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным, можно проследить на примере дорического храма в разные периоды развития греческой культуры.
Уже метопа храма Афины, в Селинунте (VI в. до н. э.) демонстрирует потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры, свойственной архаике. На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает гopгoну Медузу8.
Персею, сыну 3евса и Данаи, было приказано добыть голову гopгoнbI Медузы. На помощь герою явились посланник богов гepмec и Афина. Афина дала Персею блестящий медный щит, в котором все отражалось как в зеркале, а гepмec – острый меч и крылатые caндaлии. Персей, глядя в щит, отрубил голову Медузе и отдал Афине, которая поместила ее на свою эгиду – нагрудник из козьей шкуры.
![Персей, убивающий гopгoну Медузу. Метопа храма Афины в Селинунте. VI в. до н. э. Национальный археологический музей. Палермо](/images/0/06/5-09-20.jpg) Персей, убивающий гopгoну Медузу.
Метопа храма Афины в Селинунте.
VI в. до н. э. Национальный археологический
музей. Палермо
Массив храма, в котором, казалось. архитектурный ордер с трудом преодолевает инертную массу камня, задал основную форму рельефа: широколицая, грузная гopгонa Медуза, приземистый, с толстыми ногами и коротким туловищем Персей, большеголовая Афина. Но громоздкие, грубые фигуры богини, героя и мясистого чудовища, тяжеловесные вблизи, на расстоянии идеально соответствовали облику дорическогo храма, не нарушая стилистического единства.
Целостность архитектуре и каменному декору придавало чередование светлых и затемненных участков peльефа, опоясывающего храм, словно чеканный узор из теневых пятен. При этом по краям располагались динамичные композиции, к центру они становились более безжизненными и застывшими.
По мере тoгo как дух рационализма преодолевал coпротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания, живописный эффект крупного тeнeвoгo узора утрачивал значение. греки нашли более oдуxoтвopeнные формы рельефа, взаимодействие котopoгo с архитектурой стало легче и тоньше. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением eгo является простое движение, жест. К примеру, метона храма 3евса в Олимпии (нaчало V в. до н. э.) периода ранней классики украшена сценой предпоследнего подвига геракла 9, связанного с обретением золотых яблок гесперид – яблок вечной молодости.
Дойдя до крайнего запада, где находился сад гесперид и титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, геракл предложил ему на время помощь в благодарность за три золотых яблока из сада eгo дочерей. Атлант же хотел перехитрить героя, отдав свою ношу навечно. Но когда Атлант вернулся с чудесными плодами, геракл. сделав вид, что хочет подложить подушку себе на спину, попросил простодушного титана вновь, но только на минутку подержать небо.
Драматизм ситуации передан простым и в то же время красноречивым движением протянутых рук титана с плодами. В нем и радость обретенной свободы от тяжелейшего бремени небесного свода, и недоумение по поводу прихоти героя. Геракл кaк-то отстраненно и равнодушно взирает на дар, кaзалось, крайним напряжением физических сил и воли удерживая небо. Но легким движением помогает ему cтoящая за спиной Афина, одетая в чрезмерно простой, струящийся по плечам хитон, соскальзывающий с поднятой руки и обнажающий трогательно тонкое и нежное запястье. В целом весь peльеф – иллюстрация преимущества человеческой изобретательности и paзума над хтонической мощью стихий.
На метопах изображены эпизоды легендарных сражений, которые отождествлялись с победой эллинов над варварами-персами в греко-персидских войнах,а также с победой разумного человеческого начала над стихийными силами природы.
Чистая архитектура Парфенона не нуждалась в живописном дополнении крупного тeнeBoгo узора, поэтому Фидий bыбирал простые плавные линии, дающие нужное впечатление. На метопе южного фриза, например, изображен гpeк, с усилием отталкивающий от себя кентавра10 и во время схватки на свадьбе царя Пирифоя.
![Геракл и Атлант. Метопа храма Зевса в Олимпии. Начало V в. до н. э. Национальный археологический музей. Олимпия](/images/d/d9/5-09-21.jpg)
Пирифой был вождем гopнoгo племени лапифов, у которых с дикими кентаврами был общий предок. По этой причине кентавры были приглашены на свадьбу вождя, но. опьянев, начали бесчинствовать, пытаясь похитить невесту и других женщин.
Напрягшиеся икры на нoгax, с усилием упирающихся в землю, протестующий жест руки с вздувшимися жилами,резко обозначенные мышцы торса, драпировки, льнущие беспокойными складками к телу, – все это предельно точно выражает неприятие светлой и разумной человеческой природой невежественной и необузданной звериной силы.
![ФИДИЙ. Бой лапифа с кентавром. Метопа Парфенона. 438 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины](/images/2/22/5-09-22.jpg)
Вместе с тем в спокойно круглящихся линиях, создающих эмоционально точный образ, нет никакой экспрессии, надлома, эпатажа.
Так же эмоционально емко ритм линий отражает конкретную идею в рельефах ионического фриза Парфенона, сплошной лентой идущего поверху целлы. Эта идея – торжество афинской демократии. Ее воплощает запечатленное Фидием величавое шествие жителей Афин от рыночной площади Aгoры на Акрополь в праздник Великих Панафиней.
Непрерывным потоком от юго-западного угла в обе стороны движется процессия знатных афинских девушек с драгоценной ношей – новым плащом-пеплосом* для статуи Афины. Водоносы поддерживают огромные амфоры с вином, благовониями и оливковым маслом для жертвенных даров. Эфебы** ведут под уздцы коней, садятся на них, едут торжественным шагом, пускаются вскачь, переходят на галоп, чтобы сойтись на восточной стороне. Там восседают спустившиеся с Олимпа боги и происходит передача плаща жрецу богини.
* Пенлос – верхняя одежда из шерстяной ткани в складках, без рукавов, которую греки надевали поверх хитона – рубахи, перетянутой поясом. ** Эфебы – юноши, подготовленные к военной и гражданской службе.
Ясное представление об особенностях рельефа дают две фигуры эфебов на конях. Движение направлено вдоль стены, и одинаковые позы скачущих коней, очертания ног и спин всадников рождают мерный, торжественный ритм фриза.
При этом он лишен монотонности благодаря разнообразию в деталях: различны гривы и изгиб лошадиных шей, позы и жесты рук всадников, их одежда. В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры, которое так ценили дpeвние греки. Хотя невысокий рельеф почти сливается со стeной, ощущение пространства дают чередование планов и заходящие друг за друга формы – развевающийся за спиной всадника плащ, круп коня, закрытый ногой другой лошади, рука юноши, скрытая гривой. С их помощью достигается трехмерность пространства, в действительности почти oтcутствующая.
Плавный, музыкальный ритм рельефа помогал почувствовать пришедшим к храму, как весело и легко идет жизнь в лучах божественного присутствия. Боги не чуждаются людей, их повседневных дел и забот, и поэтому воздух для смepтных «легкой лазурью разлит и сладчайшим сияньем проникнут». Такому мировосприятию способствует и материал. Холодный блеск отполированного мрамора создает ощущение некоторой отстраненности, естественной при общении с богами, но возможность этого камня передавать струящиеся ткани, нежную кожу, вьющиеся волосы придает образам человеческую теплоту.
В формах и декоре Парфенона было найдено то счастливое равновесие, когда неподвижность архаики оказалась уже преодоленной, а общая cтpoгocть узора еще не была принесена в жертву натуралистическому любованию эмоциями и плотью, что стало характерно для эстетики эллинизма.
Вопросы и задания 1. Что нoвoгo привнес Фидий в рельеф? Почему eгo творчество считается вершиной греческой пластики? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 7 в рабочей тетради. 2. Какую идею выражал ионический фриз Парфенона? З. Как в облике Парфенона сочетаются строгие формы классики с декоративной красочностью архаики?
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Планирование по исскуству , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по исскуству для 10 класса скачать
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
|